Памятники герою-односельчанину.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятники герою-односельчанину.

Боев Ф.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Норовка.
Агапова Т.Е. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Норовка.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Мы до сих пор не перестаем удивляться мужеству, стойкости и героизму, проявленным советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной войны. Мы никогда не должны забывать о грозных тех годах, о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу нашей Родины. Память, которая сохранилась в книгах, в фильмах, в воспоминаниях фронтовиков и еще в камне не дает нам забыть те страшные роковые годы.

Эта работа- дань уважения нашему земляку, герою Советского Союза Дурину А.М., и всем тем, кто отдал свои жизни, чтобы мы могли учиться, радоваться каждому дню и просто жить

В 75-летнюю годовщину со дня окончания войны я считаю эту тему особенно актуальной, мне близки слова поэта-блокадника Ю. Воронова: «Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война: ведь эта память – наша совесть, она как сила нам нужна». Чтобы быть сильнее, мы должны не только знать своих героев, но и чаще говорить о них.

Гипотеза: предположим, что памятники,  как символы  мужества и героизма воинов, символы памяти,  способствуют развитию патриотизма.

 Цель исследования:  изучить историю создания памятников Герою Советского Союза Дурину А.М.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Организовать сбор и изучение иллюстративного материала по теме.

2.Выяснить, по чьей инициативе были воздвигнуты памятники.

3.Определить даты создания памятников.

5.Выяснить, какую роль играют памятники в жизни нашего села, провести опрос среди учащихся нашей школы.

6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать  выводы исследования.

7. Оформить работу и приложения к ней.

8.Познакомить с работой учащихся школы.

9. Пополнить школьный историко-краеведческий музей.

Методы исследования: анализ исторических источников, архивных материалов , опрос.

Этапы работы:

1.Сбор материала:  фотографии, архивные документы из фонда краеведческого музея г. Нижний Ломов, школьного музея, редакции газеты «Маяк», родственников А.М.Дурина. 

2.Обработка собранных материалов:  сканирование фотографий,   обработка анкет, отбор материала по направлениям.

3.Анализ полученных данных.

4.Оформление работы, приложения к ней.

2. Памятники

У Времени есть своя Память – История. История 40-х годов нашей страны хранит память об огненных суровых годах. Тема ратного подвига неисчерпаема.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали 15000 тысяч жителей Нижнеломовского района. Наши земляки показывали чудеса мужества и храбрости в сражениях и под Москвой, и под Сталинградом, и на Курской дуге, и при форсировании Днепра, и победителями вошли в Берлин. Более 4000 человек удостоены правительственных наград. За подвиги, воинскую доблесть и мужество 16 нижнеломовцев удостоены звания Героя Советского Союза. 3 человека стали полыми кавалерами ордена Славы. 190 юношей и девушек после окончания школы добровольцами отправились на фронт, 87 из них не вернулись домой.[7] Около 300 человек были на фронте из с. Норовка. Из них 174 героически погибли на полях сражений, защищая Отечество. Много жизней загубила война, немало людей скончались после боев от полученных ран. Разве можно об этом забыть! Мы склоняем головы перед подвигом нашего народа, отдавая дань уважения прадедам-победителям.

Всё меньше остаётся живых свидетелей Священной для нашей страны войны. Документы и памятники павшим в Великой Отечественной войне всё отчётливее становятся единственными источниками, способными донести до нас имена и судьбы тех, благодаря которым мы живём под солнечном небом нашей Родины. Памятник – это память, это символ, свидетельствующий о подвиге и героизме. Памятники – это святая Память о Великой Отечественной войне. Моя работа называется «Памятники герою-односельчанину» . Я изучил ряд документов о Герое Советского Союза Александре Максимовиче Дурине (Приложение №1). Читаю в указе №1 от 16.10.1943 «Дурин Александр Максимович – командир отделения минометной роты 109-го стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии 13-й армии (Центральный фронт), старший сержант. Родился в 1922 году в селе Гаи ныне Нижнеломовского района Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы, работал в колхозе. В армии с июля 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года. Командир отделения миномётной роты 109-го стрелкового полка (Центральный фронт) старший сержант А.М.Дурин отличился при форсировании реки Десна и в боях за плацдарм на правом берегу в районе села Оболонье. 11 сентября 1943 года при отражении атаки, умело корректируя огонь миномётного взвода, нанёс противнику большой урон. Погиб в бою 13 сентября 1943 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему сержанту Дурину Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалью.

Похоронен в братской могиле в центре села Оболонье Коропского района Черниговской области (Украина). На родине Героя установлен его бюст» [5]

Судьба этого простого русского парня - судьба тысяч и тысяч сильных духом русских солдат, вставших на защиту Отечества и отдавших за нее жизнь. Работа по теме помогает приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди.

2.1 Памятник-обелиск возле школы с.Норовка.

Люди, преклоняясь перед великим мужеством А.М. Дурина, воздвигли в честь него ряд памятников. Каждый из них, как и человек, имеет свою судьбу.

Рядом со школой находится обелиск. На высоком постаменте бюст Александра Максимовича. Задумчивый глубокий взгляд, широкоскулое молодое лицо просто и открыто, золотом отливает медная гимнастерка в солнечных лучах. Ниже табличка: « Герой Советского Союза Дурин Александр Максимович 1922-1943».(Приложение №2.1) Коротка человеческая жизнь… А когда она длиною всего в 21 год, и все лучшее вложено в один поступок, становятся понятными слова: жизнь как подвиг… Защищая Родину, отдал жизнь, самое бесценное свое богатство. Когда думаешь об этом, становится нестерпимо больно… И думаешь, а я так смог бы… Люди должны помнить своих героев, чтить их.

Возле памятника всегда венки, букеты живых цветов. Учащиеся в праздничные дни стоят в торжественном карауле. И что интересно - малыши, учащиеся начальных классов, тоже не остаются в стороне. Любой школьный праздник начинается с возложения цветов к памятнику нашего земляка. Во всем этом глубокий смысл: надо с детства воспитывать гордость за своих героев.

По внешнему виду ясно, что памятник установлен давно. Каждую весну ремонтируют постамент. Цементная штукатурка облетает. Кирпичи, из которых сделан постамент, разрушаются. Директор школы, Порохина Л.В., прикладывает немало усилий, чтобы привести памятник в порядок.

Желая узнать, когда был создан этот памятник, я отправился в школьный краеведческий музей. Внимательно рассмотрел фотографии, которые мне предоставил учитель истории Бутузов Н.Н. Памятник был открыт 16 октября 1976года , в тот самый день, когда тридцать три года назад А.М.Дурину присвоили звание Героя Советского Союза

(Приложение №4) На фотографиях запечатлены торжественные моменты митинга: почетный караул со знаменами, речи односельчан, возложение венков. Я вглядываюсь в фотографию матери Александра Максимовича, мне хочется найти ответ на волнующий меня вопрос: «Откуда у ее сына такая беспредельная сила духа, способность брать ответственность на себя в самых безвыходных ситуациях?» Скромно одетая простая русская женщина, смотрящая на меня с фотографии, вряд ли смогла бы ответить…

Читаю газетную статью из «Маяка» от 21 октября 1976 года и узнаю, что инициатива установить бюст героя возле школы принадлежит директору школы Владимиру Ульяновичу Козлову, а материальную помощь для воплощения задуманного оказал колхоз имени Калинина и сельский Совет. Директор школы обратился к Варваре Семеновне, матери Александра Максимовича, со словами благодарности за сына. Среди выступающих был Михаил Иванович Проскуряков, участник Великой Отечественной войны, односельчанин. Вот что он сказал: «Саша был хорошим парнем, веселым, помню, как он на гармошке играл Одно время я был председателем колхоза в деревне Гаи, и в памяти сохранилось такое – Саша был безотказным работником. Он умел пахать и сеять, и вот на войне не дрогнул». И выходит: обыкновенный русский парень…Но пришла беда, и Александр, не раздумывая, встал на защиту Отечества. Автор статьи Н. Дружинин передает атмосферу человеческого участия среди всех жителей окрестных деревень, пришедших на открытие памятника. Раны от войны еще не зарубцевались…[1]

2.2 Мемориал памяти павшим войнам в годы Великой Отечественной войны.

На пологом склоне холма при въезде в село Норовка находится мемориал памяти погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны. В центре мемориального комплекса бронзовая фигура солдата с автоматом в поднятой руке. Напротив три стелы, на которых высечены имена 174 фронтовиков, не вернувших с фронта. Впереди постамент с памятной табличкой «Герой Советского Союза Дурин Александр Максимович»(Приложение №2-2,3)

Здесь ежегодно, в день празднования Дня победы, в День Памяти и Скорби  проводятся торжественные митинги Памяти. Устанавливают почётные караулы, возлагают венки, цветы. Звучат имена погибших,  звучат песни военных лет. Собираются многочисленные односельчане, школьники, чтобы почтить светлую память павших на фронтах войны и низко поклониться тем, кто выстоял в годы лихолетья. Увы, все меньше и меньше остается бывших фронтовиков и тружеников тыла... (Приложение№6),[1]

Учителя  вместе с учащимися часто совершают экскурсии к нашему памятнику, ухаживают за ним.

Работая по теме, я обратился к брату Александра Максимовича Ивану Максимовичу Дурину, жителю села Норовка. Он предоставил фотографии из семейного альбома, на которых запечатлены моменты открытия памятника. (Приложение №3)Иван Максимович рассказал, что ноябрьский день выдался очень холодный, но людей собралось много, среди них были и односельчане, и районная администрация, и учащиеся школы. Звучали песни военных лет, говорили торжественные речи… Ивану Максимовичу и трем участникам Великой Отечественной войны было предоставлено право открыть памятник. На импровизированной сцене с небольшим концертом перед собравшимися выступил коллектив агитбригады районного Дома культуры.Когда окончился митинг, не сразу разошлись его участники. Многие склонились над плитами с именами близких людей. Время не исцелило боль от утраты своих родных. Слезы засверкали в глазах Ивана Максимовича, когда он рассказывал о матери. Варвара Семеновна не в силах сдержать материнских слез прильнула к бюсту сына – ни с чем не сравнима боль ее утраты. И хотя прошли долгие годы с той поры, как проводила она Сашу на фронт, с того октября 1943 года, когда геройски погиб он, не утихла материнская боль. Как живого обнимала она бюст сына. Думали, что теперь он будет вечно стоять среди мраморных плит, на которых высечены имена сельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Иван Максимович с возмущением и обидой рассказал, как в 90-х годах исчез бюст его брата-героя. Вандалы украли и сдали на металл… И теперь на постаменте только памятная табличка.[4], (Приложение №2,3)

Расставшись с Иваном Максимовичем, я шел и с горечью думал об услышанном. Вот уже тридцать лет прошло с того безвременья, а у людей не проснулась совесть. Многие живут прекрасно с материальной стороны, наверное, они могли бы пожертвовать какие-то средства на реконструкцию памятника. Насколько я знаю из уроков истории, многие памятники возводились на народные деньги. Сейчас в честь 75-летия Великой Победы в парке « Патриот» под Москвой на народные деньги построен главный храм Вооруженных сил России. Ничего не изменилось…Думаю, просто нет организатора…Мог бы и Сельский Совет объявить инициативу…

Точную дату открытия памятника Иван Максимович не вспомнил… Увы, память человека ограничена в своих возможностях… Я обратился в Сельский Совет. В одних документах был указан 1984 год, в других1985. Архив колхоза имени Калинина, на чьи средства был открыт памятник, не сохранился после распада колхоза. Так в каком же точно году открыт мемориал? В краеведческом музее тоже не могли ответить на мой вопрос. И только работая над архивом газеты «Маяк», я нашел ответ: мемориал был открыт 15 ноября 1986 года.[3]

2.3. Мемориальная доска на здании средней школы села Норовка

На здании школы размещена мемориальная доска, на которой написано рядом с портретом : «Герой Советского Союза Дурин Александр Максимович(1922-1943) учился в Норовской школе с 1929 по1936» (Приложение №2,6)

Эта памятная табличка установлена 15 марта 2015года по инициативе директора школы Л.В.Порохиной и говорит каждому: «Люди, помните, какой ценой завоевано счастье!»

2.4. Обелиск в селе Оболонье Черниговской области

Наш земляк похоронен в братской могиле в селе Оболонье Коропского района Черниговской области недалеко от старой церкви, где принял свой последний бой . Александр Дурин погиб 13 сентября 1943 года. Читаю в статье из интернета на сайте ГТРК «Пенза» «Числится по списку» : « Близ этого села 10-15 сентября 1943 года состоялся кровопролитный бой 74-й и 8-й стрелковых дивизий Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками. Советские воины успешно форсировали Десну возле села, разгромили здесь пять фашистских полков, уничтожили 18 танков и захватили Оболонский плацдарм на правом берегу Десны, с которого снова двинулись в наступление в направлениях на Чернигов и Гомель.
Около 1 тыс. советских воинов пали смертью храбрых в том бою. В селе установлен монумент Героям Советского Союза — Кудрату Суюнову и Александру Дурину. Первый уничтожил немецкий дзот, второй, будучи тяжело раненым, продолжал корректировать минометный огонь с колокольни церкви».[6]Читаю в очерке Я Позина из книги «Герои и подвиги»: «На Черниговщине чтят имя Александра Дурина. В каждый День Победы у могилы отважного пензенца проходит торжественный митинг».[9],(Приложение №2,4) Мне захотелось связаться с какой-либо поисковой группой на Оболонье, чтобы узнать, каково состояние памятника на сегодняшний день. Пока не получилось… На запросы по указанным адресам не отвечают.

2.5. Экспозиция в краеведческом музее средней школы села Норовка

Одна из экспозиций школьного краеведческого музея посвящена герою Советского Союза Дурину А.М., где представлен материал, собранный поисковыми группами за предыдущие годы: фотографии, газетные статьи(Приложение №2,5). Один из ценных экспонатов - книга «Днепровские были». Эта книга была подарена матери героя Варваре Семеновне автором Алексеем Гордиенко. Бережно беру в руки порядком потрепанную книгу(немало читателей было у этой книги). Открываю переплет и на форзаце читаю выцветшие, еле заметные слова, автограф писателя: «Дорогой Варваре Семеновне на память о сыне Герое Сашке Дурине. От автора (далее идет роспись) 05.07.67год» [1], (Приложение№5). Книга была издана в 1967 году, и А.Гордиенко, отдавая дань ратному подвигу Дурина, приехал из далекой Украины на родину Героя, чтобы встретиться с матерью, рассказать о его подвиге, подарить свою книгу.

В школьном музее проходят экскурсии, классные часы, внеклассные мероприятия, тематические уроки по истории Великой Отечественной войны, тематические встречи и беседы с ветеранами войны, интересными людьми. Я уверенно могу сказать, что каждому интересно приходить в наш музей. Лично я каждый раз с трепетом захожу в комнату музея, ощущая себя частицей истории своей Родины, ее настоящего и будущего. И каждый раз подолгу стою возле экспозиции, посвященной А.М.Дурину, восхищаясь отвагой моего земляка.

2.6. Литературные памятники А.М.Дурину

О Дурине А.М. рассказывают разные журналисты в своих очерках. Я их все внимательно прочитал. Какие-то статьи брал в нашем школьном музее, какие-то в краеведческом музее г. Нижний Ломов, что-то прочитал в архивных материалах газеты «Маяк». Обращался к книгам «Герои Советского Союза», «Герои и подвиги», «Днепровские были», к указанным сайтам.( См главу «Список источников») Каждый журналист, о чем бы ни писал, обращался к книге А. Гордиенко «Днепровские были».[10] Думаю, анализу образа Дурина в этих очерках должна быть посвящена отдельная работа. А я хочу обратиться к автору книги. Кто он такой? Почему его рассказ о нашем земляке самый авторитетный?(Приложение №5)

Алексей Кирьянович Гордиенко был сотрудником армейской газеты «Сын Родины». Ему удалось собрать большой материал о боевом пути 13 армии, принимавшей участие в знаменитой битве за Днепр, и ее героях, вместе с которыми он сам участвовал в боях. Награжден за доблесть орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе написано: « Гордиенко в периоды активных боевых действий сам значительную часть времени проводит непосредственно в действующих подразделениях, оперативно и глубоко освещая на страницах газеты боевой опыт и подвиги бойцов и офицеров». Вот и выходит, что словам Гордиенко веришь безоговорочно, потому что он не только очевидец, но и участник сражений. И о нашем герое-земляке он все узнал, расспросив сослуживцев, выживших в том кровавом сражении, и написал во фронтовой газете еще осенью 1943 года. Героизм был массовый. За ратные подвиги на Днепре тысячи воинов армии удостоились правительственных наград. Генерал-лейтенант М.Козлов, бывший член Военного Совета 13-й армии, прочитав книгу, вот что сказал: « В книге показаны только немногие герои. Каждый рассказ заставляет волноваться и переживать заново события тех лет», а о подвиге А.Дурина - « нельзя без душевного трепета читать строки о том, как войны Очеретный и Дурин, осыпаемые градом пуль и осколков вели корректирование огня. Церковь охвачена огнем, окружена врагами, а все еще слышится голос сержанта Дурина, взявшего на себя командование минометной ротой…» Другие журналисты использовали этот достоверный материал, конечно, узнавая и рассказывая читателям какие-то новые факты биографии А.М. Дурина.[10]

3. Роль памятников в современной жизни села

 

Памятники в нашем селе являются священным местом, которое не дает забыть ту страшную войну, тех славных сыновей и дочерей, отдавших свои жизни за наше мирное небо. Память народная о войне – вечная. Всегда помнить - это наш долг, это веление совести, это последнее, что мы, живые, можем сделать для погибших. Сегодня памятники, посвященные Великой Отечественной войне, стали уже частью истории. Но эта та история, о которой нам нельзя забывать. Пройдут столетия, но не должен исчезнуть из людской памяти день 22 июня, трагическая дата начала Великой Отечественной войны, унесшей почти 27 миллионов человеческих жизней.

Очень важно, чтобы молодое поколение, знающее о Великой Отечественной войне из книг, кинофильмов и рассказов старших, сохранило в своих сердцах гордость за дедов и прадедов-победителей, чтило и уважало память о них, несло в сердцах такую же любовь к Родине, которая помогла старшему поколению сокрушить врага. Памятники воспитывают патриотизм. Маршал Победы Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления», говоря о солдате, писал: «Его потом и кровью добыта победа над сильным врагом. Он прямо смотрел в глаза смертельной опасности, проявив высшую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины. Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества»

Ежегодно, 9 Мая, в день празднования Великой Победы над фашистской Германией, на священном месте, у обелиска, собираются убелённые сединой ветераны войны, которых с каждым годом становится всё меньше, молодые и преклонного возраста люди, школьники, дети, чтобы почтить светлую память павших и чествовать тех, кто отстоял своё Отечество, завоевал Победу.

Школьники несут в этот день вахту Памяти, ученики выпускного класса возлагают к обелиску гирлянду славы. Обелиск стал своеобразным символом военно-патриотического воспитания школьников(Приложение №6)

Обелиск является и местом рождения новой семьи. Новобрачные поддерживают традицию, приезжая к обелиску после торжественного бракосочетания, где вместе с родителями, родственниками и друзьями благодарят тех, кто подарил им мирное небо. В школе есть традиция возлагать цветы к памятнику 1 сентября и 25 мая.

Обелиск является священным местом, который не дает забывать ту страшную войну, наших прапрадедов и прапрабабушек, отдавших свои жизни за нашу светлую жизнь на земле.

Проведя данное исследование, мы точно знаем, что для нас 9 Мая всегда будет главным днём, так как в этот день мы будем мысленно возвращаться к маю 1945 года. И наш долг - всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто погиб на войне, но они всегда будут живы в нашей памяти. Мне очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!» Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа

В нашем селе стоят замечательные памятники героям, нам, школьникам, есть с кого брать пример.

4. Заключение

Перед началом работы по теме я провел среди своих одноклассников и учеников нашей школы небольшой опрос (50 человек)по интересующим меня вопросам(Приложение №7)

Все назвали памятные места и в с. Норовка, и в г. Нижний Ломов, но историю создания памятников не знает никто.(100% опрошенных не знают ответа на этот вопрос.) Со вторым вопросом наоборот. Все опрошенные знают о Герое-земляке. Очень стыдно, но с третьим вопросом справились не все: 6 человек ничего не знают о своих предках-участниках войны. На четвертый вопрос большинство дали положительный ответ.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать основной вывод: -опрошенные не знают историю создания памятников. Это помогло мне понять, что моя работа полезна

Выбранная мною тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделал вывод о том, что память остается жива по сей день. Поставленная цель - воссоздать историю появления в селе Норовка памятников А.М.Дурину, определить его значение для жителей достигнута. Была проделана большая работа, гипотеза о роли обелиска, как символа патриотизма и памяти о страшных годах Великой Отечественной войны подтвердилась. Собранная информация может быть полезна всем, кто интересуется краеведением. Мой труд пополнил не только мой багаж знаний о Великой Отечественной войне, но и наш школьный музей.    Материал данной работы  можно использовать на  классных часах,  уроках Мужества.

 

        

 

5. Список использованных источников

1. Архивные документы и фотоматериалы краеведческого музея МБОУ СОШ с. Норовка

2. Архивные документы краеведческого музея г. Нижний Ломов

3. Архивные документы газеты «Маяк»

4. Фотографии из архива Дурина И.М.

5. Сайт "Герои страны" http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6684 :
"Дурин Александр Максимович»

6. Электронная книга памяти Пензенской области  http://alice.pnzgu.ru/pm/fullinfo.php?id=44879

7. Электронная книга памяти Нижнеломовского района

Список использованной литературы

8. Герои Советского Союза: Краткий    биографический    словарь в двух томах". Т1- М.: Воениздат, 1987

9. Герои и подвиги. Кн. 6- Саратов, 1984.

10. Гордиенко А.К. Днепровские были-М. Воениздат, 1967

Приложение№1

Дурин Александр Максимович(1922-1943)

Приложение №2

Вахтапамяти 2.Мемориал

Мемориал. Вахта памяти 4.Памятник в Оболонье

5.Экскурсия в музее МБОУ СОШ 6. Мемориальная доска

С.Норовка. Экспозиция о А.М.Дурине

Приложение №3

Приложение№4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Всего опрашиваемых 50 человек (учащиеся 4-6классов)

Были заданы следующие вопросы:

Знаете ли вы историю создания памятников в родном селе?

Знаете ли вы, какой подвиг совершил Герой Советского Союза Дурин А.М.?

Знаете ли вы о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны?

Считаете ли вы, что памятники являются частью нашей жизни, они пробуждают в нас чувство любви к Родине и гордость за своих земляков?

Результаты опроса:

На первый вопрос ответа не знает никто.

На второй вопрос все ответили положительно. Кто-то подробно, кто-то коротко.

На третий вопрос несколько человек ответили отрицательно(6). В семье не сохранились фотографии

На четвертый вопрос отвечали по-разному. Но главное- для всех это любимый, яркий праздник славы и доблести защитников нашей Родины.

12

Просмотров работы: 75