«Подвиг-это…» (история одного подвига)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Подвиг-это…» (история одного подвига)

Сергеев В.В. 1
1 МОУ «Кораблинская средняя школа №2" г. Кораблино Рязанской области
Дербикова О.В. 1
1 МОУ "Кораблинская средняя школа №2" г. Кораблино


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

О подвигах - стихи слагают. 
О славе – песни создают.

"Герои никогда не умирают, 
Герои в нашей памяти живут!”

2020 год - это юбилейный год. В этом году исполнилось 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Со словом победа всегда рядом стоит слово подвиг. А что такое подвиг во время войны?

Актуальность и проблема исследования:Так я вышел на проблему моей работы. История личности неотделима от истории Отечества. Чтобы понять что такое «подвиг» я изучил историю одного подвига.

Цель исследования:какой вклад внесли отдельные люди в историю страны, когда ковали единую для всех Победу. Изучение понятия«подвиг»на примере историиподвига моего земляка - Ивана Петровича Грачёва.

Задачи исследования:

Дать определение понятия «подвиг» и познакомиться с их видами. Как мои сверстники понимают слово «подвиг».

Провести опрос среди учеников школы, сделать сравнительный анализ.

Познакомиться с подвигами, совершенными во время Великой Отечественной войны, определить самые известные из них.

Изучить историю подвига моего земляка И. П. Грачёва.

Патриотическое воспитание.

Сделать выводы.

Гипотезы исследования: я полагаю, что ознакомив одноклассников с данной исследовательской работой можно помочь им расширить свои знания о понятии «подвиг», а также развить в себе такие качества как: смелость, бескорыстие, взаимопомощь и взаимовыручку.

Объект исследования: понятие подвиг и подвиг моего земляка И. П. Грачёва

Предмет исследования: судьба иистория подвига моего земляка И. П. Грачёва во время Великой Отечественной войны.

Методы исследования: анкетирование, фотографирование, поиск и сбор данных, обработка информации, анализ, осмысление.

План работы:

1. Сбор информации

2.Основная часть:

2.1. Проведение социологического опроса.

2.2. История подвига.

2.3. Оформление отчета по результатам исследовательской работы.

3. Список литературы

4. Приложения.

Основная часть

Определение понятия «подвиг»

Подвиг — это доблестный, героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

В любом мужчине уже с детства изначально заложена тяга к подвигам, к тому, чтобы, взяв в руку меч, «в жарком бою испытать что почем»…

Действительно, именно во время войн мы наблюдаем очень яркие примеры настоящего героизма. Да и вообще, уже сама профессия солдата, офицера — героическая. От воина, солдата в бою требуется прежде всего готовность не щадить даже собственной жизни при исполнении воинского долга.

Да, на войне совершают героические подвиги, но ведь их, между прочим, совершают и в мирное время. Да и вообще, подвиг — это совсем не обязательно всегда что-то яркое, красочное и эффектное, что сразу замечают и чем восторгаются окружающие.

Порой, как ни странно, бывает, что самые настоящие герои живут скромной и незаметной жизнью, не блистают на виду своей силой и славой. Они не хвастаются своими подвигами, и бывает, что люди узнают об этих героях уже после их смерти.

Подвиги бывают: военными, гражданскими, трудовыми.

Гражданский: например, спасение человека из огня, спасение на воде.

Трудовой: работники МЧС, работники скорой помощи, работки полиции.

Я изучил военный подвиг моего земляка И. П. Грачёва.

Анкетирование.

Анкетирование (Приложение 1) проводилось в 3-х и 4-х классах, в котором приняло участие 100 человек. Цель анкетирования: узнать о том, какими сведениями владеют ученики о подвигах во время Великой Отечественной войны.

В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?

Знаете ли Вы героев Советского Союза?

Знаете ли Вы героев Советского Союза своего района?

Определение понятия - «подвиг»?

Аллея Героев в нашем городе Вам известна? Читали?

По результатам видно, что ребятам нужно побольше узнать о героях своего района и я в этом постараюсь им помочь.

История подвига И.П.Грачёва

Сведения о Иване Петровиче Грачёве я получил из ресурса «Богатыри земли Рязанской», напечатанному к 70 – летию Великой Победы, изучил материалы из «Кораблинского краеведческого музея»:

- краткий биографический словарь «Герои Советского Союза» (Приложения 4,5).

- письма опровержения, что родился И. П. Грачёв в д. Фролово Клепиковского района (Приложение 7).

- наградной лист (Приложение 8).

- материалы из газеты «Под знаменем Ленина» №56 от 09 Мая 1980 года и «Приокская правда» (Приложения 9,10)

Иван Петрович Грачёв - один из самых храбрых лётчиков Великой Отечественной войны. Там, где появлялся его самолёт, немцы терпели поражение и несли потери (Приложение 3).

Когда наши пехотинцы узнавали, что их действия поддерживает отважный лётчик – истребитель, они уверенно и смело шли в контратаки.

Наряду с беззаветной храбростью у Грачёва было ещё одно удивительное качество, необходимое воздушному бойцу, - неутомимость. Этот человек железной воли не знал усталости. Он совершал в день по несколько воздушных вылетов, проводил по несколько воздушных боёв. И, несмотря на это, получив приказ лететь в новый бой, вёл самолёт уверенной рукой, как будто и не было бессонных ночей и напряжённого боевого труда в высоте.

За боевые заслуги (16.01.1942 г.) Ивану Петровичу Грачёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

14 сентября 1944 года под Ригой, шестёрка истребителей во главе с Иваном Грачёвым вела воздушный бой с «мессерами». От двух очередей Грачёва рухнул на землю «Хенкель». Через несколько минут Ивану Петровичу удалось сбить второй «Хенкель». И именно в этот момент он почувствовал, как его обдало горячим воздухом. Из центрального бака в кабину хлестал бензин. Огонь быстро распространялся внутри машины. Поняв, что спастись невозможно, Грачёв передал в эфир:

- Я Родину заверяю, что честно умираю. Иду на таран…

Охваченную пламенем машину майор Грачёв направил на «Фокке-Вульф». Ударом правой плоскости он срубил вражескому истребителю хвостовое оперение. «Фоккер» камнем полетел на землю. Самолёт Грачёва получил сильное повреждение. Взорвался бензиновый бак. Взрывная волна выбросила лётчика из кабины. Почти 3000 метров он падал без парашюта. Когда до земли осталось не более 1000 метров, над ним раскрылся белый купол. Но впереди Ивана Петровича ждали новые опасности: попасть в плен к врагу или быть убитым в воздухе.

Неизвестно, о чём думал в те последние минуты жизни Герой. Наблюдавшие с земли пехотинцы видели, как лётчик, стараясь перетянуть через линию фронта, действовал стропами парашюта. Это помогло ему приземлиться на своей территории. Как только Грачёв оказался на земле, пехотинцы подхватили обожжённого, истекающего кровью лётчика и бережно опустили на дно окопа. Через несколько минут Иван Петрович Грачёв скончался.

Всего за время Великой Отечественной войны Иван Грачёв совершил 203 боевых вылета, провёл 94 воздушных боя, в которых сбил лично 13 и в составе группы 4 самолёта противника (Приложение 11,12).

…Прошли годы. В городе Кораблино на Аллее Героев помещён портрет И.П.Грачёва (Приложение 2). Его именем названа одна из улиц в посёлке Мамонтовка Московской области и установлена доска на школе, где учился (Приложение 6). В авиационном гарнизоне, где Герой начинал свой ратный путь, поставлен ему бюст.

Заключение

Подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн: Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела.

Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту Отчизны, простых людей и их жизней.

Каждый год наша страна отмечает праздник – День Победы. Много героических поступков было совершено во время войны.

С опорой на анализ полученных материалов, а так же сделав анализ опроса, я познакомил своих одноклассников с получившимися данными. Мы выяснили, что подвиг может быть военным, гражданским, трудовым.

Эти подвиги невозможно сравнить между собой. Но у них есть нечто общее: это помощь, спасение другого человека, несмотря на тяжесть последствий для себя. Мы изучили один из ярких примеров подвига – это подвиг нашего земляка И. П. Грачёва. Равняясь на него, мы все будем развивать в себе необходимые качества: быть честными, отважными и помогать друг другу в трудную минуту.

Изучая историю подвига И. П. Грачёва, мы пришли к выводу, что подвиг - это поступок ради других, и совершается чаще всего спонтанно.

Практическая значимость работы:

Для меня:

- узнал, что такое подвиг;

- узнал много нового о герое Иване Петровиче Грачёве;

- учился проводить опрос, анкетирование;

- научился оформлять результаты опроса в виде диаграммы;

- научился использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет;

Для школы:

В дни памяти будет представлена моя исследовательская работа «Подвиг-это…»

Список литературы

Материалы из «Кораблинского краеведческого музея»:

1. Краткий биографический словарь «Герои Советского Союза».

2. Письма опровержения, что родился И. П. Грачёв в д. Фролово Клепиковского района.

3. Материалы из газеты «Под знаменем Ленина» №56 от 09 Мая 1980 года и «Приокская правда».

4. Материалы прессы военных лет.

5. Книга М. Ю. Быкова – «Победы сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА - ЭКСМО», 2008 год

книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.

Приложение 1

Анкета для учеников моей школы (100 человек опрошенных).

№ п/п

Предлагаемый

вопрос

Ответы

3 класс

4 класс

Знаю

Затрудняюсь

ответить

Знаю

Затрудняюсь

ответить

1

Кода началась и закончилась Великая Отечественная война?

40

10

47

3

2

Знаете ли Вы героев Советского Союза?

38

9

42

8

3

Знаете ли Вы героев Советского Союза своего района?

20

30

28

22

4

Определение понятия - «подвиг»?

48

2

50

0

5

Аллея Героев в нашем городе Вам известна? Читали?

25

25

33

17

Результат опроса детей

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Список всех известных побед Гвардии майора И. П. Грачёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
( одержанной победы )

Свои
самолёты

1

27.08.1941 г.

1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )

оз. Пендиковское

И-16, "Аэрокобра".

2

1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )

юж. Тосно

3

29.08.1941 г.

1  Ju-87

Мга - Погорелушка

4

06.09.1941 г.

1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )

сев. Лезье

5

1  Do-215  ( в группе - 1 / 4 )

Ивановское

5

11.09.1941 г.

2  Ju-87

Николаевское

6

14.09.1941 г.

1  Не-111

юж. София

7

15.09.1941 г.

1  Ме-109

Ново - Весь

9

21.09.1941 г.

1  Ме-109

юго - вост. Углово

10

08.01.1943 г.

1  Ме-109

зап. Горки

11

15.01.1943 г.

1  Ме-109

Туганово - Угна

12

05.03.1943 г.

2  FW-190

Глухая Горушка

13

19.07.1944 г.

1  FW-190

вост. Ужпеляй

14

20.07.1944 г.

1  FW-190

вост. Девиняй

15

14.09.1944 г.

1  FW-190

Румбула


      Всего сбитых самолётов - 13 + 4;  боевых вылетов - 203;   воздушных боёв - 94.

Просмотров работы: 461