Традиционное удмуртское женское украшение - монисто

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционное удмуртское женское украшение - монисто

Волкова Д.Д. 1
1МБОУ ИЕГЛ Школа - 30
Соловьева Н.В. 1
1МБОУ ИЕГЛ Школа - 30
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Монисто на шее твоей

Очень здорово бы смотрелось.

Ты бы шла и весь воздух звенел,

И по- новому жить хотелось.

С. Шидловский

В современном мире особую ценность приобрели такие понятия как стиль, индивидуальность, превосходство – и все это синонимы безупречности и красоты. Каждая девушка мечтает подчеркнуть свою индивидуальность и красоту, хочет быть стильной и безупречной. А ювелирное изделие поможет добиться желанной цели. Ведь нет ничего красивее и изящнее, чем женское нашейное украшение. Меня очень заинтересовала именно тема древнейших нашейных украшений. Какие украшения носили в древности? Какие являются национальными женскими украшениями в моей республике? Какова история их возникновения и их смысл? Еще в глубокой древности появились первые женские украшения. Проходят годы, столетия, а ювелирные украшения до сих пор остаются все такими же востребованными. Поэтому актуальность данной темы очевидна, ведь каждая девочка, девушка, женщина желает быть красивой.

Особенно привлекли мое внимание украшения с монетами в виде ожерелья - монисто. Проблема изучения этого древнейшего шейного украшения у меня возникла тогда, когда на бабушкином участке в земле я нашла серебряную монетку с дырочкой (Приложение 1). А позже в комнате удмуртского быта в детском саду увидела монисто из монет. И сразу возник вопрос какой смысл имеет украшение из монет, ведь сами по себе монеты - это платежное средство.  И почему предметы, возникшие в глубокой древности, востребованы и необходимы и в наше время.

Предмет исследования: монисто.

Объект исследования: монисто как традиционное удмуртское женское нашейное украшение, его функции.

Цель работы: исследовать разные виды монисто и понять какой они несут смысл, какие их функции, так как монисты считались семейными драгоценностями и переходили из поколения в поколение.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- прочитать научную литературу об истории возникновения монисто;

- изучить древние поверья о женских украшениях в виде монет;

- посетить национальный музей Удмуртской Республики;

- сделать выводы на основе полученных знаний.

Для реализации поставленных задач будут применены следующие методы:

- чтение научной литературы, посещение библиотеки и использование интернет - ресурсов;

- посещение музея и сбор информации;

- анализ материала по теме.

2. Основная часть

2.1. Что такое монисто? История и распространение в мире.

Монисто (стар.) — шейное украшение, состоявшее из цепочки или шнура с крестами и монетами, в роде ожерелья.

Монисто — традиционное женское нашейное украшение из жемчугамонетбляшекбисерабус, металлических декоративных элементов, обработанных разноцветных камней, кораллов и так далее, которое указывало на социальный статус его носительницы.

Монисто, изготовленное из золота, серебра, драгоценных камней, являлось, как и все драгоценности, так называемым неприкосновенным запасом, «на всякий случай» находящимся при владелице. Девиз этого шейного украшения - "Все свое ношу с собой", ведь раньше монисто делали исключительно из монет. Ношение ценных предметов на теле было особенно удобным для кочевых народов.

Еще в первом тысячелетии до нашей эры появились первые украшения из меди и ее сплавов.

Монисто — дивное звучание округлых звуков, эхом звучащее с цыганского табора, звенящее в памяти раскопкой скифских курганов. Древнейшее женское шейное украшение не случайно имеет такое название, в этом слове переплетаются древние языки разных народов с близкими значениями — «ожерелье», «конская грива», «повязка на шею». Существует две версии происхождения названия: от праиндоевропейского moni - шея (от этого же корня происходят древнеиндийское слово mаnуā — «затылок» и английское mane — грива.) или от латинского monile - ожерелье. Женщины скифских племен, русские девушки, затворницы восточных гаремов, свободные цыганки не представляли своих нарядов без обязательного мониста. Мониста носят женщины по всему миру: греки, болгары, цыгане, румыны, татары, украинцы, хорваты, жители юга России, Поволжья, Северной Африки и многие-многие другие. Среди древних находок встречаются они и у северных народов, в частности, у викингов.

В летописях и старинных грамотах монисто упоминается обыкновенно при именах женщин. Путешественники из Западной Европы, гостившие в России царских и имперских времён, писали в своих воспоминаниях, что «на шее славянки носят больше денег, чем стоит весь их дом».

Так, умирая, в феврале 1340 года Иван Калита завещал Ульяне с «меньшими детьми» города и сёла, а также золото, оставшееся после покойной Елены:

А что золото княгини моее Оленине, а то есмь дал дочери своей Феотиньи, 14 обручи и ожерелье матери её, монисто новое, что есмь сковал…

Около XVI века в России мониста и гривны перешли в простые вышивные украшения.

2.2. Монисто как традиционное удмуртское женское нагрудное украшение.

Монисто является традиционным удмуртским женским нагрудным украшением. Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества. Со второй половины XIX века самым любимым популярным украшением женщин-удмуртов стали - монисты "чыртывесь" (букв. шейные бусы).

Монисты были разные, разной формы и разной величины. Также они разные и у каждой этнической группы удмуртов (Приложение 2).

Секреты приготовления и обработки металла предки удмуртов переняли от индоиракских племен. В женских украшениях XVIII - начало XX вв. использовали серебряные монеты - русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 руб. серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг. В монисто встречаются монеты времен Ивана Грозного, петровские, павловские, екатерининские и другие. В советские времена использовали монеты и бляшки белого металла. Позже в украшениях появились медали и советские монеты. В монетах проделывали отверстия и нашивали на холщовую ткань, вплотную друг к другу. А также монеты могли привязывать, нанизывать по одной на прочную нитку или припаивать к цепочке. Главное, чтобы они надежно держались. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймлённый разновеликими цепочками с нанизанными на них медными монетами. Чем больше рядов монет, тем богаче и статуснее женщина. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Помимо монет, при изготовлении мониста применяют бусины разной величины, подвески, кораллы, ракушки. Вместе они создают нарядное украшение. Позднее, вместо ожерелий стала применяется вышивка вокруг шеи, на груди, использовались недорогие, но приятные глазу материалы. Тяжелые мониста стали праздничным одеянием и частью национального костюма.

Монетами украшали налобные повязки, девичьи шапочки. Украшения женщины надевали на торжественные случаи: свадьба, проводы в армию и другие торжественные случаи (Приложение 3). Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению.

У «Бурановских бабушек», у певиц известного коллектива, покорившего публику конкурса "Евровидение",  тоже есть украшения, полностью состоящие из монет начала XIX века (Приложение 4). На некоторых дефицит старых монет восполнен советскими и современными рублями.  При советской власти сохранить подобные украшения было сложной задачей. К примеру, во времена Великой Отечественной войны государство забирало старые ювелирные изделия у населения. Драгоценные металлы нужны были для производства военной техники. Кроме того, украшения переплавляли в слитки, продаваемые зарубеж. Вырученные деньги также шли на нужды армии. "В войну же серебро забирали - фронту нужны были деньги. Поэтому многие семейные ценности прятали. Моя мама, например, хранила монетки из мониста в перине. Благодаря ее смекалке у меня оно настоящее старинное…" - рассказывает Галина Николаевна Конева, народная артистка Удмуртской Республики, одна из "Бурановских бабушек".

2.3. Древние поверья про монисто.

Так как предки были люди суеверные и оберегали себя от всяческого недоброжелательства, то и украшения носили обережные, впрочем и одежда, и утварь домашняя, должны были соответствовать древним поверьям и служить защитой от недобрых сил.

В женских украшениях в большом количестве преобладали металлические подвески "шумелки", элементы которых соприкасаясь друг с другом позванивали при любом движении. Это древнее языческое суеверие, о том что звук (звон) может отпугнуть нечистую силу, позднее перевоплотилось в христианскую традицию, где считается что звучание колокольной звонницы исцеляет душу и благоприятно действует на весь организм.

Монеты занимают особое место среди амулетов, магическую силу им придают свойства металлов из которых они изготовлены и сама круглая форма монет. Круг — исконно славяно-арийский символ цельности, гармонии и единства, священный знак солнца древней, языческой Руси.

В исторических музеях сохранились монеты символическая чеканка на которых свидетельствует о том, что предназначались они не для использования в качестве денег, а именно для ношения в качестве амулетов (Приложение 5).

Со временем они стали использоваться как средство для пожертвований. Овальная, круглая форма металлических изделий из серебра и золота была выбрана для определения денежного эквивалента, то есть для оплаты товаров и каких либо услуг. По представлению предков с помощью монет можно было не только приобрести еду и одежду, но и откупиться от болезней и порчи, благодаря храмовым пожертвованиям и дарам. Продырявленные монеты использовались как обереги, их носили в карманах, брали с собой в качестве талисманов в морские путешествия и дальние походы.

У древних славян, в дохристианские времена, женщина почиталась как земная богиня. За неё, как за Родину, мужчина без раздумий мог отдать свою жизнь. Славянская женщина считалась воплощением тепла и света, всего самого чистого и прекрасного. Продолжательнице рода и хранительнице домашнего очага необходима особая и сильная защита. Вокруг горла, где находится центр жизненной силы, ответственный за связь с окружающим миром, женщины одевали шумящие подвески с сакральными символами, таким образом они защищали свою энергетику и своё тело от негативного воздействия.

Плоские металлические бляхи в виде круга из серебра и золота, натёртые до блеска, лучше отзеркаливали весь возможный негатив, возвращая его недоброжелателю.

Монисто передавалось по наследству от матери — старшей дочери. Остальным дочерям приходилось делать его своими руками. Монеты должны быть из разных стран, чем больше разных монет, тем лучше. Ну хоть одна монетка должна быть из другой страны. Техника изготовления была разнообразной. Можно, с мужской помощью, дырочки проделать и на нить одеть, можно сшить круглый воротник и монеты пришить к нему, прикрепляя их нитками к ткани.

Монисто часто носили вместе с красными кораллами или бусинами красного цвета (Приложение 6). Возможно коралловые бусы в сочетании с металлическими подвесками, были каким то классическим украшением под названием монисто. В западнославянском, полабском языке, похожее слово переводится, как красный коралл. Красный — это цвет жизненной энергии, физической силы и духовного здоровья. В цветовом спектре у него самая длинная волна. У славян красный цвет — обережной, в древности его называли черемной, червонный. Он ускоряет динамику и всячески стимулирует к жизни, укрепляет твёрдость воли. Использовался красный цвет славянским миром ещё и потому, что он согревает и активизирует. Зимы, то у нас лютые бывали!

У женщины могло быть два монисто. Одно повседневное в три, семь монет. Второе монисто большое, праздничное, нарядное, с разными каменьями и жемчугами, одевалось оно в церковь и на традиционные мероприятия. До 144 монеток могло быть навешено на этом массивном и довольно тяжёлом украшении, его вес мог превышать три килограмма.

Монисто не просто украшение — это ценность, семейная реликвия. Его бережно хранили в шкатулке, отдельно от других украшений. Чтобы в дом привлечь богатство, монисто укладывали вместе с деньгами, в западной части дома, подальше от чужих глаз. (По древней традиции Фен - Шуй, в гармоничном пространстве для металла определено западное направление. Следует подразумевать, что древним славянам были знакомы эти правила). Ещё монисто прятали за образами, в том случае, если домочадцам грозила опасность.

Весной, как только растает лёд на реке и первые косяки перелётных птиц покажутся на небе, женщины вывешивали монисто на западное окно, приговаривая: «Как птицы летят в наши края, так чтоб ко мне деньги слетались». Снимали его в конце мая, когда все птицы возвращались с юга домой.

Магия этого украшения идёт из глубины веков, оттуда и просматриваются его арийские корни. На санскрите, древнем праиндоевропейском языке, похожее слово moni — переводится как шея. На территории древней Руси монисто звучало как намисто. Можно предположить, что название украшения произошло от словосочетания «на шею». Но, как бы там ни было, мелодичные звуки от соприкосновения монет, на протяжении столетий, придавали женщине уверенность и чувство защищённости. На территории всего славянского мира, женщины прошлых веков, носили монисто. В том, или ином виде оно и по сей день имеет место быть в национальных европейских и азиатских нарядах. Есть народ, который не может являться последователем традиций славянского мира, но сквозь века пронёс его символ в натуральном виде, до наших дней.

2.4. Функции монисто

Изучение украшений в тесной взаимосвязи с одеждой, в контексте их бытования в обрядовой, праздничной системе, позволяет выделить несколько функциональных мотивов: эстетический, социально-возрастной, экономический и магический. Первый принципхарактеризуется стремлением усилить красоту одежды и красоту естественных черт женщины. Социально-возрастная функцияособенно четко прослеживается в женских и девичьих украшениях. Как правило, девичьи украшения более скромные. Кроме того, многие украшения девушки могли носить и в будние дни. Использование того или иного вида украшений свидетельствовало о наступившей социально-возрастной перемене в жизни владелицы.  В момент наступления совершеннолетия девушка, вероятно, надевала их, собираясь на праздник, молодежное гуляние или посиделки, где этот факт был засвидетельствован общественным мнением.  Экономическая функция выражалась в способности украшений представить благосостояние владелицы. Чем состоятельнее семья, тем богаче был комплекс нарядов невесты. Именно она надевала полностью все элементы украшений. В данном случае тесно переплеталось все многообразие функциональных принципов украшений, но магическая, охранительная являлась главной.  Девушка, переходящая в новую возрастную группу женщин, будущая мать, продолжательница рода, должна была оберегаться от «сглаза». Украшения, надетые на нее, могли якобы отвлечь «дурной взгляд». Не только украшения, но и предметы, из которых изготавливались украшения (серебряные монеты, раковины, бусы, кораллы), обладали магической функцией оберега. Считалось, что серебро, по представлениям многих народов, - металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья. Предметы также, как и украшения, передавались по наследству. Со временем степень значимости определенных функций изменилась и в последнее время эстетическая функция остается, пожалуй, единственной.

2.5. Посещение музея

Для ознакомления с историей удмуртского народа, его культурой и бытом было решено пойти в Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда в городе Ижевске (Приложение 7). Музей располагается в здании Арсенала Ижевского оружейного завода, памятнике промышленной архитектуры XIX века. И носит имя Кузебая Герда - удмуртского поэта, драматурга, просветителя, политического деятеля.

Заходя в зал музея и пройдя через символические полевые ворота, я оказалась в удмуртской деревне, вокруг которой хвойный лес с родниками и таинственными мифологическими образами. Войдя в каждый дом деревни я, по удмуртскому обычаю гостевания, знакомилась с традициями и культурой удмуртов. Я очень близко рассматривала древние орудия труда, предметы быта и национальные костюмы. В одном из таких домов я и увидела праздничный образ женщины-удмуртки с красивым нагрудным украшением - монисто (Приложение 8). В музее мне очень понравилось, я поняла как ценили люди свой край, как бережно относились к земле, как берегли обычаи.

Заключение

В результате изучения и исследования данной темы можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, были реализованы.

На основе полученных результатов и анализа собранной информации можно утверждать, что по верованиям древних, железные украшения не только привлекали к женщине мужчину, но и оберегали ее от несчастий, заболеваний, нечистой силы.Нагрудное украшение играло роль талисмана-оберега, защищавшего от «дурного глаза», серебряный звон монист «отпугивал нечисть», а количество монет было показателем благосостояния семьи. Чем больше "мониста" - тем богаче женщина. Каждая женщина старалась сделать монисту лучше, больше, богаче, своеобразней.

Изучив документальные источники, я могу утверждать, что в древности украшения использовались в большей мере с ритуальной, защитной функцией, а сейчас украшения необходимы людям лишь для эстетики (Приложение 9).

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурах, традициях, все труднее уловить тот или иной смысл украшения-амулета.

Список использованных источников и литературы

1. Монисто. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.,1890-1907

2. Д. Н. Ушаков, Толковый словарь Ушакова. 1935—1940.

3.  Сайт «Твой Ювелир», Монисто. https://tvoi-uvelirr.ru/monisto.

4. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org.

5. Монисто- украшение древних женщин. http://roskoshka.ru/blog/kole-busyi-tsepochki/monisto-ukrashenie-drevnih-zhenshhin.html

6.Гайд: Виды шейных украшений. https://vintagedream.ru/blogs/blog/gayd-vidy-sheynyh-ukrasheniy.

7. Фонд Глазовского краеведческого музея. Женские украшения южных удмуртов ХIХ – середина ХХ вв. https://www.glazovmuseum.ru/ukrashenija-udmurtov.

8. Статья дизайнера Полины Кубисты об одном из самых узнаваемых удмуртских украшений – монисто: Источник:https://udmddn.ru/gallery/pogovorim-pro-monisto/

9.Мониста (мониста) украшение, фото. Удмуртия. http://www.iz-article.ru/monista_6.html

10. Фото "Бурановских бабушек" Источник: https://24smi.org/celebrity/36108-buranovskie-babushki.html

11. Монисто как символ, украшение и семейная реликвия: https://www.livemaster.ru/topic/2652171-monisto-kak-simvol-ukrashenie-i-semejnaya-relikviya

12. Национальный музей Удмуртской Республики. Выставка "Мы - удмурты". https://nmur.ru

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Женские нагрудные украшения. Мониста. Южные удмурты.

Закамские удмурты. Женское нагрудное украшение. Бирский уезд. Начало XX века

Приложение 3

Удмуртское женское праздничное платье с монистами из монет разного достоинства. Монисто обычно передавалось из поколения в поколение. Одевались так на юге Удмуртии в конце 19-го - начале 20-го века.

Приложение 4

Российская музыкальная фольклорная группа "Бурановские бабушки".

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

 

Просмотров работы: 4386