Удмуртская игрушка как часть культурного наследия удмуртов

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удмуртская игрушка как часть культурного наследия удмуртов

Меньшикова В.В. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Шикалова Т.В. 1
1МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Глазова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Как много остается от нашего детства? В наше время - это детские фотографии, рисунки, пеленки, хэштеги в социальных сетях, и, конечно же, наши детские игрушки. Все теплые воспоминания о времени нашей юности и беззаботности, моменты, которые очень близки нашему сердцу, истории, грустные и веселые, - все это всплывает в нашей памяти при одном только взгляде на вещи из нашего прошлого, которое когда-то было нашим настоящим.

От первой до последней игрушки человек проживает практически самую важную часть своего существования: он строит модель своей взрослой жизни, старается воплотить свои мечты, знакомиться с внешним миром. Одним словом, учится жить. Но если мы заглянем в историю любого народа, любой нации, можем увидеть что игрушка была частью и взрослой жизни человека. Она - часть истории народа.

Мой народ - жители Удмуртии. Их жизнь - это прошлое, настоящее и будущее моей фамилии. Удмуртская игрушка, безусловно, одна единственная в своем роде. В ней осуществился многовековой синтез культурного наследия финно-угорских народов. Детские игрушки, игрушки-музыкальные инструменты, обрядовые куклы - это часть нашей истории, истории удмуртов. И связи с тем, что в этом году празднуется столетие государственности Удмуртии, я думаю, что рассмотрение прошлого республики является актуальным.

Актуальность: Удмуртская игрушка является неотъемлемой частью истории нашей малой родины. Она появилась вместе с удмуртским этносом и продолжает существовать и посей день. Через игрушку мы когда-то научились познавать и понимать этот мир.

Цель исследования: доказать, что игрушка является важнейшим элементом культуры народа, ознакомится с видами игрушек и технологией их изготовления

Задачи исследования:

Ознакомиться с исторической справкой удмуртской игрушки.

Систематизировано изложить виды игрушек и их особенности

Рассмотреть игрушки и куклы-обереги в разрезе «взаимозаменяемости»

Узнать историю музыкальных игрушек

Найти взаимовлияние разных культур на формирование образа игрушки

Предложить инструкцию к выполнению одной из игрушек

Изготовить ряд удмуртских народных игрушек (панно)

Гипотеза: удмуртская игрушка является самобытной по своей природе, имеет под собой мифологическое начало и выступает важнейшим элементом культуры народа

Объектом исследования: удмуртские народные куклы и игрушки

Предмет исследования: удмуртские куклы, история культуры и быта удмуртов.

Методы исследования: в данном исследовании были использованы теоретический и практические методы.

Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и приложения.

Глава 1

Историческая справка и виды удмуртских кукол, игрушек

Удмуртский край является частью Среднего Поволжья и Приуралья. На этой огромной территории расположены республики и области, в которых проживают представители многих национальностей - среди них финно-угры (удмурты, коми, коми-пермяки, мари, мордва), тюрки, восточные славяне и другие. Полиэтнический состав складывался в течение многих веков. В разные исторические периоды сюда мигрировали новые группы населения и устанавливали многообразные связи с местными жителями. В результате местные и пришлые группы смешивались и формировались новые этнические образования.

Культура южных удмуртов в большей степени связана с традициями иранского, тюркского, славянского круга, в то же время, северные удмурты перенимали традиции народов коми и русских (приложение 1). Эти сложные процессы, происходившие в древние века, изучать и восстанавливать не просто. О тех временах не осталось письменных свидетельств. Этим объясняется то, что история удмуртов освещена еще не в полной мере.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. Рассмотрим историю удмуртской игрушки.

История развития кукольного мастерства – это, по сути, история всей культуры человечества. До сих пор во время археологических раскопок на территории современной Удмуртии ученые находят кукол ритуального назначения. История возникновения игрушки уходит в далекую древность, имеет ритуальные корни и связана с раннеземледельческим, возможно, охотническим культами. Основные мотивы: птица, олень с золотыми рогами, красный конь (приложение 2).

Удмурты по своей природе язычники и о способностях их колдовства и сейчас в Интернете ходят мифы. Кукла у удмуртов была не простой игрушкой, а заключала в себе сакральный смысл. Возникновение и функционирование многих предметов и явлений в традиционном удмуртском обществе связано с магическими представлениями о них, уходящими своими корнями в прошлое, мифологическое, время. Ее использовали во всех сферах жизни: от рождения до поминок, на каждое событие был свой обряд, связанный с изготовлением той или иной куклы. Игрушку можно было смастерить из любого материала: пакля, шкурки животных, камни, растения (репей), береста. Лоскуты, припасенные доброй хозяйкой солома, веточки еловых, глина, кость, зерно - согласно народным представлениям, эти предметы обладают способностью прямо или непосредственно воздействовать на окружающее пространство. Фигурки и игрушки часто несли в себе образы животных и птиц (конь/лось, утка/лебедь), как предметы обихода и украшения. Так издревле удмурты мастерили себе и своим близким обереги, а различного рода колдуны и ведуньи колдовали на прообразах человека (приложение 3). Именно поэтому обрядовыми чаще всего были преимущественно куклы. Игрушка служила сильным артефактом и предметом силы даже после принятия христианства. И многие обряды лишь поменяли название согласно церковным канонам.

Говоря о детской игрушке, следует сказать, что еще дореволюционные авторы, писавшие об удмуртах, отмечали у этого народа любовь к детям. По словам П. Богаевского, «удмурты считают большим счастьем иметь детей и всюду: в молитвах, песни, простых разговоров - высказывали свою любовь к ним». Г. Верещагин также отмечал, что удмурты «счастье полагают только в детях, особенно в сыновьях, поэтому кого есть дети и, тот считает вправе называть себя счастливым, довольными судьбой». «Бездетные супруги - сироты» - гласит удмуртская поговорка; в другой подчеркивается мысль, что дети в семье должно быть несколько - они будущие работники, и чем больше работников, тем лучше для семьи.

В младенческом возрасте ребенок находился главным образом под материнским надзором. Даже отправляясь на работу в поле, она брала его с собой, укладывала поблизости от места работы. «Детей своих очень любит и лелеет их насколько возможно, - писал В. Кошурников. - Она не оставит их дома без призорув страдную пору, а несет в поле». Как замечали исследователи, отцы также участвовали в воспитании, занимались они детьми, когда те немного подрастали. По словам В. Кошурникова «вотяк-отец досужее время часто посвящал детям. Он мастерил им игрушки, которые часто были моделями инвентаря взрослых». Игры удмуртских детей были тесно связаны с бытом и укладом народа, они помогали детям перерабатывать первое их впечатление и восприятие внешнего мира, способствовали усвоения стереотипов поведения в различных обстоятельствах. Вот так, к примеру, писал Г. Верещагин об игре девочек в куклы «девочки, собравшись у одной из подружек, делают из разных лоскутков куклы, стряпают летом где-нибудь во дворе из глины перепечи, шанежки, пирожки прочие…». Игрушки удмуртских детей были самобытными и их изготовление было одним из способов привития детям трудовых навыков, развития их наблюдательности и сообразительности. Даже с проникновением в советский период в удмуртскую деревню покупных игрушек интерес к игрушкам-самоделкам не пропал, т.к. покупные не давали возможность использовать творческие способности.(приложение 4-5)

Игрушки - музыкальные инструменты сложно отнести к какой-то одной группе: они являются и игрушкой для забавы и служат мощной обрядовой вещью. Хотя, отчасти, все игрушки удмуртов являются оберегами. Преимущественно музыкальные инструменты щипковые, струнно-духовые, духовые, реже ударные, хотя развивалось музыкальное ремесло в обратном порядке. Чаще всего они носили звукоподражающие названия, использовались как для увеселения, так и для магических обрядов, например на посев. Свистульки (шуланы), колокольчики (жин-жин), чипсоны (манок) – могли изображать различных птиц, обладали относительно большим диапазоном тонов, украшались орнаментами; трещотки, пукыч (музыкальный «лук»), косканкрезь (скрипка), тыкыртон (домбра) – могли украшаться орнаментами, резьбой (головы коня). Ремесло их изготовления не утеряно, что не может не радовать (приложение 6-8)

Глава 2

Характеристика, предназначение и особенности изготовления удмуртских игрушек и кукол

Кукольная магия: ритуальные куклы, куклы-обереги

Девятнадцать лет назад на берегу Камы в Каракулинском районе было открыто древнее капище с глиняными женскими фигурками богинь-матерей. Кукла по-удмуртски – муне, что означает «сделана из земли», то есть из глины. Еще не так давно во время языческих молений удмурты деревни Кузебаево Алнашского района ставили такие фигурки в святилищах. Образы глиняных божков развивают и современные мастера. Мастер Анатолий Степанов из Ижевска показал на выставке своих красавиц: кисточкой на глине нарисованы лицо, одежда, украшения.

Среди удмуртских кукол можно встретить множество аналогов у русских. Сегодня сложно сказать, где та или иная кукла была в быту дольше, но ясно одно – долгое соседство народов не могло не сказаться на культуре. У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами (приложение 9). Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье. Оберег готов. Такую куклу-закрутку (пеленашка, «нуны») клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи или отогнать злых духов, мешающих спать. Необходимо отметить, что кукла-закрутка была распространена во многих губерниях России. Лицо у куклы не обозначалось, так как существовало поверье, что кукла с глазами обретает душу и может темной силой влиять на ребенка, который с ней играет. Обереги сопровождали людей всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации, свадьбы и поминальные процессии. Когда умирал член семьи, старшая женщина делала 40 тряпичных куколок и раздавала их на сороковой день людям, а если человек умирал не собственной смертью, для него делался Кужен («куженсюрос» - тропинка), который должен был задобрить духов и проводить усопшего в загробную жизнь. Ну и конечно же куклы служили «аккамулятором» чистой энергии – например куклы-крупенички мастерились с целью получить в грядущем году хороший урожай и их отдавали детям, чтобы те заряжали их своей энергетикой. Русские такую куклу хранили в красном углу, рядом с иконами, и дети в неё не играли (приложение 10).

На рождение ребёнка удмурты проводили обряд, в котором исполнялся «Танец» соломенных кукол («эктокуромуне») магический приём, «восстанавливающий» способность женщины к деторождению, «утраченную» с рождением ребёнка. А на свадьбу молодоженам могли подарить неразлучников или многоручку (приложение 11).

В литературе встречается упоминание об удмуртской зольной обрядовой кукле («пень»). У одних кукол из золы делали голову, у других - мешочек, набитый золой, выполнял роль туловища куклы. Как и у русского народа, удмурты считали золу родного очага наделенной защитными свойствами. Такие куклы охраняли дом от злых сил и являлись оберегами (приложение 12).

Для излечения больных детей в Удмуртии использовали льняных куколок. Считали, что пока ребёнок играет куклой, лён забирает на себя его болезнь. После куклу выкидывали. Была для излечения и такая кукла, как кубышка-травница - оберег отгоняющий мор и болезни. Кубышку-травницу подвешивали над детскими колыбельными или клали у изголовья кровати больного человека. Кукла использовалась и для ребяческих игр. Внутрь предмета ложилась душистые лекарственные травы, поэтому если его тщательно повертеть в руках, он начинал издавать приятный аромат.

Известно, что в Удмуртии девушки изготавливали куклу как автопортрет, обращая внимание односельчан на свою красоту и умение рукодельничать. Таких кукол богато наряжали, делали даже украшения: монисты, серьги, бусы. «И идеал красоты был связан с представлениями о нарядности. Г. А. Никитина пишет, что красивых девушек-удмурток сравнивали с «русской куклой», «куклой из лавки» («Зучмунё» «лавка мунё»). Предположительно это были расписные дымковские барыни».

«До сих пор в некоторых уголках Удмуртии этот обычай жив, – говорит заведующая научно-методическим отделом и заместитель директора Центра ремесел Светлана Боталова. – Существуют так называемые бросальные места. Я пыталась узнать у своей матери, деревенской жительницы, где находится это место, но она мне запретила об этом даже думать. Потому что побывав там, можно заболеть или принести домой зло» (приложение 13).

Кукол на излечение болезни называли «мынёкуштон», «мынёватон больного». Их делали из вещей больного, бросали в реку, ставили на муравейник, подвешивали на высокие деревья. Это делалось для того, чтобы их никто не взял и не заразился. Особые типы кукол предназначались для избавления от женских недугов: нужно было найти ветку, которая в основе имела треногу, а также стебли, имитирующие поднятые к небу руки и голову. Такие куклы после обряда оставляли в лесу под деревьями, и к ним строжайше запрещалось прикасаться.

Куклы использовались не только для исполнения добрых помыслов, но и для ведовства. Закрутку, сделанную из одежды человека, которому хотят нанести вред, кладут в гроб умершего под видом оберега, сжигают и топят. Отсюда у удмуртов существует множество поверий о том, что после себя ничего нельзя оставлять: ни кусок хлеба, ни волосы, ни личные вещи.

Магические куклы обычно не украшались старательно, если, конечно же, не служили оберегами (любой узор был сам по себе оберег), их материалы тщательно подбирали под их предназначение. Лица не изображались, чтобы избежать злых духов, так же, считали, что кукол нельзя изготавливать с помощью колющих и режущих предметов. Лоскутки ткани рвали, а части тела просто связывали нитками, которые не должны были обрываться в течение всего процесса изготовления, если это был оберег (неразрывная нить олицетворяла долгую жизнь). Узлы делались в нечетном количестве.

Куклы для забавы, игрушки

Краткое описание и зарисовки удмуртских игрушек впервые сделаны в конце XIX в. удмуртским собирателем Г.Е. Верещагиным. Упоминания о некоторых игрушках вошли в сборник по играм и развлечениям удмуртов. Куклы удмуртов разнообразны по конструкции их основы. Ареалы распространения разных видов игрушек соответствуют территории расселения локальных групп удмуртов. Различия игрушек выражаются в их пропорциях, конструкции каркаса, выборе тканей и оформлении одежды. Основа куклы могла состоять из щепки, крестовины, палки цилиндрической формы, закрутки из ткани, раздвоенной ветки или ствола сосны с несколькими расходящимися сучками. Куклы обычно не имели лица. Лишь в поздней традиции стали изображать брови, глаза и нос (брови рисовали карандашом или углём).

Игрушки-самоделки представляют интересный памятник при изучении «мира детства», являются своеобразным источником изучения народного костюма и художественных представлений этноса. Такая игрушка являлась важнейшим инструментом воспитания ребенка, сохранения национального ремесла и приобщения к труду: передача практических знаний ведения хозяйства от поколения к поколению осуществлялось семье, являясь одной из ее функций.

Немногочисленные, но богатые и ценные по содержанию материалы изучения национальной истории, говорят о том, что повсеместно игрушка-самоделка как зеркало, отражает национальные особенности жизненного уклада, являясь как бы миниатюрой быта. Для национальной игрушки является характерным то, что ребенок получает в качестве объектов игры образцы народного искусства и с детства приучается украшать бытующие вещи. Таким образом, традиции народного искусства с малых лет культивируются в детях и имеют верный залог преемственности у молодого поколения.

Удмуртский крестьянин – умелый, опытный кустарь. Из лыка плетутся котомки «песьтэр», циновки, из бересты выделываются туеса и корзины. Поэтому и среди удмуртских игрушек можно увидеть целую группу игрушек из лыка, бересты и льна. Например, миниатюрные лапоточки: отец, имея досуг, обучал ребенка, мастерил ему игрушку. Очень похожа на лыковую обувь, так называемая «уточка», служит она и солоницей в быту, служит и для детей игрушкой (приложение 14). Очень распространенной игрушкой является плетеный из лыка шар: делают его обычно летом из свежего лыка, сердцевину набивая тряпками. Когда «шар» высыхает, он становится настолько упругим, что может отталкиваться от земли.

Игрушки из лыка повсеместны и разнообразны. Среди них есть плетеные коврики, погремушки и даже гармоника. Из бересты делаются маленькие короба и туеса, плетутся объемные фигурки животных (приложение 15).

Удмурты считали, что ребенок всему можно приучить через игру. Беря в руки игрушечный молоток или грабельки, ребенок усваивал практическое назначение этих предметов.

Не забудем сказать и о куклах. Вероятнее всего, прообразом всех игровых кукол были ритуальные антропоморфные куклы, используемые в различных обрядовых и ритуальных действиях, так как прежде всего удмурты стремились защитить своего ребенка от дурного. Подобная практика до сих пор распространена у бесермян. Именно мать мастерила первую игрушку для своего дитя.

У многих народов набор кукол представлял целую семью. Куклы часто дополнялись одеждой и предметами домашнего обихода. Независимо от того, какой национальности была мастерица, они сохраняли общие свойства (приложение 16).

У удмуртов для всякого возраста предназначались свои куклы. Особенности детского возраста учитывались взрослыми при создании игрушки. По материалам Е. В. Поповой, у бесермян встречались куклы с руками, имеющие деревянную (прут, ветки) или тряпичную основу, и несшитые куклы-закрутки: «тряпичные несшитые куклы-закрутки - самый распространенный тип детских кукол-самоделок. Они были просты в изготовлении и более безопасны в игре: куклы делали из тряпок, свернутых в тугую трубку-валик, руки и ноги отсутствовали. Ее устойчивость достигалась за счет тугой основы. Голова выделялась с помощью перетянутой нитью основы или специально не оформлялась. Черты лица не обозначались. Так, если у кукол с руками, более сложных по изготовлению, лицо обтягивалось светлой тканью, то у кукол-закруток основа достаточно часто служила «лицом» и «платьем». Кукле подвязывали фартук и платок. Куклам-мужчинам завязывали пояс, делали головной убор. Чтобы как-то определить куклу-мужчину, куклу-женщину, детей, молодух и праздничную одежду, лоскутки подбирали с учетом бытовавшей традиционной одежды и тканей (холст, пестрядь, цветной ситец, кумач).

Распространенным для кукол является каркас-основа из ветки сосны или ели с расходящимися в разные стороны боковыми ветками, которые выполняют функцию ног и позволяют игрушке сохранять устойчивость (куинькукомунё - трехногая кукла)для многих районов Удмуртии (Шарканский, Малопургинский, Можгинский, Алнашский и др.). В верхней части ветки привязывали ниткой поперек туловища небольшую лучинку - «руки». На оставшийся сверху кончик ветки наматывали тряпочку (головку), несколькими стежками пришивали кусок пакли (волосы), иногда заплетенные в косичку или просто прикрытые лоскутком (платком). Куклу наряжали в национальную одежду из лоскутов.

Каркас для куклы мог быть и просто крестообразный. Конструкцию обматывали несколькими тряпочками (рубахой и юбкой), которые подвязывали нитками или лоскутками, обозначая голову и грудь. Поверх надевали фартук, на голову приклеивали паклю (волосы) или просто завязывали платок (приложение 17).

Основой куклы могла быть щепка либо деревянный брусок. Щепку обматывали материей, и получался «ребенок» (нуны). Либо на бруске выделяли голову, подвязывали с изнаночной стороны юбку.

Довольно распространенным было изготовление кукол из стеблей растений. Например в д. КузебаевоАлнашского их делали из льна: «… лен-то раньше сушили, мяли, трепали. Из волокна поделывали куклы и обряжали в наряды. У кукол были «ручки», «ножки»». Голова и грудь могли обозначаться как пучком льна, так и нитками (приложение 18).

Соломенные куклы являются традиционными удмуртскими куклами: брали пучок отпаренной соломы, перегибали ее. Выделяли голову, перевязывая тряпочкой на шее, далее поперек укладывали небольшой пучок соломы - «ручки», перевязывали туго на «поясе» - так выделяли грудь и юбку. Наряжали куклу в такой последовательности: платье, платок, фартук и т.д. Кукла эта могла танцевать, для этого ее ставили на скамейку и кулачками били о доску.

По материалам Е. В. Поповой, в летне-осеннее время распространены были куклы из листьев трав, деревьев. Они изготовлялись по технологии кукол-закруток с валиком из листьев в качестве каркаса. Разноцветные листья подбирались по сходству с тканями и элементами традиционного костюмного комплекса. Интересна кукла удмуртов из листьев, изготовленная в технике плетения, скорее имеющая форму гусеницы, называлась «мунё».

Как говорилось ранее, удмурты считали детей «носителями чистой энергии», поэтому могли давать им различные магические предметы: куклы-крупенички, соломенные куклы, берегини и прочее. Практически все обереги становились для ребенка забавой, через которую он мог познавать мир, а взрослый бы не так сильно беспокоился за этот процесс.

В основном куклы делались непосредственно в домашних хозяйствах, поэтому не обладали выдающимся качеством и мастерством исполнения, но их, порой, любили больше покупных. Среди самоделок можно найти как простые, схематичные куклы-обереги, так и сложные, нарядные куклы для забавы и не только. Им старались обозначить пол, возраст, социальное положение и роль. Куклам-автопортретам придавали желаемые качества. Все это, как и в реальной жизни, достигалось за счет элементов одежды, связанных с социовозрастными особенностями (головной убор, украшения, цветовая гамма костюма, крой). Именно в кукольной одежде этническая специфика проявляется наиболее ярко.

Куклы для забавы практически идентичны куклам-оберегам, но теоретически обладали более широким диапазоном возможных манипуляций с ними. Игрушки же, тоже можно было назвать некими оберегами, оберегами от нравственно-этнической деградации. Родители постоянно заботились о том, чтобы дети не забывали о достойном, человеческом отношении к природе, не проявляли жадности и алчности. И как любой родитель, удмурт желал счастья и здоровья своему ребенку.

Игрушки - музыкальные инструменты

Удмурты – очень музыкальный народ. Песня и музыка были отдушиной человека, отдающего себя без остатка земле и семье. На основании материалов археологических раскопок доказано, что музыкальные инструменты существовали уже у предков удмуртов. Свистульки (шуланы), колокольчики (жин-жин), трещотки, пукыч (музыкальный «лук»), косканкрезь (скрипка) и другие инструменты использовались как в повседневной жизни, быту (для увеселения), так и в обрядах инициациях. Разберем историю и предназначение некоторых из этих инструментов.

Шулан-это глиняная игрушка-свистулька, которая пришла в наши дни из глубокой древности, с тех времен, когда удмурты молились еще многочисленным богам и использовали звук шулана в ритуальных целях. Такую игрушку изготавливали чаще всего в виде утки, потому, что по легенде именно утка помогла Инмару, всевышнему божеству, достать со дна океана песчинки для создания Земли.

Интересно, что слово «шулан» и «шулдыр» (веселый) имеют однокоренное происхождение и звук, издаваемый этой игрушкой, это мелодичный «шу-у-у». Эта игрушка могла являться оберегом для своего хозяина. Звучание шулана должно было прогонять нечисть и привлекать положительную энергию. На шуланах играли во время и после посева («гырдонбыдтон»), провожали лед («йокелян») и встречали первых птиц. На праздниках он выступал сопровождением к крезьям.

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты две фигурки – это конь и птица. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей (приложение 19).

Трещотка – инструмент состоит из прямоугольной рамой из березовой пластины посередине и ребристого валика. Когда рама вращается вокруг своей оси, ее пластинка задевает за ребристую поверхность валика и издает громкие и трескучие звуки. Наряду с другими шумящими и звенящими инструментами, трещотка использовалась удмуртами в очистительном обряде проводимом во время портмаськона (ряжания), важное место трещотка занимала в обряде шайтан -ульян, которой происходил зимой. В традиционной культуре удмуртского народа трещотка выполняет магически-охранительную функцию, а также, благодаря своему трескучим у звучанию, способствует очищению пространства (приложение 21).

Не менее интересна такая игрушка как пукыч. Она представляла из себя деревянный ствол в виде желобка, в основании которого просверливалось отверстие для продевания лукообразного прутика из вяза или вереска. К обоим концам лука привязывалась крепко натянутая бечевка. Цель игрушки заключалась в том, чтобы выпустить стрелу с помощью натянутые бечевки, которая крепилась к специально вырезанной зарубке на стволе.

Применение в обрядах историками-этнографами не было замечено, но этот инструмент пользовался спросом на свадьбах и других подобных праздниках (приложение 22).

Практическая часть

Сделанная своими руками кукла у удмуртов автоматически могла стать оберегом. И это был не только практический опыт применения своих творческих умений и развитие их, но и хороший способ «разрядки» и приведения в порядок своего энергетического состояния. Созидающая сила рукоделия велика. Поэтому предлагаю ознакомиться и при первой возможности сделать одну из простых и интересных кукол-оберегов – Кубышку.

Для этого нам понадобится:

Лоскуты ткани: белый и два на выбор (платок и «платье») 10х10 см каждый

Шерстяные нитки красного цвета

Отрезок декоративной ленты для фартука 5 см

Отрезок декоративной ленты для манисто 2-3 см

Душистые травы и/или ароматические масла, синтепон

Хорошее настроение

Инструкции:

На лоскут ткани «платья» выкладываем душистые травы/ капаем масла, выкладываем синтепон. Формируем юбку, соединяем края лоскута так, чтобы можно было сформировать в дальнейшем голову; и завязываем ниткой так, чтобы свободных краёв нити хватило на обвязку головы и рук, не разрывая ее.

На обвязанную часть готовы детали накладываем белый квадрат диагональю. Формируем голову, обвязываем шею. Прикрепляем фартук и манисто. Обязательно ниткой обвязываем тело куклы так, чтобы получился крест на груди и на спине. Руки формируем следующим образом: 1 см внешнего уголка загибаем внутрь, затем всю «руку» перпендикулярно сгибу пополам, завязываем так, чтобы захватить загнутый край.

Завязываем кубышке на голове платок.

При желании можно к рукам привязать нить, сделав из куклы подвеску.

Отрываем лишние ниточки, поправляем куклу. Готово!

Заключение

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Это не только источник знаний, но и источник силы.

Игрушки не зря называют друзьями детей: они вместе растут, формируют друг друга, и даже в некоторой степени пытаются чему-то друг друга научить – игрушка учит человечности, а ребенок, играя в игру, пытается научить игрушку быть человеком. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Да, удмуртская игрушка самобытна. Пусть у некоторых ее видов есть аналоги, но она неповторима в своем роде. За прошлым игрушки и удмуртского этноса стоит мощная мифологическая основополагающая – вера в сверхъестественное помогала удмуртам развиваться, оставаясь самими собой.

Т.е. гипотеза подтвердилась. Цели достигнуты.

Список литературы и источников

http://www.ng.ru/regions/2004-03-15/13_izhevsk.html

https://revolution.allbest.ru/moscow/01014721_0.html

https://amuletobereg.ru/izgotovlenie-udmurtskih-oberegov-svoimi-rukami/

http://www.rukukla.ru/article/masterwork/imaikina/kukly_udmurtii.htm

http://www.microanswers.ru/article/obrjadi-i-obrjadovie-kykli-chast-prostranstva.html

http://www.decorudm.ru/crafts/narodnaya-igrushka/

https://oberegi.guru/vidy/udmurtskie

https://protalismany.ru/apotropey/vidy/udmurtskie-oberegi.html

http://www.decorudm.ru/crafts/udmurtskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/?PAGEN_1=2

https://blackwarlock.ru/viewtopic.php?f=350&t=26751

http://istochnic.org/index.php/turizm/item/454-shulan-chudo-ptitsa-svistulka-master-klass-na-vystvke-turzavod-2017

http://www.decorudm.ru/crafts/udmurtskie-narodnye-muzykalnye-instrumenty/

https://elibrary.unatlib.ru/dspace/dsview.html

https://nmur.ru/

https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2014/09/26/npk-udmurtskie-i-russkie-kukly-oberegi

http://udmurtinfo.ru/russko-udmurtskij-slovar/perevodzik.php?search=%EA%F3%FF%EA

http://gasur.ru/activity/measures/expo/2008/06/

Истоки удмуртского народа: учеб. Пособие. – Ижевск: Удмуртия,[авт. М.Г. Иванова] 1994.-192 с,:ил

Семейный и общественный быт удмуртов в ХVIII-ХХ вв. : сборник статей / Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров УАССР ; [редкол.: М. В. Гришкина, В. Е. Майер (отв. ред.), Л. С. Христолюбова]. - Устинов : Науч.-исслед. ин-т при Совете Министров УАССР, 1985. - 130, [3] с. : табл. - Текст частично на удмурт. яз. - //стр.135-140

Записки. Сб. 9 :(Вопросы истории Удмуртии) / [редкол.: отв. ред. С. П. Горбушин, чл. редкол. Н. Н. Латышев] ; Удмурт. науч.-исслед. ин-т истории, яз., лит. и фольклора при Совнаркоме Удмурт. АССР. - Ижевск :Удмуртгосиздат, 1940. - 143, [1] с. :

Статья в журнале «Инвожо» - Ижевск: «К вопросу о мифологическом содержании удмуртских музыкальных инструментов»/ О. Пчеловодов по материалам Г. Верещагина

Удмуртская правда - Ижевск, 2014, № 42 (15 апр.)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 21

 

Просмотров работы: 396