Наш школьный музей: история и современность

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наш школьный музей: история и современность

Лазарев С.И. 1
1МБОУ "Юрюнг-Хаинская СОШ"
Спиридонова Н.Н. 1
1МБОУ "Юрюнг-Хаинская СОШ"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время возрос интерес к краеведению. Оно занимает большое место в образовании и воспитании школьников, закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль в связи с этим выполняет школьный музей, который способствует формированию у обучающихся гражданско-патриотических чувств, любви к малой родине, уважения к предыдущим поколениям.

Проблема. На практике изучение музея выявляет ряд противоречий, связанных с нехваткой письменных источников, подлинников документов и фотографий оленеводов, а также отсутствием интереса у молодого поколения к музейному делу.

Актуальность темы состоит в повышении роли и значимости школьных музеев, оказывающих значительное влияние на формирование личности обучающихся, расширении его кругозора, пробуждении гражданско-патриотических чувств и духовно-нравственного развития.

Объект исследования – «Музей оленеводства им. Героя Социалистического Труда И.К. Спиридонова».

Предмет исследования – история и деятельность музея по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель исследования – изучить историю и деятельность школьного музея.

Задачи:

найти литературу по истории школьного музея;

сделать анализ деятельности школьного музея;

провести опрос о роли школьного музея в образовательном процессе;

разработать перспективный план на 2020-2021 учебный год.

Методы исследования: анализ, сравнение, опрос, интервью, описание.

Практическая значимость. Я хочу воссоздать в электронном виде историю и деятельность нашего музея. Результаты будут храниться на электронном носителе, что позволит лучше сохранить документы и восполнить недостающие сведения о музее. Эту информацию я постараюсь донести до всех ребят нашей школы и разместить его на сайте школы. Весь материал позволит нам сделать виртуальный школьный музей.

Степень изученности. Исследовательская работа направлена на изучение школьного музея МБОУ «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа» «Музей оленеводства им. Героя Социалистического Труда И.К. Спиридонова». Первый руководитель музея К.П. Попов изучал музей с момента его открытия, выступал с докладами на темы: «Роль музея в возрождении образа жизни северных этносов (долган)» (Якутск, март 2003 г.), «Роль музея в воспитании школьников» (Юрюнг-Хая, апрель 2003 г.). В.Е. Спиридонов опубликовал статьи о работе музея в газетах «Саха Сирэ» (4 февраля 2003 г.), «Анаабыр уоттара» (№ 32, апрель 2003 г.; № 40, май 2003 г.). В 2004 г. на НПК «Шаг в будущее» ученица 6 класса Туприна Арина выступила с докладом «Табаьыттар олохторун кордорор музей» (рук. В.Е. Спиридонов). В 2014 г. ученица 8 класса Туприна Виктория стала дипломантом I степени регионального НПК «Шаг в будущее» с докладом «Школьный музей как средство патриотического воспитания школьников» (рук. Н.Н. Николаева). В 2015 г. Туприна Виктория исследовала тему «Старинное долганское пальто XIX в.», а Туприна Лидия изучила «Старинный иннэлик как основной аксессуар долганской мастерицы». В последующие годы учащиеся школы выступали на НПК разного уровня с докладами на темы музееведения и краеведения.

Глава 1. История школьного музея

1.1. История создания музея и первые работники

Коллектив Юрюнг-Хаинской средней школы с 2000 г. начал работу по созданию пришкольного музея истории наслега Юрюнг-Хая. Этот музей создавался в целях воспитания подрастающей молодежи на бесценном трудовом и житейском опыте и традициях старшего поколения, придавая огромное значение возрождению истории, культуры, образа жизни наших предков – долган, эвенов, эвенков. Начали работу со сбора материалов, показывающих развитие наслега Юрюнг-Хая и всего улуса:

сведений о развитии различных отраслей хозяйства (сельского хозяйства, образования, культуры, алмазной промышленности и др.);

старинных предметов быта, домашней утвари (посуды, одежды, предметов труда и быта и др.).

Особое внимание уделяли сбору воспоминаний наших уважаемых односельчан: ветеранов тыла, труда, орденоносцев, заслуженных работников сельского хозяйства. Было собрано более 40 воспоминаний, большой материал собран из жизни трудовой общественной деятельности первого Героя Социалистического Труда по оленеводству в СССР И.К. Спиридонова.

Музей был официально открыт 26 марта 2003 г. Инициатором создания музея оленеводства был директор школы Григорьев Василий Григорьевич. Над созданием музея работали Попов Ксаверий Прокопьевич, Отличник народного просвещения РФ, Ветеран труда и Великой Отечественной войны, Ветеран образования Анабарского улуса, учитель-методист высшей категории, преподавал историю, Спиридонов Валерий Егорович, Отличник образования РС(Я), Почетный ветеран РС(Я), Почетный гражданин Анабарского улуса, Ветеран педагогического труда, и Местников Петр Михайлович, учитель высшей категории, обладатель знака «За активную работу ДОСААФ» (г. Москва), «За активную работу ОСВОД (ГИМС) РСФСР». В том же году К.П. Попов участвовал в Республиканском смотре-конкурсе школьных музеев в г. Якутске (март 2003 г.). Выступил с докладом «Роль музея в возрождении образа жизни северных этносов (долган)», награжден Почетной грамотой за успешное участие. Он для школы привез свидетельство № 58 о присвоении музею звания «Школьный музей оленеводства им. Героя Труда И.К. Спиридонова». При открытии музея К.П. Попов выступил с докладом «Роль музея в воспитании школьников».

Во время открытия музея были проведены встречи учащихся, жителей наслега с ветеранами тыла и труда, встреча семей детей И.К. Спиридонова. Опубликованы материалы о работе музея в газетах «Саха сирэ» (4 февраля 2003 г.), «Анаабыр уоттара» (№ 32, апрель 2003 г.; № 40, май 2003 г.).

Посильный вклад в дело создания внесли педагогический коллектив, учащиеся школы, общественность наслега, правильно понимая роль музея в увековечивании подлинного исторического прошлого и настоящего, социально-экономического обновления нашего улуса, наслега, памятуя, что тот народ имеет будущее, который помнит и бережет свою историю.

В 2003 г. по инициативе директора школы В.Г. Григорьева была организована поездка в Красноярский край (пос. Сопочный и пос. Сындасско) по сбору этнографических материалов. В эти же годы при школе создана оранжерея из декоративных трав и цветов. Для оформления диорам был приглашен таксидермист с ЯГУ А.Д. Макаров, директор музея ЯГУ, который создал диорамы «Северный олень и волк», «Прилетные утки и гуси Анабарского улуса», который не сохранился. Также оформлен стенд о видном художнике из пос. Юрюнг-Хая Юрии Спиридонове, приобретена его картина «В краю, где заходит солнце», картины местных художников братьев Н.Н. и Д.Н. Кылтасовых «После дождя», «Туундарам барахсан», «Торообут дойдум».

В 2004 г. руководителем музея был назначен учитель якутского языка и литературы В.Е. Спиридонов. При нем создана материально-техническая база музея: фотопринтер – 1 шт., цифровая видеокамера – 1 шт., витрины-стеллажи – 3 шт. Основной фонд составил 500 экспонатов, у населения приобрели старинное ружье XIX века, утварь, черепа моржа и волка, кости мамонта, фотографии. Актив музея составили учащиеся 8, 9, 10 классов, всего 20 человек. Велась научно-исследовательская и поисковая работа, написаны работы на следующие темы: «Краткая история Юрюнг-Хаинского наслега», «История Юрюнг-Хаинской средней школы», «Словарь долганских говоров (диалектов) Анабарского улуса».

1.2. Экспозиции музея

В связи с увеличением численности экспонатов в 2015-2016 учебном году музей переведен на первый этаж, где занимает одну большую и одну маленькую комнаты с общей площадью 46,5 кв. м. В большой комнате имеются разделы стенд: «И.К. Спиридонов – Герой Социалистического Труда», «Макет урасы», «Одежда и предметы быта оленеводов», стенд «Ветераны тыла», «Остатки ископаемых животных анабарской тундры». Во второй комнате экспонируются предметы быта 60-70-х годов. Ученики называют этот маленький зал «ретрокомнатой».

В музее экспонируются 16 раритетных экспонатов, включенных в список «Раритеты Якутии», который составила директор Якутского художественного музея А.Л. Габышева. Всего в музее хранится более 190 материальных ценностей и более 300 фотографий, грамот и документов. Особый интерес вызывают письменные источники, рассказывающие о трудовом героизме трудящихся пос. Юрюнг-Хая по разведению домашних оленей и пушнозаготовке, укреплении первых товариществ, колхозов, участии трудящихся наслега на трудовом фронте во время Великой Отечественной войны. Проделана огромная поисковая работа по сбору воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны и тыла учащимися ЮХСОШ. В музее собран богатый материал по этнографии, многие предметы переданы музею в дар. Здесь представлена богатая коллекция старинной национальной одежды долган, эвенков, кочевая утварь, посуда, украшения, оленья упряжь. Экспонируются в музее также предметы археологии – это кости древних животных, мамонта, черепа, рога шерстистого носорога, яка, древней лошади. С осени 2008 г. экспонируется бивень мамонта весом 32 кг.

В коридорах школы помещены стенды «МБОУ «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа», которые рассказывают о прошлом и настоящем нашей школы. Также помещены стенды «ОАО «Алмазы Анабара», «Продолжатели династий оленеводов», картинная галерея Заслуженного художника РФ, РС (Я), Председателя Союза художников РС(Я), директора Арт-галереи «Ургэл» Ю.В. Спиридонова, стенд «Выпускники школы». К 85-летнему юбилею школы оформлены стенды «Прошлое и настоящее ЮХСОШ», «Учительская династия Спиридоновых», «Выпускники школы», «ОАО «Алмазы Анабара», «Гордость анабарской земли», посвященный нашему многоуважаемому учителю, Отличнику просвещения РФ, РС(Я), Почетному работнику общего образования РФ, «Учителю учителей», мастеру спорта РФ, РС(Я), заслуженному тренеру РС(Я) по северному многоборью Туприну Константину Николаевичу.

В холле школы помещена диорама «Олень с тугутом». Самым интересным и редким историческим экспонатом музея считается охотничье ружье XIX в., которого подарил Попов Г.К., самострел-аланаа XIX в., принадлежавший Попову Нестеру, череп мамонта, подаренный оленеводом Туприным А.С. Еще в этом зале экспонируется старинное пальто долганской женщины, интересна его ручная вышивка с использованием нити и ткани, нанесенные на нем долганские национальные узоры XIX в. Вещь попала сюда из пос. Сындасско Красноярского края. Две сумки-матаха для перевозки вещей на оленьей упряжке, при вышивании хозяйка-мастерица использовала олений мех, нить с жилки оленя, что интересно при окрашивании использовали толченный красноватый песок. В этом зале еще выставлен старинный ящик-хоппо с ячейками для хранения стеклянной посуды, ящики для хранения вещей.

Разделы экспозиций:

Стенд «И.К. Спиридонов – Герой Социалистического Труда»

Макет «Ураһа», с предметами быта

Старинные предметы быта

Остатки ископаемых животных

Стенд «История школы»

Комплекты верхней одежды оленеводов

Картинная галерея Спиридонова Ю.В.

Стенд «Гордость Анабарской земли»

Стенд «Наши будни»

Стенд «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный ветеранам тыла

Фрагмент комнаты 60-70-х годов

Стенд «Выпускники школы»

Панорама «Олень – наше будущее»

Денежные знаки прошлых лет

Стенд «Прошлое и настоящее школы»

Стенд «Продолжатели традиций», посвященный молодым оленеводам

Глава 2. Деятельность музея по гражданско-патриотическому воспитанию

2.1. Основные направления деятельности музея

Основными принципами работы школьного музея являются:

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

Проведение научного и учебно-исследовательского поиска.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с социумом: с общественностью, с ветеранами тыла и труда.

Основные направления деятельности музея:

Работа с музейным фондом: выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения, учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов.

Поисковая, научно-исследовательская работа.

Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в музее и школе.

Организационная (оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность).

В настоящее время руководителем музея работает Спиридонова Анисия Гаврильевна, учитель географии высшей категории. Значительно расширился музейный актив учащимися 6, 7 и 8 классов, что особенно важно, т. к. в этом возрасте начинает формироваться у детей устойчивая мотивация к тому или иному виду деятельности, происходит переоценка ценностей. Вырос уровень заинтересованности членов музейного актива в увеличении количества его членов и качестве пропагандистско-просветительской работы. С целью создания необходимых условий для успешной социализации подростков ежемесячно проводились занятия с членами музейного актива в соответствии с планом проведения, занятия проводились руководителем музея.

  Сформирована группа экскурсоводов, с которой также проводились занятия. Юные экскурсоводы проводили экскурсии для учащихся школы, ветеранов тыла и труда, родителей и гостей школы. Музейным активом совместно с учителями истории, литературы и классными руководителями проводились уроки мужества на материале музея, встречи поколений, вечера воспоминаний, конкурсные программы, музейные уроки, классные часы, военно-исторические викторины и другие игровые программы гражданско-патриотической направленности. Количество посещений музея с каждым годом увеличивается, наблюдается положительная динамика развития музея.

С 2004 г. ведется исследовательская работа, в которой принимают участие обучающиеся средних и старших классов, что также значительно пополнило фонды музея, расширило его экспозицию и, как следствие, – объем знаний учащихся по истории и краеведению. В 2004 г. на НПК «Шаг в будущее» ученица 6 класса Туприна Арина выступила с докладом «Табаьыттар олохторун кордорор музей» (рук. В.Е. Спиридонов). В 2014 г. ученица 8 класса Туприна Виктория стала дипломантом I степени регионального НПК «Шаг в будущее» с докладом «Школьный музей как средство патриотического воспитания школьников» (рук. Н.Н. Николаева). В 2015 г. ученицы 9 класса приняли участие на региональном НПК «Шаг в будущее»: Туприна Виктория исследовала тему «Старинное долганское пальто XIX в.», а Туприна Лидия изучила «Старинный иннэлик как основной аксессуар долганской мастерицы» (рук. Н.Н. Николаева). В 2016 г. Кононов Илья, ученик 6 класса, стал дипломантом III степени на региональном НПК «Шаг в будущее» с темой «Школьный музей как средство патриотического воспитания школьников» (рук. Н.Н. Николаева).

Школьники и педагоги совершают экскурсии, походы по родному краю, ведут описание памятников истории, культуры и природы; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связь с ними. Учащиеся ежегодно принимают участие в параде, посвященном Дню Победы, поздравляют ветеранов, возлагают цветы, несут вахту памяти. Ведут шефскую работу над ветеранами, вдовами и тружениками тыла. Положено начало созданию информационной службы, содержащую информацию о деятельности музея, его достижениях, планируется создание страницы «Школьный музей» на сайте образовательного учреждения. Я считаю, что традиции, которые есть в нашем музее, надо продолжать.

2.2. Анализ деятельности музея и оценка мероприятий

Ежегодно состав и активисты музея разрабатывают перспективный план работы музея на год, ставят цели и задачи. В ходе исследования я тоже попробовал составить перспективный план на 2020-2021 уч. год (см. Приложение 1).

В ходе исследовательской работы проведена анкета-опросник среди 5-11 классов (см. Приложение 2) с целью выяснения роли школьного музея в образовательном процессе в МБОУ «ЮХСОШ». В опросе всего приняли участие 93 учащихся. Мы сделали сравнительный анализ роли школьного музея в МБОУ «ЮХСОШ» в промежутке 6 лет, с 2014 г. по 2020 г. В 2014 г. ученица 8 класса Туприна Виктория провела анкету-опросник с целью выявления роли школьного музея в образовательном процессе, популярности среди учащихся школы. Сравнение мы сделали в виде таблицы (см. Приложение 3). Из результатов опроса видно, что роль школьного музея в образовательном процессе довольно велика, и это понимают учащиеся. Значит, «Музей оленеводства им. Героя Социалистического Труда И.К. Спиридонова» работает не зря, выполняет основную цель и задачи музея – формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся; пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий и др.

В нашем школьном музее проводится много интересных встреч, например, дорогими гостями в нашем музее были: И. Мигалкин – председатель Союза писателей РС(Я), народный поэт; молодые артисты Якутского драматического театра им. П.А. Ойунского (11 человек); Екатерина Михайловна Сотникова – Отличник здравоохранения РФ, РС(Я), ветеран труда; представитель журнала «Илин» Лена Сидорова, доцент СВФУ; журналист и телеведущий Олег Колесов-Талбан; ведущая передачи «Отмороженная» и другие гости.

Также, в 2019 году было проведено много встреч с интересными людьми нашего поселка: встреча с ветераном тыла Донской М.Т., встреча учащихся 8 «б» класса с ветераном Ленинского комсомола Большаковым И.П. 8 и 9 мая во всех классах проведены уроки Славы на тему «День Победы», урок в 9 классе по теме «Оленеводство – традиционная отрасль хозяйства долган», в 5 классе по теме «Как древние люди представляли Землю» и др.

Среди учащихся 7 коррекционного и 5 классов проведена традиционная викторина «Табаһыттар туттар маллара-саллара». Были проведены уроки: в 7 классе по теме «Древняя фауна Евразии», в 9 классе фрагмент урока – «Формирование долганского народа», для 8 класса проведен фрагмент урока по географии «Природные комплексы Анабарского улуса. Тундра».

К 100-летию Ленинского комсомола в октябре месяце во время отчетного концерта комсомольский билет и значок, пионерские атрибутики были представлены на выставке в клубе. Некоторые экспонаты были использованы при проведении мероприятий: вечер, посвященный П.А. Ойунскому в школе, во время отчетного концерта коллектива школы в культурном центре, во время новогодних представлений.

Постепенно музей станет учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории появятся музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Встречи учащихся с ветеранами, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, конкурсы плакатов – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Благодаря музею мы можем изучать историю нашего наслега не только из книг, но и на основе материальной культуры, на подлинных исторических источниках, архивных материалах, ведь визуальное восприятие улучшает образовательный процесс. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.

Заключение

Школьный музей – это место, где дети могут проявить себя как личности и граждане, где видят работы своего народа, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. В ходе исследовательской работы проведен анализ деятельности школьного музея «Музей оленеводства им. Героя Социалистического Труда И.К. Спиридонова» МБОУ «ЮХСОШ», результаты позволяют сделать выводы:

музей имеет богатую историю и ведет деятельность по направлению: быт и деятельность оленеводов, охотников и рыбаков коренных малочисленных народов Севера – долган;

ведется активная научно-исследовательская и поисковая работа активом музея, в итоге которой выходят научные статьи, доклады и участия учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах;

музей охватывает всех участников образовательного процесса и жителей наслега, скрепляет связь поколений;

музей развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края, играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании.

В заключении хочу сказать, что необходимо еще больше привлекать учащихся к деятельности музея, участию их в исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работе. Классные руководители должны использовать школьный музей как активное средство патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы

Попов К.П. Роль музея в возрождении образа жизни северных этносов (долган). – Якутск, 2003.

Попов К.П. Роль музея в воспитании школьников. – Юрюнг-Хая, 2003.

Решетникова М.П. Роль музея в возрождении образа жизни северных этносов улуса. // Анаабыр уоттара, 2001.

Спиридонов В.Е. Таба музейа улэгэ киирдэ. // Анаабыр уоттара, 2003.

Спиридонов В.Е. Старинное ружье XIX века. // Анаабыр уоттара, 2004.

Туприна Арина. Табаьыттар олохторун кордорор музей. – Юрюнг-Хая, 2004.

Анабарский улус. История. Культура. Фольклор. / Администрация муниципального образования «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус»; Инст. гум. исследований АН РС(Я); под ред. В.Н. Иванова. – Якутск: Бичик, 2005.

Васюткин Д.В. Школьный музей – средство патриотического воспитания школьников. // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

Материалы сайта: Музеология. – http://www.muzeum.ru.

Сайт МБОУ «Юрюнг-Хаинская СОШ». – http://yryng-xaya.ucoz.ru.

Приложение 1

Перспективный план на 2020-2021 уч. год

Наименование основных работ

Сроки

Ответственные

1.

Выборы актива музея.

Сентябрь месяц

А.Г. Спиридонова

2.

Сбор материалов для оформления стенда и архива к 80-летию пос. Юрюнг-Хая.

До 1 января 2021 г.

А.Г. Спиридонова,

актив музея

3.

Сбор материалов для оформления стенда и архива к 90-летию Анабарского улуса.

До 1 января 2021 г.

А.Г. Спиридонова,

актив музея

4.

Оформление классных уголков по истории Анабарского улуса.

До 1 января 2021 г.

А.Г. Спиридонова,

классные рук-ли

5.

Организация тематических встреч с ветеранами, знатными людьми наслега и улуса.

В течение года

А.Г. Спиридонова,

актив музея

6.

Установление практических связей с краеведческо-этнографическим музеем района (с. Саскылах).

В течение года

А.Г. Спиридонова,

администрация ОУ

7.

Участие в республиканских совещаниях работников музеев.

В течение года

А.Г. Спиридонова

8.

Связь с музеями арктических улусов Республики Саха (Якутия) и Красноярского края.

В течение года

А.Г. Спиридонова,

администрация ОУ

9.

Комплектование основного фонда музея.

В течение года

А.Г. Спиридонова,

актив музея

10.

Организация Дней открытых дверей и внеклассных мероприятий.

В течение года

А.Г. Спиридонова,

актив музея,

классные рук-ли

11.

Организация в летнее время туристических походов по поискам экспонатов для музея.

Лето 2021 г.

А.Г. Спиридонова,

актив музея

Приложение 2

Анкета-опросник

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

1.

Как ты считаешь, нужен ли в школе музей?

81

2

10

2.

Знаком ли ты с музеем ЮХСОШ?

87

4

2

3.

Бывал ли ты хоть раз в школьном музее?

91

2

0

4.

Бывают ли открытые уроки, дни открытых дверей в музее?

46

17

30

5.

Узнаешь ли ты что-то новое, посещая музей?

64

10

19

6.

Возникает ли у тебя чувство патриотизма после посещения музея?

44

17

32

7.

Полезны ли знания, полученные в музее?

75

7

11

8.

Интересен ли тебе музей?

67

6

20

9.

Хотел бы ты работать в музее?

14

50

29

10.

Видишь ли ты перспективы развития музея ЮХСОШ?

35

17

41

Приложение 3

Сравнительный анализ роли школьного музея в МБОУ «ЮХСОШ»

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

2014

2020

2014

2020

2014

2020

1.

Нужен ли школе музей?

60

81

4

2

0

10

2.

Бывал ли ты хоть раз в школьном музее?

64

91

0

2

0

0

3.

Интересен ли тебе музей?

55

67

8

6

1

20

4.

Возникает ли у тебя чувство патриотизма после посещения музея?

53

44

6

17

5

32

5.

Хочешь ли ты работать в школьном музее?

5

14

56

50

3

29

6.

Бывают ли у вас уроки и открытые двери в музее?

64

46

0

17

0

30

Просмотров работы: 20