Изучение Красной книги Московской области через применение игровых технологий в системе дополнительного образования

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение Красной книги Московской области через применение игровых технологий в системе дополнительного образования

Левченко О.О. 1Айрумян М.С. 1Султанова С.А. 1Буй Вьет Нга 1
1МБОУ КСОШ №3
Смоликова Е.В. 1
1МБОУ КСОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Дети, школа, игра. Что может быть интереснее и увлекательнее? Как говорил В.А. Сухомлинский, «В игре перед детьми раскрывается мир и творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» [1].

Поэтому применение игровых технологий при изучении школьных дисциплин уже давно вошло в педагогическую практику. Мы решили соединить актуальность игры, как метода изучения материала, с актуальностью тематики – изучение объектов флоры и фауны Красной книги. Так появилась игра «Экологическое лото: Красная книга Московской области».

По сути, лото́ (фр. loto, от итал. lotto) — азартная игра на особых картах с напечатанными на них рядами чисел [2]. Еще в эпоху СССР лото было признано семейной и развивающей игрой, а в школе лото стало настоящей дидактической находкой для педагогов. Например, уже создано лото для обучения правил дорожного движения в младших классах [3]. Используется лото и на уроках математики в средней школе [4]. В сети Интернет представлено несколько вариаций экологического лото, используемых во внеурочной деятельности и на уроках биологии. Их содержание существенно отличается от нашей игры, в основном оно носит характер групповой работы в виде различных заданий. Ближе всего к содержанию нашей работы оказалось экологическое лото «Земля и ее жители», где речь идет о местах обитания представителей животного мира [5].

«Экологическое лото: Красная книга Московской области» можно использовать как на занятиях внеурочной деятельности, так и на уроках биологии и экологии при изучении отдельных тем. Новизна проекта состоит в том, что мы впервые создали игру, посвященную изучению видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Московской области. С нашей точки зрения это сильнейшая мотивация не только в процессе в обучения, но и формирования любви к природе и ее защиты.

Практическая значимость работы заключается в создании самого продукта - дидактической игры, которую можно использовать для развития познавательного интереса на разных ступенях процесса обучения и воспитания. Стоит отметить, что такая игра универсальна, по каждому региону Российской Федерации можно создать аналог нашей игры и внедрить в образовательный процесс.

Цель проекта: создание условий (разработка игры) для развития познавательного интереса обучающихся в системе дополнительного образования через применение развивающих игровых технологий

Задачи:

- исследование информационных источников на предмет плагиата;

- изучение и определение объектов Красной книги Московской области для использования в игре;

- разработка шаблона карт и вопросов и выпуск игры;

- эксперимент в 5-ых классах и его результат;

- выводы и рекомендации.

Объект исследования - процесс создания игры «Экологическое лото: Красная книга Московской области» и ее апробация.

Предмет исследования – объекты флоры и фауны Красной книги Московской области.

Гипотеза – применение игровых технологий в образовательном процессе развивает познавательный интерес к предмету и значительно повышает качество знаний обучающихся.

Методы исследования – эмпирические (анкетирование) и теоретические (сравнение, обобщение).

ГЛАВА 1. Подготовительный этап

Все началось со школьного сочинения, где учитель дал задание написать о том, как мы видим свой вклад в дело защиты природы родного края. В итоге, на занятиях внеурочной деятельности мы начали работу над проектом «Экологическое лото: Красная книга Московской области».

Сначала нам пришлось изучить все доступные источники информации на предмет плагиата. Конечно, не хотелось бы, чтобы наша идея уже кем-то была реализована. Убедившись, что именно такой вариант игры мы нигде встретили, со спокойной совестью начали его воплощать в жизнь.

Работа закипела у всех обучающихся 6-ых классов, посещающих внеурочную деятельность по биологии. Было получено задание выбрать животных и растения из Красной книги Московской области для внесения их в игру, как объектов изучения. Это было очень важно, потому что названия многих животных и растений трудно произносимы, а у нас полиэтническая школа и многие дети плохо понимают русский язык. Чтобы облегчить игру для таких детей и поднять мотивацию у тех, кому «не везет», на каждой карте были сделаны вопросы-бонусы, карточки за которые обучающиеся получали в любом случае.

После согласования с учителем в нашу игру попали 90 объектов Красной книги, большинство из них были растения, птицы и млекопитающие Московской области. Земноводные, рыбы и насекомые тоже были включены в общий список, но значительно в меньшем количестве.

Итак, детям предстояло запомнить следующих представителей Красной книги Московской области: астра итальянская, белый аист, береза карликовая, беркут, бобер обыкновенный, крошечная бурозубка, василек сумской, венерин башмачок, вечерница гигантская, речная выдра, выхухоль русская, гадюка обыкновенная, гвоздика пышная, горицвет весенний, серый гусь, седой дятел, зеленая жаба, лесной жаворонок, жужелица, серый журавль, зверобой изящный, зимородок, змееяд, ива черничная, касатик, кедровка, клен полевой, клюква мелкоплодная, кобчик, ковыль красивейший, колокольчик, коромысло зеленое, кулик-сорока, куропатка белая, лебедь-кликун, лен желтый, лютик многолистный, обыкновенная летяга, лук медвежий, махаон, бурый медведь, медуница узколистная, европейская минога, морошка приземистая, муравей черноголовый, желтогорлая мышь, европейская норка, орел-карлик, орлан-белохвост, оса лесная, обыкновенный осоед, осока поздняя, печеночница, пижма щитковая, плавунец широчайший, подземная полевка, пчела-плотник, росянка английская, рысь, роза волосистая, рябчик шахматный, сапсан, скопа, слизень черно-синий, ястребиная сова, обыкновенный сом, соня-полчок, стерлядь, крапчатый суслик, сыроежка, тарантул, терн, тополь черный, гребенчатый тритон, большой тушканчик, тюльпан Биберштейна, удод, уж обыкновенный, уснея цветущая, утка серая, фиалка топяная, филин, цикада горная, чайка малая, чина черная, шалфей клейкий, шилохвость, шмель моховой, прыткая ящерица, черный аист [6].

Затем нужно было составить вопросы ко всем выбранным объектам так, чтобы каждый ученик легко и весело включался в процесс игры. Поэтому мы решили выбрать форму вопроса в виде загадки. На занятиях внеурочной деятельности мы каждую неделю соревновались, чьи загадки лучше и интереснее. После голосования и утверждения мы получили необходимые 90 вопросов для нашей игры. Первая часть работы была завершена.

ГЛАВА 2. Практический этап

Теперь нам предстояло разработать и утвердить лучший дизайн карт для лото и карточек с вопросами. Эта работы была завершена гораздо быстрее, чем ожидалось, благодаря творческим способностям некоторых обучающихся (Айрумян М., Левченко О., Ибрагимова К., Набиева А., Холова М.). Осталось лишь найти качественные фотографии всех выбранных объектов, и дело сделано.

В нашей игре было создано 15 основных карт (по количеству парт в классе) и 90 карточек с вопросами. Карты мы решили сделать именными, поскольку материал был распределен между всеми обучающимися. Так авторами нашей игры стали Айрумян М., Арутюнян Д., Балова К., Белякова А., Буй В., Ведехина К., Ибрагимова К., Каюмов А., Колесова Д., Левченко О., Мельникова В., Набиева А., Степанова А., Султанова С., Холова М. (Приложение №1). Благодаря помощи нашего руководителя учителя биологии Смолик Е.В., лото было выпущено (Приложение №2).

ГЛАВА 3. Экспериментальный этап

Мы долго ждали этого момента, и в вначале решили сами поиграть в наше лото, чтобы понять, что же мы сделали. Большинство обучающихся в наших классах приехали из стран Средней Азии, Ближнего Востока и Юго-восточной Азии, где обитают совершенно другие представители флоры и фауны. Им достаточно сложно осваивать названия растений и животных, большинство из которых они никогда не видели, и не только им, но и нам в том числе.

Итак, мы получили карту, на ней всего шесть подписанных фотографий растений и животных Красной книги Московской области, например: гвоздика пышная, ястребиная сова, жужелица, лебедь-кликун, зверобой изящный, шилохвость. Они пронумерованы, это нужно для контроля при ответе. Вопросы достаются из специального мешочка, они также пронумерованы, и никто не знает, когда «выпадет» его растение или животное. Например, первый вопрос:

Вот цветок,

Похож на гвоздик:

Шляпка пышная и хвостик [7].

Ответ: Гвоздика пышная.

Обучающиеся закрывают правильный ответ маленькой карточкой, при этом запоминают не только внешний вид цветка, но и его видовое название - гвоздика пышная.

Следующий вопрос:

Длинношеяя эта птица,

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает [8].

Ответ: Лебедь-кликун

Здесь обучающиеся запоминают название уже животного. Как видите, загадки не слишком замысловатые, некоторые из них знакомы с детства.

И, наконец, вопрос-бонус, он выглядит просто: озвучивается название животного или растения и выдается тому, у кого есть его изображение на карте, независимо от того, правильно ли он ответил или нет. Например, на нашей карте это птица с интересным названием шилохвость. Если честно, многие не знали такой птицы и никогда ее не видели, пока не стали играть в наше лото. В такой форме достаточно просто запоминать интересный материал и развиваться!

Поскольку у нас всего 45 минут, нам не всегда хватает времени, прочитать все вопросы. Поэтому мы добавили одно правило: если кто-то не смог ответить на «свой» вопрос, то мы отдаем его карточку ответившему правильно. В итоге, победителем становится не только тот, кто смог полностью заполнить свою карту, а еще и тот, у кого больше всего правильных ответов, это очень мотивирует всех участников игры (Приложение №3).

Получив массу удовольствия от игры, мы решили провести эксперимент в 5-ых классах. В двух классах – 5 «А» и 5 «В» - обучающиеся играли в наше лото на занятиях внеурочной деятельности в течение двух месяцев. В этих классах ровно по 30 человек, поэтому все наши карты были задействованы, дети играли в парах. В конце эксперимента мы провели интеллектуальное соревнование на знание растений и животных Красной книги Московской области, во всех трех классах. Для справки сообщаем, показатели качества знаний в 5 «Б» классе самые высокие.

Итоги были следующими:

- 5 «А» класс (30 обучающихся) - 78% запомнили названия объектов Красной книги;

- 5 «Б» класс (30 обучающихся) – 24% запомнили названия объектов Красной книги;

- 5 «В» класс (30 обучающихся) - 67% запомнили названия объектов Красной книги.

Результат превзошел наши ожидания. Обучающиеся 5 «А» и 5 «В» класса не только запомнили большинство представленных объектов, но некоторые из них вспомнили растения и животных Красной книги, не внесенных в нашу игру. Показатели знаний в 5 «Б» классе были ниже показателей в экспериментальных классах (Приложение №4).

Анализируя полученные результаты нельзя не отметить, что обучающиеся с помощью игры запомнили гораздо больше информации.

ГЛАВА 4. Выводы

Очевидно, что применение игровых технологий в процессе обучения действительно развивает познавательный интерес у обучающихся и повышает их качество знаний. Таким образом наша гипотеза подтвердилась. И мы с особым удовольствием играем в наше лото и на уроках биологии, и на занятиях внеурочной деятельности. В продолжение этой темы все обучающиеся 6-ых классов получили очень интересное летнее задание – сделать селфи с растениями и животными Красной книги Московской области. Теперь мы точно знаем, что нужно искать!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в завершении нашей работы, мы предложили учителям начальной школы и среднего звена наше экологическое лото, чтобы они играя - обучали, а обучая – играли. Что может быть интереснее и увлекательнее игры? Давайте поиграем с вами!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[1] - Мудрость воспитания: Книга для родителей/Сост. М 90 Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288с.- (Б-ка для родителей).

[2] - Значение слова «лото», https://www.wikiwand.com/ru/Лото (дата обращения: 27.10.2019 г.)

[3] - Меньшова И. В. Дорожное лото // Начальная школа. — 2009. — № 6. — С. 32-33.

[4] - Бердникова Е. Е. Математические лото, кроссворды и кросснамберы как средство усвоения и контроля элементов комбинаторики в 5-6 классах // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. — 2014. — № 5 (33). — С. 1-5.

[5] – Экологическое лото «Земля и ее жители», игра для 6 лет и старше, АО «Радуга», 1998 г. https://www.10kor.ru/faq/muzey-igrushki/ekologicheskoe-loto-zemlya-i-ee-zhiteli-igra-dlya-detey-ot-6-let-i-starshe-/), дата обращения 21.11.2019 г.

[6] – Красная книга Московской области, http://kkmo2.verhovye.ru/ (дата обращения:13.12.2019 г.)

[7] – Загадки о растениях, https://nukadeti.ru/zagadki/pro_gvozdiku (дата обращения: 13.02.2020 г.)

[8] - Загадки о животных, https://mirchild.com/zagadki/pticy/dlinnosheyaya-ta-ptica (дата обращения: 27.01.2020 г.)

Приложение №1

Авторы игры «Экологическое лото: Красная книга Московской области»

Приложение №2

Именные карты «Экологическое лото: Красная книга Московской области»

Приложение №3

Апробация игры в 5-ых классах на уроке биологии

Приложение №4

Результаты интеллектуального соревнования среди обучающихся 5-ых классов

Просмотров работы: 69