Введение
Наблюдая за учащимися нашей школы, я заметил, что очень многие проводят все перемены с телефонами в руках. Мне стало интересно, что именно делают ребята в телефонах – читают книги, общаются с друзьями в соцсетях или играют по несколько часов подряд? Я никогда не задумывался, может ли это влиять на здоровье. Мои родители и учителя говорят, что все телефонные игры вредны для здоровья, и играть в них не следует. Поэтому я решил выяснить: влияют ли мобильные игры на моё здоровье моих одноклассников? Этот вопрос и стал основой моего исследования.
Цель моего исследования: узнать о влиянии мобильных игр на организм человека.
Задачи исследования:
1.Узнать больше о мобильных играх;
2.Формировать представление о вреде и пользе игр;
3. Сформулировать выводы и разработать советы по соблюдению норм при работе с телефоном.
Гипотеза исследования – если мобильными играми не злоупотреблять, то вреда здоровью не будет.
Объект исследования: зависимость от мобильных игр.
Предмет исследования: влияние мобильной зависимости на здоровье младших школьников.
Практическая значимость нашей работы в том, что нами разработаны рекомендации и памятки по безопасному использованию мобильных игр, которые можно предложить для проведения классных часов, бесед со школьниками и родителями. Научная исследовательская работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретический раздел
История появления мобильных игр
В 1994 году компания Siemens представила первый в мире GSM-телефон Siemens S1 MARATHON. Если на этом телефоне ввести специальный код, то можно было запустить игру Тетрис. Но к сожалению, фотографий игры уже нет.В 1997 году Nokia 6110 стал первым телефоном со встроенной игрой Snake, которая запускалась из меню. В игре нужно было поглощать черные точки на экране. Тем больше змейка поглощала точек, тем длиннее она становилась. Игра сразу обрела множество фанатов, а сама Nokia внедряла её почти на все свои телефоны.
В 2001 году Siemens выпускает свою 45-ю серию сотовых телефонов с совершенно новыми играми головоломка SuperMind, RaceAce (одна из первых мобильных аркадных гонок), а также, любимейшая игра пользователей Siemens — StackAttack, геймплей которой чем-то напоминает Тетрис.Теперь пользователи могли самостоятельно загружать игры с интернета или с других источников. Появились множество сайтов с Java-играми на любой жанр.
С появлением операционной системы Android термин «телефон» был заменен на «смартфон». С каждым годом смартфоны становятся значительно мощнее, открывая новые возможности в создании игр для разработчиков.
Глава 2. Практический раздел
Чтобы выяснить, влияют ли мобильные игры на здоровье обучающихся, мы провели несколько экспериментов.
Эксперимент 1.
Цель: выявить влияние мобильных игр на внимание обучающихся во время урока.
В эксперименте участвовало 3 группы школьников. Первая группа не использовала телефоны на переменах. Ребята второй группы играли в логические и традиционные игры, третьей группе предложили играть в боевики, стрелялки, догонялки. После звонка работу на уроке ребята начинали с разным настроем. Ребята первой группы приходили на урок отдохнувшие, готовые работать с новыми силами. Ребята второй группы довольно быстро включались в работу на уроке. А вот участники третьей группы очень долго не могли включиться в работу на уроке.
Вывод: мобильные игры влияют на эмоциональное состояние и внимание учеников.
Эксперимент 2.
Цель: выяснить, могут ли обучающиеся найти себе занятие на перемене при отсутствии телефонов.
В эксперименте приняли участие два класса: это наш 2 класс и 4 класс. Ребята отказались от использования телефонов во время нахождения в школе.
Если мои одноклассники пошли на этот эксперимент легко, то учащимся 4 класса было довольно трудно отказаться от использования телефонов на переменах.
После нескольких дней отказа от пользования телефоном, ребята нашли, чем занять себя во время перемен. Многие во время перемен в библиотеке читали детские книги и журналы. Другие ребята разучили подвижные игры и с удовольствием в них играли (хотя раньше им это было неинтересно). Некоторые играли в настольные и развивающие игры.
Вывод: ребята вполне могут обходиться без мобильных игр и соцсетей довольно долгое время.
Эксперимент 3.
Цель: выявление влияния долговременного использования телефона на детей.
В эксперименте приняли участие 4 человека. Эксперимент длился всего 1,5 часа и получился такой результат
№ |
Ф.И |
Напряжение глаз |
Головная боль |
Сухость глаза |
Жжение |
Двойное изображен |
1. |
Мария |
да |
да |
да |
да |
да |
2. |
Артём |
да |
да |
да |
да |
нет |
3. |
Мария |
да |
да |
да |
да |
да |
4. |
Диана |
да |
да |
да |
да |
нет |
У ребят из начальной школы уже через 20-30 минут возникло напряжение глаз, сухость и жжение, начались головные боли. У ребят постарше эти же признаки проявились чуть попозже. У ребят с проблемами зрения появилось в глазах еще и двойное изображение.
Вывод: длительное нахождение перед экраном телефона отрицательно влияет на органы зрения.
Также мною среди учеников начальной школы было проведено анкетирование.(приложение 1) Всего было опрошено 35 человек:20 мальчиков и 15 девочек.
Результаты анкетирования представлены мною в виде диаграмм (см. приложение 2). Из анкетирования я узнал, что все ребята любят играть в мобильные игры.Большинство опрошенных мною девочек (70%) предпочитают играть в логические игры, а в бродилки только (21%) (диаграмма1)
Большинство мальчиков, наоборот, любят пострелять и подраться (87%), меньше любят логические игры (13%) (диаграмма 2)
(55%) всех опрошенных ребят играют в игры больше положенного времени, а (47%) ребят вообще не знают о нормах (диаграмма 3), хотя и мальчики и девочки (более 85%) знают, что мобильные игры могут вызвать зависимость от них (диаграмма 4).
Результаты исследования
В результате исследования выяснилось, что игры отрицательно влияют на здоровье и поведение младших школьников. Мобильные игры стали чем-то вроде детской болезни. Они вызывают привыкание.
Некоторые игры развивают внимание, мышление, память – и это очень хорошо. Если же игры содержат элементы борьбы и злобы, то они изменяют поведение школьника.
А проведенное мной анкетирование показало, что большинство опрошенных школьников злоупотребляют «общением с телефоном», что, несомненно, ведет к ухудшению их здоровья
Заключение
В результате проведённого исследования я пришёл к выводу, что мобильные игры не наносят вреда здоровью сами по себе. Ухудшение здоровья происходит вследствие злоупотребления ими. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Что же мы имеем в итоге? Играть можно, но только в меру и учитывая разновидность игры. Игры не должны занимать все свободное время человека, не должны провоцировать его на жестокость. Это должен быть просто один из способов отдыха, так же как и занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, чтение книг, общение с друзьями.
В жизни столько нового и интересного, что было бы глупо провести её всю, сидя с телефоном в руках.
Чтобы помочь сохранить здоровье моим одноклассникам, нами были разработаны памятки (приложение 3) о том, как не стать зависимым от телефона, которые я раздал учащимся младших классов и их родителям.
С данной работой я выступил среди своих одноклассников, чтобы рассказать им о мобильной зависимости.
В дальнейшем я планирую изучить развивающие мобильные игры, чтобы предложить их разумное использование во благо здоровья человека.
Список литературы
1. Журнал «Здоровье детей», В. Зайцева «Дети и мобильник», № 2 2008 г.
2. Ратынский М. А. Основы сотовой связи, М.: Радио и связь, 2000 г.
3. Маркушевич А.И., Кузнецов А.М. Детская энциклопедия. Том 5. О вреде сотовых телефонов
4. http://nauka.name/2006/10/25/vred_sotovykh_telefonov__realnost.html
Приложения
Приложение 1
Анкета « Мобильные игры и правила пользования ими»
1. Любишь ли ты играть в мобильные игры?
2. Какие виды компьютерных игр тебе нравятся больше?
3. Превышаешь ли ты допустимую норму?
4.Знаешь ли ты, что есть вероятность зависимости от компьютерных игр?
Приложение 2
Диаграмма 1
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ 79%
БРОДИЛКИ 21%
Диаграмма 2
СТРЕЛЯЛКИ, ДРАКИ 87%
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ 13%
Диаграмма 3
ВООБЩЕ НЕ ЗНАЮТ О НОРМАХ 45%
ИГРАЮТ БОЛЬШЕ ПОЛОЖЕННОГО ВРЕМЕНИ 55%
Диаграмма
ЗНАЮТ О МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 85%
НЕ ЗНАЮТ О МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 15%
Приложение 3
ПАМЯТКА
6 способов не стать зависимым от телефона
1. Установить ограничение по времени.
Необходимо ограничить количество времени, которое вы находитесь на своем устройстве. Отслеживать как часто вы пишете и звоните людям, как долго играете в игры и общаетесь в своих социальных сетях.
2. С глаз долой, из сердца вон.
Скорее всего, ваш телефон все время находится рядом с вами на столе или в кармане. Положите телефон в ящик стола или спрячте его где-нибудь и тем самым сократите возможность его импульсивного использования, без острой необходимости.
3. Найди себе хобби.
Выяснив, сколько времени вы тратите на телефон и готовы освободить, подумайте, чем бы вы хотели заняться.
4. Перестаньте проверять свой телефон утром.
Что вы делаете первым делом, когда просыпаетесь? Скорее всего, проверяете ваш телефон, тем самым вы настраиваете себя на пользование телефоном в течении дня. Постарайтесь избегать использования телефона в течение первого часа и сосредоточьте внимание на себе и подготовку к предстоящему дню.
5. Выключите его.
Выключение телефона, когда вам не нужно использовать его, это отличный способ минимизировать риск искушения. Например, попробуйте выключить телефон, когда приходите в школу, ведь на уроках пользоваться телефоном нельзя. Это означает, что у вас не будет соблазна взглянуть на него и вы сможете сосредоточиться на окружающих вас людях.
6. Сосредоточьтесь на реальных событиях.
Пройдя путь, описанный выше вы, заметите, что начали отвлекаться от того, что люди публикуют соцсетях и скорее фокусируетесь на том, что происходит в жизни непосредственно перед вами. На тех, с кем вы находитесь рядом. Стали больше общаться с реальными людьми и вести активный образ жизни.