Интервью с педагогом, занимающимся гражданско-патриотическим воспитанием

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интервью с педагогом, занимающимся гражданско-патриотическим воспитанием

Давыдова К.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. Ж.И.Алфёрова
Мальчикова Н.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.Ж.И.Алфёрова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«Истинную свою славу

я видел в служении моему Отечеству»

Александр Васильевич Суворов

Сегодня возрождение кадетского движения в России с его многовековыми героическими традициями служения Родине продиктовано временем и является востребованным в молодежной среде. Классическое кадетское образование принято ассоциировать с кадетскими корпусами, где в основном мальчишки круглосуточно погружены в военно-образовательную среду. Трансформация традиционного кадетского движения с учетом современных реалий, послужила закладке современной модели организации кадетских классов в общеобразовательных школах. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Качества настоящего кадета чаще всего называют силу и мужество, честность и порядочность, любовь к Родине и уважение к старшим, физическую закалку и выносливость, образованность и воспитанность. Именно такие качества ребята стараются в себе развивать.

В работе над проектом я взяла за основу Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» это старая программа, которая заканчивается в 2020 году. Новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2020-2025 годы» рамках нацпроекта «Образование» будет принят до конца 2020 года, проект документа планируется представить на обсуждение в сентябре. Об этом в понедельник заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов1. Проект по патриотическому воспитанию «будет служить ресурсной базой» для реализации поправок в закон об образовании, которые инициировал президент РФ Владимир Путин и которые направлены воспитательную работу в школах, добавил министр.2

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Документ был разработан по поручению президента Владимира Путина и внесен в правительство министерством образования и науки РФ. Функции координатора при реализации программы возложены на Росмолодежь. Программа состоит из пяти разделов, которые соответствуют основным направлениям работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательское, методическое, информационное, патриотическое, а также развитие волонтерского движения. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Основная цель программы: с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию3.

Изучив данную программу, я пришла к выводу, что в настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учиться? должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. «Я думаю, что патриотическим воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. Но в большей степени это школа. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь от того, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, в трудной эпидемиологической обстановке, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением, даже находясь на улице, перед окнами устраивали концерты. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить».

Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека. Меня так заинтересовал этот вопрос, что я решила посвятить этому свою работу.

В последние годы политика государства все больше акцентирует внимание на проблеме формирования гражданско-патриотических качеств детей и молодежи. Много ли сейчас подростков, которые смогут назвать хотя бы 2-3 великих полководцев, которыми можно гордиться или отечественных  героев, получивших Медаль "Золотая Звезда"?  Да, действительно, отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей, слабые познания в области культуры, истории, любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Изучив много литературы по данной теме, я пришла к выводу, что данная проблема возникла в последнее десятилетие, она существовала всегда.

Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Необходимо расширять кругозор обучающихся, знакомить их с жизнью родного города, родного края, воспитывать любовь к малой Родине, гордость за свой народ, воспитывать патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Нас окружают разные учителя, и мы к ним по-разному относимся. Кого-то любим больше, кого-то меньше, на один урок бежим с удовольствием, учёба кажется легкой, на другой плетёмся, еле-еле и знания ну никак не хотят оставаться в голове. И получается, что от учителя многое зависит: будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе. Получается, что учитель так много значит в нашей жизни!4

Основная цель: формирование основ патриотического воспитания, и тех качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины и Отечества в целом.

Задачи проекта:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;

2. Развить чувства патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

3. Охарактеризовать особенности патриотического воспитания через интервью с педагогом;

4. Провести диагностику патриотических качеств среди обучающихся с 9 «В» классом;

5. Показать на основе достоверных фактов, возможность проявления патриотизма в мирное время в современном обществе.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Учебный процесс в школе невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Именно деятельность преподавателя - организатора ОБЖ я хочу раскрыть в своем проекте.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.

В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года” и др. Проведение анкетирования, изучение запросов родителей и учащихся в вопросах формирования социального заказа показало необходимость создания на базе МОУ СОШ № 2 кадетского класса, в которые бы вошли учащиеся в возрасте 11-15 лет.

Кадетское движение осуществляет обучение и воспитание кадетов, направлено на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Быть учителем — одна из самых благородных профессий. Чтобы больше узнать о деятельности моего классного руководителя Мальчиковой Натальи Викторовны, которая на протяжении пяти лет работала по собственной программе «Отечества достойный сын» и 2020 году выпустила первых кадетов. Из ее рассказа хочу понять систему работы этого педагога и больше разобраться в патриотическом воспитании, узнать все о кадетстве. Я подготовила вопросы, которые помогут мне понять и разобраться, что нас ждет по окончании девятого класса.

Интервью:

Мы с вами знакомы около месяца, мне бы хотелось узнать о Вас гораздо больше.

Я: Наталья Викторовна, расскажите о себе.

Наталья Викторовна:я работаю в МАОУ СОШ № 2 им. Ж.И. Алферова, преподавателем – организатором ОБЖ с 2013 года. Общий стаж педагогической работы составляет 12 лет. Так же веду допризывную и медицинскую подготовку учащихся, занимаюсь охраной труда и техникой безопасности в образовательном учреждении. Активно участвую в проектной деятельности. Выпустила три класса, последний выпуск – это кадетский класс! На протяжении 10 лет являюсь начальником Летнего оздоровительного лагеря при школе. Имею высшее образование, в 2006 году закончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «Технология предпринимательства». В 2017 г. получила Диплом о профессиональной переподготовке «Основы безопасности жизнедеятельности». В 2018 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВО «Уральском государственном лесотехническом университете». Квалификация: «Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения». Отвечаю за безопасность дорожного движения и за школьный автобус. С 2020 года веду дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «ЮИД» и «Спасатели» в центре Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Я: Наталья Викторовна, как вы привлекаете своих кадетов в воспитательную систему кадетского класса?

Наталья Викторовна:использую различные формы и методы в педагогической деятельности. Обучающиеся ежегодно являются участниками Всероссийской олимпиады школьников на различных уровнях. В школе ежегодно проводится 1 этап Всероссийской предметной олимпиады школьников по КБЖ/ОБЖ с 7 по 11 классы, где мои кадеты активно участвуют, занимая призовые места.

Учебный год

Класс

Количество

Победителей

Призёров

Участники

25.11.2017 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по ОБЖ

7 класс

1

 

2

23.11.2018 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по ОБЖ

8 класс

1

2

0

23.11.2019 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по ОБЖ

9 класс

1

2

0

Всего за три года

 

3

4

2

Считаю, что данные успехи кадетов свидетельствует о том, что я двигаюсь в правильном направлении.

Я: Наталья Викторовна, как часто вы ездите на экскурсии?

Наталья Викторовна:на протяжении всех пяти лет я ежегодно организовывала экскурсии в Туринский и Ирбитский краеведческий музеи, побывали в Музее военной техники г. В - Пышма, в Кунгурской Ледяной пещере. Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Осенью 2019 года, подготовила экскурсию по профориентации в Екатеринбургский колледж транспортного строительства, Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж. Четыре выпускника поступили в ГАПОУ СО "ЕКТС".

Я: Наталья Викторовна, вы писали исследовательские проекты со своими кадетами?

Наталья Викторовна: с целью создания эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся кадетского класса в воспитательной работе, я использовала проектную деятельность. К ней привлекала кадетов с 5 по 9 класс, уровень рассматриваемых вопросов становился более серьезным, и порождаются вопросы и проблемы, связанные с детальным осмыслением абсолютно неизвестного и неописанного процесса. Моими кадетами за период 2017/2020 уч.г, были созданы исследовательские проекты:

-«Сбереги свое здоровье», Диплом II степени за лучшую работу в области социальной направленности на VIII публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2018 год.

-«Хлеб в жизни человека», сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2018 год.

-«К автомобилю с любовью», сертификат участия в публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», 2019 год.

-VII Публичная презентация школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», участие, 2019 г.

- «Мои предки в Великой Отечественной войне», Диплом II степени, 2020г..

- «Мое отношение к службе в рядах Вооруженных сил», Диплом I степени, 2020г..

Имея столь богатый опыт в педагогической работе, делитесь ли вы своим опытом с другими педагогами школ?

Наталья Викторовна: да, действительно обмениваюсь опытом с коллегами в сетевых профессиональных сообществах - мною был открыт персональный сайт учителя ОБЖ obzh.moy.su. На моем сайте можно отследить посещаемость и рейтинг скачивания методических материалов, и всю мою деятельность.

На протяжении пяти лет нам предлагают участие (мы участвуем) в различных конкурсах, а вы как педагог принимаете участие в конкурсах? Наталья Викторовна: безусловно, Кристина, участвую в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах:

-победитель областного этапа тематической смены «Профсоюз» 2018 г.

-победитель муниципального смотра – конкурса на лучший летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Остров детства» 2017 г. Диплом победителя.

-призер муниципального конкурса «Лучший преподаватель - организатор ОБЖ» 2017 г. Диплом II степени.

-победитель заочного этапа областного конкурса «Лучший преподаватель - организатор ОБЖ (БЖД)» 2017 г. участие.

-победитель областного конкурса «Лучший преподаватель - организатор ОБЖ (БЖД)» Победитель в номинации: «Растим патриотов» диплом.

-участие в областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области в 2018 году.

-победитель муниципального конкурса «Лучший преподаватель - организатор ОБЖ» 2018 г. Диплом I степени.

-значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного и образовательного процессов, добросовестный труд 2018 г. благодарственное письмо Главы Туринского городского округа.

-участие в заочном этапе областного конкурса «Лучший преподаватель - организатор ОБЖ (БЖД)» 2018 г.

Достигнутые мною результаты заставляют двигаться дальше, находясь в постоянном процессе самосовершенствования:

- Благодарность за подготовку участников муниципального конкурса молодежных бизнес – планов в рамках проекта «Школа бизнеса» на территории Туринского городского округа в 2019 г.;

- Благодарность за подготовку команды в 1 Окружной военно – спортивной игре «Зарничка» среди обучающихся начальных классов ОО;

- Благодарность за подготовку команды в 9 слете учащихся кадетских классов и воспитанников объединений патриотической направленности «России юные сыны» г. Тавда;

- Муниципальный конкурс «Учитель года». Победитель;

- Муниципальный конкурс «Лучший преподаватель – организатор ОБЖ»;

- Благодарственное письмо Главы Туринского городского округа за значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного и образовательного процесса, добросовестный труд.

Я: В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Естественно, что в таких условиях проблема практического воспитания подростков становится одной из актуальнейших, и поэтому необходимость патриотического воспитания является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Я: Какую работу в патриотическом направлении вы вели с кадетами?

Наталья Викторовна: начиная реализовывать воспитательную систему «Отечества достойный сын» в 5 классе (2015-2016у.г.), наблюдала усиление националистического настроения среди кадетов. Очень часто проявлялись негативизм, демонстративное грубое поведение по отношению к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Способы преодоления данных проблем – это всесторонняя занятость кадетов в различных мероприятиях, клубах, секциях. Считаю, что поставленная цель создание воспитательной системы «Отечества достойный сын», полностью реализована, созданы эффективные условия для формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся кадетского класса. Все определённые ранее задачи выполнены:

- создана система мероприятий, способствующих формированию патриотического мировоззрения обучающихся кадетского класса;

- созданы условия для формирования чувства патриотизма среди кадетского класса путём внедрения дополнительных курсов, направленных на патриотическое воспитание.

Я: Расскажите о достижениях ваших кадетов?

Наталья Викторовна: как я упоминала ранее о качестве реализуемой воспитательной системы «Отечества достойный сын», в этом направлении можно судить по успехам моих учеников.

Кадеты с самого начала учебного года вовлечены в активный процесс жизни школы, принимают участие в разных конкурсах.

 

Общее число мероприятий

Количество участников

1 место

2 место

3 место

Количество призовых мест

2017 – 2018 учебный год

76

201

24

14

19

68

2018 – 2019 учебный год

97

234

41

18

22

81

2019 – 2020 учебный год

29

98

9

8

12

29

Достижению таких результатов способствовала активизация внеурочной деятельности с обучающимися (кадетами), способствующая совершенствованию всесторонних знаний, умений и навыков. В 2019 – 2020 учебном году, наблюдается снижение числа мероприятий из-за пандемии в стране.

-В 2017-2018 учебном году наш кадетский класс принял участие в Областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров». Результат 1 место на муниципальном уровне.

-В течение трех лет (с 2017 по 2019 годы) команда школы занимает 1 место в районном туристическом слете.

-2-ое открытое первенство по пулевой стрельбе из пневматической винтовки в Восточном округе, грамота за волю к победе;

-Ежегодно принимаем участие в Публичной презентации школьных исследовательских работ «Инженер леса XXI века», представляли исследовательские проекты: «Сбереги свое здоровье» - 2 место, «С любовью к автомобилю» - участие;

-Участие команды в муниципальном этапе конкурса «Смотр строя и песни» - 2 место 2017 г., 3 место 2019 г.

-Участие команды в муниципальном этапе военно-спортивной игры «Зарница» 2 место - 2017г., 3 место - 2018г., 2 место – 2019 г.

-Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Светлячок», по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Номинация: «Выйти из темноты», Пожиган Анастасия получила Диплом 1 степени.

-Участие команды в муниципальном слете ДЮП, результат 1 место – 2017 г., 2018 г., 2019 г..

-Участие в муниципальной молодежной спартакиаде «В здоровом теле – здоровый дух» - 2 место – 2017 год, 2 место – 2018 год, 3 место – 2019 год.

Я считаю, что участие в данных конкурсах является важной частью моей воспитательной системы.

Ежегодно на базе одной из сельских общеобразовательных школ проводится районный слёт патриотических формирований. В феврале 2017, 2018 году мои ребята заняли второе и третье место в 2019 г. второе место.

На протяжении четырех лет (с 5 по 8 класс) ребята кадетского класса принимают активное участие в акции "Бессмертный полк", приуроченной ко Дню Победы, возглавляют «Батальон отважных».

30 марта 2018 года наш класс ездил на окружные соревнования в г. Камышлов, где из десяти команд мои кадеты были четвертыми.

С сентября 2017 года наши кадеты вступили во Всероссийское военно-патриотическое общественное движение ЮНАРМИЯ.

На занятиях по КБЖ\ОБЖ и Основам военного дела, кадеты знакомятся со спецификой воинского дела, воспитывают в себе качества, необходимые защитнику Родины. На занятиях по огневой подготовке кадеты приобретают опыт стрельбы из пневматического оружия и сборки, разборки автомата Калашникова.

В рамках «Школы безопасности» мы с обучающимися ежегодно участвуем в соревнованиях – «Медико-санитарная подготовка», «Стрелковое многоборье» - занимая лидирующие позиции.

В 2018 наши кадеты явились победителями в Муниципальном соревновании «Школа безопасности». Моя задача – выпустить ребенка в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим.

Да, действительно ваша работа с детьми безгранична, и это только малая часть всех мероприятий, в которых вы с кадетами приняли участие. Зная, что все выпускники разъехались по разным городам, я нашла каждого кадета (выпускника 9 «В» класса, МАОУ СОШ№2, г. Туринска) и с помощью социальных сетей провела опрос с целью исследования социально-личностных качеств учащихся на тему: «Патриотизм у кадетов». В опросе принимало участие 23 кадета. Результаты получились следующие: 56 % респондентов полагают, что патриотизм – это любовь и уважение к Родине, гордость за нее, чувства преданности, долга и ответственности перед страной. 20 % опрошенных считают, что патриотизм – это готовность трудиться и служить на благо Родины. В 14% случаев респонденты говорили, что патриотизм – это готовность защищать свое Отечество и служить в армии. Именно это доказывает, что мы с вами шли правильной дорогой к правильной цели.

Можно сделать вывод о том, что классный руководитель – Мальчикова Н.В. сформировала позицию «Я – гражданин этого общества, я принимаю ценности общества, так как оно принимает меня». Когда у человека сформирована активная гражданская позиция, тогда можно говорить о патриотизме – как одной из качественных характеристик  гражданина.

Но, как пишет Усова А.В., "если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи". Тем более что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма - самого высокого чувства в человеке, являющимся как бы общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению Ушинского К.Д., "последним гибнет даже в злодее"5.

Таким образом, я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности, чем и занимается Наталья Викторовна Мальчикова в нашей школе. Патриотизм - нравственная категория. Надо помнить, что к нравственным поступкам человека побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие, провозглашает духовные ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь. В этом и есть содержание патриотизма как нравственного понятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении следующих пяти лет мы будем сформировывать качества личности, способствующие развитию активной жизненной позиции, уровню ответственности, направленности способа жизни, уровню культурности и интеллекта, способности управлять эмоциями.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии6.

Считаю, что формирование основ патриотического воспитания, и тех качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины и Отечества в целом у выпускников сформирована. Изучена специальная литература по проблеме исследования - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; развиты чувства патриотизма, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; охарактеризованы особенности патриотического воспитания через интервью с педагогом; проведена диагностика патриотических качеств среди обучающихся с 9 «В» классом; показаны достоверные факторы, возможность проявления патриотизма в мирное время в современном обществе на основе участия в мероприятиях различного уровня.

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Список литературы

Адаменко С.В. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - № 4 - С. 23. Гасанов З.Т.

Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - № 6 - С. 59.

Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.-№3, 2000

Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 2004 - №5 - С. 52.

Джемс У. Психология. - М., 2001. - с. 98. Галанин Ю.

О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2000


Интернет источники

Сайт Газета.ру ttps://www.gazeta.ru/social/news/2020/06/22/n_14580427.shtml

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». http://bda-expert.com/2016/01/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody/

https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/issliedovatiel-skii-proiekt-sovriemiennyi-uchitiel

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00518056_1.html

1 Сайт Газета.ру https://www.gazeta.ru/social/news/2020/06/22/n_14580427.shtml

2 Сайт Газета.ру https://www.gazeta.ru/social/news/2020/06/22/n_14580427.shtml

3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». http://bda-expert.com/2016/01/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody/

4 https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/issliedovatiel-skii-proiekt-sovriemiennyi-uchitiel

5 Джемс У. Психология. - М., 2001. - с. 98.

6 https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00518056_1.html

 

Просмотров работы: 14