Введение.
Актуальность темы.
Туризм сегодня развивается бурными темпами потому, что у людей появилась возможность путешествовать. Появилось множество новых направлений, таких как, этнографический туризм, космический туризм, индустриальный туризм. Не стоит на месте и экскурсионная деятельность. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине ХХ столетия. Связано это с транспортным, экономическим и социально-политическим развитием мира. В конце XIX века начали создавать классификацию экскурсий.
Одним из видов экскурсии является виртуальная экскурсия.
Изучение особенностей своего края, людей, которые родились и проживали там – важнейший элемент краеведческой работы. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь.
Виртуальная экскурсия служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению истории родного края, культурного потенциала. На сегодняшний день существует проблема осведомленности о своей малой родине подрастающего поколения, большинство предпочитает отдых на море, за пределами нашей страны, даже не подозревая, насколько красива и неповторима история территории, где они живут.
Виртуальные экскурсии нужны для удобства экскурсантов, для того, чтобы они снова возвращались в родной край, не забывали и любили его.
2020 год – это не просто високосный год, он отмечен также новой пандемией, получившего название COVID-2019. Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием для человечества. В результате пандемии мир сильно изменился.
Из-за пандемии люди лишены путешествий, массовых мероприятий. Однако вместо этих видов деятельности можно выбрать другие. Например, прогулку в парке или занятия спортом на открытом воздухе.
Но пандемия коронавируса не могла не сказаться на наших культурных привычках: музеи, театры, концертные залы закрываются на карантин, отменяют выставки и спектакли.
И дети, и взрослые понимают, что их повседневная жизнь уже не может быть такой, как прежде. Люди, оказавшиеся на самоизоляции, придумывают, как им провести время. На помощь пришли современные компьютерные технологии.
Но 2020 год – это ещё:
7 сентября 2020 года отмечалась 150-летие со дня рождения нашего земляка Александра Ивановича Куприна.
1 сентября 2020 года – отмечался 55-летний юбилей нашей любимой школе №18.
А дневник школьника Пензенской области, который в этом учебном году мы получили, посвящён теме волонтёрства.
Как объединить все эти темы? Мы решили создать интерактивную виртуальную экскурсию в музей А.И. Куприна. Данная работа, мы надеемся, будет интересна и учащимся, и родителям, и учителям, а самое главное доступна в пользовании в условиях сложного времени, пандемии.
Гипотеза: электронный экскурсионный маршрут по виртуальному музею А. И. Куприна с использованием QR-кодов, позволит привлечь внимание жителей и гостей нашей области, к его историко-культурному наследию.
Цель: создание виртуальной экскурсии «В гостях у А.И. Куприна» с помощью современных компьютерных технологий.
Задачи:
Разобрать теоретический материал, связанный с темой создания музея
Исследовать биографию и творчество А. И. Куприна
Отобрать и систематизировать материалы музея.
Ознакомиться с использованием современных технологий для использования в создании виртуального музея (QR-коды и VP-очки)
Оцифровать выбранные материалы.
Собрать эти материалы в единое виртуальное пространство
Создать ссылки на страницы в виде QR-кодов.
Разместить информацию об объектах на электронном ресурсе.
Презентовать виртуальную экскурсию.
Объект: виртуальный музей.. Предмет: процесс создания виртуального музея.
Методы:
анализ и синтез информации;
проектирование и создание виртуального музея.
анализ ресурсов сети Интернет;
сбор и систематизация информации;
анкетирование;
беседа;
экскурсия;
эксперимент;
моделирование.
1. Теоретическая часть
1.1. Музеи и его разновидности.
Сначала мы изучили интернет-источники и литературу по данной теме и познакомились с такими понятиями, как «музей», «мини-музей» и «виртуальный музей». А также мы определили цели и задачи будущей работы.
Что означает слово «музей»?
Слово «музей» происходит от греческого – «museion», что в переводе означает «дом муз». В современном понимании музеи – это учреждения, которые занимаются изучением и хранением памятников культуры, а также просветительскими целями.
Изначально слово музей означало какую-либо коллекцию, но со временем это понятие стало обозначать дома и здания, в которых находились экспонаты.
Первый прототип современного музея был основан в Александрии под названием Мусейон в 290 году до н.э. В этом здание было огромное количество комнат, и в одной из них была знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также там были залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.
У нас не всегда есть возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых учебных заведениях создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды.
Мини-музей – это специальное организованное пространство, способствующее расширению кругозора и ребѐнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
А что же такое виртуальный музей?
Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи за счёт применения интернет-технологий предлагают решение таких традиционных музейных проблем, как хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.
В отличие от простых коллекций фотографий, виртуальный музей характеризуется такими возможностями, как наличие виртуального тура и расширенными поисковым возможностями для нахождения и классификации экспонатов.
Первые музеи в виде веб-сайтов стали появляться в Интернете в 1991 году. Сначала виртуальные музеи были сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Логика проста: если дом может стать дом-музеем, то домашняя страница может стать страницей-музеем. Первый персональный вебсайт-музей, назвавший себя таковым, появился в 1994 году. В том же году французским студентом Николя Пьошем был открыт «онлайн-Лувр»], и сразу же был отмечен CERN как «сайт года» в номинации «за лучшее использование мультимедиа». Впоследствии по требованию руководства Лувра название сайта было изменено.
Виртуальный музей Канады объединяет коллекции более 2500 канадских музеев, Европейский виртуальный музей — намного беднее и охватывает лишь доисторический период Европы.
1.2. Инновационные технологии создания виртуальной экскурсии(QR -коды и VP-очки)
QR коды — это миниатюрные носители медиаданных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно в половину страницы А4 формата. При помощи квадратов черного и белого цвета эти данные специальным образом кодируются. А расшифровка осуществляется с помощью простых сканирующих устройств.
QR (Quick Response) в переводе означает «быстрый ответ».
QR-код был разработан в 1994 году фирмой Denso Wave (Япония).
Набрав на своем мобильном телефоне или планшете числовой код, размещенный на табличке, любой желающий сможет попасть на «персональную» страничку заинтересовавшего его объекта культурного наследия, размещенную на специальном сайте.
История QR кода
Огромная популярность штрих-кода в Японии привела к тому, что объем информации, закодированной в нем, перестал устраивать индустрию. Тогда японцы начали экспериментировать с кодированием небольшого количества информации в одной картинке. Основным достоинством QR-кода стало то, что он быстро и легко считывается при помощи сканирующего оборудования.
QR-код был разработан японской фирмой Denso Wave, принадлежащей к группе компаний Toyota, и представлен в 1994 году.
QR-код - черно-белый квадрат с геометрическим рисунком, является "потомком" полосатого штрих-кода. Аббревиатура QR означает Quick Response, т.е. «быстрый отклик», «быстро распознаваемый» – и это действительно так.Но если штрих-код можно считать только с помощью специальных устройств, то QR-код доступен для считывания всеми смартфонами с основными операционными системами, присутствующими на рынке продаж. Для считывания QR-кода необходимо установить специальную программу, запустить ее и сфотографировать квадрат-шифр. После распознавания фото программа запустит зашифрованную в коде интернет-ссылку или откроет текстовый файл или изображение.
Плюсы и минусы технологии
Как и другие технологии, QR-коды имеют свои плюсы и недостатки.
Положительные стороны QR-кода:
– Данный код относится к открытым технологиям, то есть технологиям, доступным каждому;
– По сравнению с обычным штрих-кодом, QR-код вмещает в себя намного больше информации и более устойчив к повреждениям графического рисунка;
Недостатки QR-кода:
– При использовании QR-кода необходимо быть уверенным, что адресат сможет его прочесть;
– Вмещает в себя относительно мало информации, например, закодировать целую книгу в один стандартный QR-код не представляется возможным;
– QR-код является общедоступной технологией, следовательно, нельзя хранить важную информацию в виде QR-кода.
VR-очки.
Виртуальная реальность неразрывно связана с развитием современных технологий. Она позволяет полностью погрузиться в мир не существующих в реальной жизни (виртуальных) образов, событий и изображений. Можно осматривать самые отдаленные уголки мира, не выходя из собственного дома. Погрузится в мир виртуальной реальности можно с помощью очень простого устройства - это очки виртуальной реальности , или VR-очки.
Очки виртуальной реальности – это инструмент для погружения в трехмерный компьютерно-смоделированный графический мир. Они создают иллюзию объемного изображения – 3D эффекта.
2. Практическая часть.
2. 1. Социологический опрос.
Каждый человек должен знать историю своей малой родины, особенно молодежь. Именно она должна передать эти знания будущим поколениям. А знают ли молодые горожане историю своего родного города? На первом этапе своей работы мы провели диагностику, чтобы выяснить, знание ребят о жизни и творчестве А. И. Куприна. Обучающимся, мы предложили дать ответы на следующие вопросы.
Где родился А. И. Куприн?
Что вы знаете о детстве Куприна?
Чем увлекался Куприн?
Что вы знаете о его творчестве?
Были ли вы в музее Куприна на его Родине?
Хотели бы вы узнать о Куприне больше?
Мы обработали анкеты и выявили следующее противоречие: ребята знают и читают книги А. И. Куприна, но биографию писателя знают недостаточно хорошо или почти ничего не знают и, к сожалению, мало кто бывал в музее Куприна.
А из-за пандемии сейчас посетить музей не представляет возможности.
Для самостоятельного поиска информации требуется достаточно много времени.
Удачным современным решением этой проблемы, на наш взгляд, является использование возможностей, предоставляемых QR-кодом. Такой опыт имеется в некоторых странах и позволяет превратить процесс знакомства с историей творчества писателя в интересное и увлекательное путешествие.
4.2. Применение QR-технологии для создания виртуальной экскурсии «В гостях у А. И. Куприна».
Сегодня, когда QR-коды достаточно распространены, их создание занимает очень мало времени и не требует каких-либо специальных знаний. В Интернете существуют сервисы, позволяющих в несколько кликов бесплатно сгенерировать такой код. Например, русскоязычный онлайн сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет легко закодировать любой текст, ссылку на сайт. Чтобы создать QR-код, необходимо в специальное поле ввести информацию для кодировки и нажать кнопку «Создать Код». Сайт выдаст готовый графический QR-код.
Если в QR-коде зашифрована ссылка на страницу сайта, то размещенную на странице информацию можно редактировать, уточнять, при этом само изображение QR-кода не меняется.
Для считывания QR-кодов требуется смартфон с камерой, мобильное или WiFi-подключение. На смартфон необходимо установить приложение для считывания QR-кодов, которое можно найти в AppStore или Google Play.
Иногда производители смартфонов предустанавливают приложения для сканирования штрихкодов. Для считывания QR-кодов следует открыть установленное приложение, направить рамку сканера на изображение кода.
Сканер распознает код, извлекает зашифрованную в нем информацию или выдает ссылку на сайт. Важно учесть, что подключение к интернету потребуется для перехода по ссылке, но не для распознания ее. Сканер позволяет сохранить отсканированную ссылку, по которой можно пройти позже, подключившись к сети.
Результат сканирования не зависит от используемой программы и всегда одинаков на любом устройстве.
Далее нам предстояло разместить информацию на электронном ресурсе.
В качестве электронного ресурса был использован сайт школы http://school18pnz.ucoz.com/ . Вместе с учителей информатики Тулаевой Е. А. мы создали страницу « По истории родного края.»
Для создания QR-кода мы использовали сервис http://www.qrcoder.ru .
Скопировали адресную строку каждой страницы и разместили ее в специальном поле. Кодирование происходит автоматически после нажатия на соответствующую кнопку
В результате мы получили QR-коды. QR-коды скачали на флеш-носитель для последующего нанесения на карту Пензенской области.
Создание интерактивной виртуальной экскурсии «В гостях у Куприна».
М
Мой родной край
аршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. В нем содержатся такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. (Приложение)
Культурно-исторические места
Дом-музей Куприна
Дополнительная информация о жизни и творчестве А.И. Куприна
Мини – тест для самоконтроля
На карту Пензенской области размещаем заранее распечатанные QR-коды, если навести смартфон с программой считывающей QR-коды, то появляется информация про Наровчат, следующим этапом, так же при помощи программы QR-кодов и интернет-ресурса мы отправляется в Дом-музей Куприна, где, надев VR-очки полностью погружаемся в необычное путешествие и становимся прямыми участниками экскурсии, не выезжая за пределы школы, дома.
Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея, так и в классе. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми технические средства: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.
Выводы:
Результатом нашей интерактивной экскурсии стало достижение поставленных целей и задач данной работы. Посетив нашу интерактивную виртуальную экскурсию «В гостях у Куприна» обучающиеся не просто прослушали или поучаствовали в беседе, они приняли активное участие в проведение экскурсии, работали с маршрутным листом и получили знания о земляке, чье имя известно во всем мире.
Мы составили план экскурсионного маршрута.
Собрали, систематизировали и оформили в электронном виде сведения о писателе.
Создали ссылки на страницы в виде QR-кодов.
Разработали дизайн табличек для размещения QR-кодов. Изготовили таблички способом фотопечати на специализированном предприятии.
Изготовили рекламную продукцию цифрового экскурсионного маршрута (буклеты, магниты), информировали о нем жителей города через средства массовой информации.
Таким образом, был создан цифровой контент экскурсионного маршрута по нашей области с использованием технологии QR-кода, который вызвал интерес у обучающихся нашей школы и их родителей.
Заключение.
В современном мире информационных технологий, когда даже реальные музеи разрабатывают виртуальные экскурсии, позволяющие посетить разные выставки и экспозиции, создание таких образовательных ресурсов, как интерактивная виртуальная экскурсия «В гостях у Куприна» всегда будет актуально и востребовано, начиная от младших школьников и заканчивая людьми зрелого возраста.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям, учителям и учащимся, огромные возможности. Использование интерактивной виртуальной экскурсии «В гостях у Куприна» усиливает интерес к литературному чтению, способствует эффективному закреплению материала о своей малой родине.
Несмотря на проведенную работу, данную виртуальную экскурсию можно углублять и совершенствовать. Но уже сегодня она стала востребованной в нашей школе и за её пределами: использована на внеклассных занятиях. Этот ресурс вызвал большой интерес, многие ребята приходили в школьный музей даже после уроков «побродить» по маршруту.
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в предоставлении жителям и гостям нашей области возможности расширить свои знания об известных земляках, а так же, в воспитании чувства гордости за свою малую родину.
Использованные материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код (Wikipedia — свободная энциклопедия) Генератор QR-кодов http://qrcoder.ru/ ;
qr-code.creambee.ru/blog/post/cleate-nonstandard-qr-code/. Технология QR-кодов // НестандартныеQR-коды — создание и считывание.
https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh.ru
http://kozh-mcbs.tom.muzkult.ru/media/2020/05/18/1254500627/2_Muzei.ru
Дидактический материал – фото, QR-коды, презентации – подготовлены педагогом.