Введение.
Культура каждого народа своеобразна и неповторима. Чем больше мы знаем о культуре своего народа и культуре других национальностей, тем богаче и ярче становится мир, происходит своеобразное взаимообогащение культур.
Сабантуй… Наверное не найдется в Тюменской области человека, который не слышал бы об этом национальном народном празднике.
Я не только присутствовала, но принимала участие в Сабантуе, который проходил в Ялуторовском районе. От своих родных я узнала, что это национальный татарский праздник, имеющий глубокие исторические корни.
Передо мной встали следующие проблемы, решение которых меня волновало– так ли широко известен Сабантуй в нашей стране, выходит ли праздник за национальные рамки, празднуется ли Сабантуй другими народами, может ли национальный праздник стать источником формирования добрососедских отношений между людьми разных национальностей и религий.
Объект моего исследования – национальный праздник Сабантуй.
Предмет исследования - воспитание толерантности через участие в национальном празднике.
Цель исследовательской работы:
проанализировать празднование Сабантуя во времена наших предков и в настоящее время;
Задачи:
узнать из дополнительной литературы о возникновении праздника Сабантуй; провести опрос по теме работы среди учащихся и взрослых, беседу со старожилами села;
проанализировать полученную информацию, свои наблюдения и сделать выводы.
Таким образом, можно сформулировать гипотезу – если дети, не смотря на различия в этнической принадлежности, организуют и участвуют в национальных праздниках различных народов, то это приведет к формированию у них толерантности.
История возникновения праздника «Сабантуй».
Возникновение праздника Сабантуй связано с земледельческими работами. Это отразилось даже в самом названии праздника: «сабан» - яровые (в другом значении слова – «плуг»), «туй» - «свадьба», «торжество». Все вместе означает торжество в честь сева яровых, праздник плуга. Он тесно связан с образом жизни народа, его хозяйственной деятельностью. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их
2
окончания (в конце июня). Сразу же после завершения Сабантуя, если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту Сабантуй являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде.
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю.
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. А весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для победителей в состязаниях и играх: вышитые платки, полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Особо ценным подарком считалось полотенце с ткаными узорами. Его готовили молодые женщины, вышедшие замуж между двумя последними Сабантуями.
Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения Сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, яйца, масло и молоко.
Теперь приходил черед сбора подарков. Сбор начинали дети. В назначенный день рано утром по домам ходили дети (обязательно в новых лаптях с белыми суконными чулками – тула оек) и выпрашивали у хозяев крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца бранного – кызыл башлы сёлге – (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсак и готовили конфеты. Это действие, согласно древнему представлению, сулило изобилие.
Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Собранные подарки прикрепляли к лошадиной сбруе наездника – сборщика.
В день Сабантуя на майдане устанавливали длинный шест, с привязанным к нему красивым полотенцем. Праздник начинался!
Примечательно, что участие в татарском празднике не возбранялось русскому, марийцу, башкиру – вплоть до состязаний на скачках и права получать призы.
С того времени Сабантуй кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно – игровой, гуманитарный форум.
Празднование Сабантуя во времена наших предков и в настоящее время.
Современный Сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме.
Место проведения праздника определяется заранее. Оно соответствующим образом оборудуется. Территория очищается от камней, разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально
3
отведенное место для майдана, необходимыми для состязания приспособлениями, сидениями для участников и зрителей праздник. В день Сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, работают палатки, буфеты.
Открывает Сабантуй один из руководителей района, поздравляя собравшихся с национальным праздником. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть: выступление певцов, танцоров.
После концерта объявляется время и место проведения отдельных видов состязаний, так как из-за большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы невозможно провести все виды состязаний на майдане. Но призы победителям вручаются только на майдане.
Какие же изменения произошли в праздновании Сабантуя со времен наших предков и по настоящее время? Об этом я беседовала со старожилами нашего села, со своей бабушкой.
Раньше:
1. Сабантуй был праздником одной деревни.
2. Время проведения праздника зависело от погодных условий, не было точной календарной даты.
3. Проводился сбор подарков юношами, среди которых был музыкант. Они заходили в каждый дом с песнями и собирали подарки (крашеные яйца, вышитые платки, полотенца).На празднике собранные подарки давали победителям состязаний.
4. Сабантуй был и является праздником татарского народа.
Сейчас:
1.Проводятся районные, областные и республиканские Сабантуи. 2. Объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень, райцентров, затем- для крупных городов.
3. Подарки покупают организаторы праздника.
4. На празднике можно увидеть людей разных национальностей: русских, башкир, казах и т.д.
В празднике может принять участие человек любой национальности, а победив, получить приз. Такое уважительное, толерантное отношение к представителям других народностей- одна из основных особенностей нашего народа.
Подготовка к празднику дело всей семьи: уборка в доме, приготовление угощения, приготовление подарков, все это объединяет и укрепляется родственные узы. Ребенок получает социальный опыт общения, ведь в юном возрасте основными носителями толерантных отношений является семья и прежде всего совместная деятельность, совместный отдых, совместное
4
времяпровождение.
Сабантуй- любимый праздник взрослых и детей.
Я провела опрос среди учащихся нашей школы и среди взрослого населения нашей деревни по теме: нравится ли вам праздник Сабантуй? Если «да», то почему?
Ответы учащихся :
На Сабантуе всегда интересно, весело.
Много различных игр, состязаний, в которых можно участвовать самим.
Мне нравится, когда проводится борьба между силачами.
На Сабантуй к нам в гости приезжают родственники.
Мне на праздник покупают новое платье.
Ответы взрослых:
На празднике получаю заряд бодрости и веселья.
Можно увидеть многих знакомых, родственников, общаться с ними.
Такое чувство, как будто сделали большое дело и сейчас можно отдохнуть.
С удовольствием слушаю народные песни, сама люблю танцевать(дробить), участвовать в состязаниях.
Таким образом, можно сделать вывод, что Сабантуй является любимым праздником и детей, и взрослых. Сабантуй открыт для каждого, отдохнуть всей семьей, насладиться многообразием красок национальных культур позволяет этот древний и вечно молодой праздник.
Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедования и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх – состязаниях или побыть просто зрителем.
Мы, дети, любим праздники за то, что они дарят радость, вызывают яркие эмоциональные переживания. Ощущение праздника неотделимо от чувства причастности к чему-то большему, чем ты сам, например традициям, обычаям. Именно национальные праздники отвечают этому признаку, главный из которых ощущение общности, сопричастности, общей радости. Именно через участие в таких праздниках дети получают информацию о культурных ценностях народа. Именно участвуя в праздниках мы, дети, получаем опыт толерантного общения, можем раскрыть свои таланты, самоутвердиться. «Ожидание радости» - вот главное условие
5
успешности любого праздника, тем более детского.
Структура праздника. Состязания на Сабантуе
Наступил долгожданный день праздника. Празднично одетые люди спешат на майдан. Вот-вот начнутся состязания.
Благодаря активному участию в Сабантуе представителей разных народов игровой репертуар праздника постоянно обогащается.
Соревнования традиционно начинаются со скачек. Лошадей, участвующий в соревнованиях, отводят от майдана на 5-10 километров. Призы, которые получают победители в сказках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть лучшего скакуна.
Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Игры проходят в разных местах на майдане.
Пока лошади еще далеко, на майдане состязаются в спортивных играх - беге. Бег на скорость и выносливость на различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия, кроссовые забеги.
Сначала соревнуются мальчишки. Старики отводят их от майдана, и по команде они во всю прыть несутся к шесту с полотенцем – флагом Сабантуя!
Спортивные соревнования: национальная борьба на кушаках – кэрэш, бой с мешками, прыжки, кулачные бои, перетягивание каната.
Борьба на кушаках – кэрэш начинают два старика, затем поочередно выходят мальчишки, юноши, мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром Сабантуя. Отныне он – знаменитость. О нем будут слагать песни, рассказывать легенды. Но это еще не все! На поднятых руках победитель должен унести барана. Сегодня призы победителям (в городах) – автомобили, дорогая бытовая техника, ковры .
Борьба на руках (кул корештеру). На международной арене этот вид спорта известен как армрестлинг. Правила просты: чтобы одержать победу, необходимо прижать руку соперника к столу, на который кладется специальная подушка.
Перетягивание каната (аркан тартыш).
И, конечно же, как и на всяком празднике, на Сабантуе не обходится без развлекательных шутливых состязаний. Как не веселиться, глядя, как отчаянные джигиты стараются взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне.
Влезание на гладкий столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.
Бег с яйцом в ложке, при этом ложку держать во рту.
Бой мешками с соломой, сидя на бревне. Два участника состязания
6
садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.
Бег с ведрами воды на коромысле, главное в этом соревновании для девушек не расплескать воду.
Перечислить все игры на Сабантуе просто невозможно, приходите, сами все увидите!
Традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов.
Неповторимую красочность придают празднику разноцветные костюмы. Особое значение и сегодня имеют платки и вышитые полотенца – им приписывается свойство обеспечивать изобилие, искоренять зло. Все призы, полученные на Сабантуе, бережно хранятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы была изучена история возникновения национального праздника Сабантуй, традиции и новшества в проведении современного праздника, его роль в сохранении национальной самобытности татарского народа, роль в воспитании толерантности у детей.
Совместное участие взрослых, родителей и детей разных национальностей в подготовке и проведении любого праздника позволит всем участникам стать ближе друг к другу, почувствовать красоту и динамичность Сабантуя, сравнить национальные традиции татарского народа с традициями своего народа и найти много общего. Сопричастность участников праздника к культуре другого народа научит нас относиться к носителям этой культуры с уважением, пониманием. А это, в свою очередь обогатит нас самих. Ведь главное в нас – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.
7
Список использованной литературы.
1. Валеев Ф.Т. Западно–сибирские татары во второй половине XIX – нач. XX вв. ( историко–этнографические очерки). – Казань. Татарское книжное издательство, 1980 г.
2. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. – Казань. Татарское книжное издательство, 1993 г.
3.Этнография татарского народа.- Казань: Магариф, 2004
8
Приложение №1
Бой с мешками.
9
Приложение №2
Борьба на кушаках.
10
Приложение №3
Выступление певцов.
11
Приложение № 4
Битье горшков.
12