«Пушкин есть явление черезвычайное» Путешествие на Красную горку

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Пушкин есть явление черезвычайное» Путешествие на Красную горку

Ясюкевич М.В. 1
1МАОУ СОШ №10
Ганоцкая Т.Д. 1
1МАОУ СОШ №10

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений великого русского поэта А.С. Пушкина. Я, конечно же, не исключение. Благодаря увлечению краеведением и любви к А.С.Пушкину и родилась идея создания данного исследовательской работы. Которая познакомит вас с путешествием А.С. Пушкина в Оренбуржье, расскажет о том, какой вклад в историю странны внесла его поездка. А также об одной из достопримечательностей нашего края «Красной горке» и съемках исторического фильма, снятого режиссером Александром Прошкиным, по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёва».

Введение

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий, от простого мальчишки до профессора лингвистики, конечно у каждого свой Пушкин, кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Я, конечно же, не исключение, с детства помню наизусть его сказки и стихи. А «Капитанская дочка» еще после первого прочтения запала в душу и вот судьба снова столкнула меня с этим произведением.

Мы с семьёй уже много лет занимаемся изучением истории своего края, создали сайт и группу в ВК, где размещаем собранную нами информацию. Сейчас собираем материал для создания карты и книги о достопримечательностях Оренбуржья. Очередной маршрут наших путешествий лежал через Саракташский район, где нам удалось посетить интереснейшее место под названием Красная горка. Именно эта поездка впечатлила меня настолько, что стала причиной моего исследования. Мне захотелось рассказать о нем остальным.

Приехав домой и проведя небольшой опрос среди учащихся разных классов нашей школы, мы пришли к выводу, что несмотря на то, что все мы знаем, кто такой Пушкин, как оказалось, знаний о самом поэте и его творчестве совсем немного, а пройденный на уроках материал быстро забывается. Этот факт заставил немного изменить первоначальную цель нашего исследования: познакомить учащихся с очередной достопримечательностью. Потому что, неправильно просто рассказать о месте, связанном с поэтом, не рассказав о самом поэте. Его биография является неотделимой от его творчества и не может изучаться в отрыве от него.

Мы поставили цель:

Цель: Создать детскую энциклопедию по теме «А.С. Пушкин: жизнь, судьба, творчество», чтобы повысить знания учащихся о поэте, и познакомить учащихся с уникальным туристическим объектом областного масштаба связанным с А.С. Пушкиным - «Красная горка».

Задачи:

1. Изучить материалы о жизни А.С. Пушкина и систематизировать его.

2. Создать энциклопедию о жизни и творчестве поэта.

3. Собрать информацию о «Красной горке» и съёмках фильма «Русский бунт» и познакомить с ними учащихся.

4. Организовать просмотр фильма «Русский бунт» и дискуссию после просмотра.

5. Сделать выводы о проделанной работе.

Гипотеза: Может, мы и ленивы, но вовсе не нелюбопытны.

Эта гипотеза родилась после того, как мне случайно в интернете попалась фраза А.С. Пушкина «Мы ленивы и нелюбопытны» (Фраза оказалась из произведения поэта « ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА» (1836), гл. 2  Пушкин А.С. - "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...".)

Конечно, в нее вложен немного другой смысл, это мы разберем в следующем исследовании, а пока в голове сразу возник вопрос, почему нелюбопытны? А как же выражение, которое очень любят взрослые: «любопытной варваре на базаре нос оторвали»? Нет, не согласна! Возможно, мы ленивы, но вовсе не нелюбопытны.

Объект исследования: жизнь и творчество А.С. Пушкина,

Предмет исследования: «Красная горка»

Методы исследования :

эмпирические методы исследования: наблюдение, описание, фотографирование, интервьюирование,

теоретические: анализ научной, художественной, публицистической литературы и Интернет-источников, моделирование.

Литература обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости за свой народ, за свою Родину; воспитывает любовь к своему краю.

Наш проект предназначен для учащихся 1 – 11 классов, изучающих литературу; для учителей, работников библиотеки, а так же для всех, кто интересуется литературой……..

В проекте представлен материал, собранный в ходе работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет; материалами, опубликованными в СМИ.

Основная часть

Глава 1. «Пушкин есть явление чрезвычайное»

Тема пушкинского творчества была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении.

Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, его образ входит в нашу культуру, символизирует ее. Едва ли за два минувших столетия в России найдется хотя бы один национальный литературовед, который на том или ином этапе своей жизни, а чаще всего на протяжении всей этой жизни, независимо от своего места в культуре, не обращался бы к Пушкину, к его личности, его стихам, его судьбе, его эпохе, не искал бы в них вдохновения и поддержки. Мы тоже решили обратиться к великому поэту соприкоснуться с его творчеством, и познакомить с этим для начала учащихся нашей школы. В результате была создана красочная энциклопедия о жизни и творчестве писателя, а её презентация имела большой успех не только среди школьников, но и среди учителей. Это послужило рождению новых идей, во-первых, усовершенствовать энциклопедию, написать её в профессиональной программе, наполнить играми загадками, кроссвордами, викторинами. Во-вторых, создать общество поклонников творчества Пушкина: «Пушкиниану школы №10», что поможет быстрее собрать, как можно больше интересной информации о поэте, и в будущем конкурировать с другими большими проектами посвященными творчеству Пушкина.

Образ Пушкина неисчерпаем: появляются все новые и новые произведения скульптуры, что еще раз доказывает: мы хранили, храним, будем хранить образ поэта. Образ Пушкина – всегда открытие и всегда тайна.

Однако у каждого из нас свое сугубо личное отношение к Пушкину, далекое или более приближенное к Пушкину истинному. Каждый обращает свой взор на ту сторону в его наследии, которая ближе ему самому, и не только в нашей стране но и во всём мире.

Так, в Эфиопии несколько лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Глава 2. Уникальная достопримечательность

Каким бы не был изображен Пушкин, мы видим в нем поэта в разнообразии творческих и душевных состояний. Образ его биографически мотивирован и психологически обоснован. А наличие по всей России памятников и монументов великому поэту говорит о том, что за два века Пушкин укоренился в сердцах многих поколений.

Благодарные оренбуржцы так же уважают и чтят память великого поэта. Увековечивать его имя в городе начали еще в XIX веке, и продолжают до сих пор. На одном из таких памятников мы хотим остановиться подробнее. Благодаря А.С. Пушкину его значимость увеличилась в двое. Он необычен тем, что теперь является не только природной достопримечательностью с высоты которой открывается красивый вид на окрестности, но и уникальным музеем под открытым небом. Здесь выстроена настоящая русская крепость в натуральную величину. И этот памятник - Красная горка.

2.1.История происхождения названия «Красная горка»

О том, кто и когда дал название Красной горе, доподлинно ничего не известно, и на сегодняшний день специалистам так и не удалось отыскать литературные или какие-либо другие ее упоминания в исторических источниках. Однако среди прочих достопримечательностей Оренбургской области Красная гора занимает особое место в сердцах туристов, так как на одном из ее склонов располагается недавно построенная русская крепость, которую почитатели творчества А.С. Пушкина ассоциируют с той самой Белогорской крепостью из "Капитанской дочки".

2.2.История написания А.С. Пушкиным произведений, которые легли в основу фильма «Русский бунт»

Оттого, что сановные современники не приняли труд Александра Сергеевича, он не становится хуже и менее значимым для нас, его потомков. Мы ещё больше понимаем, что Пушкин кроме выдающегося поэтического дара, обладал и многими важнейшими качествами профессионального историка-исследователя: философским складом ума, необычайным трудолюбием, широтой кругозора, чёткой гражданской позицией и честностью в освещении исторических фактов. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани пушкинского таланта. Собрав воедино разрозненные исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал значимый исторический труд.

2.3.Вклад Пушкина в Оренбургское краеведение

Оренбургская поездка подарила поэту не только материал для написания своих произведений, знакомство с оренбуржцами, краем, но и явилась неповторимым этапом в биографии поэта. В память об А.С. Пушкине в Оренбурге и области установлены памятники и мемориальные доски, проводятся Пушкинские конференции и чтения.

2.4.Почему Красная горка?

Несмотря на то, что Красная горка сама по себе является уникальным природным образованием, на которое приезжают посмотреть не только россияне, но и многочисленные иностранцы. Съемки фильма стали для неё судьбоносными.

После выхода фильм в 1999 году. Красная гора преобразилась и стала привлекать туристов. Этот комплекс превратился в настоящий музей-заповедник под открытым небом.

2.5.Александр Прошкин о фильме «Русский бунт»

«Историю делают личности, и я снимал свои фильмы о людях, вихрем ворвавшихся в российскую историю»

Александр Прошкин

Александр Прошкин - Российский кинорежиссёр, обладатель многих кинематографических наград, народный артист России. За 45 лет работы в кино Александр Прошкин снял более 20 фильмов – «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Николай Вавилов», «Русский бунт», «Доктор Живаго», другие киноленты, на которых выросло целое поколение советских и российских зрителей.

- «Русский бунт» для меня – одна из очень важных картин. Как и «Доктор Живаго» – широкая панорама природы русской интеллигенции. К сожалению, роман Бориса Леонидовича Пастернака сейчас не читают: выросло поколение, которому это скучно. Но жизнь наша устроена так, что наступают времена, когда этот роман догоняют, чтобы обратиться к нему снова и понять, кто мы и что мы.

Мне фильм очень понравился. Создается необыкновенная атмосфера эпохи, замечательно чистые, светлые и юные лица главных героев, на их фоне весь драматизм событий еще трагичнее и чудовищнее. Намой взгляд режиссёр вложил в него всю душу. После просмотра, я ещё раз перечитала «Капитанскую дочку» и прочитала «Историю Пугачёвского бунта».

2.6. Критика и награды

 В 1999 году фильм вышел на большой экран. Главные роли исполнили Владимир Машков, Сергей Маковецкий, а также поляки Матеуш Даменцкий и Каролина Грушка. Актерам пришлось непросто, поскольку из-за финансирования летние сцены пришлось снимать зимой в мороз ниже 20 градусов, мёрзли не только актёры, но и камеры.снимали зимой, в мороз. Во время съемок в массовке принимали участие и местные жители. Так, в съемке сцен штурма Белогорской крепости приняло участие до полутора тысяч человек.

Отзывы фильм получил довольно разные, если у нас его не совсем приняли, то на Берлинском кинофестивале, до отказа забитый зал аплодировал.

Известный польский критик Ежи Плажевский увидел в фильме «тоску по самодержавию». «Какая тоска?! – вскричал режиссер. – Фильм начинается с того, что Екатерина убивает Петра III, а потом сообщает подданным, что он умер от геморроидальных колик. Век вранья, коварства, убийств! Мгновенно возникающие состояния, безумные карьеры – все как сегодня. И постоянное мрачное брожение в народе. Мы снимали в местах, где ничего не изменилось, где все та же нищета, и единственные деньги, которые жители получали за последние месяцы – те, что мы им платили за съемки. Бунт сегодня, думаю, нереален, можно спровоцировать только отдельные вспышки. Но тень его витает над Россией постоянно».

«Русский бунт» открывал фестиваль российского кино «Окно в Европу», участвовал в «Кинотавре» (получил специальный приз, приз за лучшую музыку к фильму и приз Сергею Маковецкому), кинофестивале «Листопад» в Минске (получил главный приз), Фестивале российского кино в Офлере (приз зрительских симпатий и приз за лучший сценарий), кинофестивале в Стамбуле. В 2000 году режиссер фильма Александр Прошкин был номинирован на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Русский бунт» получил премию «Ника» в номинациях «Лучший дизайнер костюмов», «Лучший художник – постановщик», «Лучший звук». На премию также номинировались Сергей Маковецкий и оператор Сергей Юриздицкий.

На наш взгляд фильм, высокопрофессиональный. Отлично выстроен, сыгран, снят. Пусть он и не собрал больших наград, вытерпел не мало критики, но именно благодаря ему Красная гора преобразилась и стала удивительным местом нашего края.

Глава 3. Путешествие по следам «Русского бунта»

3.1.Наше путешествие на «Красную горку»

Мы тоже посетили этот музей. К сожалению, о том, что он давно уже не работает, узнали лишь приехав на место. Единственное, что нам удалось это прогуляться по территории и поговорить с местным сторожём, так как кроме него там больше никого не было. Этот любезный человек рассказал всю известную ему информацию, и разрешил нам прогулку по окрестностям. От него мы также узнали, что эта туристическая достопримечательность, собственность Аграрного университета, здесь построены кафе, гостиничные домики и прочее.

Со дня съёмок прошло уже почти 22 года. Все постройки, которые там сохранились пришли в упадок, видимо по тому, что ставили не настоящие дома, а декорации, без фундамента. Везде стоят таблички не подходите близко. С одной стороны, это придает иллюзию настоящей старины, а с другой вызывает сомнение, сколько еще простоят эти хлипкие постройки....

Но несмотря на эти удручающие обстоятельства прогулка получилась замечательной.

Прикоснуться хоть немного к истории своего края и творчеству Великого поэта - это особенное чувство.

До конца разобраться с причинами закрытия нам пока не удалось сложившаяся обстановка мешает решению проблемы. Поэтому этот вопрос пока остаётся открытым, и мы продолжаем над ним работать.

3.2.Просмотр фильма «Русский бунт»

После рассказа учащимся о красной горке, мы устроили просмотр фильма «Русский бунт», что во-первых позволило закрепить рассказанный нами материал, а во вторых вызвало некоторые разногласия среди смотревших, кому-то фильм очень понравился, кто то стал сравнивать с реальными произведениями. В результате было решено перечитать эти два произведения, затем ещё раз пересмотреть фильм и после просмотра, снова провести дискуссии. А также, что нам было особенно принято, судьба Красной горки заинтересовала многих моих друзей и одноклассников, и мы решили вместе продолжить заниматься этим вопросом, а после отмены всех ограничительных мер связанных с ситуацией в мире, всем вместе посетить этот музей.

3.3. Коротко о проделанной работе. Выводы.

Пушкин – это самое дорогое, что есть в России, самое родное и близкое для каждого русского человека с детства. Он первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Несмотря на то, что о Пушкине написано очень много, о нем хочется писать, о нем нужно писать, потому что, как это ни печально, сегодняшнему поколению о нём известно очень мало.

В результате работы мы собрали и уже известные и, возможно, неизвестные для учащихся факты о поэте и оформили их в красочную энциклопедию, которую планируем со временем пополнять. Оказалось, всё в Пушкине - тайна, глубина которой завораживает и даже несколько пугает, когда приближаешься к ней. Читая высказывания современников мы узнали, что поэт был очень суеверным. …..У него было много друзей, но с детства самыми близкими и преданными ему были его бабушки.…..Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Это лишь часть тех фактов, о которых вы сможете узнать в нашей электронной энциклопедии.

После знакомства с энциклопедией учащихся разных классов нашей школы, мы провели опрос, в результате которого поняли, что не только мы, но и большая часть школьников узнали много нового и открыли для себя Пушкина не просто ещё раз, а практически вновь. Кроме того, мы ещё раз убедились, что способ подачи информации играет большую роль. Энциклопедия понравилась не только учащимся, но и учителям, поэтому мы решили её усовершенствовать, дополнить играми, загадками и викторинами, и разместить на страничке сайта школьной библиотеки.

В России создана великая Пушкиниана, кажется, всеобъемлющая, всеохватная, дающая все ответы на все, связанное с Пушкиным. Мы предложили на своём сайте организовать общество поклонников творчества Пушкина: «Пушкиниану школы №10». Где каждый сможет оставить свои отзывы, рассказать о своём отношении к поэту.

Благодарные оренбуржцы также уважают и чтят память великого поэта. Увековечивать его имя в городе начали еще в XIX веке. На одном из таких памятников мы хотим остановиться подробнее. Его необычность в том, что оно является не только природной достопримечательностью, но и уникальным музеем под открытым небом. Здесь выстроена настоящая русская крепость в натуральную величину. Сама Гора возвышается на правом берегу реки Сакмара, а своё название она получила благодаря цвету слагающих ее пород. Из-за красной глины и красного песчаника гора действительно выглядит красной. Особенно хорошо это видно в сухую, засушливую погоду.

Впрочем, есть и другое название горы – Сарыкташ (в переводе — «каменные овцы» или «овечий камень»). Это название объясняется наличием на горе крупных камней, которых по легенде издалека приняли за овец. С Красной горы открывается красивый вид на окрестности, Саракташ и текущую под горой реку Сакмару.

В 1998 году здесь прошли съемки исторической мелодрамы совместного российско-французского производства «Русский бунт» о событиях крестьянской войны, снятого по мотивам произведений Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта»....

«Пугачевщина» стала яркой незабываемой страницей нашей истории, постоянно привлекавшей внимание многих деятелей культуры - своим накалом страстей, остротой конфликтов, яркостью характеров и судеб. Общество тогда раскололось; и кровавое противостояние никак не могло забыться. Среди тех, кто заинтересовался пугачевщиной, был поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Информации из столичных архивов Пушкину было мало, для написания романа не хватало фактов, именно за этим Пушкин и отправляется в очередное путешествие. Итогами которого и становится написание исторической работы «История пугачевского бунта» и знаменитого романа «Капитанская дочка», последнего прижизненно изданного произведения.

Фильм Русский бунт как раз и объединяет эти два произведения, он рассказывает о событиях, происходивших в Оренбургской области - о молодом офицере, попавшим на службу в Белогорскую крепость и познакомившимся с дочерью крепостного коменданта. Другой офицер, которому так же нравилась дочь коменданта, начинает с первым противостояние, в это время начинается Пугачевское восстание.

Подходящее для съемок фильма место съемочная бригада искала очень долго, и на Красной горе остановились совсем не случайно. Во-первых, описанная в повести писателем Белогорская крепость тоже находилась под Оренбургом, а во-вторых, по мнению режиссёра само место практически идеально подходило под её расположение. Все постройки для съемок фильма выполнены из дерева. Возводились они силами студентов Оренбургского Государственного Аграрного Института, а придать исторический вид зданиям студентам помогали историки и художники из съемочной команды. Актерам пришлось непросто, поскольку из-за финансирования летние сцены пришлось снимать зимой в мороз ниже 20 градусов, мёрзли не только актёры, но и камеры. Во время съемок в массовке принимали участие и местные жители. Так, в съемке сцен штурма Белогорской крепости приняло участие до полутора тысяч человек.

В 1999 году фильм вышел на большой экран. И хоть ему и не удалось собрать высших наград, но именно благодаря ему ранее мало кому известная Красная гора преобразилась и стала удивительным местом нашего края.

Мы тоже посетили этот музей. К сожалению, он уже перестал быть действующим, да и все постройки, которые сохранились, находились в довольно удручающем состоянии, поэтому единственное , что нам удалось, это прогуляться по территории и поговорить с местным сторожем, так как кроме него на территории больше никого не было.

Мы попытались разобраться, почему закрыли музей, но сложившаяся обстановка пока мешает решению проблемы. Поэтому этот вопрос пока остаётся открытым, и мы продолжаем над ним работать.

После рассказа учащимся о красной горке, мы устроили просмотр фильма «Русский бунт», что, во-первых, позволило закрепить рассказанный нами материал, а во-вторых, вызвало некоторые разногласия среди смотревших, кому-то фильм очень понравился, кто-то стал сравнивать с реальными произведениями.

В результате было решено перечитать эти два произведения, затем ещё раз посмотреть фильм и после просмотра снова провести дискуссии.

Кроме того, что нам было довольно приятно, судьба Красной горки заинтересовала многих моих друзей и одноклассников, и мы решили вместе продолжить заниматься этим вопросом, а после отмены всех ограничительных мер, связанных с ситуацией в мире, всем вместе посетить этот музей.

Подводя итоги нашей работы можно сказать, что мы выполнили поставленные цели и задачи, создали энциклопедию, познакомили учащихся с Красной горкой, хочу добавить, что мы сделали даже больше чем и подтвердили нашу гипотезу, что мы очень даже любопытны.

В заключение хочу сказать, что Работа над проектом не заканчивается, она, как нам кажется, стала началом большого совместного и, судя по уже построенным планам, безумно интересного проекта.

Заключение

«Мы дышим Пушкиным, он живет в нас больше, чем сами мы это знаем, подобно тому как живет в нас наша Родина. Пушкин и есть для нас в каком-то смысле родина,… и не только поэзия Пушкина, но и сам поэт… Это его жизнь, не только как фактическая биография или литературная история творчества, но как подвиг его души, ее высшая правда и ценность.»

С.Н.Булгаков

Действительно А.С.Пукшкин сопровождает нас с раннего детства и до конца жизни. И в каждом возрасте свой Пушкин. Каждый из нас когда-то заслушивался "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" или веселился вместе с хитрецом-Балдой, который смог провести и попа, и черта. Потом в школе кто-то с трудом дочитывал "Дубровского" или "Капитанскую дочку", а спустя время с удовольствием перечитывал их уже совсем с другим чувством... Как в этот раз случилось и снами.

А.С Пушкин прожил пусть не долгую, но непростую жизнь, он многое видал на своем веку, поэтому все его чувства описаны в произведениях. Я считаю, что все его творчество может воспитать в молодом поколении хороших людей. Нужно не просто читать его произведения, а еще и вникать в их смысл и делать для себя соответствующие выводы.

«Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека», - утверждал В.Г. Белинский.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина учат нас быть настоящими, воспитывают в нас только лучшие качества. Его труды всегда будут актуальны, благодаря доступному языку и нравственным уроком. Произведения Пушкина будут актуальны во все времена, как сейчас, так и в будущем, чем больше люди будут читать Пушкина, тем будут добрее, счастливее и благороднее будут отношения друг к другу, да и ко всему вокруг.
Его творчество настолько ярко по своей сути, что почти все крупные произведения, вышедшие из-под его пера («Алеко», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила»), были положены на музыку. И в наше время практически все театры обязательно имеют в своём репертуаре оперы и балеты, поставленные по произведениям Пушкина. И именно его произведения являются открытием нашего кинематографа и продолжают таковыми быть, что подтверждает премьера фильма «Русский бунт». Она не просто напомнила миру об исторических событиях тог времени, она стала рождением нового исторического памятника сделавшего Оренбургский край ещё более знаменитым. Это является ещё одним величайшим доказательством бессмертного гения Пушкина и потребности общения с ним сегодня.
Подводя итоги нашей работы можно сказать, что мы выполнили поставленные цели и задачи, результатами подтвердили нашу гипотезу, что мы очень даже любопытны,

Работа продолжается, впереди много новых и интересных открытий!

Список литературы

Современники Пушкина: Документальные очерки.-Л,1981г.- Черейский Л.А.

2. Пушкинская Москва – М.1998г.- Ашукин Н.С

3. Детство Пушкина. – М., 1960г.- Сломинский А.

4. Материалы для биографии Пушкина.-М.,1984г.- Анненков П.В.

5. Из жизни замечательных людей. Пушкин.- А.Тыркова-Вильямс

6. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина- Цявловский М.

7. Пушкинская Москва.- Волович Н.М.

8.Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками- М.,1987г- Кунин В.В.

9.Пушкин в жизни:систематический свод подлинных свидетельств современников.-М.,1984г.- Вересаев В.В.

10.О Пушкине: Страницы жизни поэта. Воспоминания современников. – М., 1992г.- Бертеньев П.И.

1.Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками- М.,1987г- Кунин В.В.

2.Пушкин в жизни. М., 1996г.- Ильин И.

3.Пушкинская Москва.- М., 1990г.- Волович Н.М.

14.Александр Пушкин. - СПб., 1995г.- Лотман Ю.

5.Рассказы о А.С. Пушкине и Государственном Пушкинском музее.-заповеднике С. Гейченко. - М., 1982г.

6.Пушкинская Москва.- М., 1990г.- Волович Н.М.

17.Пушкин. Исследования и материалы. Издательство АПН СССР, 1953, стр. 294.

https://www.chitalnya.ru

https://stihi-rus.ru/Pushkin/o_poete/23.htm А. Карташев «Лик Пушкина»

http://www.kuzbass.ru/moshkow/koi/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt-Сказка

http://filocart.narod.ru/det08.htm

http://www.pereskazhi.com/gallery/thumbnails.php?album=17&page=19http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art5&id=3406&artist=594

http://www.belrussia.ru/forum/viewtopic.php?p=7837&

http://onyx.ru/catalog/0/204

www.artandphoto.ru

http://natalyagurkina.ucoz.ua/forum/28-115-1

http://www.sint.km.ua/site/

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=35&page=6

Тезисы

Номинация: краеведение_г.Гай_МАОУ СОШ №10_Ясюкевич Мария

«Пушкин есть явление черезвычайное»

Путешествие на Красную горку

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина. Я, конечно же, не исключение. Благодаря увлечению краеведением и любви к А.С.Пушкину и родилась идея создания данного исследовательской работы.

Цель: Создание детской энциклопедии по теме «А.С. Пушкин: жизнь, судьба, творчество», чтобы повысить знания учащихся о поэте, и Познакомить учащихся с уникальным туристическим объектом областного масштаба, связанным с А.С.Пушкиным - «Красная горка».

Задачи:

1.Изучить материалы о жизни А.С.Пушкина и систематизировать его.

2.Создать энциклопедию о жизни и творчестве поэта.

3.Собрать информацию о «Красной горке» и съёмках фильма «Русский бунт» и познакомить с ними учащихся.

4.Организовать просмотр фильма «Русский бунт» и дискуссию после просмотра.

5.Сделать выводы о проделанной работе.

Гипотеза: Может, мы и ленивы, но вовсе не нелюбопытны.

Объект: жизнь и творчество А.С.Пушкина,

Предмет: «Красная горка».

В результате работы мы собрали и уже известные и, возможно, неизвестные для учащихся факты о поэте и оформили их в красочную энциклопедию, познакомили учащихся с Красной горкой, судьба которой заинтересовала многих моих друзей, и мы решили вместе продолжить заниматься этим вопросом. Хочу добавить, что мы сделали даже больше чем и подтвердили нашу гипотезу, что мы очень даже любопытны.Энциклопедию и отчет о праделанной работе, вы сможете посмотреть в нашей группе в ВК «А.С.Пушкин» https://vk.com/club199162683.В заключение хочу сказать, что образ Пушкина неисчерпаем: появляются все новые и новые произведения, скульптуры, что еще раз доказывает: мы хранили, храним, будем хранить образ поэта. Работа продолжается, впереди много новых и интересных открытий!

ПРИЛОЖЕНИЕ

(вся работа подробнее)

Основная часть

Глава 1. «Пушкин есть явление чрезвычайное»

«Вещий Гоголь, с его наклонностью к гиперболе, потрясавшийся гением Пушкина, считавший себя как бы порождением его в своих творческих замыслах, сказал нам нечто большее. Он еще при жизни Пушкина разгадал тайну его личности. Уже в 1832 г. Гоголь провозгласил: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть явится через 200 лет».» (1)

Александр Сергеевич Пушкин – пожалуй, самый любимый и почитаемый в нашей стране поэт и писатель. Прошло уже больше 200 лет со дня его рождения, а слава Пушкина ни то, что не угасает, а разгорается все ярче. Гений величайшего русского мастера слова продолжает волновать умы и сердца людей, удивлять и, конечно же, восхищать все новые поколения читателей. Пушкин – это самое дорогое, что есть в России, самое родное и близкое для каждого русского человека с детства.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Несмотря на то что о Пушкине написано очень много о нем хочется писать, даже вновь повторяя известные факты. О Пушкине нужно писать, потому что, как это ни печально, ни парадоксально, сегодняшнему поколению о нём известно очень мало. Всё в Пушкине - тайна, глубина которой завораживает и даже несколько пугает и тревожит, когда приближаешься к ней.  Читая высказывания современников, я узнала, что Пушкин был очень суеверным. Кроме того, у Пушкина имелся список "несчастливых дней", сделанный собственноручно. Обнаружив в этом списке день своего рождения, 26 мая, Пушкин чрезвычайно расстроился. Теперь каждый раз, когда его одолевала "беспричинная" хандра, он жаловался близким: "Что же делать! Так уж мне народу написано: В несчастный день родиться...". А во время венчания в церкви с Н. Гончаровой, 18.02. 1831года, в Москве, он вдруг вспомнил, что нынче - один из трёх в этом месяце дней несчастий; было уже поздно: хор пел: "Исайя, ликуй!"

…..У Пушкина было много друзей, но с детства самыми близкими и преданными ему были две бабушки… Две русские женщины, которые своей горячей любовью, преданностью и заботливостью в отношении поэта заслужили благодарную память в сердцах потомков. Если Мария Алексеевна рассказывала внуку истории из далекой старины, то няня была необыкновенной сказочницей, которую Пушкин всегда слушал с восторгом и замиранием сердца. Няня знала очень много русских народных сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал поэт впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он – каждая есть поэма». На долю обеих бабушек выпала счастливая судьба привить маленькому Пушкину любовь и вкус ко всему родному, русскому, когда кругом и думали и говорили по-французски. Критик и поэт Аполлон Григорьев писал: «Вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барина, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословеньем…»

Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Алексанрда I, который тоже выехал на прогулку. Слава богу, Александр успел придержать коня, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку – это няня. 

Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. И дали ему прозвище — «француз», отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное).

Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а вообще его вызывали на дуэль больше 90 раз. Сам Пушкин предлагал стреляться больше полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца – например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой.

Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: "Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны". И в самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, - позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, - преступно и пагубно.

Из детей Пушкина только двое оставили потомство - Александр и Наталья. Но потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти живёт в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.

Тургенев когда-то предлагал проверенный рецепт от головной боли и хандры: прочесть вслух 10 стихотворений Пушкина.

А.С. Пушкин был не просто "солнцем русской поэзии", он имел огромное влияние на умы своих современников. В жизни его много тайного. Говорят, что многие стихи его являют собой шифр.

В результате работы мы собрали и уже известные и, возможно, неизвестные для учащихся факты о поэте, собирали интересные истории, происходившие с ним в детстве и юности, цитаты и высказывания о нем его друзей и знакомых, о его любимых местах, о путешествиях, о работе, всё, что находили, старались систематизировать и объединять в одну большую работу. Таким образом, была создана красочная электронная энциклопедия, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина, которую будем со временем пополнять.

С энциклопедией мы познакомили учащихся нашей школы разных классов, и после провели опрос, в результате которого поняли, что не только мы, но и большая часть школьников узнали много нового и открыли для себя Пушкина не просто ещё раз, а практически вновь. Кроме того, мы ещё раз убедились, что способ подачи информации играет большую роль. Энциклопедия понравилась не только учащимся, но и учителям. Изначально она была сделана в программе Power-Point, но после её презентации мы хотим её усовершенствовать, сделать в профессиональной программе, в виде листающейся книги с различными сюрпризами, играми, загадками и викторинами на страницах и разместить на страничке сайта школьной библиотеки. Но это ещё не всё.

В России создана великая Пушкиниана, кажется, всеобъемлющая, всеохватная, дающая все ответы на все, связанное с Пушкиным. Мы предложили на своём сайте организовать общество поклонников творчества Пушкина: «Пушкиниану школы №10», где каждый сможет оставить свои отзывы, рассказать о своём отношении к поэту, разместить новые факты из его жизни и его творчества. В общем, таким образом попытаться собрать как можно больше интересной информации о поэте, чтобы наша, пока школьная, виртуальная энциклопедия постоянно пополнялась и могла выйти на более высокий уровень. И в будущем, возможно в очередную годовщину со дня рождения поэта, смогла конкурировать с другими проектами посвященными творчеству Пушкина.

Тема пушкинского творчества была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении.

Пушкин – образ, бережно хранимый. Он вечный наш спутник, его не спутаешь ни с кем, его образ входит в нашу культуру, символизирует ее. Едва ли за два минувших столетия в России найдется хотя бы один национальный литературовед, который на том или ином этапе своей жизни, а чаще всего на протяжении всей этой жизни, независимо от своего места в культуре, не обращался бы к Пушкину, к его личности, его стихам, его судьбе, его эпохе, не искал бы в них вдохновения и поддержки. Мы тоже решили обратиться к великому поэту соприкоснуться с его творчеством, и познакомить с этим для начала учащихся нашей школы. В результате была создана красочная энциклопедия о жизни и творчестве писателя, а её презентация имела большой успех не только среди школьников, но и среди учителей. Это послужило рождению новых идей, во-первых, усовершенствовать энциклопедию, написать её в профессиональной программе, наполнить играми загадками, кроссвордами, викторинами. Во-вторых, создать общество поклонников творчества Пушкина: «Пушкиниану школы №10», что поможет быстрее собрать, как можно больше интересной информации о поэте, и в будущем конкурировать с другими большими проектами посвященными творчеству Пушкина.

Образ Пушкина неисчерпаем: появляются все новые и новые произведения скульптуры, что еще раз доказывает: мы хранили, храним, будем хранить образ поэта. Образ Пушкина – всегда открытие и всегда тайна.

Однако у каждого из нас свое сугубо личное отношение к Пушкину, далекое или более приближенное к Пушкину истинному. Каждый обращает свой взор на ту сторону в его наследии, которая ближе ему самому, и не только в нашей стране но и во всём мире.

Так, в Эфиопии несколько лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Глава 2. Уникальная достопримечательность

Каким бы не был изображен Пушкин, мы видим в нем поэта в разнообразии творческих и душевных состояний. Образ его биографически мотивирован и психологически обоснован. А наличие по всей России памятников и монументов великому поэту говорит о том, что за два века Пушкин укоренился в сердцах многих поколений.

Благодарные оренбуржцы так же уважают и чтят память великого поэта. Увековечивать его имя в городе начали еще в XIX веке, и продолжают до сих пор. На одном из таких памятников мы хотим остановиться подробнее. Благодаря А.С. Пушкину его значимость увеличилась в двое. Он необычен тем, что теперь является не только природной достопримечательностью с высоты которой открывается красивый вид на окрестности, но и уникальным музеем под открытым небом. Здесь выстроена настоящая русская крепость в натуральную величину. И этот памятник - Красная горка.

2.1.История происхождения названия «Красная горка»

Красная горка - популярнейшая достопримечательность Саракташа наравне с Обителью Милосердия. Любимым местом отдыха саракташцев она была, ещё, испокон веков, а с 1999 года сюда потянулись и "гости города".

Сама Гора возвышается на правом берегу реки Сакмара. Свое название она получила неспроста, ее склоны действительно окрашены в красный цвет, особенности хорошо это видно в теплое время года. Это объясняется содержанием в слагающих ее породах большого количества красного песчаника и глины, которые при высыхании придают горе яркий оранжево-алый оттенок.

Однако у этой горы есть другое название – Саракташ. В 1913-1914 годах недалеко от этого места были построены здания вокзала и еще два служебных помещения. Это и было началом современного поселка Саракташ. По обычаям дореволюционного времени каждое новое казенное строение подлежало освящению, после чего священником ему давалось и наименование. Так как казаки Черкасской и Воздвиженской станиц с железнодорожным начальством находились в ссоре, то освящение построенной станции своим священникам производить запретили, его совершил по мусульманским обрядам мулла из деревни Татарский Саракташ, находящейся за рекой Сакмарой. Он же дал и наименование станции – Саракташ.

И это ещё не всё! Есть ещё несколько легенд возникновения названия этой горы. Одна из них объясняет его происхождение наличием на горе крупных камней, которые по легенде издалека приняли за овец. Когда – то, очень давно, шли ходоки бояр Абдулгазизовых из-под Казани и Сеитовой слободы. Ныне это село Каргала под Оренбургом. Они шли выбирать места для нового поселения. В один из жарких летних дней на вершине красной горы (кызыл-тау), что возвышается у слияния реки большой Ик с Сакмарой, увидели сквозь сизую дымку какие-то темные пятна. Возник спор. Кто-то из ходоков сказал, что это пасутся овцы – по-татарски "сарык". Другие возразили, что это не овцы, а камни разбросаны по склону – "таш". Подойдя поближе, убедились, что это камни больших размеров. Сама же местность вокруг оказалась подходящей. Здесь переселенцы и обосновались, назвав свое село Саракташом, что в переводе с тюркских языков означает "каменная овца". Но возможно и другое объяснение - от древнетюркского сарыг – "желтый", таш – "камень", то есть "желтый камень". Существует и третий путь: от башкирского харыкташ – "валун". Так два населенных пункта назвали одинаково, а чтобы их не путать старое село стали называть татарский Саракташ.  Несмотря на все объяснения Памятник "каменной овце" с табличкой, повествующей о возникновении названия села, встречает посетителей у входа в парк.

Еще одна легенда Красной горы связана со Свято-Троицким храмом, где, по словам местного населения, в начале 90-х годов прошлого века произошло священное событие - возрождение иконы Казанской Пресвятой Богородицы.

О том, кто и когда дал название Красной горе, доподлинно ничего не известно, и на сегодняшний день специалистам так и не удалось отыскать литературные или какие-либо другие ее упоминания в исторических источниках. Однако среди прочих достопримечательностей Оренбургской области Красная гора занимает особое место в сердцах туристов, так как на одном из ее склонов располагается недавно построенная русская крепость, которую почитатели творчества А.С. Пушкина ассоциируют с той самой Белогорской крепостью из "Капитанской дочки".

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ СПРАВКА

Помимо музея-заповедника под открытым небом, которым по сути является недавнее место съемок русско-французского бестселлера, в окрестностях Красной горы есть немало мест, на которые стоит посмотреть. Одним из них является основанный в 1913 году поселок Саракташ, названный в честь горы (ее второе название - Саракташ). Во время посещения этого населенного пункта обязательно загляните в местный краеведческий музей, в котором собраны не только многочисленные предметы быта крестьян, старые деньги, церковная литература и посуда, но и старинные оренбургские платки, представленные здесь в виде впечатляющей коллекции. И конечно, говоря о Саракташе, нельзя не упомянуть расположенную в нем знаменитую Свято-Троицкую обитель милосердия, выполненную в виде грандиозного архитектурно-церковного ансамбля. На ее исполинский колокол весом почти в три тонны приезжают посмотреть туристы со всей России.

Доехать до Красной горы на автотранспорте очень просто. Для этого нужно следовать по трассе Оренбург - Орск до поворота на поселок Саракташ. Проехав его насквозь, вы попадаете на мост через реку Сакмару, на другом берегу которой расположен населенный пункт Татарский Саракташ. Свернув направо, следуйте по проселочной дороге к воссозданной русской крепости, которая хорошо видна на склоне как в светлое, так и в темное время суток. К Красной горе также можно добраться на поездах и на маршрутках, которые регулярно отбывают из Оренбурга и других близлежащих крупных городов.

2.2.История написания А.С. Пушкиным произведений, которые легли в основу фильма «Русский бунт»

Поэт хорошо разбирался не только в отечественной, но и в мировой истории. Его не оставляли равнодушным историческая роль царей, народные движения, место простого человека в мировых катаклизмах. Им написано довольно много исторических произведений. Таких как: «Песня о вещем Олеге», «Борис Годунов», поэмы «Полтава», «Медный всадник». Свою личную семейную историю Александр Сергеевич воплотил в «Арапе Петра Великого». Но Пушкин хотел написать и чисто исторические труды, не похожие на перечисленные художественные произведения, в его планах значились «История Малороссии» и «История французской революции». К сожалению, ему удалось реализовалась лишь часть своих замыслов в этом направлении. Только от Петра к Пугачёву.

Так в 1831 году поэт обращается к шефу жандармов и главе III отделения А.Х. Бенкендорфу с письмом, в котором просит разрешить ему заниматься изучением истории Петра Первого, и его наследников и разрешения поработать в государственных архивах. Просьба была поддержана Николаем I, и Пушкин был принят на службу в Министерство иностранных дел с возможностью работать в архивах. Император предполагал, что Пушкин начнёт писать и «Историю Государства Российского». По сути, с лёгкой руки государя Пушкин формально становился историографом. (17) Материалы для своей будущей книги Пушкин начал искать в библиотеке Эрмитажа и в архивах в 1832 году, но вскоре его заинтересовали события восстания под предводительством Емельяна Пугачёва во времена Екатерины II. А больше всего приговор о смертной казни Пугачёва и его сообщников и биография Михаила Шванвича – дворянина, перешедшего на сторону восставших. В связи с этим у него возникает идея создать литературное произведение на тему пугачёвского восстания.

30 сентября он пишет жене Наталье Николаевне: «Мне пришёл в голову роман, и я вероятно за него примусь». (17)

От задумок до исполнения замысла пришлось пройти длительный путь. Пушкин понял, что создать яркое художественное произведение о времени Пугачёва без тщательного изучения источников невозможно. Работа шла тяжело, хотя по историческим меркам события восстания были совсем недавние. И, самое главное, нельзя было забывать, что Екатерина II приходилась царствующему Николаю I бабушкой. Творить поэту-историку приходилось с оглядкой на цензуру, да и на окружение, с которым приходилось сталкиваться поэту каждый день. Ведь вокруг были дети и внуки участников тех событий. Поездки на места событий Работы в центральных архивохранилищах оказалось недостаточно, и Пушкин обратился к царю с прошением посетить места, где реально проходили связанные с Пугачёвым события, в том числе Казань и Оренбург. На письме Пушкина сохранился автограф Бенкендорфа: «Государь позволяет». На службе исследователю был предоставлен четырёхмесячный отпуск. 17 августа 1833 года Пушкин выехал из Санкт-Петербурга. По дороге в Казань он посетил Нижний Новгород. В городе Васильсурске он записал рассказ о казни Пугачёва, поведал который командир местной инвалидной команды Юрлова, впоследствии полностью вошедший в «Историю Пугачёва».

В Казани Александр Сергеевич обошел места сражений, беседовал со свидетелями событий. Он также гостил у профессора Казанского университета Карла Фукса, который поведал ему легенду о помиловании самозванцем некоего пастора, который в своё время подал ему милостыню. Позже этот сюжет был обыгран в «Капитанской дочке» с известным всем тулупчиком. Пушкин напишет жене, что не напрасно посетил эти места. Далее неутомимый путешественник посетил Симбирск, Оренбург, Уральск. В этой части поездки поэта сопровождал его друг Владимир Даль. (17)

Работа над собранными в ходе посещения пугачёвских мест материалами продолжилась в Болдино. Пушкин набело переписывает «Историю Пугачёва» и знакомит с ней Гоголя. Считается, что ко 2 ноября 1833 года работа была завершена, правда, сам Александр Сергеевич считал, что без ознакомления с секретными тогда ещё документами следствия и суда труд не мог считаться полным: «Будущий историк, коему позволено распечатать дело о Пугачёве, легко исправит и дополнит мой труд». Емельян Пугачев и Гринев. (17)

Позже рукопись была предоставлена на рассмотрение императору. Николай I одобрил сочинение внеся небольшой ряд изменений, в том числе поменяв и название с просто «Истории Пугачёва» на «Историю Пугачёвского бунта». И в декабре 1834 года книга вышла в свет в количестве 3000 экземпляров, но к сожалению успехом она не пользовалась. А известная всем поколениям роман (на самом деле повесть) «Капитанская дочка» ставший художественным продолжением исторических занятий Пушкина вышла в свет в 1836 году. с и имел огромный успех. В истории Петруши Гринёва мы видим не сухое изложение, свойственное историческому исследованию, а теплоту и прелесть исторических записок.

Оттого, что сановные современники не приняли труд Александра Сергеевича, он не становится хуже и менее значимым для нас, его потомков. Мы ещё больше понимаем, что Пушкин кроме выдающегося поэтического дара, обладал и многими важнейшими качествами профессионального историка-исследователя: философским складом ума, необычайным трудолюбием, широтой кругозора, чёткой гражданской позицией и честностью в освещении исторических фактов. Работа над «Историей Пугачёва» открыла новые грани пушкинского таланта. Собрав воедино разрозненные исторические факты, запрещённые архивные документы и рассказы очевидцев, он создал значимый исторический труд.

2.3.Вклад Пушкина в Оренбургское краеведение

Важность роли, которую сыграл Оренбург в творческой работе Пушкина, определяется её связью с актуальной темой, занимающей поэта в 30-е годы: с темой крестьянского восстания XVIII века, под предводительством Емельяна Пугачёва.

В последствии в «Современнике» он напишет: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою.»  В архиве поэта сохранились «Оренбургские записи», из которых видно, что он собирал и записывал сведения о Пугачеве не только в Бердах, но и в других местах своего оренбургского маршрута, где только приходилось ему останавливаться (Переволоцкая, Сорочинская, Татищева и др.). Оренбургская поездка много дала Пушкину. И в «Истории Пугачева», и в «Капитанской дочке» он тщательно и полно использовал, как свои записи, так и устные рассказы, не отразившиеся в записях, и свои дорожные наблюдения.

С другой стороны, трудно переоценить значение того огромного вклада, какой он внес «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» в сокровищницу местного краеведения. В самом деле, невозможно представить себе литературно-краеведческую хрестоматию по Оренбургскому краю без таких отрывков из «Капитанской дочки», как классическое описание бурана в Оренбургской степи, описание Белогорской крепости и ее взятия Пугачевым, картина современной Пугачеву Бердской слободы и осажденного им Оренбурга, а также без многих страниц из «Истории Пугачева», где образцовым слогом величайшего из русских писателей описаны и Оренбургский край, каким он когда-то был, и одно из великих событий XVIII века в России — Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.

Историческая справка

Известны несколько исторических анекдотов, связанных с пребыванием Пушкина в Оренбурге.  Один из них сообщает, что на следующий день после посещения Берд к губернатору Перовскому прискакали казаки и привезли старуху Бунтову. Им показались подозрительными вид и поведение поэта. Смуглый, вместо ногтей на пальцах когти, одаривал золотом, да еще и подбивал под пугачевщину. Другой анекдот, что губернатор Перовский получил письмо от нижегородского коллеги Бутурлина, что некий чиновник из Санкт-Петербурга ездит по губерниям с ревизией. Что-то напоминает? Видимо именно тогда зародилась идея "Ревизора", которую Пушкин позднее подарил Гоголю. Перовский ответил: "Он останавливался в моем доме. Могу удостоверить, что поездка его в Оренбургский край не имела другого предмета, кроме нужных ему исторических изысканий".

Оренбургская поездка подарила поэту не только материал для написания своих произведений, знакомство с оренбуржцами, краем, но и явилась неповторимым этапом в биографии поэта. В память об А.С. Пушкине в Оренбурге и области установлены памятники и мемориальные доски, проводятся Пушкинские конференции и чтения.

2.4.Почему Красная горка?

1998 году на Красной горке прошли съемки исторической мелодрамы совместного российско-французского производства «Русский бунт». Фильм два бесценных произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта», созданных после путешествия поэта в Оренбург. Он рассказывает о событиях, происходивших в Оренбургской области - о молодом офицере, попавшим на службу в Белгорскую крепость и познакомившимся с дочерью крепостного коменданта. Другой офицер, которому так же нравилась дочь коменданта, начинает с первым противостояние, в это время начинается Пугачевское восстание.

Подходящее для съемок место съемочная бригада искала очень долго и на Красной горке, как говорят создатели фильма, остановились совсем не случайно. Во-первых, описанная в повести писателем Белогорская крепость, тоже находилась под Оренбургом, хотя немного и не на этом месте.

«Вид меловых гор на берегу Урала, который Пушкин наблюдал по дороге из Оренбурга в Уральск дал название Белогорской крепости в «Капитанской дочке», исторически не известной, но соответствующей по положению Татищевой».

(О Белогорской крепости. Литературовед Н.В. Измайлов в статье «Оренбургские материалы Пушкина») (14)

А во-вторых, по мнению режиссёра само место практически идеально подходило под её расположение.

«Я понимаю, почему Пушкин для написания «Истории Пугачёва» отправился в Оренбург. Конечно, чтобы собрать сведения, но ещё и затем, чтобы ощутить флюиды. Потому что такое событие могло произойти только там, где смешение народов, фантастическое пространство безумной красоты…Там человек – песчинка. Поэтому жизнь человеческая ничего не стоит. И для меня было очень важно снять эту историю под Оренбургом…»

Александр Прошкин о месте съёмок

В результате здесь были выстроены декорации, изображающие Белогорскую крепость. Все постройки для съемок фильма выполнены из дерева: дома, церковь, мельница, колодцы и т.д. и возводились они силами студентов Оренбургского Государственного Аграрного Института. Руководили студентами и помогали придать исторический вид зданиям историки и художники из съемочной команды. Самая внушительная постройка - это дом коменданта Белогорской крепости...

Для Красной горы этот выбор оказался судьбоносным. Этот комплекс превратился в настоящий музей-заповедник под открытым небом. На базе декораций создан Ландшафтно-этнографический музей Оренбургского казачества.

Многие жители Саракташа поучаствовали в съемках в качестве массовки, особенно котировались кинематографистами мужчины с внушительной бородой. Так что в кризисном 1998 году поселок погрузился в полную архаику - можно было легко встретить на улице бородатого мужика на лошади и одетого по моде 1770-х. Ходили слухи, что самый большой гонорар получила некая девица, которую запечатлели бегущей по сугробам в костюме Евы.

Несмотря на то, что Красная горка сама по себе является уникальным природным образованием, на которое приезжают посмотреть не только россияне, но и многочисленные иностранцы. Съемки фильма стали для неё судьбоносными.

После выхода фильм в 1999 году. Красная гора преобразилась и стала привлекать туристов. Этот комплекс превратился в настоящий музей-заповедник под открытым небом.

2.5.Александр Прошкин о фильме «Русский бунт»

«Историю делают личности, и я снимал свои фильмы о людях, вихрем ворвавшихся в российскую историю»

Александр Прошкин

Александр Прошкин - Российский кинорежиссёр, обладатель многих кинематографических наград, народный артист России. За 45 лет работы в кино Александр Прошкин снял более 20 фильмов – «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Николай Вавилов», «Русский бунт», «Доктор Живаго», другие киноленты, на которых выросло целое поколение советских и российских зрителей.

– Я снял очень разные фильмы в разных жанрах, но это практически одна и та же история, один и тот же фильм – про то, как прожить с прямой спиной, не сгибаясь, в огромной, великой стране. Будь то Ломоносов или великий учёный-генетик Николай Вавилов - они почти равнозначные личности, а судьба Вавилова значительно трагичнее, чем судьба Ломоносова…

– Я долго отказывался от этой работы, потому что не мог найти ход, пока не стал изучать «Историю Пугачёвского бунта», которую, как и «Капитанскую дочку», Пушкин написал фактически по личному заказу государя императора. Но это два совершенно разных взгляда на одни и те же события, на одну и ту же фигуру.

– «История Пугачёвского бунта» – очень жёсткое историческое исследование, причём исследование настоящего историка. У нас в России только одна историческая школа – государственная: взгляд на исторические события с точки зрения государственной власти. А Пушкин посмотрел с другой точки зрения – нравственной. История возникновения Пугачёва началась с цареубийства – преступления на вершине власти. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно, Екатерина благословила убийц своего мужа Петра III. У Александра Сергеевича есть ещё одно произведение, на две странички – личное послание государю, в котором он недвусмысленно формулирует: всё, что происходит с народом – это прямое отражение того, что происходит наверху, и если в ваших руках власть, вы должны быть абсолютно неуязвимы в нравственном смысле. Если бы не было цареубийства, не было бы легенды о том, что похоронили не царя, а какого-то солдата. Если бы на похоронах Петра III присутствовала Екатерина, его хоронили бы в открытом гробу, и была бы ясная картина. Но поскольку случилось так, как случилось, пошла эпидемия лжецарей.

– И у Цветаевой Пугачёв - это большой русский мужик, который всех спасёт и одарит добром. Но, во-первых, Пугачёв вовсе не был верзилой мощного телосложения, он был всего метра полтора ростом, и никаких светлых далей он не открывал, и никаких идей улучшения жизни в России у него не было. И никакой он не революционер, как бы советская историография ни пыталась доказать. Это был чистой воды шоумен.

И Пушкин, не имея никакого представления о том, что такое шоумен, гениально почувствовал этот тип – тип человека, которому необходимо внимание толпы. А чем толпу взять? Это сейчас есть радио, телевидение и прочие средства массовой информации, а в те времена витриной была пролитая кровь. Пока у Пугачёва был зритель, пока вокруг собиралась толпа, он был абсолютным героем. Но как только его лишали зрителя, геройство исчезало! В конце концов, его поймали и судили – и он вёл себя как полное ничтожество: всё рассказал, всех заложил, каялся и просил о пощаде. Но когда его вели на казнь, и собралась толпа, он снова стал держать себя как герой. Меж тем в «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин называет его вором, что по тем временам означало не то, что человек нечист на руку, а то, что он преступник, злодей. Пушкин и относился к нему как к злодею, который бессмысленно пролил огромное количество крови. Поэтому: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Пушкин припечатал это на все века.

- «Русский бунт» для меня – одна из очень важных картин. Как и «Доктор Живаго» – широкая панорама природы русской интеллигенции. К сожалению, роман Бориса Леонидовича Пастернака сейчас не читают: выросло поколение, которому это скучно. Но жизнь наша устроена так, что наступают времена, когда этот роман догоняют, чтобы обратиться к нему снова и понять, кто мы и что мы.

Мне фильм очень понравился. Создается необыкновенная атмосфера эпохи, замечательно чистые, светлые и юные лица главных героев, на их фоне весь драматизм событий еще трагичнее и чудовищнее. Намой взгляд режиссёр вложил в него всю душу. После просмотра, я ещё раз перечитала «Капитанскую дочку» и прочитала «Историю Пугачёвского бунта».

2.6. Критика и награды

 В 1999 году фильм вышел на большой экран. Главные роли исполнили Владимир Машков, Сергей Маковецкий, а также поляки Матеуш Даменцкий и Каролина Грушка. Актерам пришлось непросто, поскольку из-за финансирования летние сцены пришлось снимать зимой в мороз ниже 20 градусов, мёрзли не только актёры, но и камеры.снимали зимой, в мороз. Во время съемок в массовке принимали участие и местные жители. Так, в съемке сцен штурма Белогорской крепости приняло участие до полутора тысяч человек.

Отзывы фильм получил довольно разные, если у нас его не совсем приняли, то на Берлинском кинофестивале, до отказа забитый зал аплодировал.

««Ну почему наши всегда так агрессивны?» – тоскливо спросил режиссер Александр Прошкин после пресс-конференции. В единственном вопросе кого-то из «наших» об архаичности пушкинского текста, которую надо преодолевать, режиссер почувствовал очередной наскок: «Уже столько всего понаписали!». Действительно, запущенный прессой слух о том, что фильм плох и был отвергнут Московским фестивалем, есть чем-то озлобленная утка – фильм к тому времени не был готов и потому не мог быть ни увиден, ни оценен, ни отвергнут. Зато теперь самая пора порадоваться успеху: из берлинского зала никто не ушел, чего здесь почти не бывает. «Но мы и радоваться – разучились»». (1)
Очень качественная картина по мотивам произведений А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачева". Это история любви Гринева (Матеуш Даменцки) и Машеньки Мироновой (Каролина Грушка) на фоне русского бунта, "бессмысленного и беспощадного". Кино снято на самом высоком уровне современного международного кинематографа. Отличные батальные сцены, хороший подбор и добротная игра актеров. Маковецкий прекрасно сыграл Швабрина, а Владимир Ильин - великолепно отыграл Савельича. Хорош и Машков в роли Пугачева.

рецензии А. Иванова

Авторам хватило простодушия сохранить в фильме смысловую структуру классической повести, актуализировав тем самым вышедший из употребления нравственный архетип. И, поскольку все новое – хорошо забытое старое, такое возвращение «назад к Пушкину» выглядит на фоне нашего кино достаточно неожидынным, даже, можно сказать, – радикальным…

 Наталья Сиривля

(«СК-Нововсти», газета Союза кинематографистов, №11(47), 17.03.2000)

Известный польский критик Ежи Плажевский увидел в фильме «тоску по самодержавию». «Какая тоска?! – вскричал режиссер. – Фильм начинается с того, что Екатерина убивает Петра III, а потом сообщает подданным, что он умер от геморроидальных колик. Век вранья, коварства, убийств! Мгновенно возникающие состояния, безумные карьеры – все как сегодня. И постоянное мрачное брожение в народе. Мы снимали в местах, где ничего не изменилось, где все та же нищета, и единственные деньги, которые жители получали за последние месяцы – те, что мы им платили за съемки. Бунт сегодня, думаю, нереален, можно спровоцировать только отдельные вспышки. Но тень его витает над Россией постоянно».

«Русский бунт» открывал фестиваль российского кино «Окно в Европу», участвовал в «Кинотавре» (получил специальный приз, приз за лучшую музыку к фильму и приз Сергею Маковецкому), кинофестивале «Листопад» в Минске (получил главный приз), Фестивале российского кино в Офлере (приз зрительских симпатий и приз за лучший сценарий), кинофестивале в Стамбуле. В 2000 году режиссер фильма Александр Прошкин был номинирован на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Русский бунт» получил премию «Ника» в номинациях «Лучший дизайнер костюмов», «Лучший художник – постановщик», «Лучший звук». На премию также номинировались Сергей Маковецкий и оператор Сергей Юриздицкий.

На наш взгляд фильм, высокопрофессиональный. Отлично выстроен, сыгран, снят. Пусть он и не собрал больших наград, вытерпел не мало критики, но именно благодаря ему Красная гора преобразилась и стала удивительным местом нашего края.

Глава 3. Путешествие по следам «Русского бунта»

3.1.Наше путешествие на «Красную горку»

Мы тоже посетили этот музей. К сожалению, о том, что он давно уже не работает, узнали лишь приехав на место. Единственное, что нам удалось это прогуляться по территории и поговорить с местным сторожём, так как кроме него там больше никого не было. Этот любезный человек рассказал всю известную ему информацию, и разрешил нам прогулку по окрестностям. От него мы также узнали, что эта туристическая достопримечательность, собственность Аграрного университета, здесь построены кафе, гостиничные домики и прочее.

Со дня съёмок прошло уже почти 22 года. Все постройки, которые там сохранились пришли в упадок, видимо по тому, что ставили не настоящие дома, а декорации, без фундамента. Везде стоят таблички не подходите близко. С одной стороны, это придает иллюзию настоящей старины, а с другой вызывает сомнение, сколько еще простоят эти хлипкие постройки....

Но несмотря на эти удручающие обстоятельства прогулка получилась замечательной.

Прикоснуться хоть немного к истории своего края и творчеству Великого поэта - это особенное чувство.

До конца разобраться с причинами закрытия нам пока не удалось сложившаяся обстановка мешает решению проблемы. Поэтому этот вопрос пока остаётся открытым, и мы продолжаем над ним работать.

3.2.Просмотр фильма «Русский бунт»

После рассказа учащимся о красной горке, мы устроили просмотр фильма «Русский бунт», что во-первых позволило закрепить рассказанный нами материал, а во вторых вызвало некоторые разногласия среди смотревших, кому-то фильм очень понравился, кто то стал сравнивать с реальными произведениями. В результате было решено перечитать эти два произведения, затем ещё раз пересмотреть фильм и после просмотра, снова провести дискуссии. А также, что нам было особенно принято, судьба Красной горки заинтересовала многих моих друзей и одноклассников, и мы решили вместе продолжить заниматься этим вопросом, а после отмены всех ограничительных мер связанных с ситуацией в мире, всем вместе посетить этот музей.

 

Просмотров работы: 38