Сравнительный анализ музыкального инструмента дунур саха и народа долган

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ музыкального инструмента дунур саха и народа долган

Спиридонова А.И. 1
1МБОУ "Юрюнг-Хаинская СОШ" Анабарского улуса Республики Саха (Якутия)
Федорова П.П. 1
1МБОУ "Юрюнг-Хаинская СОШ" Анабарский улус, с.Юрюнг-Хая, Республики Саха (Я)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру. У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.

Актуальность темы диктуется тем, что в наше время музыкальные инструменты коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, долганский музыкальный инструмент дунур.

Цель исследования: выявить особенности и сравнить музыкальный инструмент дунур саха и народа долган с помощью существующих материалов. Для достижения данной цели, мною поставлены следующие задачи:

- рассмотреть доступные существующие материалы по данной теме;

- дать краткую характеристику о народе долган;

- с помощью материалов выявить данные по определению музыкальной культуры долган;

- дать описание и сравнение музыкального инструмента дунур долган и народа саха.

Цель и задачи определили выбор методов исследования: работа с литературой, поиск и анализ информации.

Объект исследования: музыкальный инструмент дунур.

Предмет исследования: сходство и различие музыкального инструмента дунур саха и народа долган.

В ходе работы я сформировала гипотезу, что по своим характеристикам и терминологии музыкальный инструмент дунур саха и народа долган имеют очень схожую конструкцию, что говорит о межэтнических культурных связях этих народов.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные результаты изучения и сравнения музыкального инструмента дунур народа саха и долган, могут быть полезны для широкого круга лиц, интересующихся культурой долган, а также может стать основой для дальнейших работ по выявлению межэтнических связей народа саха и долган.

Изучение культуры данного этноса также обусловлено тем, что долганы относятся к одним из двадцати восьми малочисленных народов Севера и Арктики, проживающих на территории Российской Федерации. Кроме того, изучение истории накопления и развития знаний по традиционной долганской культуре важно также для определения направлений дальнейших исследований по данной теме.

Глава 1. Долганы и характеристика их музыкальной культуры.

Долганы.

Как и других малочисленных народов Арктики, вопрос происхождения долган издавна привлекал исследователей. "В связи с тем, что долганы говорят на языке, очень близком, и называют себя народом саха, их считали якутами" (1, с.25).

Впервые о долганах упоминается в отчетах, присланных администрацией Енисейской губернии в Российскую академию наук в 1841 году, в период подготовки экспедиции А.Ф.Миддендорфа. Он называл этот народ «Аристократами тундры». 1842-1845 гг. во время своей Сибирской экспедиции, встретившийся там с ранее неизвестным для него народом, писал: «Долганы, как я заметил…весьма интересный смешанный народ, у которого во всем явно высказывается преобладание якутского элемента» [7, с.698].

Финский ученый-лингвист и этнограф М. А. Кастрен, в своем научном труде «Путешествие в Сибирь в 1845 – 1849 гг.», дает следующие сведения о долганах: «Русские называют этим именем три небольших якутских племени: 1) племя Долган, живущее по Хатанге, 2) племя Адяне, признающее и русское название – жиганы, и 3) племя Донготы, живущее так же, как и второе, в расстоянии трех дней пути от Дудинки, близ Норильских озер. Хотя эти племена и говорят чисто якутским языком, ученые и неученые, русские и самоеды смешивают их с тунгусами. Сами же они ведут себя от трех братьев: Галкина, Сакатина и Бийка, перекочевавших сюда из якутской страны, и притом в столь еще недавнем времени…» [6, с.182].

В 30-40-х годах ХХ века на территории современного округа к востоку от Енисея выделялись три зональные группировки коренного населения. Первую, самую северную из них, составляли нганасаны, которые кочевали большую часть года в тундре, по низовьям рек Пясины, реки Таймыры и озера Таймыр. Вторую группировку составляли долганы, которые расселялись вокруг «большой русской дороги», так называемого Хатангского тракта, где и зимовала большая часть долган. Третью группировку народов Таймыра к востоку от Енисея образовывало население, которое проживало к югу от станков Хатангского тракта, не откочевывавшее в тундру, на север. В нее входили якуто-язычные долганы и эвенки, сохранившие свой родной язык [9, c.10].

Многие дореволюционные авторы, описывая быт и занятия долган, отмечали их особую восприимчивость к различным влияниям со стороны русских и якутов. Они не упускали случая позаимствовать каждой вещью, которая может пригодиться в обиходе, будь она русского, якутского бытования [12, c.9].

По мнению многих исследователей, долганы прежде всего тесно связаны с якутами, эвенками и эвенами. Г. Г. Алексеева пишет, что материальные культуры этих народов настолько близки, что порой трудно отличить кому принадлежит та или иная вещь. Одинаково выглядят зимнее жилище эвенков, эвенов, долган, заимствованные у якутов (бала5ан), конический кочевой чум эвенков, эвенов, долган голомо, тот или иной предмет домашнего быта (матага – у якутов, матаха– у долган, хутакаан – у эвенков – «большая сумки оленьей упряжки (ынгыыр – у якутов, долган, дьюкэнгдии – у долган и эвенков – «седло» [1, c.33].

По переписям населения 1939 и 1959 гг., долганы были включены в число якутов (саха). Однако в 1930-е гг. в названии округа появилось слово «Долганский», а в 1950-е гг. во всех официальных документах этноним «саха» был заменен на «долган». В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.

Итак, можно сделать вывод, что долганы как народность сложились из этнических групп различного происхождения. Процесс этот довольно длительный. Образовавшись как народность, долганы стали говорить на особом диалекте якутского языка. А также, можно сделать вывод о том, что долганская традиционная культура сложилась в условиях взаимовлияний нескольких культур: северосамодийской (энцы, ненцы, нганасаны), тунгусо-маньчжурской (эвенки, эвены), тюркской (якуты) и русской, чему способствовали особые географические и этнические факторы.

Музыкальный фольклор долган.

Фольклор долган соединяет самобытные черты с элементами творчества народов, вошедших в состав долган – якутское олонхо, эвенкийские сказания, русские сказки и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражаются реальная природа Севера и кочевой быт.

Первым исследователем, открывшим мир долганской народной поэзии, был советский этнограф-сибиревед А.А. Попов который считал, что «памятники устно-народного творчества долган распадаются на пять видов: 1) загадки, 2) рассказы, 3) сказки, 4) былины и 5) песни. [13, c.14].

У ранее бесписьменных народов Крайнего Севера единственной сокровищницей духовной культуры был фольклор. К числу носителей древнейших культурных традиций, прежде всего, относятся сказители героического эпоса олонгко-олонгкосуты. Они подразделяются на сказителей сатыы олонгко («пешее» олонгко), которые ведут повествование в речевой манере, и ырыалаак олонгко (олонгко с песней), где рассказ перемежается песенными вставками…Олонгко долганские сказители исполняли, как правило, вечерами, после ужина. Если сказки, предания и рассказы мог исполнять любой долганин, то олонгко – только одаренные люди, «избранники добрых божеств айыы». Долганское ырыалаак олонгко впитало элементы героического эпоса якутов, музыкального фольклора северных якутов, эвенков, но это самостоятельный жанр, отличающийся от сказаний других народов содержанием, композицией, музыкальной характеристикой героев [13, c.30].

Наряду с олонгко значительное место в интонационной культуре долган принадлежит песне – ырыа. Песенные жанры долган отражают жизнь народа во всех его проявлениях. В общей характеристике жанров традиционной долганской музыкальной культуры, песенные жанры классифицируются как обрядовые, бытовые и лирические. К обрядовым жанрам относятся свадебные курум ырыата и алгыс – благопожелания; к бытовым бэтиэхтээьин или тыын былдьасыьыыта– перехват дыхания, колыбельные – биьик ырыата, трудовые, дорожные- суол ырыата, шуточные и частушки, приветственные.

Неизменным успехом издавна пользовались у долган сказки. Сказочник в старые времена в каждой семье был желанным гостем, он долгими зимними вечерами или во время пурги развлекал усталых охотников и оленеводов поражающими воображение произведениями, пробуждая в слушателях бодрость и волю к жизни, веру в торжество справедливости. Для детей сказки давали первые уроки нравственности, были начальным курсом познания мира и прекрасного. Значительную часть детского репертуара составляли небольшие сказки о животных. Героями в них выступают представители северного животного мира – медведь, волк, лиса, заяц, полярная сова и куропатка, разные рыбы. Зверями и птицами в сказках управляют свои цари, старейшины и советники, раздоры и споры обсуждаются на собраниях, похожих на родовые сходки [13, c. 19].

Распространенными жанрами долган были мифы и предания. Сами долганы не разделяли их и называли одним термином – былыргы остор (букв. «старинные предания»). Это было обусловлено тем, что те, и другие считались долганами достоверными рассказами о действительных событиях. Сопоставление мифов и преданий долган показывает, что это разные жанры их фольклора, отличающиеся друг от друга по структуре и функциям. В преданиях в художественной форме отражались история долган, рассказывалось о борьбе за родовую территорию, о взаимоотношениях поколений, о контактах с представителями других этносов. А мифы объясняли явления природы, регламентировали общественную жизнь, утверждали нормы обычного права и т.д. [13, с. 22]

В жанровой системе традиционной музыкальной культуры долган выделяются пять сфер: эпическая музыка, песни, обрядовая музыка, сигнальная система и фоноиснтрументы.

Эпическая музыка представляется сказаниями олонгко, где каждый персонаж имеет индивидуальную песенную характеристику.

Тематика песен и их функциональное значения разнообразны, т.к. песня-ырыа является вторым способом выражения мыслей долган. Что исполнитель говорит: «Мин эйиэкэ кэпсиэм» - «Я тебе расскажу» и после этого начинает петь. Пение долган может слышаться за шитьем одежды, по дороге на охоту или рыбалку, вспоминая случаи из своей жизни и жизни сородичей, отца, матери, убаюкивая ребенка, выражая восторг, любовь к окружающей природе, любимому человеку» [8].

Обрядовые жанры дифференцируются на общеплеменные и шаманские. К первым относятся круговые песни-пляски хейро, осуохай. И осуохай, и хейро представляют собой разновидности хороводных танцев народов Севера, исполняемых во время обряда поклонения солнцу «Кун тахсыыта» - «Восход солнца», и посвящаются встрече Солнца как предвестника начала заполярного Нового года.

Долганские звукоподражания можно классифицировать по двум функциональным разновидностям: охотничьи для приманки диких птиц и бытовые сигналы-обращения к домашним животным – оленям и собакам. Это могут быть звукоподражания голосу важенки, подзывающий оленёнка, оленя-самца во время гона или чисто командные сигналы, необходимые для загона оленей (понукание при быстрой езде, сигнал остановки для далеко ушедших животных, сигнал для убыстрения бега, сигнал собаке с указанием направления загона) и сбора на охоту. [13, с. 39]

Фоноинструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядные традиции и специфику музыкально – художественного мышления. Многочисленны хозяйственные  и обрядовые инструменты: каангалда – подвеска-ботало на рогах оленя (из дерев.пластины или жестяной банки); купулээн – ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка; кобо – погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей, женщин и в шаманском облачении (уостааккобо – подвески), в оленеводстве (каагыркобо – металлические  шары на оленях); чуораан – колокольчики на детской колыбели и одежде; тингкинэс – звякающие украшения-подвески на одежде; кыыраан – шаманские  подвески-погремушки, символизирующие кости и перья шамана; ситим – шаманский  ремень с 3 колокольчиками, за которые шаман держится во время камлания; дунгур – бубен шамана якутского типа [15, c. 86].

Глава 2. Общее и особенное в музыкальном инструменте дунур саха и долган.

2.1 Характеристика видов музыкальных и звуковых инструментов долган.

"В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инструменты делятся на следующие группы: самозвучащие, духовые, струнные и мембранные" [14, c.259].

К самозвучащим относятся ударные, щипковые, фрикционные и воздушные инструменты. К этой группе из долганской инструментальной музыки можно отнести хомус-баргаан, так как данный вид представляет с собой щипкового типа инструмента. Далее, к духовой группе относятся свистковые, язычковые и мундштучные типы инструментов. Долганские иьиирэр - свисток из тальника или шалмей из гусиного пера, аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - вихревой аэрофон, входят в состав вышеупомянутой группы. К струнным относятся щипковые, фрикционные, ударные и из долганских инструментов к ним можно присоединить некоторые фоноинструменты. Мембранная группа имеет ударных и фрикционных типов и в инструментальной музыке долган, бубен дунгур более подходит к данной группе, так как по способу звукоизвлечения относится к ударным [14, c.259].

Иьиирэр - свисток из тальника или шамлей из гусиного пера, употреблялись не только как охотничьи манки, но и в целях развлечения. Иьиирэр от якутского означает - свистящий, что доказывает взаимосвязь якутской и долганской музыкальной культуры. Большая часть, встречающихся у других малочисленных народов Арктики свисток, в основном, указывает на материал изготовления - тальника. Таким образом, простой прут, при необходимости превращения в орудие фонации, становится свободным аэрофоном, подобно тому, как любая подручная палка, ударяющая в дерево.

"Известно, что с помощью этого обдувающего инструмента Саха очищают новое жилище от нежеланных духов. Во время жужжания вертушки хозяин произносил традиционный алгыс, посвященный духам домашнего очага и жилища" [15]. Долганы тоже использовали данный инструмент для очищения жилища от нежеланных духов. Кроме того, во время охраны оленнего стада, оленеводы развлекались свистком музыкального инструмента иьиирэр.

Тимэк - пуговица, употребляемая в качестве вихревого аэрофона. Этот инструмент иногда обладал функцией детской игрушки и с выраженным магическим свойством. Долганы считали, что, если крутить эту жужжалку, можно вызвать ветер, который соотносился дыханию божества. Его вызывали для того что бы отогнать комаров и мошек. Такой вид инструмента у большинства народов Южной Сибири почти стопроцентно считается звуковой игрушкой. У некоторых народов, считался голосом птиц или совы. [4, с.86]

Аланга - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка, к которому относятсямузыкальные луки почти всех народов Арктики. "По обычаю на луке играют соло, но иногда и дуэтом: сидя друг против друга и держа края древка в зубах. При этом рты исполнителей служили своеобразными живыми резонаторами. Оба исполнителя играли одновременно каждый своим смычком-стрелой" [5]. Функция у всех малочисленных народах почти одинакова - функция звуковой игрушки. Иногда имел обрядовый смысл, когда использовался во время камлания шаманов. Самого лука, в основном делают из лиственницы.

Дуговой варган встречается почти у всех народов Арктики и каждый народ имеет свой специфически одинаковый вид хомуса-варгана, который изготавливался только из металла. Долганский хамыс-баргаан в основном считается женским инструментом. Чаще всего на нем играли пожилые долганки, которые оставались одни дома с внуками, занимаясь их воспитанием. Как правило, хамыс передавался из поколения в поколение - от бабушки к внучке, и был семейной реликвией. Известно, что удаганки лечили тяжелобольных играя на хамысе. И очень редко на таком инструменте играли мужчины. [1, с.126]

Бубен дунур относится к группе ударных инструментов и относится к Центральносибирскому типу бубна. Для такого варианта, характерны рисунки на его поверхности и осознание его в качестве Вселенной [2, с.79]. Так же, как и во всех культурах Центральной Сибири, долганский бубен дунур имеет не только общую структуру и эстетику звучания, но и общий ритуальный смысл: бубен символизирует животное- помощника шамана. Долганский бубен, как и у других малочисленных народов имел одного хозяина, который сохранял его до самой смерти. Редко встречаются такие случаи, когда шаман,после себя оставлял бубен. Но в основном, бубен, когда умирает шаман, идет на погребение вместе со своим хозяином. Во время своего бытования, дунур служит долго и даже с течением времени не теряет свое свойство. Случайно сломанный бубен как бы предрекал беды и несчастья. Во время своего существования, кроме шамана, никто не должен был дотрагиваться до бубна, кроме помощника - кутуруксута, который помогал до камлания преподнести бубен дунур [10].

2.2. сравнительная характеристика музыкального инструмента дунур саха и народа долган.

Как нам известно, ударные музыкальные инструменты принадлежат к числу самых древнейших. Удары дубинок, шум трещоток служили нашим предкам сигналами и указателями ритма при работе и при танце. Древнейшим ударным музыкальным инструментом является бубен, позднее ставший исключительно кастовой принадлежностью шаманов при исполнении ими культовых обрядов [3, с. 73].

У народа саха и долган шаманский бубен называется дунур. По систематике европейских органологов Э.Хорнбостеля и К.Закса они относятся к классу мембранофонов с индексом 211.321 – односторонний рамный барабан с рукояткой [14, с.246]. По классификации шаманских бубнов народов Сибири исследователем Е.Д.Прокофьевой якутский и долганский шаманские бубны отнесены к среднесибирскому или эвено-якутскому типу бубна [10, с. 440]. В современной типологии этномузыколога Ю.И.Шейкина оба бубна включены в восточный подтип центральносибирского типа бубна [16, с.79].

По описанию В.Л.Серошевского якутский бубен, дунур, всегда яйцевидной формы, 2 ½ фута длиною, 2 шириною и от 4 до 5 дюймов вышины; его обод сделан из старого, высохшего на пне лиственного дерева; снаружи обод бубна украшен семью, девятью или одиннадцатью угловатыми выпуклостями, покрытыми кожей трехгодовалого бычка, которой обтянут весь бубен; внутри бубна идут накрест ремни, привязанные посередине к железному кругу с поперечинами, или к кресту, называемыми дунур биэрик (завязка бубна); внутри бубна, вдоль обода, висит множество бубенчиков, колокольчиков, железных и костяных, погремушек. Изогнутая, деревянная колотушка обшита кожей с кобыльих или оленьих ног [11, с.613].

Описания и типология долганских шаманских бубнов дунур были сделаны в исследованиях Е.Д.Прокофьевой «Шаманские бубны», Г.Г.Алексеевой «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» и Ю.И.Шейкина «История музыкальной культуры народов Севера».

Долганский шаманский бубен дунур имеет продолговатую, овальную форму. Обечайка – куойа– достаточна широкая, более 12см шириной [1, с. 133] и изготавливается из лиственной доски [9, с.440]. С внешней стороны к обечайке прикрепляются пять, семь или девять [1, с.133] резонаторных бугорков-рогов-болчо («шишки») [9, с.440] или муос [1, с. 133]. Кроме того, встречаются бубны и без рогов. Часть рогов вырезается из коленных костей задних конечностей оленя – таба холуоба, а часть – из гниющего дерева – эмэх мас [там же, с. 133]. Такое сочетание практиковалось для обеспечения легковесности бубна дунур, а также для его акустической звучности. Всё это обтягивалось оленьими сухожильными нитями по окружности обечайки куойа и покрывалось обработанной под замшу шкурой сарыы 5-6-летнего оленя-самца [1, с. 133] или из кожи дикого оленя [9, с.440]. Шкура сарыы приклеивалась к обечайке куойа клеем из шкуры щуки сордон или налима сыалыьар. Для этого внешняя сторона обечайки куойа со всеми приспособлениями, а также край внутренней стороны намазывались клеем из вскипяченных рыбьих шкур. Край шкуры сарыы стягивался вокруг обечайки куойа ближе к крестовине быарык" [1. с.133]. С внутренней стороны бубна к обечайке прикрепляются погремушки тиэрбэстэр в виде многочисенных металлических колечек-подвесок. Крестовина – быарык- изготавливается из железа [9, с.440] или из дерева и с четырех сторон прикрепляется к обечайке бубна на кольца-петли толстой веревкой из оленьих сухожилий [1, с.133]. Иногда крестовина крепится на железное кольцо. Колотушка – былаайах –изготавливается из лиственницы, из мамонтовой кости или из зимних оленьих рогов, а ее головка обтягивается кожей. На конце ручки вырезали изображения духа-хозяина колотушки [9, с.440].

Вышеописанная конструкция дунур долган почти полностью соответствует внешнему виду якутского шаманского бубна. (см.таблицу)

Конструкция дунур долган и саха.

 

Форма

Мембрана

Обечайка

Резонаторные бугорки

Рукоятка

Погремушки

Колотушка

Шаманский бубен саха - дунур

Овальная, яйцевидная

Из выделан-ной шкуры годовалого теленка, трехгодова-лого бычка

или двухтравой

коровы

Киил – 10 и

более см; из лиственницы

Муос, буттээх муос – 2, 5, 9, 11 рогов

Быарык – в виде крестовины из изогнутого куска дерева из сердцевины лиственницы или из рога лося или оленя, прикрепляется непосредственно к обечайке или привязывается к ней на веревке. Встречаются крестовины, окаймленные плоским железным кольцом

Тимир кыыьааннар, рык – железные, медные и костяные звонцы, побрякушки бубенчики, колокольцы

Былаайах – из дерева

Шаманский бубен долган – дунур

Продолгова-тая овальная

Из кожи ди-кого оленя,

5-6-летнего

оленя-самца

Куойа – 12см; из лиственничной доски

Бочо или муос – из коленных костей задних конечностей оленя и из гниющего дерева:

-без рогов;

-5,7,9 рогов

Быарык – в виде крестовины из железа и дерева; прикрепляется к обечайке толстой веревкой. Встречаются крестовины, окаймленные плоским железным кольцом

Тиэрбэстэр – металлические колечки

Былаайах – из дерева, из мамонтовой кости, головка обтягивается кожей

Заключение

Изучение традиционной музыкальной культуры долган, одного из малочисленных народов Севера и Арктики, проживающих на территории России, представляет одну из актуальных задач музыкознания этносов.

Как описана в трудах исследователей, долганские музыкальные инструменты в большей степени опираются на якутскую основу. Эти культурные сходства, и кажутся, дают как бы общую картину понятия и восприятия долганской инструментальной музыки. Главной чертой долганского музыкального фольклора является её комплексный характер, сложившийся в процессе длительного исторического развития в результате слияния разных культурных традиций. И поэтому, структура бубна и варгана отличаются воспроизводством мелодий и звука. Бубен дунур делали в отличие от якутских, из шкуры, которая приклеивалась к обечайке куойа со всеми приспособлениями, а также край внутренней стороны намазывались клеем из вскипяченных рыбьих шкур, то есть материалы соответствовали добычам окружающей среды.

Таким образом, по своим характеристикам и терминологии дунур саха и долган имеют очень схожую конструкцию, что говорит о больших межэтнических культурных связях этих народов. Можно сказать, что поставленная нами задачи почти раскрыты и цель достигнута.

Использованная литература

Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. – Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005. – 438с.

Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII-XXвв.). - Л., 1969

Жирков М.Н. Якутская народная музыка. – Якутск: Кн. изд-во, 1981 – 120с.

Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - 498с.

Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 304 с.

Кастрен М.А. Собрание сочинений: В 2 т. – Тюмень, 1999. – Т.2: Путешествие в Сибирь (1845 – 1849).

Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. – СПб., 1878. – Ч.2, отд. 6. – 833с.) Характеризуя их, он пишет: «Это был живой, подвижный, ловкий, услужливый народ, с большим достоинством»

Песни долган. Огдо Аксенова/ Сост.Л.Масленников. – Красноярск. 1975

Попова М.И. Долганы: - СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург»,2002 - 94с.

Прокофьев Е.Д. Шаманские бубны / Историко-этнографичекий атлас Сибири / под ред. М.Г.Левина и Л.П.Потапова. – М.;Л.: Изд-во АН СССР.1961. – С.435 – 490.

Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., - М.,1993. – 736 с.

Тугаринов А.Я. Туземцы Приенисейского Севера. – Красноярск, 1927. – 18с.

Фольклор долган/ Сост. П.Е.Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Ф74 Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – 448 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.19)

Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов //Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка.: сб. ст. и матер.: в 2 ч. – Ч 1/ В.Мациевский. – М.: Сов. Композитор. 1987. – С .229 – 261.

Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. - Якутск: РДНТ, 1996. - 123 с.

Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование / под общ. Ред. Е.С.Новиков; нотография Т.И. Игнатьевой. – М.: Вост. лит., 2002. – 718с.: ил., карты, ноты.

 

Просмотров работы: 399