Пионерская организация как прототип РДШ на примере становления и развития пионерии в Карымском районе Забайкальского края.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пионерская организация как прототип РДШ на примере становления и развития пионерии в Карымском районе Забайкальского края.

Калугина Д.С. 1
1МОУ СОШ №4 п. Карымское
Мищенко И.И. 1
1МОУ СОШ №4 п. Карымское


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я всегда задавалась мыслью, почему же у нас не существует подобной пионерии детско-юношеской организации, объединяющей творческих, мыслящих, активных ребят в масштабах всей страны? Когда мы учились в 4м классе, нам сообщили, что наш Президент подписал Указ о создании общественно-государственной организации РДШ, которая должна была объединить ребят с восьмилетнего возраста. В настоящее время работа РДШ ведется по различным направлениям. В 2019 – 2020 годах мы, активно участвуя в подготовке к мероприятиям, посвященным 75-детию Великой Победы, изучили много материала о детях – героях войны. Я обратила внимание, что большинство из них были пионерами. Мой научный руководитель сама была активной пионеркой, посоветовавшись с ней, я решила написать научно-исследовательскую работу, в процессе которой постараться найти связь между пионерией и РДШ. Думаю, что эта тема всегда будет актуальной, ведь только в связи времен наше будущее.

Целью моей работы стало изучение истории пионерской организации Карымского района, установление взаимосвязи между деятельностью пионерии и РДШ, их сходства и различия.

Я решила провести исследование становления и деятельности пионерской организации Карымского района Забайкальского края, чтобы на ее примере убедиться в достоверности моего предположения о том, что пионерская организация является прототипом Российского движения школьников. Изучая материалы, посвященные подвигам пионеров-героев, я заинтересовалась историей пионерии. Расспросив подробно моих бабушку и прабабушку, которые и сами были пионерами, и работали старшими пионервожатыми в школе, зная систему работы РДШ, пришла к выводу, что тема эта актуальна, ведь будущее зависит от качества воспитанности детей и подростков, их готовности жить в социуме.

Гипотеза: Пионерская организация является прототипом Российского движения школьников.

Объект исследования: Деятельность Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и ее взаимосвязь с деятельностью РДШ на примере становления и развития пионерии Карымского района Забайкальского края.

Задачи:

Изучить историю становления и развития пионерской организации Карымского района.

Провести социальный опрос по данной теме.

Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной теме и проанализировать его.

Выяснить, какие направления работы пионерской организации схожи (или различны) с направлениями работы РДШ.

По результатам исследования создать информационный сборник с краткими биографиями пионерских вожатых Карымского района, сведениями о работе пионерских дружин района в период деятельности пионерской организации.

Создать буклет на тему: «Сравнительный анализ деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников».

При работе над темой я применяла следующие методы и приемы: поисковый, аналитический, практический, метод социологического опроса, сбор и анализ данных.

Эмпирические методы исследования:

Поисковый метод: использование научной и учебной литературы,

иных печатных и рукописных материалов для поиска сведений, на

которые я буду опираться при проведении исследований и написании

научной статьи, поиск необходимой информации на сайтах сети

Интернет.

Аналитический метод: тщательный анализ найденного материала, проверка его на логичность, достоверность, актуальность.

Социальный опрос: постановка конкретных вопросов окружающим в беседе и анкетировании, оформление итогов опроса в виде диаграмм.

Теоретические методы исследования:

Анализ: подробное изучение каждой организации, сопоставление их деятельности.

Оформление результатов исследования, формулирование выводов.

Просветительская деятельность.

Практические методы исследования: 

Исследование деятельности пионерской организации Карымского района.

Данная работа содержит исследование, изучение и анализ становления и развития на территории Карымского района пионерской организации и созданной Указом Президента общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников, их сходства, различия, принципов деятельности. Мною рассмотрены и проанализированы направления деятельности организаций, их влияние на мировоззрение детей и подростков, успешную социализацию в обществе, формирование достойной личности.

Основная часть.

2.1 Теоретическая часть. Немного истории.

Являясь активным участником Российского движения школьников, слушая воспоминания прабабушки, Мищенко Нины Владимировны, и бабушки, Мищенко Ирины Ивановны, которые обе были пионерами и пионервожатыми, я постоянно сравнивала деятельность пионерской организации и РДШ. Мне показалось удивительно схожими направления деятельности этих двух организаций. Во время подготовки к мероприятиям, посвященным 75-летию Великой Победы, мы с ребятами изучили много материала, посвященного подвигам детей во время войны, большинство из них были пионерами – героями. Меня заинтересовала история пионерской организации, я прочитала о ней много интересного, еще раз убедилась, что пионерия и РДШ имеют много общего. Я решила провести исследование, позволяющее установить или исключить взаимосвязь между пионерской организацией и Российским движением школьников. Прежде чем приступить к исследовательской работе, я решила выяснить у учащихся 8, 9 классов, возраст которых соответствует возрасту пионера и члена РДШ, знают ли они о деятельности этих двух организаций, их целях и задачах. Мною было предложено ребятам ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1). Результаты анкетирования я оформила в виде столбчатой диаграммы.(Приложение 2). По результатам анкетирования я сделала вывод, что большинство ребят не знакомы с историей пионерской организации, ее деятельностью, не видят взаимосвязи между пионерией и РДШ. Это еще более укрепило меня в том, что тема моего исследования актуальна. Согласовав свою деятельность с научным руководителем, обсудив план исследований, я приступила к работе.

Из истории: 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день отмечается как день рождения Всесоюзной пионерской организации. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В. И. Ленина стала называться его именем. Становлению и развитию пионерской организации в Читинской области предшествовала подготовка пионер - вожатых. В 1922 году в г. Чита были организованы губернские курсы вожатых, на которых обучались комсомольцы. 19.03.1923 года Читинский горком комсомола созвал первый организационный сбор пионеров области, на котором присутствовало 32 пионера. В 1924 году первые пионерские отряды были созданы в г. Петровский Завод, в г. Хилок и в п. Карымское. К этому времени пионерская организация насчитывала уже 8453 пионера. Основными направлениями работы являлись: общественно-полезный труд, занятия физкультурой, клубная и кружковая работа, походы, разучивание песен и игр, военно-патриотические мероприятия. Пионеры создавали группы ликбеза и обучали в них грамоте взрослых. Когда началась Великая Отечественная война, пионеры Читинской области старались помогать взрослым и учиться. Из воспоминаний Мищенко Нины Владимировны: «Мы, ребятишки, тоже помогали взрослым. Осенью объявляли копку картофеля, мы брали с собой миску, кружку и ложку. На обед нам варили суп и картошку, вот мы и старались трудиться. Когда наступала грибная пора, мы с ведерками на коромыслах собирали грибы и сдавали их в столовую. Нас за это кормили грибным супом и еще понемножку платили». В годы войны, как и по всей стране, в Карымском районе развернулось тимуровское движение. Ребята после уроков помогали семьям фронтовиков по хозяйству. Суровые годы не позволяли расслабиться.

Нина Владимировна рассказывает: «Вспоминаю эпизод из раннего пионерского детства. Пионеров учили жить честно, порядочно, и мы к этому стремились. Но до сих пор, вспоминая этот эпизод, я задаю себе вопрос: «А правильно ли я тогда поступила?» Но…обо всем по порядку.

Летом я часто находилась в пионерском лагере, который располагался недалеко от села. В начале лета мы следовали в лагерь пешком, строем и под звук барабана. Как-то раз я уходила домой, а после возвращалась обратно на телеге с женщиной, она везла туда детям хлеб с пекарни, он лежал на телеге, укрытый покрывалом. Дорога шла через лес, потом по полю, где и был лагерь. Трава высокая, кругом красота! Женщина эта, подсунув руку под покрывало, сдвинула булку хлеба так, что она упала в траву, затем еще одну следом. Она думала, что я этого не замечу. Мой отец тоже работал в лагере, охранником, и я побежала к нему, как только мы приехали, рассказала ему про хлеб. Он отправил меня к вожатой, чтобы всё ей рассказать. Я так и сделала. Вожатая быстро собрала детей, и мы отправились искать этот хлеб. Один мальчик нашел и даже закричал: «Ура! Я нашел!», кто-то и вторую булку нашел. Все радостные побежали в столовую, ведь хлеба давали нам тогда по маленькому кусочку и эти булки были рассчитаны на всех детей. Отец тогда сказал мне: «Это она ваш хлеб украла!..» Я не видела больше эту женщину, но всё время думала о том, что у нее, наверное, дома сидели голодные ребятишки, раз она решилась на такое. Мне ее было очень жалко. Вот я и думаю, правильно ли тогда поступила?..»

В послевоенные годы основным направлением деятельности пионерских организаций стал общественно-полезный труд. Пионерские дружины устраивали соревнования по сбору металлолома, макулатуры. Боролись за право носить звание того или иного героя. В п. Карымское открылся Дом пионеров, первым директором которого была Галина Федоровна Сучкова. В честь юбилейных дат со дня образования пионерской организации пионеры Карымского района проводили большую работу по направлениям. Летопись пионерских дел хранится в Доме детского творчества (бывший Дом пионеров).

2.2 Практическая часть. Исследование деятельности пионерии.

Рис.1 Из летописи пионерской дружины им. Б. Кларка.

Дружина на марше «Салют, Победа!»

Пионеры Карымского района всегда чтили ветеранов войны, оказывали им помощь, приглашали на встречи. Из воспоминаний Л. А. Устюшенко ( бывщая пионерка КВШ №3, ныне- учитель английского языка МАОУ №2 п. Карымское): «Мы всегда с почтением относились к ветеранам войны. На пионерском марше «Салют, Победа!» каждому пионерскому отряду было дано пионерское задание по выявлению ветеранов, которым необходима тимуровская помощь. Ребята искренне и с большим желанием помогали фронтовикам. Ждали встречи с ними, с интересом слушали их рассказы о той страшной войне.» На мой вопрос : «А как сейчас ученики планируют свои дела в этом направлении? Интересен ли им этот этап в жизни нашего государства?», Людмила Александровна отвечает: « Сейчас ребята вновь объединены в одну организацию, РДШ, которая имеет общие для всех цели, реализует задачи по патриотическому воспитанию молодежи, что, несомненно, радует. В рамках этого направления ребята очень ответственно готовились к мероприятиям, посвященным 75-летию Победы. К сожалению, очень мало осталось в живых ветеранов, годы неумолимы, но если человека помнят, он бессмертен». Я поинтересовалась: «А как Вы думаете, есть ли общие черты у этих организаций, пионерии и РДШ?», чуть задумавшись, ответила: « Все же думаю, что есть много общего, направления работы, цели, задачи, из которых главная – воспитание достойного гражданина своей страны».

Рис.2 Из летописи пионерской дружины им. Вали Котика.

На маршруте «Пионеры – друзья прекрасного.»

Из воспоминаний бывшей пионерки Захаровой Т. П. (ныне – фармацевт): « Слушали музыку, пели пионерские и народ­ные песни, песни революции и Великой Отече­ственной войны. Занимались в художественных кружках. Готовили концерты, кукольные спектакли для октябрят и дошкольников. Мы берегли красоту своего родного языка, много читали, обсуждали книги, устраивали литературные праздники. Жаль, что сейчас дети очень мало читают, век компьютеров, что поделаешь. Но, знаю, что многие ребята занимаются художественным творчеством. Это развивает умение видеть и чувствовать прекрасное». На мой вопрос, какие черты характера воспитывала пионерская организация, ответила: «Да все самые порядочные черты, очень дорожили званием пионера и старались вести себя так, чтобы вступить в ряды пионерской организации в первую очередь».

Рис.3. Из летописи пионерской дружины им. Н. Никифорова.

На маршруте «Пионеры – Родине» ребята стремились сделать как можно больше полезных дел, чтобы получить звание лучшего отряда, лучшей дружины. Ни один кусок металлолома не пропускал зоркий глаз пионера. Вспоминает Пермяков В. Н., бывший пионер МВШ, ныне мастер дорожного строительства: « Мы так интересно жили, постоянно что-то делали, какие-то соревнования проводили, наши пионервожатые были с нами во всех делах. Металлолом, макулатуру собирали, на полях совхозных работали. Никто не отлынивал, все старались не отстать от товарищей. Сейчас внук живет в Санкт-Петербурге, учится в школе, говорит, что тоже во всяких делах участвуют, олимпиады, конкурсы, есть организация, похожая на нашу, пионерскую. Это хорошо, ребята должны быть организованы.». Гительман С. А., бывший директор школы (ныне – учитель МОУ СОШ №4 п. Карымское) вспоминает: « Пионерская организация в Карымском районе стала развиваться очень быстро. Много было желающих вступить в ряды пионерии. Когда я работала директором школы, никого не надо было заставлять участвовать в делах пионерской дружины. Деревенские ребятишки отличались добротой, трудолюбием, стремлением сделать что-то хорошее. Старательно учились. На пионерских маршрутах очень ответственно относились к поручениям. Я считаю, что возрождение общественного детского движения – это важная государственная инициатива. Организованная молодежь лучше воспитана, более уверенно социализируется в современном мире, чувство коллективизма помогает быть уверенным в себе и достигать хороших результатов.»

Рис. 4. Из летописи дружины им. Г. С. Асеева.

С работой этой дружины связаны все самые светлые воспоминания моих бабушки и прабабушки. Моя прабабушка, Мищенко Нина Владимировна (ныне – пенсионерка, 1933 года рождения), была первой пионерской вожатой этой школы. Она вспоминает, как приступила к учебе в Сретенском педучилище: «Перед началом учебы собрали всех новеньких для распределения по отделениям. В то время там открылось отделение «Учитель-старший пионервожатый» и нужно было набрать класс. Спросили, кто желает. Нет желающих. Тогда вопрос : «Кто комсомольцы?», мы встали, нас переписали и объявили, что мы – класс А. Так мы и выпустились с дипломом «Учитель – старший пионервожатый», а в расписании один раз в неделю был урок «Пионерское дело». После окончания учебы Мищенко Н. В. приехала в п. Карымское в школу №2 ( впоследствии – школа-интернат №2), где три года проработала старшей пионервожатой, затем перешла на должность учителя начальных классов, а с открытием школы-интерната стала работать воспитателем. Дружина всегда была правофланговой, многочисленные мероприятия не давали ребятам скучать, все делали с песнями, пионерским задором, с большим желанием. Интересно проходили пионерские слеты, где ребята делились своими достижениями, отчитывались перед старшими товарищами о своих делах, соревновались. Нина Владимировна после ухода на пенсию долгое время работала в Карымском Доме пионеров руководителем кружков, где учила ребят постигать прекрасный мир искусства. Наверное, больше всего воспоминаний я услышала от своей бабушки, Мищенко Ирины Ивановны (ныне – учителя МОУ СОШ №4). Она, бывшая пионерка школы – интерната №2, рассказывает, что самым главным подарком для октябренка было принятие в ряды пионерской организации 22 апреля, в день рождения В. И. Ленина, а для пионера – принятие в ряды ВЛКСМ 29 октября, в день рождения комсомола, при этом самым страшным наказанием служило отложение этих событий по причине плохой учебы или поведения. Вот и старались прилежно учиться, добросовестно трудиться и подобающе себя вести. С горящими глазами вспоминает, какие грандиозные концерты показывали ребята всех школ на смотрах художественной самодеятельности, как охотно играли в военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Ее первой пионерской вожатой была Евгения Федоровна Степанова ( ныне пенсионер, ветеран педагогического труда). «Эта энергичная молодая девушка придумывала столько дел, - вспоминает Ирина Ивановна, - что мы едва за ней успевали. Своей энергией она и нас заражала, нам постоянно хотелось творить, выдумывать, пробовать. А однажды, так случилось, она одна свозила целую большую группу нас, ребят, в путешествие по Крыму. И справилась со всеми. До сих пор ей благодарна за ее вожатские уроки» Педагогическая деятельность Ирины Ивановны началась в должности старшей пионервожатой в стенах родной школы. Вместе с пионерами всей страны ребята шагали на Марше юных ленинцев. Марш  — сама жизнь  Всесоюзной  пионе­рии, вернее, движение той жизни по точ­но проложенным маршрутам к большой зовущей цели, серьезный, с настоящими труд­ностями и испытаниями   поход каждого пио­нерского коллектива из сегодняшнего дня в день завтрашний.

Пионеры Карымского района уверенно шагали по маршрутам Марша во главе со своими наставниками – старшими пионервожатыми. Марш включал в себя пять маршрутов, охватывающих все сферы жизни пионеров. По мнению Ирины Ивановны, нынешнее Российское движение школьников – это повторение достойного пути пионерской организации. Объединяя российскую молодежь, работая по направлениям, которые также охватывают все стороны жизни нынешних ребят, вновь созданная организация также воспитывает достойного гражданина, способного в будущем стать качественной сменой нынешнего взрослого поколения.

Рис. 5. Из летописи дружины им. З. Космодемьянской.

Одним из направлений деятельности пионерии Карымского района был общественно-полезный труд. У каждого пионерского отряда были шефы – производственники, которые готовили ребят к будущей трудовой жизни. Они были частыми гостями у своих подшефных, а пионеры с удовольствием встречались со своими шефами. Раннее профессиональное самоопределение позволяло ребятам выбрать будущую профессию заранее, готовиться к достойному труду на благо Родины. В. Н. Потехин, большой друг всех ребят, ветеран труда, и сейчас постоянно устраивает ребятам экскурсии на производство, считает, что без любви к своей профессии трудно устроить свою жизнь так, как мечталось.

В Карымском районе достойно трудились и являются ветеранами пионерского движения Г.П. Угловская, И. И. Шахурова, В. С. Харитонова, О. В. Вырупаева, В. Я. Васильева, Л. Г. Ухова, В. В. Никонова, В. П. Крылова, В. С. Митрошина, Е. Л. Елгина, Н. Ф. Шибаева, В. С. Лагодина, Н. А. Литвинова, С. М. Дербенева, С. А. Гительман, Ермакова Е. Ф.

Я постаралась собрать биографии большинства пионерских вожатых, а также истории образования и деятельности пионерских дружин школ нашего района и оформила Информационный сборник, который планирую передать в музей своей школы. Думаю, что сберечь память о наших пионерских вожатых – это наше святое дело. (Приложение 3.)

Праздник, посвященный юбилею пионерской организации. Дом пионеров.

Пионерская молодость и задор до сих пор живут в сердцах бывших пионеров, они с гордостью надевают пионерские атрибуты, ведь пионерская душа не стареет.

К сожалению, при работе над научной статьей не удалось встретиться со многими бывшими пионерами и пионервожатыми в связи с необходимостью их самоизоляции. Но с некоторыми, соблюдая все меры безопасности, все же удалось побеседовать.

Гительман Мищенко Мищенко

Светлана Анатольевна Нина Владимировна Ирина Ивановна

В заключение своего исследования я провела сравнительный анализ деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников, результаты которого оформила в виде буклета. А вашему вниманию представляю сравнительную таблицу.

Организация

Направления

деятельности

Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация РДШ

Творческое направление

Есть

Есть

Спортивно-оздоровительное направление

Есть

Есть

Профессиональное самоопределение

Есть

Есть

Военно-патриотическое направление

Есть

Есть

Экологическое направление

Есть

Есть

Краеведческая и поисковая деятельность

Есть

Есть

Волонтерское движение

Тимуровское движение

Есть

Информативно-медийное направление

Нет

Есть

Общественно-полезный труд

Есть

Нет

Заключение.

Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация РДШ имеют большинство идентичных направлений деятельности, которые обеспечивают воспитание и развитие гармоничной, творческой, коммуникабельной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной к созиданию. Знаменательным является и тот факт, что Указ о создании Российского движения школьников Президент подписал 29 октября, в день образования комсомольской организации. По итогам исследования можно утверждать, что РДШ работает по идентичным направлениям, что и пионерская организация, цели работы обеих организаций также идентичны. Принципы, на которых строится воспитание будущего человека – честность и искренность, коллективизм и товарищество, ответственность и трудолюбие, любопытство и стремление к достижению новых результатов во всех сферах жизнедеятельности общества, присутствуют как в пионерской организации, так и в РДШ. Задачами работы обеих организаций является воспитание достойного гражданина своей страны, способного созидать, способного отстоять честь и славу своей Родины в любой ситуации. В обеих организациях основным методом воспитания сознательности, самостоятельности и коллективизма у детей и подростков является соревнование, которое охватывает как отдельные виды деятельности, так и носит общий характер. Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Пионерская организация является прототипом Российского движения школьников.

4. Список литературы и ресурсов.

1. Архивный материал Карымского дома детского творчества.

2. Википедия.

3. Интернет - ресурсы.

https://рдш.рф

4. Соколова Э. С., Таборко В. А., Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. Страницы истории., [М.], 1963 (печатный экземпляр).

5. Т. А. Куценко, С. А. Фурин. Всесоюзная пионерская организация. Статья.

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/007/128.htm

5. Приложения.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК.

БУКЛЕТ.

«Сравнительный анализ деятельности

Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина и

Общероссийской общественно-государственной

детско-юношеской организации

Российское движение школьников».

АНКЕТА для учащихся 8-9 классов.

Знаете ли Вы о существовании Всесоюзной пионерской организации

им. В. И. Ленина?

___________________

2. Знаете ли Вы, что 29 октября 2015 года в Российской Федерации указом

Президента создана организация тетей и подростков Российское

Движение школьников (РДШ)?

___________________

Считаете ли Вы, что есть общие направления работы этих организаций?

___________________

Спасибо за участие в опросе!

Результаты анкетирования.

Просмотров работы: 597