Секреты ручной набойки по ткани

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты ручной набойки по ткани

Дягилева А.В. 1Ибрагимова Д.Ю. 1
1МБОУ "ЦО-СШ №22" г. Старый Оскол
Агафонова Г.Н. 1Рощупкина Е.Н. 1
1МБОУ "ЦО-СШ №22" г. Старый Оскол

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Ручная набойка на ткани – это древнее ремесло, народный промысел и один из древних видов декоративно-прикладного искусства, который сегодня позволяет изучать историю и культуру многих народов.

Набойка, что означает само это слово, как далеко уводит нас ее историческое прошлое и чем связывает народы Древней Индии, Китая, и Руси, откуда пришла и какой след оставила в декоративно-прикладном искусстве славянских народов? Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы решили выполнить исследование по данной теме.

Цель работы: изучить историю возникновения искусства художественной ручной набойки на ткани и технологии ее выполнения.

Задачи:

Собрать, изучить и систематизировать материал об истории возникновения искусства художественной ручной набойки на ткани.

Изучить технологии выполнения набойки.

Найти и определить интересные и возможные варианты использования ручной набойки на ткани в современном текстильном дизайне.

Изготовить эксклюзивные изделия с применением техники ручной набойки.

Выявить востребованность и интерес в области искусства художественной ручной набойки в условиях современности.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство

Предмет исследования: ручная набойка на ткани.

Гипотеза: изучив технологию ремесла ручной набойки на ткани, мы сможем использовать ее в создании современных дизайнерских вещей.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- встречи и беседы с мастерами декоративно – прикладного творчества;

-изучение экспозиций;

-наблюдение;

-сравнение;

-описание;

-обобщение

Основная часть

История возникновения набойки по ткани

Возникла художественная набойка в Древнем Китае. Была широко распространена в Древнем Египте и Индии. Свое название «набойка» получила от процесса работы. По доске (манере) наложенной на ткань ударяли деревянным молотком для лучшей пропитки ткани красителем, так набивали рисунок на ткань.

До недавнего времени самым древним образцом оттиска рисунка на ткани считалась туника IV в. н.э., найденная в 1894 году в Египте в детской гробнице. Сегодня самые ранние образцы набойки на ткани дотируются не позднее 220 г. н.э. (Приложение 1).

Наиболее глубоко изучением историей возникновения и технологией украшения ткани с помощью ручной набойки занимался швейцарский ученый, историк искусств, архиолог, доктор филологических наук, директор Археологического музея в Страсбурге Роберт Форрер (1866 – 1947гг). Р. Форрер является автором многих научных трудов. заложивших фундамент научного изучения художественной печати по ткани. На самом деле круг его научных интересов был очень огромен. Роберт Форрер является автором более двух десятков монографий. Но особое место в его трудах занимают два издания о набивных тканях. Первое издание «Печать на ткани» вышло в свет в 1894 г., где Р.Форрер описал более 129 фрагментов набивных тканей начиная с IX в. н.э. В 1898 г. Вышла вторая монография – «Искусство печати на тканях от Средневековья до Французской империи», где описана история художественной набойки в европейских странах, включая и Россию [2].

В 1946 г. в Государственную библиотеку СССР им. В.И. Ленина (ныне Государственную Российскую библиотеку), с целью возмещения ущерба нанесенного русской культуре во времена Второй мировой войны, поступила собирательная коллекция тканей с художественной ручной набойкой, с фамильным клеймом немецкого ученого и коллекционера Роберта Форрера.

До этого момента коллекция являлась действующей выставочной зкспозицией в Немецком музее Книги и шрифта в Лейпциге и насчитывала 238 образцов ткани с ручной печатью и набойкой XIIIXVII вв., а также образцов XVIII - XIX вв. В 2010 г. издательство РГБ «Пашков дом», делает замечательный подарок для российских искусствоведов, ученых и художников – издает иллюстрированный «Каталог набивных тканей XIII - XIX вв. собрания Роберта Форрера» [2]. (Приложение 2)

Так, спустя многие годы умалчивания, после принятия закона РФ «О перемещении культурных ценностей», коллекция Р.Форрера стала доступна для специалистов.

В данном издании кроме подробного описания образцов ткани и техники набойки, приводится расшифровка символики в тех или иных сюжетах. Наибольшую ценность представляют штофы с набивными композициями из ситца.

Художественной набойка на ткани.

Первые архиологические находки в России датируются X в., но расцвет художественной набойки на ткани как народного промысла пришелся на XVII в. С развитием торговых путей, с Востока через территорию Сибири и Урала в Средневековую Русь проникает удивительный по составу и свойству краситель для ткани – индиго (Приложение 3), хорошо известный нам по синим джинсам, а вместе с этим и технология кубового крашения тканей. Уже в конце XVII в. набойка становится предметом повседневного обихода.

Вначале были широко распространены крупные узоры. Для этого вручную изготавливались большие деревянные формы - специальные набивные доски с рельефом (зеркальным изображением узора). Доски изготавливались из твердых сортов древесины (клен, береза). Для работы с такими досками требовались особое мастерство и сила. Приходилось за одним штампом работать нескольким мастерам одновременно. В XIX в. уже стали появляться штампы меньших размеров, их еще называли манерами. Они были различной формы, рисунок на манере как и прежде вырезался вручную. В начале это был не орнаментальный рисунок, изображались святые или религиозные символы [1].

Многие рисунки копировались с привезенных штампов из Индии, Персии, Китая. Например хорошо знакомые и понравившиеся нам всем «Восточный огурец» или «Пейсли», дожившие до наших времен. Были и чисто русские орнаменты и рисунки взятые из старинных русских образцов. Существовала набойка двух видов: «верховая» и «кубовая».

Технология верховой набойки

Изначально на Руси существовала набойка «верховая». Масляные краски смешивались с пигментом, наносились на доску (манеру) или как сегодня мы называем «штамп», и отпечатывалась на ткань. Краска высыхала и держалась достаточно крепко. Ткань для набойки применяли как окрашенную так и не окрашенную. Когда рисунок набивали на не окрашенную поверхность, это называлось «белоземельная» набойка (Приложение 4.1). Здесь цветные узоры оживали на белом фоне полотна. Также набойку наносили и на окрашенные ткани, но и в том и другом случае использовались масляные краски (Приложение 4.2).

Технология кубового окрашивание ткани

И здесь начинается все самое загадочное и интересное. Дело в том, что само название «кубовая» имеет две версии происхождения. Как уже было изложено выше, набойка своими корнями уходит вглубь истории человечества. Этот способ окрашивания ткани был зарожден в Индии, широко распространен в Древнем Египте в IVXI вв н.э., и в X в. благодаря купцам торговавшим с Востоком был завезен на Русь[3].

По первой версии название «кубовая» набойка происходит от названия емкости, в котором разводили краситель, ее, называли «куб». Но существует и другое мнение, которое как раз и описывается в исследовательских и научных трудах Р.Форрера.

Исходя из древнеиндийской мифологии: «все материальное на земле, что можно созерцать и осязать – есть видимый мир. Этот мир имеет форму огромного шара. В нем проявляются все события и материи…Но параллельно с видимым миром, существует еще и другой мир…невидимый, духовный, нематериальный, непроявленный,...Он имеет форму куба. Если кто-либо или что-либо проявляет себя, куб становится видимым, подобно краске индиго…»[2]. Другими словами, все, что мы видим и можем потрогать – живет в реальном мире имеющим форму шара. А все то, что нам невидимо и не понятно, все, что за гранью нашего понимания – нечто духовное и необъяснимое – имеет форму куба. Следуя этому, «куб» - это невидимое, не проявленное состояние краски индиго перед работой, когда краситель прозрачен, до момента взаимодействия его с кислородом.

Таким образом, процесс кубового крашения ткани и набойки не просто сложный, он становится увлекательным и загадочным. В чем же заключается загадочная технология кубовой набойки?

При кубовой набойке на дощечку (манеру) наносится не краска, а специально приготовленный состав «резерв» - как правило, это воск (или состав из клея, глины и медного купороса). Резерв набивается на ткань по той же технологии, что и при верховой набойке. Только здесь секрет весь в том, что впоследствии изображение на ткани будет не цветным, а в виде неокрашенного, белоснежного узора [3].

После застывания резерва, уже сухую, подготовленную ткань навивают на «баран» – специальное приспособление для погружения ткани в куб с краской.

Следует отметить, что красящий состав в кубе перед работой, имеет сложный химический состав. Кроме красителя индиго в него добавляют железный купорос, негашенную известь и воду. Приготовленную ткань погружают в куб на 30 минут, после чего вновь поднимают на воздух.

На первый взгляд может показаться, что окрашивание не дало ожидаемого результата. Впитанная в ткань краска вначале кажется грязной и ненасыщенной. Но вскоре происходит удивительное перевоплощение. Как только краситель вступает во взаимодействие с кислородом, ткань начинает меняться на глазах. Ткань приобретает наиболее яркий и насыщенный васильковый цвет. При повторном погружении цвет становится глубокий темно-синим.

После получения нужного оттенка мастер приступает к откваске. Для этого ткань несколько раз поласкают в кислом растворе, обычно это слабый раствор соляной кислоты. После откваски на ярко-синем фоне проявляются и оживают белоснежные невероятные узоры. Набойка оживает. (Приложение 5).

Такой метод окрашивания и украшения тканей при помощи набойки до сих пор сохранился и широко применяется в Индии. А производство краски индиго для многих является настоящим ремеслом и единственной профессией. В России же этот метод был полностью утрачен в 30-х годах в связи с появлением автоматизированной промышленности [4].

Живая набойка современности

Сегодня ручная роспись тканей методом художественной набойки вновь возрождается. Способ, правда, достаточно дорогостоящий, но тем не менее увлекательный. Рисунок всегда получается авторским и неповторимым. Для работы современные мастера используют дорогостоящие акриловые краски. Процесс изготовления деревянных штампов имитирующих старинные рисунки и орнаменты гораздо упростился, на помощь пришли современные технологии (фрезерные станки с числовым программным управлением, 3D принтеры).

Поклонников этнокультуры и просто ценителей достаточно легкой и комфортной одежды в России достаточно. Зачастую на массовых городских гуляниях и ярмарках мы можем наблюдать работу мастеров ручной набойки. Очень ценятся вещи, сделанные и украшенные своими руками, из натуральных тканей. Можно сказать, появляется новый, как модно сейчас выражаться «тренд» украшения вещей и одежды художественной набойкой.

Единственным местом где на сегодняшний день занимаются изготовлением деревянной набойки «штампа» в нашем округе, является Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества. Здесь же работает замечательный мастер по текстилю и художественной набойке Масалытина Татьяна Васильевна, которая и вдохновила нас на создание стилизованных народных костюмов с использованием техники ручной набойки. Татьяна Васильевна рассказала нам, что даже мастера из г.Губкина приезжают к ним в ЦДПТ за штампами. А в нашем городе всего два мастера практикуют технику ручной набойкой на ткани.

Также во время выполнения исследовательской работы мы общались с мастером художественной набойки Незнамовского Центра культурного развития - Девяткиной Светланой Викторовной. (Приложение 7). Светлана Викторовна познакомила нас с технологией поэтапного выполнения верховой набойки, научила как правильно ухаживать за набивными тканями и изделиями.

У каждого мастера свой индивидуальный подход к работе, но процесс одинаково захватывающих. Начинали мы с салфеток, затем были мешочки для хранения, наволочки на подушки. (Приложение 6). Сегодня мы создаем стилизованные сценические костюмы в которых участвуем в различных конкурсах и мероприятиях.

Заключение

Традиции имеют свойство возвращаться. Ведь новое-это хорошо забытое старое. И хотя еще не так давно народные ремесла считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт. Поклонников этнокультуры и просто ценителей народной культуры в России достаточно.

Технология – технологий, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, вряд ли набойка по ткани пережила бы столько столетий, выдержав конкуренцию с самыми современными технологиями. И у нас, к счастью, есть возможность сохранить эту часть русской культуры.

Изучив историю возникновения искусства художественной набойки на ткани, мы действительно прикоснулись к новому, интересному, загадочному образному и духовному миру наших предков. И кто знает, быть может именно сегодня познавая и возрождая их культуру и традиции, формируется новая страница нашей истории, рождается новая этнокультура.

По результатам проведённого исследования мы сделали следующие выводы:

Художественная ручная набойка на ткани зародилась в Древнем Китае, была широко распространена в Древнем Египте и Индии.

В России ручная набойка появилась в X веке, но расцвет как народного промысла пришелся на XVII век.

Существовала набойка двух видов: «верховая» и «кубовая».

Сегодня ручная роспись тканей методом художественной набойки вновь возрождается, и появляется новый, как модно сейчас выражаться «тренд» украшения вещей и одежды художественной набойкой.

Таким образом наша гипотеза подтвердилась: изучив технологию ремесла ручной набойки на ткани, мы смогли использовать ее в создании современных дизайнерских вещей.

Список использованных источников и литературы:

Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / И.А. Алпатова. - М., 1993. - 3 Т.

Немировский Е. Л., Горбачевский Б. С. С книгой через века и страны. - М., 1974.

Соболев K.H. Набойка в России / К.Н. Соболев. - М., 1997.

Трубникова Л.А. Красотa ремесла и творчества / Л.А Трубникова. - Ростов н/Д., 2000.

Интернет – источники:

Путеводитель по русским ремеслам [Электронный ресурс]. – https://ru.russianarts.online/crafts/123842-nabojka-po-tkani/

Ярмарка мастеров [Электронный ресурс]. – https://www.livemaster.ru/topic/1400641-masterclass-pechataem-shtampami-i-akrilovymi-kraskami-po-tkani?&inside=0&wf=

Приложение 1

«Платье Тархан», пролежало в гробнице более 5 тыс. лет.

Египет, христианский период, около 4-го-6-го века н. э. Тонкая ткань двойного переплетения.

Приложение 2

«Каталог набивных тканей XIII - XIX вв. собрания Роберта Форрера»

Приложение 3

Краска индиго – сложный натуральный природный краситель, полученный путем переработки листьев индигоферы красильной (травянистое растение семейства бобовых. Кустарники индигоферы произростают в Индии, Египте, России, южных районах Европы и США). Листья замачиваются, бродят. Затем синий осадок полученного раствора смешивается с основой (как правило это щелок), затвердевая масса спрессовывается, а затем высушивается и превращается в порошок. Имеет сложный химический состав, не растворяется в воде. При приготовлении красильного состава имеет слабо проявленный синеватый цвет. Проявляется только при взаимодействии с кислородом.

Приложение 4.1

«Белоземельная» набойка

Приложение 4.2

Набойка на окрашенной ткани

Приложение 5

Кубовая набойка на ткани

Приложение 6

Приложение 7

Мастер художественной набойки на ткани Незнамовского Центра культурного развития - С.В. Девяткина

Просмотров работы: 2374