Рассказ о работе Московского почтового тракта на примере участка от станции Мальтинской до станции Черемховской

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рассказ о работе Московского почтового тракта на примере участка от станции Мальтинской до станции Черемховской

Попова А.Ю. 1
1МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Иркутская область Черемховский район
Веретенина Г.Г. 1
1МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Иркутская область Черемховский район
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Наш поселок Михайловка, в котором мы живем, имеет выгодное транспортное положение, так как рядом проходят две магистрали: Транссиб и автомобильная трасса «Сибирь 255». Трасса «Сибирь 255» — это современная магистраль с хорошей инфраструктурой: автозаправочные станции, комплекс зданий и сооружений службы эксплуатации дороги; автобусные вокзалы, станции технического обслуживания автомобилей и дорожных машин. Она проходит южнее поселка. С северной части поселка находится еще небольшой участок в основном грунтовой не обустроенной дороги. Она соединяет наш поселок Михайловка с поселком Касьяновка, который является частью города Черемхово. Благодаря этой дороге мы имеем возможность добраться до сёл Петровка и Зерновое. Эта дорога часть исконного Московского (Сибирского) тракта, здесь находилась деревня Половинная, давшая название железнодорожной станции Половина

Старая часть Московского (Сибирского) тракта

Часто проезжая по этой дороге, нам хочется представить её жизнь в далеком прошлом, например в ХIХ веке.

Суть нашей проблемы заключается в желании найти информацию о том, как жил и работал этот тракт, который был самым большим по протяженности в мире на примере небольшого участка Черемховская – Мальтинская, протяженностью 47 верст или 50 км

Фрагмент карты Иркутской Губернии 1827 год

Актуальность работы заключается в необходимости назвать факты, рассказывающие о работе тракта в ХIХ веке.

Цель работы: выявить факты, примеры, рассказывающие о работе Московского (Сибирского) тракта в ХIХ веке на примере участка от станций Черемховской до Мальтинской.

Задачи:

1. Собрать и проанализировать исторический и архивный материал о Московском (Сибирском) почтовом тракте периода XIX века, на участке от станций Черемховской до Мальтинской.

2. Привести примеры, факты, связанные с работой тракта, используя методы анализа, сравнения, логический, статистический и исторический.

Начали мы свою работу с поиска информационного материала. Первоначально найденная информация состояла из материалов интернета (электронные ресурсы), которая касалась описания тракта, натуральной дорожной повинности, его значения для экономики Сибири, в большей степени Западной Сибири [IV–3], [IV-2]. В электронных источниках «Великий Сибирский путь» [IV-1], «Московско-Сибирский тракт» [IV-4] информация больше привязана к нашей территории. Для описания исследуемого участка тракта мы воспользовались книгами Мартос А. «Письма о Восточной Сибири» [I-2] и Паршина В. «Описание пути от Иркутска до Москвы» [I-3]. Памятные книжки Иркутской губернии за 1891[III-3], 1887[III-1], 1902[III-2], годы материалы фонда 31, опись 3 [V-1], фонда 31, опись 4 [V-2], фонда 32, опись 11 [V-3] помогли найти факты, примеры работы Московского (Сибирского) тракта в ХIХ веке на участке от станций Черемховской до Мальтинской.

Все методы, используемые в работе, мы объединяем в группы: 1.сбора информации; 2. обработки информации; 3. описательные.

II.Основная часть

II.1.Описание участка Московского (Сибирского) тракта от станций Мальтинской до Черемховской

Зарождение тракта относится к первой половине XVIII века. 16 марта 1733 года был принят указ сената «О проведении самого длинного тракта в мире». До 1741 г. постоянной дороги от Красноярска до Иркутска в том направлении не было, но уже 1860-е годы на Московском тракте в пределах Иркутской губернии насчитывалось 28 почтовых станций на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. Протяженность тракта от Ачинска до Иркутска 1200 вёрст [IV-1]. Территория от станции Черемховской до Мальтинской находилась на участке трактаАчинск — Иркутск (фрагмент карты Иркутской Губернии 1827 год). В 1772 г. в отзыве П. С. Палласа, который проехал весь путь от Красноярска до Иркутска были отмечены станции Черемховская и Мальтинская.[II-1]. Станция Половинная, её образование относится к 1815 году[I-1]

В описании тракта на нашем участке мы воспользовались работами Мартоса А. [I-2] и Паршина В.[I-3]. Мартос А. в 1823 г. проезжая по тракту от Канска до Иркутска рассказывает о селениях и почтовых станциях. В описании тракта Мартос А. отмечает хорошее положение селений Залари, Кутулик и Черемхово «… в последнем есть каменная церковь…», «… в 25 верстах от станка Половинного среди пространного поля лежит село Тайтурка с изрядной церковью … по ровной дороге спустились на р. Белую и проехав 5 вёрст достигли богатейшего села Мальты, величественно раскинувшегося на левом обрывистом берегу р. Белой, которая протекает в р. Ангару» [I-2]

Более подробное описание дает В. Паршин в 1849 году: «Мальтинское селение на левом берегу р. Белой на восточной отлогости горы … Белая здесь в ширину имеет до 50 саж. и довольно быстрая. Изобилует: щуками, налимами, ленками. В ней водятся речные выдры. В Мальтинском селении каменная церковь и 370 домов. При въезде в Мальтинское селение, от берега р. Белой довольно крутой подъем» [I-3].

«От Мальтинской до Половинной станции 29 вёрст. Дорога идет сначала мимо пашен, потом лугами с перелесками. … Миновав пашни и луга, дорога идет посередине соснового, лиственничного и березового леса и достигает спуска до селения Половинного. Половинное селение расположено по отлогости горы и окружено лесом. В нем до 50 домов и этап. Отсюда до станции Черемховской 16 верст. Дорога начинается отлогим подъёмом и потом идет через некрутые подъемы и спуски, окруженная сосновым и лиственничным лесом до селения Черемховского» [I-3].

Сибирский тракт являлся трассой первой категории и считался столичной дорогой. С 1735 года по нему доставляли корреспонденцию, исходящую из монаршего двора, передвижения арестантских партий и грузоперевозок. [IV-4]

II.2. Как жил и работал тракт.

Что такое тракт? Старое понятие — это «большая наезженная дорога»

[III-5]. Любой тракт — это перевозка грузов, людей и почты [III-2].

Главной задачей тракта – это была доставка почты. Почтовая или ямская гоньба - историческая почтовая служба в России, которая занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции. Американский исследователь Дж. Кеннан, путешествующий по Сибири в 60-80-х гг. XIX в. писал: "…Пожалуй в целом мире не найдется другого так хорошо и широко организованного способа доставки пассажиров на лошадях, как казённая почта в России…»

Как работала почта? Используя методы анализа и сравнения, мы попытались представить работу тракта, частности почтовой (ямской) гоньбы. В работу почтовиков входила доставка почты, описание состояния дороги

ГАИО Фонд 31 опись 3

Министерство внутренних дел

Управление Иркутского почтово-телеграфного округа

(таблица 1)

название станций

число

верст

месяц, число

описание дороги

Мальтинская Половинная

29

марта 9 дня 1892г

хорошая, почтальон Жуковский

Половинная Черемховская

18

дорога хорошая, почтальон Жуковский

Мальтинская Половинная

29

июля

2 дня

1892

Дорога накату немножко по случаю произведенной ремонтировки, почтальон Булавин

Половинная Черемховская

18

Дорога отремонтирована, почтальон Булавин

Из Памятной книжке Иркутской губернии за 1887 год [III-1] узнали, что приход почты в Иркутск с Московского тракта ежедневно в 6 часов 50 минут пополудни, т.е. 18 часов 50 минут. «…Отход почты на Московский тракт по воскресениям, понедельникам, средам и пятницам в 6 часов пополудни…».

Анализируя материал ГАИО [IV-1-b] мы сумели высчитать время передвижения почтовиков.

ГАИО Фонд 31 опись 3

Министерство внутренних дел

Управление Иркутского почтово-телеграфного округа

(таблица 2)

название станций

число

верст

месяц, число

время прибытия и время отъезда

(часов)

описание дороги

Тельминская

Мальтинская

21

1892, январь 30 дня

6

7

хорошая

Мальтинская Половинная

29

10

10.30

худая, раскатанная

Половинная Черемховская

18

12.30

1.15(пополудни)

хорошая.

Как это было? Выезжал почтовик из Иркутска 29 января в 9 часов 30 минут пополудни, это значит в 21:30 вечера, прибывал на станцию Мальтинская 30 января в 6 часов утра. Путь занимал 10 часов 30 минут с остановками в Суховской и Тельминской на 2 часа 25 минут суммарно, т.е. время в пути (чистое) – 8 часов 5 минут. До станции Половинная от Мальтинской почтовик ехал 3 часа и еще 2 часа до станции Черемховская. Средняя скорость передвижения на участке Мальтинская – Черемховская примерно составила 9,4версты [(29+18):5]=9,4 версты

По таблице 2 мы видим, что на смену лошадей, операции с корреспонденцией, отдых почтовика отводилось на ст. Мальтинская один час, на станции Половинная 30 минут, а станции Черемховская 45 минут. Татьяна Васина пишет: «… На станциях содержалось обычно до 6 лошадей. Звон поддужных колокольчиков был слышен издалека, и, едва услышав их, станционный смотритель начинал суетиться, готовить лошадей, груз – почта должна была двигаться по расписанию, без задержки. По звуку колокольчиков опытные люди могли определить скорость тройки и состояние дороги» [IV-2]. Кто содержал почтовые станции? В книге Зубарева Н. [I-1] читаем о том, что по договоренности с волостью и за определённую плату почтовую станцию брала на трехгодичное содержание группа богатых крестьян. Платой были земельные угодия. покосы и участок леса. Государственную почту перевозили бесплатно. Доставка писем гражданина Российской империи была платной. За доставку закрытого письма отправитель платил 7 коп., а за открытое письмо 3 коп., расписка выдавалась бесплатно [III-1].

На Московском (Сибирском) почтовом тракте активно работал гужевой промысел. Гужевым транспортом перевозили грузы и пассажиров. Кто занимался гужевыми перевозками? « … На Сибирском тракте ямщики размещались лишь на западном участке (до Тюмени), остальные участки тракта обслуживали крестьяне…» [IV-4]. Это говорит о том, что извоз для крестьян в нашей местности был постоянным и прибыльным промыслом. Активно им они занимались в зимний период времени, когда не было работы на полях. Изучая материал, посвященный работе тракта, мы мало нашли информации о пассажироперевозках, может потому что он был дорогим в силу высокой оплаты, по нашему мнению. Пассажиры, перемещаясь по тракту, должны были платить прогонную плату, т.е. плату за проезд по почтовой дороге «… по количеству верст и лошадей…»[IV-6]. Прогонная плата для частных пассажиров составляла в 60-х г. XIX в. 1,5 коп, а в 80-х г. - 3 коп., а фунт (450 грамм) хлеба в начале XX в. стоил 4 коп. [III-4]. О второй причине низкой востребованности в пассажироперевозках написал А. П. Чехов 5 июня 1890 года, находясь в Иркутске: «Ехать было тяжко временами несносно и даже мучительно: разливы рек, холод, питание исключительно чаем, грязная одежда, тяжелые сапоги невылазная грязь…»

Старый Московский (Сибирский) почтовый тракт https://yandex.ru/search

Главными в гужевых перевозках были различные товары. По тракту везли лес, крестьяне Переваловы Данила и Филипп из села Узкий Луг доставляли купцу Сыропятову в Иркутск белую глину (этот факт мы нашли в работе Марии Пунеговой, 2006 год «Иван Данилович Перевалов – купец-промышленник»), позже перевозились изделия Хайтинского фарфорового завода. По тракту доставляется продукция Тельминской суконной фабрики, «… столы, стулья, кресла, диваны, оклеенные под политуру, дрожки, дорожные экипажи»[I-3], произведенные мастерами Тельминской фабрики [I-3]. Изделия винокуренных заводов, в том числе расположенного недалеко от села Нижняя Иреть, рыба, соль, зерно, товары, привезённые из Монголии и Китая – все они перевозятся по Московскому (Сибирскому) почтовому тракту. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков»[IV-3]. Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 - 1889 гг. повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взымался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок. Повозный сбор взимался на установленных по Московскому тракту заставах (в Иркутске, Кимильтее, Тулуне, Канске, Ачинске). «…стоимость проезда от Иркутска до Тулуна - 73 коп., до Канска 1 руб. 53 коп. …» [IV-1]. В 1888 – 1889 гг. общий размер его составил около 293 тыс. руб. [IV-3].

Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах округов, через которые пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта [IV-3]. Примером может служить: «Список сельских участков, исполняющих натуральную дорожную повинность, по ремонту главного Сибирского тракта в районе Иркутской губернии с показателем в них числа рабочих душ по каждому участку и времени нарядов в 1892 году», где мы читаем, что крестьяне Бельской волости, в количестве 139 человек, посланы инженером-техником 30 апреля, наряд №691 на ремонт тракта [V-1-c]. В материалах «О распределении постоянных дорожных участков Московского почтового тракта» находим информацию о распределении дорожных участков между крестьянами и инородцами по исполнению натуральной повинности. «... 17. Буретские крестьяне от Мальтинского селения к станции Половинной на протяжении 3 ½ верст. 18. Узколугские крестьяне от участка буретских крестьян, т.е. с 3½ версты. Мальтинские крестьяне, которые в число 67человек рабочих, выезжают от своего селения за 8 верст…»[V-3]. Крестьяне были обязаны не только заниматься ремонтом дороги: выравнивать полотно, углублять боковые канавы, убирать кустарники, но и подвозить строительные материалы, в том числе песчано – гравийную смесь, которую брали на берегах реки Белой или Ангары. На подводах необходимо было преодолеть расстояние до 10 верст. Пример: расстояние от с Узкий Луг до старого участка тракта примерно 6 км. - это по прямой 6000:1066= 5,6 версты. По описаниям почтовиков, прочитанных нами, дорога была в период дождей, таяния снега грязной, трудно проезжаемой, а в сухой период времени очень пыльной. Думаем, что часто для ремонта дороги использовали песчано – глинистый материал. Это смесь песка и глины. В нашей местности песчано – глинистые отложения слагают верхний осадочный горизонт земной коры, лежат на поверхности и доступны для добычи. Взять эту смесь и в 19 веке было просто, надо было только убрать растительность и почвенный горизонт. Находилась она и находится на нашем участке почти повсеместно, затраты на добычу и перевозку были небольшие. Вот её и осуществляли ремонт, поэтому дорога была всегда пыльной и грязной в период дождей и таяния снегов и требовала постоянного ремонта. Влияла на качество дороги и сильная интенсивность движения.

18 января 1891 г. генерал – губернатор Горемыкин подписал правила о порядке следования обозов по главному почтовому Сибирскому тракту между Томском и Иркутском. Данными правилами предписывалось обозам держаться правой руки, «…запрещалось возить леса по тракту на одних передках, дабы концы оного по дороге не тащились и на портили тракта…», запрещалось переезжать через боковые трактовые канавы в тех местах, где есть деревянные мостики, «…Проезжающие по тракту, как жители местных селений, так и сторонние ямщики, и извозчики, обязываются: привозку земледельческих инструментов, каковы суть, сохи, бороны и прочие по тракту, не портить оного, не возить леса на одних, переделах, дабы концы оного по дороге не тащились и не портили тракта…»[V-2].

Тракт активно живет и работает до ввода в строй железной дороги, Транссиба. Памятной книжке Иркутской губернии за 1891 [III-3] мы узнали, что в Иркутском округе работали Мальтинское почтовое отделение, а в Балаганском округе Черемховское отделение, на исследуемом участке, станция Половинная не указана. В Памятной книжке Иркутской губернии за 1902 год [III-2] мы прочитали следующие: «С проведением железной дороги и закрытием Московского тракта, конечно, прекратился гужевой промысел, а также ямской и связанное с ними содержание постоялых дворов. Это значительно уменьшило заработки населения, и должно было обратиться к другим занятиям, главным образом земледелию».

В 70-е годы 20 столетия была построена трасса «Байкал», сейчас её участок от Красноярска до Иркутска называется «Сибирь 255». Она прошла, минуя территорию г. Черемхова, п. Михайловка. Данный участок дороги активно эксплуатировался Восточно – Сибирским огнеупорным заводом до 2004 года, так как по нему осуществлялся подвоз работников. В настоящее время он имеет местное назначение.

III. Заключение

Цель нашей работы состояла в выявлении фактов, примеров, рассказывающих о работе Московского (Сибирского) тракта в ХIХ веке на примере участка от станций Черемховской до Мальтинской. Исторический, архивный, информационный материал помог раскрыть тему исследования, составить рассказ.

Мы узнали о промыслах, которые появились во время работы тракта: почтовая или ямская гоньба, гужевой промысел. Поняли, что с развитием промыслов одновременно шёл процесс заселения, освоения и эксплуатации природных ресурсов притрактовой зоны.

Было интересно узнать о работе и истории тракта в то время, когда не было машин, а средством передвижения являлись повозки с лошадьми. А так же было интересно работать с архивными материалами и фондами Иркутской области.

IV. Cписок использованных источников и литературы

I. Монография:

Зубарев Н. Очерки истории Черемховского район – Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004. – 272 с.

Мартос А. Письма о Восточной Сибири – М.: Университетская типография 1827. – 297с.

Паршин В. Описание пути от Иркутска до Москвы - М.: Типография Александра Семена 1851. – 230с.

II. Статья из журнала:

Хобта А. Начало устройства Московского тракта в Иркутской губернии// Земля Иркутская. - 2004. - №3. - С. 2-11.

III Интернет – документы:

Памятная книжка Иркутской губернии на 1887 год. http://irkipedia.ru (дата обращения: 04.11. 2020)

Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 год. http://irkipedia.ru (дата обращения: 04.11. 2020)

Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 – http://irkipedia.ru (дата обращения: 04.11. 2020)

Статистический ежегодник России 1914 https://istmat.info

Энциклопедический словарь http://niv.ru (дата обращения: 04.11. 2020)

IV. Электронные ресурсы:

Антоненко А. Великий Сибирский путь. Восточно - Сибирская правда от 01.03. 20211г. http://www.vsp.ru (дата обращения: 04.11. 2020)

Васина Т. Почтовые тракты. https://proza.ru (дата обращения октябрь 2020)

Московский (Главный Сибирский тракт) http://irkipedia.ru (дата обращения: сентябрь 2020)

Московско-Сибирский тракт. https://www.liveinternet.ru(дата обращения: сентябрь 2020)

Карта Иркутской губернии 1827 года https://yandex.ru

Прогонные деньги https://dic.academic.ru

V. Неопубликованные материалы:

Фонд 31, опись 3:

дело 554, сведения о состоянии тракта между Иркутском и Ачинском. – 1895;

дело 527 , сведения о состоянии тракта между Иркутском и Ачинском. (началось 16 октября 1891 года и кончилось 29 января 1893)

дело 518, отчет о натуральной дорожной повинности в июне 1889.

Фонд 31, опись 4 дело 12. правила о порядке следования обозов по главному почтовому Сибирскому тракту между городами Иркутск и Томск.

Фонд 32, опись 11, дело 5 О распределении постоянных дорожных участков Московского почтового тракта.

 

Просмотров работы: 145