Введение
Шкатулка - это красивое и удобное приспособление для хранения ценных вещей небольших размеров. Обычно это простой ящичек с крышкой, но иногда — целое произведение искусства, снабжённое сложной системой механизмов и украшенное резьбой, металлом, перламутром, полудрагоценными и драгоценными камнями.
И у меня дома есть необычная шкатулка, и в семье ее охраняют как большую ценность. Маленьким я любил разглядывать и трогать ее узоры, играть с ключиком и прятать в ней свои «сокровища». Сейчас я подрос, и мне стало интересно, что это за шкатулка, из чего она сделана, откуда она в моей семье и почему она так дорога´ моим родным? Могу ли я сделать что-то подобное?
Цель работы: изучение фамильной шкатулки
Задачи исследования:
Провести обзор литературы по исследуемой тематике.
Собрать данные о фамильной шкатулке.
Выбрать экспериментальный объект и реализовать эксперимент по созданию собственной металлической отливки.
Объект исследования: фамильная шкатулка.
Методы исследования: изучение информации по данной тематике, сбор и анализ информации, реализация эксперимента.
Чугунное каслинское литье
Сейчас я знаю, что наша фамильная шкатулка из чугуна, и она была отлита в городе Касли, об этом мне рассказали родители.
Касли
В Касли нас кони принесли,
И мы увидели Касли.
Бабушки связали,
Деды заплели
Город на Урале
По имени Касли.
Ажурные крылечки,
Плетёные окошки,
Изящные фигурки,
Чугунные скульптурки.
В округе тучные леса,
Прозрачные озёра.
Как дети, смотрят в небеса
Маковки собора.
В Каслях, вы знаете, живёт
Испанский рыцарь Дон Кихот.
Он изучает слово
Волшебника Бажова.
В особо дивные года
Вдвоём их видят иногда,
Когда читают книжки
Каслинские детишки.
Римма Дышаленкова[1, с.10]
Ка́слинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архитектурные изделия) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, Челябинская область, Россия (Приложение, рис.1).
История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков за 150 рублей приобрел 250 тысяч десятин земли и основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод [2, с.12]. Место было выбрано богатое чугуном и уникальным качественным формовочным песком, а также древесиной для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии.
Следующим владельцем завода был вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, заплативший за завод 700 тысяч рублей [2, с.14]. Талантливый управленец за годы своей работы увеличил известность каслинского чугунного литья. С 1809 года он и его наследники привлекали на производство новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Так были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, которые позже организовали художественную школу при заводе.
Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решетки для домов, мостов, каминов. Их отправляли в Москву на продажу, а позже вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости. В конце XIX века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, подсвечники, статуэтки… [3, с.25] Особым историческим событием для Каслинского завода стала Парижская всемирная выставка прикладного искусства 1900 года, на которой мастера завода отлили огромный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена [2, с.15] (Приложение, рис. 2).
С началом Первой мировой войны производство художественного литья было прекращено, его возобновили лишь в 1920 году. С тех пор Каслинский завод выпускает большой ассортимент продукции, которая пользуется спросом. Многие предметы хранятся в музеях и домах известных коллекционеров антикварного декора [5, с.168].
Производство отливок из чугуна
Каслинцы любят туристам рассказывать историю о том, что здешнее художественное литьё началось с обычного озёрного рака. Якобы, в 20-х годах XIX века тогдашний владелец завода купец Лев Расторгуев пригласил немцев, чтоб научили они заводчан секретам мастерства: в Германии художественным литьём к тому времени занимались как минимум три века.
Немцы, будто бы, приехали, вышли на берег озера, поймали рака и тут же отформовали его в прибрежном песке. Затем рака вынули, в образовавшуюся полость залили чугун — и получилась первая здешняя скульптура. Так, мол, и выяснилось, что каслинские пески по своим свойствам как нельзя лучше подходят для замеса формовочных смесей [4, с.109].
Давайте разберёмся, могло ли такое случиться на самом деле, и причём тут «особенные каслинские пески» и что значит «формовка»?
Если нужно сделать точную копию какого-то предмета из чугуна, то сначала нужно «отформовать» его, то есть в точности повторить и сохранить его форму, получить с него отпечаток. Отпечаток, или полую копию с модели, можно получить разными способами. Чаще всего просто гипсовым тестом обкладывают: гипс застывает, и, приняв один раз форму, потом её прекрасно держит.
Смесь глины с песком называется формовочной смесью. Её — вместе с моделью — укладывают в специальный металлический ящик, и утрамбовывают как следует. Ящик этот без крышки и без дна, и называется — «опока». Модель располагается в сердцевине опоки, но как её оттуда извлечь? Опоку разрезают вдоль, напополам, модель вынимают, затем обе части опоки вновь соединяют вместе. Внутри опоки вместо модели теперь пустота нужной формы! Через специальное небольшое отверстие (литник) туда заливают расплавленный жидкий металл, а когда металл застывает, глиняную форму разрушают. Получается готовая отливка!
Говорят, в Каслях чугун был особенный — мягкий, пластичный, легко заполнявший самую сложную, самую тонкую форму. Это, конечно, верно. Но одного прекрасного чугуна для феноменального качества отливок было бы недостаточно. В Каслях издревле залегали тонкие кварцевые пески. Благодаря особым свойствам местных песков и глины формовочные смеси здесь получались на редкость пластичными, податливыми, позволяющими запечатлеть самые сложные, прихотливые формы, передавать мельчайший рельеф [4, с.114].
Над чугунной скульптурой работает не один человек. Кроме скульптора-автора модели, над ней поочерёдно трудятся формовщик, чеканщик и мастер по окраске. Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована, после отливки выглядит незаконченной: её поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, обработать поверхность, подчеркнуть форму волос, глаз, удалить ненужные пылинки, щербинки, оспинки — как скульптура примет вид художественного произведения. Полную завершённость каслинская скульптура обретает после окраски. Словом, кроме песка, глины да чугуна ещё руки нужны умелые [4, с.115].
Исследование фамильной шкатулки
Итак, я уже знаю, что наша шкатулка была изготовлена в городе Касли из чугуна путем литья. Об этом свидетельствует печать на обратной стороне крышки шкатулки. В шестиугольной рамочке написано: Касли 1972, это год изготовления нашей шкатулки (Приложение, рис.3).
Размер шкатулки:17см * 14см * 10см. Вес-1670 грамм. Краска заводская, в некоторых местах потерта. Шкатулка выполнена с ажурным растительным орнаментом и рельефным изображением растущего цветка на крышке. Крышка откидная, на двух петлях, закрывается на замок, ключ вынимается.
Главная отличительная особенность нашей шкатулки в том, что она именная, т.е. на ее крышке есть надпись на металлической пластинке: «Вале и Саше в день свадьбы от подруг апрель 1972г.» (Приложение, рис. 4). Валя и Саша, которым была подарена эта шкатулка в день свадьбы – мои бабушка и дедушка по маминой линии.
Мама рассказала мне, что моя бабушка, Туманина Валентина Николаевна родилась в 1952 году в поселке Щучье Озеро Октябрьского района Пермской области. А дедушка, Котельников Александр Васильевич родился в 1949 году в поселке Щелкун Сысертского района Свердловской области. Оба они поступили в Городское профессиональное техническое училище №18 (ГПТУ №18) в городе Касли. После успешного окончания обучения по специальности слесарь-чеканщик, бабушка и дедушка остались работать на Каслинском машиностроительном заводе. Дедушка работал в цехе №4 чеканщиком, а бабушка – формовщиком на участке художественного литья на парафиновых моделях. Там они и познакомились, а после службы в рядах Советской Армии дедушка с бабушкой сыграли свадьбу.
Подруги бабушки Валентины по цеху и подарили молодоженам эту шкатулку, изготовленную в то же время на их заводе. А чтобы память о них осталась на века, сделали надпись на металлической пластинке и закрепили на крышке шкатулки. Вот такая интересная история!
Мне очень хотелось посмотреть самому на изделия, отлитые в городе Касли, поэтому в один из выходных дней мы всей семьей отправились в «Каслинский историко-художественный музей». В музее было очень интересно, мы увидели много прекрасных образцов каслинского художественного литья: скульптуры, чернильницы, блюда, шкатулки, целые картины, подставки, решетки, скамейки и многое другое (Приложение, рис.5).
Эксперимент по отливке металлической фигурки
После всего услышанного, увиденного и прочитанного мне самому захотелось попробовать отлить фигурку из металла. Но я знаю, что из чугуна мне ничего сделать не удастся, т.к. температура его плавления - от 1150 до 1200°C, зато можно попросить у брата-радиолюбителя немного олова и расплавить его в домашних условиях! Температура плавления олова - 230°C, т.е. на домашней кухонной плите реализовать эксперимент по отливке оловянной фигурки возможно.
Для эксперимента нам понадобится:
Глина для изготовления формы;
Модель фигурки для оттиска в глине;
Оловянный пруток;
Кухонная электрическая плита;
Жестяная банка для расплавки олова;
Плоскогубцы.
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с техникой безопасности:
Расплавленное олово способно произвести значимые увечья и ожоги. Капля мгновенно пропалит одежду и попадет на открытую поверхность кожи. Жидкая форма олова может при вытекании попасть на легко возгораемые предметы и спровоцировать пожар в помещении. Если в жидкий расплав проникает вода, происходит резкая вспышка с распространением мелких брызг металла по всей площади. Такие включения могут попасть на кожу и глаза, что болезненно и опасно для органов человека. Таким образом, обязательно во время работы необходимо использование одежды, которая покроет все тело, включая рукава, надевайте головной убор. Ткань должна быть с высокой огнеупорностью и термостойкостью. На лицо необходимо надеть маску и защитные очки.
Ни в коем случае не делайте опыты с огнем, горючими и опасными химическими веществами и электричеством без участия и присмотра взрослых!
Ход эксперимента:
Для изготовления отливки мне нужна была форма. Ее изготовили из глины, для этого смешал порошковую глину с водой, размял руками до тестообразного состояния, скатал шар и вдавил в глину пластиковую формочку для песка. Получился отпечаток цветка (Приложение, рис.6). Именно этот цветок мы и будем отливать из олова. Получившейся форме нужно дать застыть и просохнуть.
Для расплавки олова на плите нужна жестяная банка. Ее взяли из-под детского питания, т.к. у нее маленький объем. С помощью плоскогубцев мой помощник – папа сделал носик – желобок, по которому будет вытекать расплавленный металл.
В жестяную баночку положили олово, банку поставили на плиту и включили ее. Через несколько минут олово начало размягчаться, превратилось в лужу и полностью расплавилось (Приложение, рис.7). Папа взял баночку за край плоскогубцами и вылил олово в форму (Приложение, рис.8).
Спустя некоторое время, олово остыло в форме, и мы смогли достать отлитую оловянную фигурку цветка (Приложение, рис.9).
Итак, мы изготовили оловянную отливку в домашних условиях.
Выводы
На Урале путь от будничных вещей – горшков, котлов, печных заслонок, колес, наковален и пушек – к предметам художественным и обратно чугун проделал примерно за два столетия. Были у чугуна свои взлеты и падения, и все же этот «прозаический» материал сумел показать себя в искусстве с лучшей своей стороны.
Одно произведение искусства, созданное из чугуна руками каслинских мастеров, есть в моей семье. Шкатулка из каслинского литья, выпущенная в 1972 году дорога мне не только как художественный предмет, но и как память и историческое наследие нашей семьи.
Цель работы достигнута, я узнал много нового о фамильной шкатулке, о том, как она создавалась и как попала в нашу семью. Также в ходе собственного эксперимента я попробовал создать отливку из олова в домашних условиях.
Список литературы
Дышаленкова Р. А. Я живу на Урале. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2012. -24 с.
Каслинский район. Тетрадь юного краеведа: Авторы-сост. М.С. Гитис, А.П. Моисеев – Челябинск: Абрис, 2007. – 32 с.
Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли. – М.: Белый город, 2007. -48 с.
Ленковская Е. Сокровища Рифейских гор: О традиционных уральских художествах – детям и взрослым. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2014. -256 с.
Путеводитель «Челябинская область. Здесь сбываются мечты» / Автор-сост. Н. А. Денисова – Челябинск: ОАО ЧПО «Книга», 2013. -432 с.
Интернет –источники:
www.wikipedia.org
www.ural-antik.ru
Приложение
Рисунок 1. Примеры художественных изделий из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли
Рисунок 2. Чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена
Рисунок 3. Печать на обратной стороне крышки шкатулки
Рисунок 4. Надпись на металлической пластинке на крышке шкатулки
Рисунок 5. Посещение Каслинского историко-художественного музея
Рисунок 6. Изготовление глиняной формы для отливки
Рисунок 7. Стадии расплавления олова в жестяной банке
Рисунок 8. Литье олова в глиняную форму
Рисунок 9. Готовая оловянная отливка, изготовленная в домашних условиях