Введение
Степень изученности вопроса. Изучая поэзию фронтовиков г. Гусь-Хрустальный узнала, что нашем городе г. Гусь-Хрустальный существует литературное объединение «Мещера», созданное людьми, прошедшими дорогами войны. Поэты-фронтовики - особая каста среди стихотворцев. Особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэтов-фронтовиков много в России: известных, печатавшихся в книгах и журналахв больших издательствах, и простых, скромных, издававших свои стихи вместных районных газетах, но объединенных войной и поэтическимистроками. Наше исследование о людях, которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам проникновенные строки и активную жизненную позицию.
Актуальность. Работа посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и направлена на патриотическое воспитание – укрепление связи поколений через изучение истории жизни поэтов -фронтовиков литературного объединения «Мещера»
Цель:
Исследовать историю создания литературного объединения «Мещера», через творчество моих земляков поэтов-фронтовиков.
Исходя из поставленной цели, определены следующие исследовательские задачи:
- исследовать материал о судьбах поэтов г. Гусь-Хрустальный, участниках Великой Отечественной войны;
- подчеркнуть значимую роль литературного объединения «Мешера» в жизни в жизни города.
Предмет исследования: биография
Объект исследования: творчество поэтов-земляков в истории литературного объединения «Мещера»
Гипотеза: Если жива память, то человек прожил жизнь не зря и оставил свой след на земле.
Временные рамки: 1925 – 2020 годы
Методы исследования:
- сравнительный анализ и синтез
- конкретно-исторический метод
Источники: В своем исследовании я использовала в основном документальные материалы: воспоминания, записи стихов, хранящиеся в частном архиве К.Я. Васильевой (бывшем ответственным секретарем литобъединения «Мещера»), газетные публикации.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- знакомство с материалами (книги, фото, пресса) библиотеки по теме проекта
- интервьюирование коллег поэтов (интервью с Клавдией Яковлевной Васильевой, секретарём литературного объединения), участников литобъединения «Мещера»
- работа с интернет - ресурсами
Основной:
- краткая история литературного объединения «Мещера»
- Великая отечественная война в творчестве поэтов фронтовиков В. Жолнина, С. Морковкина, В. Пронникова
3. Заключительный:
Практическая значимость. Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в школьный музей, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
II. Души, опаленные войной…. (поэты-фронтовики литературного объединения «Мещера» г. Гусь-Хрустального)
1.Создание литературного объединения «Мещера» поэтами-фронтовиками.
Литературная группа в г. Гусь-Хрустальный была основана при гусевской газете «Большевик» в 1945 году. Вдохновителем и основателем группы был поэт и очеркист, лауреат Государственной премии СССР Виктор Васильевич Полторацкий, который с 1910 г. живет в г. Гусь-Хрустальный. ( Приложение №1) Здесь прошли детство и юность будущего писателя, учеба в школе. 14-летним подростком Виктор поступил учеником слесаря в паровозное депо. В 1926–1927 годах, будучи уже слесарем и машинистом на Гусевском торфопредприятии, В.В. Полторацкий начинает сотрудничать в газете «Призыв», которую он называет своей «литературной купелью». Поэтому его роль в создании на родине , в Гусь-Хрустальном, литературного объединения стала решающей. «В этот период активно заявили о себе поэты-фронтовики А. Васильев, Р. Кудрявцев, К. Апанов, Н. Раков, С. Морковкин, И. Толмачев, В. Жолнин, В. Пронников, В. Старков и другие» - вспоминает Клавдия Яковлевна Васильева, секретарь литературного объединения «Мещера».
Их объединило единство взглядов по перу, любовь к литературному творчеству и родной Мещере. Вчерашние фронтовики, испытав на себе все тяжести войны, видя смерть и горе на войне, возвращались в родной город на речке Гусь. Еще до войны многие занимались творчеством, а на фронте писали стихи на привалах, в окопах, в землянке и поэтому предложение о создании литгруппы было встречено с радостью.
Одним из первых руководителей группы был замечательный наставник молодых поэтов и прозаиков города и района, маститый журналист и литератор Павел Гиляревский. Он автор книг «Мастера стекла» (1950 г) и «Гусь-Хрустальный»(1956 г.). Да и сейчас литературное объединение занимает видное место в культурной жизни города и района. Активисты литобъединения принимают участие в солоухинских и некрасовских чтениях, встречаются с учащимися средних школ города и района, студентами стекольного колледжа, проводят читательские конференции, поэтические турниры, творческие вечера и встречи с читателями. Стал популярным в городе и за его пределами праздник фатьяновской песни, регулярно проходят презентации новых книг наших поэтов и прозаиков.
Роль поэтов-фронтовиков из города Гусь-Хрустального, вернувшимся с войны живыми, многие с ранениями, а Сергей Морковкин - без обеих ног (горожане называли его гусевским Маресьевым), с боевыми орденами и медалями была и остается самой яркой и значимой. Они составили огромную творческую силу на нашей Мещерской земле. Вернувшиеся с фронта литераторы вместе с другими соратниками по перу организовали в 1945 году литгруппу при гусевской газете «Большевик» (сейчас «Гусевские вести»). Со временем литгруппа была переименована в литературное объединение «Мещера». Военное поколение русских поэтов — обобщённый термин, применяемый к молодым советским поэтам, которые провели свою молодость в сражениях Второй мировой войны. «Потрясение, которое переживал народ, выплеснулось в огромную стихотворную мощь, поэзию полную пафоса и боли, ненависти и грусти. Война “родила” многих поэтов – одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, ранения сократили их жизнь». Своеобразна и все-таки сходна судьба писателей-фронтовиков. Читая стихи молодых поэтов-фронтовиков, нельзя не отметить одну трагическую особенность. Почти все они сознают то, что, если будет необходимо, они погибнут. Они знали, на что идут, и бесстрашно смотрели в глаза смерти. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные, негероические люди, тем не менее, в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.
Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил. А потом после войны сохранить любовь, верность, талант. И все это подарить нам. Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, суждено остаться в истории.
2. Поэты - фронтовики г. Гусь-Хрустальный
Владимир Иванович Жолнин родился в городе Гусь-Хрустальный в 1923 году. Закончил школу им. К. Маркса в 1941 году и уже 17 ноября 1941 года Владимир Жолнин был призван в Красную Армию, от учёбы в институте юноше пришлось отказаться – начавшаяся Великая Отечественная война в корне изменила его планы на жизнь. В первый же день войны Володя вместе со своими друзьями – выпускниками из 10 «А» Димой Курицыным и Володей Сибирцевым обратился в военкомат с просьбой отправить добровольцем на фронт. Володю с одноклассниками направили на учебу в военно-политическое училище имени Энгельса в г. Шуя.
Война пришла…
И двинулись фашисты
На нашу землю дикою ордой.
И в бой рванулись смелые танкисты,
Давя врага уральскою бронёй.
Послал и наш любимый Гусь-Хрустальный,
Как вся страна, отважных сыновей,
Через полгода в звании младшего политрука Владимир Жолнин был направлен на Волховский фронт в 4-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая вела тяжелые бои в районе Мясной бор – Грузино, на должность старшего инструктора по работе среди населения и войск противника. Работы было много: нужно было в боевых условиях проводить политзанятия, разъяснять партийные документы и сводки Совинформбюро. Сообщения о победах Красной Армии на различных фронтах поднимали моральный дух бойцов, вдохновляли их на самоотверженную борьбу с врагом. Он часто бывал в полках, батальонах, батареях, чтобы чувствовать настроение бойцов, чтобы поддерживать их в периоды неудач и поражений. Он как-то незаметно стал «своим»: бойцы оценили умение живо и интересно рассказывать, его склонность к юмору, смелость и товарищескую надежность, скромность и неутомимую работоспособность. Иногда он с группой разведчиков ходил через линию фронта разбрасывать листовки на неприятельской территории, а если удавалось, то и в самой фронтовой полосе, во вражеских траншеях и окопах.
Потом как-то неожиданно для себя стал чувствовать влечение к литературе, писательству. В дивизионной газете «Фронтовая правда» стали появляться его статьи, очерки, рассказы, иногда и стихи.
Фронтовой путь Жолнина был длинным и опасным. С июня по август 1942 года он воевал на Волховском фронте. «Старательный и исполнительный политработник, грамотный и дисциплинированный, владеет немецким языком. Организовывал и проводил читки листовок и лозунгов для немецких солдат на передовых позициях. Большое внимание уделяется работе с разведчиками. В боевой обстановке смел и решителен». Строки о Владимире Ивановиче в боевой характеристике начальника Политотдела 4-й гвардейской Краснознаменной дивизии старший батальонный комиссар Чувашкин
В августе 1942 года 4-ю гвардейскую стрелковую дивизию перебросили под Сталинград. Как только появлялось хоть немного личного времени, Владимир брался за блокнот и писал, в результате чего в армейских фронтовых газетах появлялись статьи, очерки, рассказы, зарисовки, стихи о войне. Он описал много боевых эпизодов, которые зажигали бойцов на подвиг. Он и сам был хорошим солдатом: храбрым, смелым, решительным, умеющим наперед определить исход дела, часто сам был впереди идущих в атаку бойцов. После Сталинграда Жолнина ждали бои на Юго-Западном, Южном, 3-ем и 4-ом Украинском фронтах, боевые действия на Украине, в Крыму и Молдавии. Он освобождал от фашистских захватчиков в составе советских войск Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию, Германию. Пришлось ему, получив ранения, поваляться и на госпитальной койке. Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». После войны продолжал службу в Германии, на военном флоте на берегу Татарского пролива, затем вернулся в родной Гусь-Хрустальный. Здесь работал литсотрудником газеты «Ленинское знамя», продолжал писать очерки, статьи, стихи. Являлся членом литературной группы при газете «Ленинское знамя», часто выступая со стихами перед школьниками и рабочими на предприятиях города.
МОЙ ГОРОД
(из фронтовой тетради)
И в день Победный, славный,
Я знаю, что вернусь
В мой милый Гусь-Хрустальный,
В любимый город Гусь!
Еще один поэт-фронтовик Василий Георгиевич Проников родился 1 января 1924 года в деревне Ягодино Гусь-Хрустального района в семье колхозника. В 1938 году после окончания семилетней Тихоновской школы поступил на гусевский рабфак. В августе 1942 года Васили Проников уходит на фронт. Окончив курсы молодых офицеров, участвовал в боях на Воронежском, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах, завершил войну на 3-м Белорусском фронте. После войны продолжил свою творческую деятельность. Много сил и внимания уделяет и работе с молодежью.
Работал заместителем редактора газеты «Ленинское Знамя» и собкором в Владимирской областной газете «Призыв». Член Союза журналистов СССР. Награждён орденами и медалями. Стихи и очерки Василия Проникова печатались в местных и центральных газетах и коллективных сборниках Владимирского и Верхне-Волжского книжных издательств.
ВЕРНОСТЬ
В майскую черёмуховую пору
Гусь-Хрустальный нам особо мил.
Мне, всю жизнь отдавшему газете,
Верность эта очень дорога.
Пусть не стал известным я поэтом –
Журналистом стал на многие года.
Следующий поэт – фронтовик Сергей Иванович Морковкин родился в г. Гусь-Хрустальный в 1922 году. В 8 лет мальчик пошел учиться в школу I степени № 3 (поселок Герценский). В 5-м классе начал писать стихи, собирая их в общую тетрадь, иногда сам же их декламировал наизусть на концертах школьной художественной самодеятельности.
КРЫЛЬЯ
(отрывок)
Мы были школьники…
Из актового зала с солдатским
уходили вещмешком.
С последним вальсом
выпускного бала
родительский мы покидали дом.
Начавшаяся Великая Отечественная война круто изменила жизнь многих советских людей, в том числе и Сергея. 26 января 1942 года его призвали в Красную Армию, попал на Западный фронт станковым пулеметчиком в 5-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Прежде, чем попасть в окопы первой линии обороны, Сергей Морковкин прошел курсы пулеметчиков. Оборонял подступы к Москве на Смоленском направлении. Рота, в которой воевал Морковкин, занимала оборону в чистом поле, в снегу, в урочище, заросшем мелким лесом. В бою Сергей Иванович был ранен, попал в госпиталь. Однажды к Морковкину заглянули начальник госпиталя, Шенгелия, Рафтина, Зак и другие незнакомые лица, они оказались представителями администрации города. Был зачитан Указ Президиума Верховного Совета о награждении пулеметчика Сергея Ивановича Морковкина орденом Красной Звезды. Через год после ранения инвалид Великой Отечественной войны С.И. Морковкин в сопровождении медсестры вернулся в родной Гусь-Хрустальный. Женился, поступил в Литературный институт Союза писателей СССР имени А.М. Горького, заочно закончил его. Дома не сиделось, тянуло в общественную жизнь. На свою небольшую пенсию и скромный заработок со временем купил аккордеон. По душе пришлась ему заводская самодеятельность. Как-то пришел посмотреть и будто прирос к сцене Театр захватил Сергея Ивановича. Под руководством инвалида-фронтовика в городе впервые поставлены пьесы: Арбузова «Таня», Корнейчука «Платон Кречет», Анфиногенова «Машенька». В новом клубе стеклозавода им. Дзержинского были созданы все условия для творческой работы самодеятельности. Без С.И.Морковкина не обходился ни один вечер отдыха стеклоделов. Однако Сергей Иванович не забывал и журналистскую деятельность. Писал замечательные стихи, которые публиковались в «Коммунисте», «Ленинском знамени», в областных «Призыве» и «Комсомольской искре». Когда на хрустальном заводе Сергей Иванович стал редактором многотиражки «Хрустальщик», он привлек в помощь обширный круг авторов (рабкоровский актив), что значительно оживило газету. Активно работает с с литературной группой. С 1953 года Сергей Морковкин являлся сотрудником редакций районных газет. Преодолевая фронтовой недуг, он со своим драмкружком нередко выезжал в подшефный колхоз, где люди тепло встречали его бригаду. Он всегда был бодр, общителен, приветлив. Друзья и знакомые восхищались его трудолюбием, творческими находками, его стойкостью, ведь бесконечные боли в не прекращались. Тогдашние протезы были далеки от совершенства, при ходьбе натирали мозоли. Земляки называли его гусевским Маресьевым.
Много военных дней и ночей принесли нашей стране неисчислимые беды и страдания. Вместе с тем, в пору лихолетья проявились такие ценные качества, как беззаветная любовь к Родине, массовый героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу, стойкость и выдержка. Именно эти качества сохранили поэты-фронтовики в своем творчестве и в мирное время.
И сейчас нет ни одного поэта или писателя в литературном объединении «Мещера», которые не обращались бы в своем творчестве к святой теме победы в Великой Отечественной войне, к стихам поэтов – фронтовиков. О военном лихолетье пишут те, у кого оно сохранилось в памяти, и те, кто знает о нем из рассказов своих родных. И даже те, кто пером не касался опаленных дней, в своих стихах говорят об ощущении гордости за страну, познавшую великую утрату, Великую Победу и проклинавших каждую войну. Я горжусь своими земляками и восхищаюсь их верой в правду жизни, любовью к родине и родному краю.
Заключение.
В исследовании мы определили своеобразие образов Великой Отечественной войны в стихах поэтов-фронтовиков и пришли к выводу, что война неразрывно связана с формированием творческих взглядов. Поэты-фронтовики черпают вдохновение для своих произведений в событиях, в людях, с которыми ему довелось воевать. Путь войны представлен образно, и состоит из ярких впечатлений. Великая Отечественная война представлена с точки зрения эмоционального восприятия. Своеобразие стихов поэтов –фронтовиков заключается в том, что воспоминания о военном лихолетье, написанные спустя много лет после Великой Отечественной войны, переданы с невероятной точностью: детально показываются события первых дней войны, характеры людей, отвага и стойкость русского солдата, вера в победу, – все это сопровождается богатым эмоциональным тоном, заставляют нас проникнуться происходящим. В результате, у каждого поэта создается свой, неповторимый поэтический образ Великой Отечественной войны. И послевоенные стихи проникнуты верой в святую дружбу, любовь к Родине, людям, жизни. . Поэзия поэтов-фронтовиков показывает войну глазами ее участников, отражает патриотические мысли и чувства.
Таким образом, мы приходим к пониманию значения войны, ее отражения в судьбах и творчестве поэтов - гусевчан. В 2019-2020 году мы участвовали в подготовке и проведении литературного вечера «Судьбы, опаленные войной…», посвященного жизни и творчеству поэтов-фронтовиков земляков и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, который явился результатом данной исследовательской работы. Мы с радостью поделились с гостями своими открытиями в области фронтовой и литературной биографии поэтов, исполнили их поэтические произведения. Исследование жизни и творчества поэтов-фронтовиков наполнило меня особым чувством уважения к поэтическому наследию и подвигу этих великих людей.
Описание хода реализации проекта. Достоинством нашего проекта считаем обращение к «стихотворному»документу.Исследуя поэтическое наследие , написанное в дни военных потрясений, мы словно листаем страницы памяти своего сердца. Потрясение войны родило целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым. И пусть многие поэты пали смертью храбрых на пути к солнечному Дню Победы, но они и сегодня остаются с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, бессмертно. Стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. А послевоенные стихи являются продолжением героического прошлого воинов – фронтовиков.
Использованные информационные источники
1.В.Владимиров краевед. Статья в газете «Гусевские вести»,
№ 23 за 10 апреля 2015 г.
2.Валерий Владимиров Статья в газете «Гусевские вести»
№ 50 (17117) от 05.08.2015г.; № 51(17118) от 07.08.2015г.; № 52 (17119) от 12.08.2015г.)
Источник: http://vesti33.pro/article/79493/
3 Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие.- М.: 5 за знания, 2005.
4 Рефераты, проекты, исследования. Сборник методических материалов по подготовке творческих и реферативных работ обучающихся.- Ирбит, 2005.
5.Интернет - ресурсы: "Мещера" : литературное объединение (г. Гусь-Хрустальный) : сайт. – [Гусь-Хрустальный], 2015. – URL: http://lito-meshera.ucoz.ru/
http://nlr.ru/res/litkarta/record_full.php?record_ID=121572&rid=
Борис Шаповалов: Кто и зачем пытается переписать историю и итоги Великой Отечественной войны http://ligarus.org/index.php/stat/obshestvo/4009-2014-04-08-13-47-30.html
Приложение №1.
Виктор Васильевич Полторацкий
Приложение №2
Василий Георгиевич Проников
Приложение №3
Сергей Иванович Морковкин