Введение
Мобильные телефоны относятся к группе коммуникаторов, среди которых самым популярным является смартфон. Смартфон (от англ. smartphone — в буквальном переводе с английского означает «умный телефон») — это телефон, у которого есть своя операционная система, процессор, оперативная память, в настоящее время это почти полноценный компьютер, свободно помещающийся в карман. По мнению родителей и учителей, серьёзной преградой в успешности подростка в обучении является чрезмерное увлечение многочисленными возможностями телефона. Руководствуясь результатами исследований ученых о вредном влиянии мобильных телефонов на детей, каждая четвертая школа в России ограничила или запретила использование смартфонов во время уроков. Это следствие методических рекомендаций, разработанных еще летом сразу несколькими ведомствами. И хотя трактовать документ можно довольно широко, во многих образовательных организациях ограничились запретом сотовых телефонов, в том числе и в нашей школе с 1 сентября 2019 года.
В своем исследовании мы рассмотрим проблему оценки эффективности введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении.
Гипотеза: в результате введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ» улучшатся условия для профилактики возможного вреда здоровью школьников, повысится эффективность образовательного процесса.
Целью исследования является изучение влияния введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении на здоровье и образовательный процесс.
Задачи:
1. Изучить причины введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении;
2. Провести анкетирование школьников, родителей, учителей по проблеме введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ»;
3. Выявить эффективность введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении.
Объект исследования – ограничительные мероприятия по использованию сотовых телефонов
Предмет исследования – эффективность введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников информации, анкетирование, сравнительный анализ, наблюдение.
Этапы научного исследования:
В качестве исходных материалов для исследования были использованы: "Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях", "Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей"
Глава I. Негативное влияние мобильных телефонов на человека
1.1. Международные исследования по вопросу последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей
Анализ международного опыта использования мобильных устройств мобильной связи школьниками показал, что ранний возраст начала использования мобильных устройств, а также длительное время их использования, приводит к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, снижению умственной работоспособности и ослаблению памяти, расстройству сна. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено. С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия). С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) 1.
Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей1
Исследователи |
Отрицательные эффекты |
Burnett and Lee, 2005 |
Использование навигационной системы смартфона ухудшает построение когнитивной пространственной карты |
Day J.J et al., 2007 |
Формирование психологической зависимости |
Ophir et al., 2009 |
Работают хуже в парадигме переключения задач из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи |
Черненков Ю.В. и др., 2009; Pagani L.S. et al., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.A et al., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 |
Гиперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти, расстройства сна, нарушения коммуникативных способностей, склонность к депрессивным состояниям |
Panda N. et al., 2010 |
Нарушения фонематического восприятия |
Sparrow et al., 2011 |
Запоминают не саму информацию, а место, где эта информация может быть доступна |
Lu M. et al., 2012 L. Hardell et al., 2013 |
Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва |
Ralph et al., 2013 |
Более высокие уровни ежедневных сбоев внимания |
Thornton et al., 2014 |
"Простое присутствие" сотового телефона может привести к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитивными требованиями |
Lepp et al., 2014 |
Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством |
Owens, J.A. et al., 2014 |
Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость |
Stothartet al., 2015 |
При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона |
Barr et al., 2015 |
Большее использования смартфона коррелирует более с интуитивным и менее аналитическим мышлением |
Moisala et al., 2016; Lepp A et al., 2015; Beland L.-P., 2015 |
При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, "многозадачники" работают хуже и больше активности в правой префронтальной коре, отмечается снижение успеваемости |
Cain et al., 2016 |
Связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов |
1.2. Исследования российских ученых по вопросу последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей
Уникальное исследование воздействия электромагнитного излучения на школьников продолжалось 14 лет. В сентябре 2019 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном. Выяснилось, что у первой группы детей замедлились простые слухо - и зрительно-моторные реакции, у них были выше показатели утомляемости, недостаточно развита мелкая моторика рук.2
В Московской медицинской академии им. И. М. Сечёнова под руководством академии РАМН Геннадия Румянцева проанализировали информацию о биологических эффектах излучений мобильников. Пришли к выводу, что основным вредным фактором мобильных телефонов считаются высокочастотные излучения. Так, наиболее распространенный в России стандарт GSM работает на частотах 900, 1800,1900 Мгц. Поскольку, мощность мобильного излучения сильно колеблется, прогнозировать биологические эффекты телефонного излучения очень сложно. Большинство учёных оценивают влияние мобильного телефона на нервную систему и развитее злокачественных опухолей, - говорит Геннадий Румянцев. – Но данные опровергаются. Естественный не поставленный под сомнения факт: воздействие радиоволн частоты 900 Мгц повышает кровоток в коре головного мозга. Но это недостаточно, чтобы вынести обвинительный приговор мобильным телефонам4.
Учёный Шильников Е. Н. считает, что при разговоре по телефону энергия той же природы, что вращает, электромоторы и варит курицу в микроволновке, проникает в голову, воздействуя на мозг и другие органы человека. Именно поэтому ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения считает, что нужно провести исследования об ограничении использования сотового телефона для детей, как известно детский организм более восприимчив к разным на него воздействиям.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что россияне выступают против смартфонов на уроках. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.
Глава II. Эффективность введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ»
2. 1. Анализ данных анкетирования по вопросу введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Для определения эффективности введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ» нами было проведено анкетирование школьников, родителей, учителей. Разработчик анкеты ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора3 (приложение 1). В анкетировании приняли участие 52 респондента, среди них учащиеся 8-11 классов. Результаты анкетирования представлены в таблице 1 (приложение 2).
Проанализировав результаты анкеты, мы можем сделать следующие выводы: считают, что отвлекаемость на уроках снизилась - 100% учителей и родителей, 57% учеников; внимательность увеличилась - 100% учителей и родителей, 40% учащихся; заинтересованность в учебе увеличилась- 43% учителей, 40% родителей, 49% учеников; нервозность сократилась – 100% учителя, 70 % родители, 37% ученики.
Таким образом, ограничения по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ» положительно влияет на образовательный процесс. Заинтересованность в учебе увеличилась менее чем у половины учащихся, нервозность остается высокой, по мнению учащихся. Можно предположить, что это связано с учебными нагрузками и предстоящими экзаменами, поскольку респондентами были старшеклассники.
Гиподинамия сократилась – дети стали бегать и прыгать, гулять - так считают 70 % родители, 40% учеников, 43% учителей. Невысокий показатель среди учащихся и учителей можно объяснить статусом и возрастными особенностями поведения старшеклассников и правилами поведения в школе. Но зато все отметили, что увеличилось живое общение – дети стали общаться друг с другом в реальном, а не виртуальном мире, обсуждать общие вопросы, проблемы – 63% учеников, 60 % родителей 100% учителей. Таким образом, видим положительную динамику в коммуникативной сфере.
46% учеников считают, что их права грубо нарушены, что на 100% отрицают родители и учителя. При этом дети понимают, что взрослые заботятся об их здоровье и психоэмоциональном благополучии – 71 % и 40 % воспринимают ограничение как привитие культуры пользования сотовым телефоном в общественном месте.
Влияние на психические процессы:
улучшение памяти отмечают 60% школьников и родителей, 100 % педагогов;
улучшение памяти - 60% родителей, 70 % учителей и почти 50% учеников;
скорость усвоения материала улучшилась, считают 57% учеников, 50 % родителей, что противоречит мнению учителей-0%
При оценке влияния на здоровье все респонденты отмечают снижение нагрузки на орган зрения- 74% учеников, 100% родителей и учителей; снижение нагрузки на орган слуха – 34% учеников, 100% родителей и учителей; снижение нагрузки на нервную систему 46% учеников, 100% родителей и учителей; улучшение сна отмечают 29% учеников, 70% родителей, 67% учителей; улучшение общего самочувствия - 34% учеников,60% родителей, 70% учителей. Таким образом, положительное влияние ограничений на здоровье очевидно, но снижение риска нарушения осанки не происходит.
В школе есть дети, нарушающие принятые в школе запреты.
Способы защиты от воздействия электромагнитных полей знают 100% учителей, 80% родителей, 60 % детей.
Знания о необходимости ограничений в использовании сотовых телефонов детям даются в ходе уроков - отмечаю 49% учеников, на классных часах -54%, внеклассных мероприятиях – 46%, не даются вообще - 6%
40% учеников в МБОУ «Хоронхойская СОШ» соблюдают принятые в школе ограничения по пользованию мобильными телефонами.
Затруднения в общении с родителями испытывают 34% учащихся, 20% родителей.
Респонденты внесли свои предложения по мониторингу эффективности реализации ограничений использования сотовых телефонов в школе.
Заключение
Введение ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении началось с 1 сентября 2019 года. Прошло не так много времени, но мы уже видим результаты действия ограничений. Определение оценки эффективности введения ограничений проведено на основе анкетирования, которое подтверждает нашу гипотезу: в результате введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в МБОУ «Хоронхойская СОШ» улучшаются условия для профилактики возможного вреда здоровью школьников, и повышается эффективность образовательного процесса, по мнению взрослых. Учащиеся признают, что не все соблюдают введение ограничений на использование мобильных телефонов в школе, хотя и осознают негативное влияние на здоровье, образовательный процесс, взаимоотношения. По мнению самих школьников необходимо усилить контроль соблюдения ограничительных правил, чтобы 100% учащихся выполняли требования. В таком случае эффективность увеличится.
Необходимо провести дополнительную работу среди учащихся и родителей по распространению информации, памяток по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи.
Данное исследование необходимо провести повторно через год или несколько лет, для получения более объективных данных о влиянии введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении на здоровье и образовательный процесс.
Список использованной литературы
Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Методических рекомендаций №МР 2.4.0150-19 от 14.08.2019 г.
https://iz.ru
Test2.ozdorovlenie-nii.ru
Www/medienta/ru. (ссылка на Интернет)
Приложение 1
Анкета по вопросу введения ограничительных мероприятий по использованию сотовых телефонов в образовательном учреждении
1 |
Считаете ли вы, что c принятием ограничений использования сотовых телефонов на уроках школьниками: |
Ответы |
|
да |
нет |
||
1.1 |
отвлекаемость снизилась |
|
|
1.2 |
внимательность увеличилась |
|
|
1.3 |
заинтересованность в учебе увеличилась |
|
|
1.4 |
нервозность, (неустойчивое настроение, перепады настроения, тревожность) сократилась |
|
|
2 |
Считаете ли вы, что отказом школьников от сотовых телефонов во время перемен в школах: |
|
|
2.1. |
гиподинамия сократилась – дети стали бегать и прыгать, гулять |
|
|
2.2. |
увеличилось живое общение – дети стали общаться друг с другом в реальном, а не виртуальном мире, обсуждать общие вопросы, проблемы |
|
|
2.3 |
существенно сократилась нагрузка на орган зрения – дети стали отдыхать от зрительных нагрузок |
|
|
2.4 |
существенно сократилась нагрузка на орган слуха – дети перестали постоянно прослушивать звуковые файлы на переменах |
|
|
2.5 |
улучшилось общее психоэмоциональное состояние, ушла нервозность, тревога потери телефона, ожидания звонка |
|
|
3. |
. Считаете ли вы, что у школьников в связи с введением ограничений использования сотовых телефонов в школе: |
|
|
3.1 |
грубо нарушены права |
|
|
3.2 |
обеспечивается забота о здоровье и их психоэмоциональном благополучии |
|
|
3.3 |
прививается культура пользования сотовыми телефонами в общественных местах |
|
|
3.4 |
у ребенка улучшился ночной сон, ребенок стал легче засыпать и просыпаться |
|
|
3.5. |
улучшилось ли внимание, внимательность |
|
|
3.6 |
улучшилась ли память |
|
|
3.7 |
улучшилась ли скорость освоения нового материала |
|
|
3.8 |
улучшилась ли скорость запоминания текстов, стихотворений |
|
|
3.9 |
улучшилось общее самочувствие |
|
|
3.10 |
существенно снизилась нагрузка на орган зрения |
|
|
3.11 |
. существенно снизилась нагрузка на орган слуха |
|
|
3.12 |
существенно снизились риски нарушений осанки |
|
|
3.13 |
снизилась нагрузка на нервную систему |
|
|
4. |
Есть ли в классе дети, нарушающие принятые в школе запреты |
|
|
5. |
Знаете ли вы о мерах и способах защиты от воздействия электромагнитных полей при пользовании сотовым телефоном |
|
|
6 |
Знания о необходимости ограничений в использовании сотовых телефонов детям даются в ходе: |
|
|
6.1 |
уроков |
|
|
6.2 |
классных часов |
|
|
6.3 |
внеклассных занятий |
|
|
6.4 |
не даются вообще |
|
|
7. |
Исполняете ли вы все принятые в школе ограничения? |
|
|
8. |
Затрудняют ли принятые ограничения общение детей с родителями? |
|
|
9. |
Ваши предложения по мониторингу эффективности реализации ограничений использования сотовых телефонов |
|
|
Приложение 2
№ |
Вопросы |
Ответышкольников(%) |
Ответы родителей(%) |
Ответы учителей(%) |
|||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
||
1 |
Считаете ли вы, что c принятием ограничений использования сотовых телефонов на уроках школьниками: |
||||||
1.1 |
отвлекаемость снизилась |
57 |
43 |
100 |
0 |
100 |
0 |
1.2 |
внимательность увеличилась |
40 |
60 |
100 |
0 |
100 |
0 |
1.3 |
заинтересованность в учебе увеличилась |
49 |
51 |
40 |
60 |
43 |
57 |
1.4 |
нервозность, (неустойчивое настроение, перепады настроения, тревожность) сократилась |
37 |
63 |
70 |
30 |
100 |
0 |
2 |
Считаете ли вы, что отказом школьников от сотовых телефонов во время перемен в школах: |
||||||
2.1. |
гиподинамия сократилась – дети стали бегать и прыгать, гулять |
40 |
60 |
70 |
30 |
43 |
57 |
2.2. |
увеличилось живое общение – дети стали общаться друг с другом в реальном, а не виртуальном мире, обсуждать общие вопросы, проблемы |
63 |
37 |
60 |
40 |
100 |
0 |
2.3 |
существенно сократилась нагрузка на орган зрения – дети стали отдыхать от зрительных нагрузок |
47 |
53 |
100 |
0 |
100 |
0 |
2.4 |
существенно сократилась нагрузка на орган слуха – дети перестали постоянно прослушивать звуковые файлы на переменах |
37 |
63 |
100 |
0 |
100 |
0 |
2.5 |
улучшилось общее психоэмоциональное состояние, ушла нервозность, тревога потери телефона, ожидания звонка |
43 |
57 |
60 |
40 |
100 |
0 |
3. |
считаете ли вы, что у школьников в связи с введением ограничений использования сотовых телефонов в школе: |
||||||
3.1 |
грубо нарушены права |
46 |
54 |
0 |
100 |
0 |
100 |
3.2 |
обеспечивается забота о здоровье и их психоэмоциональном благополучии |
71 |
29 |
0 |
100 |
100 |
0 |
3.3 |
прививается культура пользования сотовыми телефонами в общественных местах |
40 |
60 |
80 |
20 |
100 |
0 |
3.4 |
у ребенка улучшился ночной сон, ребенок стал легче засыпать и просыпаться |
29 |
71 |
70 |
30 |
67 |
43 |
3.5. |
улучшилось ли внимание, внимательность |
60 |
40 |
60 |
40 |
100 |
0 |
3.6 |
улучшилась ли память |
49 |
51 |
60 |
40 |
70 |
30 |
3.7 |
улучшилась ли скорость освоения нового материала |
57 |
43 |
50 |
50 |
0 |
100 |
3.8 |
улучшилась ли скорость запоминания текстов, стихотворений |
51 |
49 |
30 |
70 |
0 |
100 |
3.9 |
улучшилось общее самочувствие |
34 |
66 |
60 |
40 |
70 |
30 |
3.10 |
существенно снизилась нагрузка на орган зрения |
74 |
26 |
100 |
0 |
100 |
0 |
3.11 |
существенно снизилась нагрузка на орган слуха |
34 |
66 |
100 |
0 |
100 |
0 |
3.12 |
существенно снизились риски нарушений осанки |
11 |
89 |
20 |
80 |
0 |
100 |
3.13 |
снизилась нагрузка на нервную систему |
46 |
54 |
100 |
0 |
100 |
0 |
4. |
Есть ли в классе дети, нарушающие принятые в школе запреты |
80 |
20 |
60 |
40 |
100 |
0 |
5. |
Знаете ли вы о мерах и способах защиты от воздействия электромагнитных полей при пользовании сотовым телефоном |
60 |
40 |
80 |
20 |
100 |
0 |
6 |
Знания о необходимости ограничений в использовании сотовых телефонов детям даются в ходе: |
||||||
6.1 |
уроков |
49 |
51 |
100 |
0 |
100 |
0 |
6.2 |
классных часов |
54 |
46 |
100 |
0 |
100 |
0 |
6.3 |
внеклассных занятий |
46 |
54 |
60 |
40 |
100 |
0 |
6.4 |
не даются вообще |
6 |
94 |
0 |
100 |
0 |
100 |
7. |
Исполняете ли вы все принятые в школе ограничения? |
40 |
60 |
100 |
0 |
100 |
0 |
8. |
Затрудняют ли принятые ограничения общение детей с родителями? |
34 |
66 |
20 |
80 |
0 |
100 |
9. |
Ваши предложения по мониторингу эффективности реализации ограничений использования сотовых телефонов |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Памятка
по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи
1. Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
2. Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
3. Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.