Введение
Каждый человек обязан знать свои семейные традиции, родовые предания, бережно относиться к семейным реликвиям, изучать свои корни.
В современном обществе упростились родственные отношения - утрачивается то, что питало и укрепляло семейные узы. Порой мы не знаем не только своих корней, но даже ближайших родственников.
Родословная моей семьи интересна тем, что родственники связаны не только нитями родства, но и профессией.
Много лет подряд члены семьи преданы такой сложной, но нужной людям профессии – профессии учителя.
Учительская династия... Что стоит за этим словосочетанием?
Прежде всего - верность профессии, любовь к выбранному делу, опыт, знания и мудрость - не в одном, а в нескольких поколениях.
От родителей к детям передается стремление отдать себя нелегкому, но очень нужному труду.
Учительская династия – это не только история и связь поколений, но и история учительской деятельности.
Цель работы - исследовать биографию своих родственников, которые составили учительскую династию Пережогиных.
Задачи исследования:
1.Провести интервью-опрос с представителями династии Пережогиных.
2.Изучить материал из личного архива династии Пережогиных.
3. Изучить материал из школьного краеведческого музея
МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское.
4.Провести серии интервью с бывшими учениками представителей династии
Пережогиных.
5.Создать династическое древо.
Объект исследования - учительская династия Пережогиных.
Предмет исследования – жизненный и педагогический путь представителей династии Пережогиных.
Методы: исследовательский, поисковый, работа с архивными материалами, анализ и обработка информации.
Актуальность темы – показать, как велика роль учителя в становлении личности, в выборе профессии
Основная часть
Глава 1. Голубев Алексей Дмитриевич
С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству. А учительская династия тем и примечательна, что дети учителей видят, сколько времени отнимает работа у родителей, сколько они затрачивают душевных сил. Порой родные дети не получают столько внимания, сколько чужие, но, несмотря на это, выбирают родительский путь.
Родоначальником учительской династии стал мой прапрадед - Голубев Алексей Дмитриевич, который родился в 1896 году в мордовской деревне Парцы в семье псаломщика.
Окончил вместе со своими тремя братьями Краснослободское духовное училище, выпускавшее не только кадры для духовного ведомства, но и учителей для народных и церковных школ.
В качестве священнослужителя начал работать в селе Рязановка Инсарского уезда Пензенской губернии (нынешней республики Мордовия), в очень трудный для церкви период, так как с приходом советской власти в конце 1917 г. начались гонения на русскую православную церковь, которые приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 г., после издания 23 января декрета «Об отделении Церкви от государства», и продолжались на протяжении всего советского периода.
Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель - арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян. Аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной. Целые уезды таких губерний, как Пермская, Ставропольская, Казанская, лишились священнослужителей.
В 1921 году родилась дочь Валя (моя прабабушка).
Она рассказывала мне о моём прапрадеде, что он был добрый, справедливый, правильный человек, всегда готовый прийти на помощь людям в трудную минуту, не считаясь с собственным временем. Он был не только священнослужителем. Много сил отдавал просветительской деятельности. В неофициальной обстановке отец Алексей проводил со взрослыми и детьми беседы, в которых восхвалял доброту, честность, порядочность. К нему обращались также за помощью, когда хотели получить дельный совет. Поэтому его часто называли учителем»
В 1925 году переехал вместе со своей семьёй в село Засечное Нижнеломовского района, где продолжил свою религиозную деятельность, а в 1928 году он работал священником в Кувак-Никольской церкви.
Усиление террора в отношении церкви во всероссийском масштабе, в 1929-1930 гг, привело к массовым расстрелам и арестам.
В этот период отец Алексей работал священником в церкви села Серый Ключ Нижнеломовского района.
Волна террора не обошла стороной и его духовную и просветительскую деятельность. Поэтому иерея Алексея арестовали. Он находился в тюремном заключении г. Архангельска, работал на лесоразработках. В 1939 году он освободился и пешком пришёл домой. Вышел весной, а пришёл в конце лета.
Он освободился в 1937 году и продолжил церковную службу в Башмаковском районе до 1941 года.
В военные годы он охранял Нижнеломовский госпиталь, так как был военнообязанным. После войны прапрадедушка жил в г. Белинске Пензенской области и работал в местном храме.
В этом же городе в1956 году он умер от сердечной недостаточности¹.
Хотя мой прапрадед был священником, а не педагогом, тем не менее, я считаю его основоположником учительской династии, потому что он учил людей всему тому светлому, доброму, что и учитель.
К тому же именно его просветительская работа помогла дочери Валентине определиться с выбором профессии.
Глава 2. Пережогина (Голубева) Валентина Алексеевна
Моя прабабушка Пережогина (Голубева) Валентина Алексеевна родилась 16 февраля 1921 года в мордовской деревне Парцы.
В детстве очень любила играть в куклы, которые ей мама делала из лоскутков.
В 1925 году со своей семьёй переехала в село Засечное, а в 1929 году – в село Кувак-Никольское.
Часто вместе со старшим братом Анатолием посещала церковные службы, но с большим удовольствием вечерние собрания, которые организовывал её отец с целью просветительства. Слушала папу с большим интересом.
Поэтому, когда перед Валентиной встал вопрос, кем быть, сомнений не было - только учителем.
В 1936 году она поступила в Нижнеломовское педагогическое училище, которое закончила в 1939 году. Рано осталась без мамы. На её хрупкие плечи легли заботы по хозяйству.
В военные (1941-1945) годы Валентина Алексеевна работала сначала учителем, а потом завучем начальной школы в селе Ворона Пачелмского района Пензенской области.
Со слов прабабушки: « Для меня это были самые тяжелые годы.
Повсюду царил голод. Если появится кусок хлеба в доме, хочется поделиться им с моими учениками, которые часто недоедали.
Сама понимала, что фашисты могут быстро добраться и до нас. Но я сохраняла спокойствие. Ведь кому как не мне нужно было оставаться выдержанной».
После войны снова переехала в село Кувак-Никольское¹.
В этом же году вышла замуж за моего прадеда Пережогина Владимира Петровича.
С сентября 1946 года они вместе работают учителями в селе Кувак-Никольское.
На вопрос - легко ли приходилось вам с прадедом работать вместе, прабабушка отвечала, что бывало по-разному. В чём-то легко, а в чём-то трудно. Ведь спрашивал он работу, будучи директором школы, прежде всего с неё, а уж затем с коллектива. Да и требования у него к самому себе и к ней были завышенные. Но потихоньку справлялись.
Валентина Алексеевна преподавала русский язык, литературу, работала воспитателем группы продлённого дня.
Со слов прабабушки: «Свою деятельность мне приходилось неоднократно прерывать, так как на свет появлялись детки. Их у меня было четверо. Но в школу меня всегда тянуло. Я считаю эту профессию своим призванием».
Со слов бывшей ученицы Романовой Светланы Викторовны: «Валентина Алексеевна к каждому ученику находила особый подход, отыскав из тысячи один ключик к сердцу маленького человека»
В 1976 году Валентина Алексеевна Пережогина ушла на пенсию, имея награды. Она скончалась 5 октября 2012 года на праздник педагогов.
Глава 3. Пережогин Владимир Петрович
Мой прадед Пережогин Владимир Петрович родился 7 июля 1923 года в многодетной семье кузнеца Пережогина Петра Гавриловича .
С детства отличался высокой наблюдательностью, проявлением большого интереса ко всему происходящему.
Окончил школу - семилетку села Кувак-Никольское.
В 1938 году поступил в Нижнеломовское педагогическое училище, которое закончил в 1941 году.
Из воспоминаний Владимира Петровича: «Выпускной вечер состоялся 21июня 1941 года. Мы праздновали до рассвета, утром пришли на базарную площадь г. Н-Ломова, где обычно с самого раннего утра суетился народ, а тут вдруг тишина. К нам подошёл наш военрук и сказал: «Ребята, началась война».
В этом же году прадеда призвали в ряды Красной Армии, а затем мобилизовали на фронт.
Он пошёл воевать, потому что считал это своим долгом, посчитал за честь участвовать в защите Родины. Защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово "надо”. Таким человеком был и остаётся мой прадед.
Из воспоминаний Владимира Петровича: «Когда я ехал на фронт, мысленно составлял портрет фашиста.
По мере приближения к линии фронта интерес к нему возрастал, как к существу с другой планеты. Ибо какому нормальному человеку хочется войны, убийств?
Когда я впервые увидел немца, то пристально начал всматриваться в него. Вид обычного человека. Но глаза…. В них читалась холодность, злость, жестокость. Я не струсил, а несколько растерялся, опешил. Он ещё осуждающе смотрит на меня! Да как ты смеешь!
Это ты напал на мою Землю! И тут - выстрел… Мой товарищ опередил его и выстрелил. Вот так состоялась моя первая встреча с противником».
Прадед очень много рассказывал мне о боевых событиях. Я часто спрашивал его о том, как он всё это вынес: голод, холод, пули над головой; знаешь, что смерть ходит рядом с тобой?
Он отвечал, что ему помогла выдержать и не падать духом любовь к своей Родине, а ещё педагогическая жилка.
Со слов прадеда мне известно, что ему и на войне приходилось учить солдат стойкости, выносливости и даже ругать за сквернословие. Ведь нельзя засорять наш родной язык. А самые высокие требования предъявлял к себе. Я должен, я смогу, я вынесу - ведь я учитель.
Сначала он воевал с немцами под Москвой, затем в Белоруссии.
В 1945 году - с японцами на Дальнем Востоке.
За свой героизм в годы войны прадед был награждён медалями, Орденом Великой Отечественной войны II степени.
В 1946 году вернулся в родное село и стал работать учителем физкультуры.
В 1947 году поступил в Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г.Белинского и закончил его в 1950 году.
Ему была присвоена квалификация и звание «Учитель средней школы с правом преподавания истории в 8-10 классах».
В 1951 году назначается директором школы, которая с 1952 года преобразовалась в среднюю.
Усилиями прадеда школа благоустраивается и освещается, тогда как всё село ещё пользуется керосиновой лампой.
С 1959 году по совместительству работает учителем истории областной заочной средней школы на учебно-консультационном пункте при Кувак-Никольской средней школе Н-Ломовского района.
Из воспоминанийбывшей ученицы Стяжковой Зои Ивановны: «Это удивительный человек, до глубины души влюбленный в свой предмет».
Из воспоминаний бывшего ученика Зобнина Виктора Ивановича:
«На урок истории не шёл, а бежал. Владимир Петрович так интересно рассказывал, что мысленно переносишься в ту эпоху, о которой шла речь.
Но особенно я любил темы о Великой Отечественной войне, когда Владимир Петрович рассказывало военных действиях, в которых принимал участие».
С 1965 года работает заведующим областной заочной средней школы на учебно-консультационном пункте при Кувак-Никольской средней школе
Н-Ломовского района.
Имеет много наград.
В 1983 году прадед ушёл на заслуженный пенсионный отдых.
Владимир Петрович известен жителям села как активный общественник, который часто выступал с лекциями на разные темы в Библиотечно-досуговом центре.
Он частый гость в родной школе. Прадед - один из основателей школьного краеведческого музее. Ежегодно, накануне Дня Победы, он встречался с краеведами и рассказывал о фронтовых событиях, об истории села, школы. Ему очень хотелось, чтоб современное поколение знало о прошлом своего села, родного края.
25 июля 2012 года прадед скончался от непродолжительной болезни.
Глава 4. Пережогин Геннадий Владимирович
Его сын, мой дедушка, Геннадий Владимирович Пережогин родился в селе Кувак-Никольское 18 сентября 1947 года .
С детства проявлял интерес к спорту. Часто собирал вокруг себя ребят и учил их тем спортивным приёмам, которыми уже овладел сам.
В школе учился хорошо. Любимым школьным предметом была литература. Возможно, любовь к этому предмету подтолкнула дедушку сочинять стихи.
После окончания школы он поступил в Мокшанский техникум по специальности механика. Несколько лет работал на Кувак-Никольской птицефабрике слесарем, но позже понял, что это не его призвание.
Дедушка продолжал писать стихи. Вечерами посещал спортивную секцию Кувак-Никольской средней школы.
Директор школы Немов Евгений Михайлович заметил его организаторские способности и интерес к спорту. По его совету в 1986 году он поступил в Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г.Белинского на заочное отделение по специальности физическая культура.
Работа учителя физкультуры деду понравилась сразу. Его воспитанники часто занимали призовые места на различных соревнованиях (прилож.19). Спортивные кубки, грамоты хранятся в краеведческом музее МБОУ СОШ
с. Кувак-Никольское.
Тяжёлым годом дед считает 1990, когда зарплату задерживали или отдавали частями. Некоторые виды продуктов пропали с прилавков магазинов. Другие получали по талонам, которые выдавались на семью.
Но эти трудности не остановили его.
Даже в нерабочее время он организовывал на школьной площадке спортивные игры, в которых мог принять участие любой желающий.
Для многих своих выпускников Геннадий Владимирович стал не только любимым учителем, но и другом, человеком, которому можно довериться, обратиться за помощью.
В 2007 году он ушёл на заслуженный пенсионный отдых. Ему вручили грамоту Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся.
В своём селе Геннадий Владимирович известен не только как учитель физкультуры, но и как Председатель общественности, как местный поэт.
В 2012 году вышли сборники его стихов: «Родство», «Стихи разных лет», «Далёкий финиш», «Берега», которые охотно читают односельчане. Также стихи можно встретить в районной газете «Маяк» (приложения - 22, 23).
Одно из них он посвятил своему отцу
«Урок»
Умолк звонок, и прекратились прения.
Умолк звонок, и пять десятков глаз
Встречают с затаённым нетерпеньем
Учителя, входящего к ним в класс.
И никуда от этих глаз не деться:
Приветливых, лучистых и родных
На миг мелькает собственное детство
И вместо хлеба - конопляный жмых.
И, обведя внимательно всех взглядом,
Он говорит о тех великих днях,
Когда с рабочим встал крестьянин рядом
И над Россией взвился красный стяг.
Он говорит взволнованно и страстно,
И взгляды отрешённые ребят
Сказали ему всё:
«Нет, не напрасно прошёл урок», - подумал про себя.
Они все там, они штурмуют Зимний.
«Долой господ!»,- неистово крича.
Они идут под пулемётным ливнем
И слушают живого Ильича.
Но вдруг звонок, и вздрогнули все враз
Из Зимнего вернувшись снова в класс.
***
Не в силах выразить словами тех чувств, что высказать бы мог,
Я преклоняюсь перед Вами, исконно русский педагог.
Глава 5. Пояскова (Пережогина) Наталья Геннадьевна
Его дочь, моя мама, Пояскова Наталья Геннадьевна родилась 9 июля 1977 года в селе Кувак-Никольское. С самого детства была тихой, послушной девочкой.
Со слов бабушки, Пережогиной Лидии Ивановны: «Наташа могла часами в своей комнате играть в куклы. Сначала она рассказывала им сказки, посадив в кружок. А затем начинала обучать их буквам и слогам, так как сама рано научилась читать. Куклы - ученицы, помимо чтения, занимались рисованием, пением. Вот так она организовала свой первый класс».
В 1984 году мама пошла в школу. Училась прилежно, добросовестно готовилась к урокам.
На протяжении многих лет выполняла обязанности командира отряда.
В 8-9 классах была вожатой у младших школьников.
В 1992 году Наталья Пережогина поступила в Нижнеломовское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов».
В 1996 году пришла работать в родную школу воспитателем группы продлённого дня. Воспитывать школьников ей очень нравилось. Она учила детей рисовать, выполнять различные поделки, организовывала экскурсии, походы.
Со слов моей бабушки Лидии Ивановны: « Когда Наташа заводила речь о своих воспитанниках, то глаза её начинали светиться. Она могла без перерыва рассказывать об их увлечениях, достижениях».
В 2000 году Наталья Геннадьевна поступила в Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского на естественно-географический факультете.
С 2002 года работает учителем географии.
Со слов обучающихся школы: «Наталья Геннадьевна всегда интересно строит свои уроки, объясняет доступно и понятно. Урок сопровождает интересными примерами из жизни».
Несколько лет руководила кружком «Краеведы».
И вот уже на протяжении 24 лет она растёт со своими учениками, совершенствуясь и сохраняя молодость в своём сердце. Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников! Её воспитанники участвуют во всех предметных олимпиадах, являются победителями и призёрами муниципальных олимпиад по географии и географии Пензенского края, занимают призовые места в региональных и муниципальных конкурсах научно-исследовательских работ «Старт в науку» и «Земля родная». Имеет много наград.
Заключение
Учительская династия Пережогиных насчитывает четыре поколения учителей, она внесла значительный вклад в дело воспитания и обучения сотен детей; в историю Кувак-Никольской средней школы, в историю родного села.
Каждое поколение её было связано с ключевыми событиями истории нашей страны: революцией, коллективизацией, Великой Отечественной войной, распадом СССР. На примере одной семьи можно проследить историю страны. Эта история интересна мне, будет интересна моим детям и детям моих детей.
Это пример патриотизма, долга перед Родиной, человеческого мужества.
В результате исследования биографии родственников я также понял, как велико значение семейного воспитания в жизни человека и всего общества в целом. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем. На примере семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди которые придут на помощь в трудную минуту.
Все представители династии Пережогиных всегда понимали, что учитель должен быть безукоризнен перед обществом, перед детьми, перед собственной совестью. Они любили и любят свою работу и воспитывают любовь к профессии в своих детях. Ведь только так можно продолжить династию.
Но я надеюсь, что педагогическая династия Пережогиных не закончилась. Меня привлекает профессия учителя и, быть может, я выберу в дальнейшем педагогический путь.
Использованные источники:
1. «Куранты» от 29 марта 2006 года
2. «Любимая газета» №14 2001 г.
3. Материал интервью с Зобниным Виктором Ивановичем, бывшем учеником
Пережогина В.П., записанный Поясковой П 19 августа
4. Материал интервью с Пережогиной Валентиной Алексеевной, записанный
Лосяковым Антоном, 20 марта 2013 г
5. Материал интервью с Пережогиным Владимиром Петровичем, записанный
Лосяковым Антоном, 20 марта 2012г
6. Материал интервью с Пережогиным Геннадием Владимировичем, записанный
Поясковой П 10 июля 2020 г
7.Материал интервью с Пережогиной Лидией Ивановной, записанный
Поясковой П, 19 августа 2020 г
Материал интервью с Пережогиной Натальей Геннадьевной, записанный
Поясковой П 24 сентября 2020 г
9. Материал из альбома «Летопись школы» школьного краеведческого музея.
10. Сведения из интернета: www.ru.wikipedia.org/wiki/коллективизация;
www.mordowia.info/wiki/Краснослободск