Введение
В этом году я пошла в 1 класс. Школа, в которой я учусь, находится в 35 микрорайоне. Расположена она около оживленной дороги. Меня провожает в школу мама. Но, возможно, мне придется иногда ходить в школу одной. Существует опасность пострадать от мчащихся на большой скорости машин при переходе проезжей части дороги.
Актуальность. Нужно дойти до школы через дорогу и остаться живой и невредимой.
Цель исследования. 1. Изучить правила дорожного движения для пешеходов с целью выработки конкретных рекомендаций пешеходу, начинающему самостоятельное передвижение по городу.
2. Измерить время совершения акта торможения при разных погодных условиях.
Задачи исследования. Провести анализ правил дорожного движения для пешеходов; выявить ошибки и нарушения среди детей-пешеходов; доказать необходимость соблюдения правил дорожного движения пешеходами.
Гипотеза эксперимента. Я предполагаю, что автомобиль может остановиться быстрее в сухую погоду, чем в дождливую.
Объект исследования.Дорожные ситуации с участием детей-пешеходов.
Предмет исследования.Дорожные ситуации, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям с участием детей-пешеходов.
Методы исследования.В работе использован теоретический метод:
исследование научной литературы;
практические методы:
наблюдение,
беседа,
экспериментальное исследование.
Глава 1. Изучение ПДД
Ежедневно наша учительница, Екатерина Владимировна, проводит пятиминутки по правилам дорожного движения. Недавно был проведен классный час «Правила безопасного перехода улиц и дорог», где мы закрепляли знания по правилам дорожного движения (Приложение 1)
На классный час к нам приходила педагог дополнительного образования Такачёва Марина Николаевна. Она работает в Центре дополнительного образования для детей педагогом по обучению Правилам дорожного движения. Центр дополнительного образования для детей – это Детский автогородок, где учащиеся занимаются в объединениях «Юный инспектор движения», «Юный велосипедист» и «Правила дорожного движения».
На классном часе мы многое узнали, как правильно себя вести на улицах и дорогах города.
В Правилах дорожного движения обязанности пешеходов прописаны в Разделе 4.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. [1].
Глава 2. Эксперимент
Мы всем классом ходили на экскурсию в парк «Велики», где наглядно закрепляли правила дорожного движения. (Приложение 2)
Также мы ходили к светофору, установленному рядом со школой, где наблюдали за движением пешеходов, движущимся транспортом и их скоростью торможения. (Приложение 3)
И мы задумались над тем, какую опасность таит в себе дорога.
Мы с одноклассниками решили провести эксперимент и выяснить, как быстро может затормозить автомобиль при неожиданном появлении пешехода на дороге в разных погодных условиях.
Цель проведения экспериментальных исследований – выявить причины, не позволяющие водителю реализовать свое намерение избежать наезда на пешехода, при условии полного соблюдения им правил дорожного движения.
Условия проведения экспериментальных исследований:
- соблюдение правил дорожного движения водителем,
- реакции водителя и пешехода адекватны,
- безопасность участников эксперимента.
Оборудование и условия проведения экспериментов 1 и 2.
1. Автомобиль в исправном состоянии;
2. Лазерная рулетка.
3. Измеритель скорости.
4. Эмулятор знака «Пешеходный переход».
Участники эксперимента.
- Пешеход-доброволец (ЗакироваРиана, ученица).
- Водитель-доброволец (папа), имеющий опыт вождения более 100 тыс. км.
- Такачева Марина Николаевна, руководитель кружка по ПДД.
Эксперимент
Рассмотрим действия водителя при неожиданном выходе пешехода на проезжую часть.
Время реакции водителя состоит из двух периодов: скрытый период, измеряемый временем от момента появления раздражителя до начала двигательного акта, и моторный период, измеряемый временем выполнения двигательного акта. Таким образом, время от появления на дороге пешехода до остановки автомобиля составит:
Tскр + Tмот + Tторм =Tост, где
Tскр – скрытое время реакции
Tмот – время выполнения двигательного акта
Tторм – время остановки автомобиля
Tост – время до полной остановки
Такой вывод я сделала при помощи папы. Он произвел расчеты, используя «взрослые» формулы.
Эксперимент 1. Измерение времени совершения акта торможения в сухую погоду. Время выполнения двигательного акта торможения для автомобиля с автоматической коробкой составляет около 0,2 секунды.
Остановка автомобиля после торможения.
Скорость 20 км\ч. Среднее расстояние, которое проезжает автомобиль после начала торможения – 2 метра.
Скорость 40 км\ч. Среднее расстояние, которое проезжает автомобиль после начала торможения – 6 метров.
Скорость 60 км\ч. Среднее расстояние, которое проезжает автомобиль после начала торможения – 15 метров.
Результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Скорость (км/ч) |
20 |
40 |
60 |
Среднее расстояние, которое проезжает автомобиль после начала торможения (в метрах) |
2 |
6 |
15 |
Эксперимент 2. Измерение времени совершения акта торможения в дождливую погоду. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Скорость (км/ч) |
20 |
40 |
60 |
Среднее расстояние, которое проезжает автомобиль после начала торможения (в метрах) |
4 |
8 |
20 |
Таким образом, тормозной путь на мокрой дороге увеличивается в 2-3 раза, а на обледенелой дороге может увеличиваться до 10 раз, так как вода играет роль смазки.
Вывод. Нельзя двигаться резко даже на пешеходном переходе, так как даже при торможении на разрешенной в зоне пешеходного перехода скорости 20 км/час водитель проезжает минимум 2 метра!
(Приложение 4)
Поэтому, всем, кто хочет быть живым и здоровым, хочет дружить с дорогой, необходимо соблюдать следующиеправила:
1.Пешеход не должен выбегать на проезжую часть!
2.Пешеход обязан соблюдать правила дорожного движения! [2].
Марина Николаевна, на родительском собрании провела беседу на тему: «Правила личной безопасности на улице и дороге». Беседа была проведена для того, чтобы мамы и папы могли контролировать на дорогах маленьких пешеходов. (Приложение 5)
Важно учесть то, что дорога в школу по утрам в течение учебного года с октября по апрель совершается в темное время суток! Поэтому необходимо использовать светоотражающие детали в одежде или на портфелях!
Наши родители приобрели для всех светоотражающие полоски для одежды и для портфелей. (Приложение 6)
На линейке по правилам дорожного движения, которую проводили для учеников начальных классов нашей школы, напомнили всем ребятам о необходимости использовать светоотражающие полоски, чтобы не случилось беды.
На занятиях кружка по «Правилам дорожного движения» мы с одноклассниками нарисовали памятки пешеходам-первоклассникам, которые вручили на празднике «Посвящение первоклассников в пешеходы». (Приложение 7)
Дети получили от руководителя кружка тетради на печатной основе по правилам дорожного движения, в которых будут записывать результаты своих исследований, рисовать на заданные темы.
Также мы участвуем в акциях, рейдах, где вручаем памятки школьникам и их родителям. Все это делается для того, чтобы школьники не попали в дорожно-транспортные происшествия. (Приложение 8)
Заключение
Таким образом, мы изучили правила дорожного движения для пешеходов и провели эксперимент с целью выяснения, как быстро может затормозить автомобиль при неожиданном появлении пешехода на дороге при разных погодных условиях. Наша гипотеза подтвердилась.
Из чего сделали вывод: нельзя двигаться резко даже на пешеходном переходе, так как даже при торможении на разрешенной в зоне пешеходного перехода скорости 20 км/час водитель проезжает минимум 2 метра! А на мокрой и обледенелой дороге тормозной путь увеличивается до 10 раз, так как вода играет роль смазки.
Пешеходы должны соблюдать следующие правила:
1. Пешеход не должен выбегать на проезжую часть!
2.Пешеход обязан соблюдать правила дорожного движения!
3.Пешеход должен использовать светоотражающие детали в одежде или на портфелях в темное время суток. [3].
Я и мои одноклассники продолжим занятия в кружке «Правила дорожного движения». А с 3 класса мы будем изучать правила езды на велосипеде по программе «Юный велосипедист», автором которой является Такачева Марина Николаевна. Для того, чтобы быть не просто грамотными пешеходами и грамотными велосипедистами, а быть живыми, здоровыми и счастливыми.
Список использованной литературы
Правила дорожного движения Российской Федерации на 2020год. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 64 с.
Умные и сложные правила дорожные / В.П. Хамидуллина, худ. С. Черняев. – Казань: Издательство ГБУ «НЦБЖД», 2018. -28 с.; ил.
Урок безопасности «Я заметен!» | НИОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nios.ru › newspdd
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8