Аннотация.
Данная работа посвящена изучению степени влияния физических нагрузок на развитие и здоровье детей в условиях вынужденных ограничений во время карантина, введенного из-за пандемии коронавирусной инфекции.
Автора интересует гипотеза: если изучить проблему с теоретической и практической точки зрения, то можно разработать комплекс упражнений и дать методические рекомендации по их правильному выполнению.
Основное содержание исследования составляет влияние физической активности на развитие и укрепление здоровья младшего школьника. В результате данной работы автор пришёл к выводу, что простой домашний комплекс физических упражнений, регулярно выполняемый по утрам, влияет на организм ребёнка только положительно.
В качестве ключевого доказательства исследования используются методы опроса, теоретического изучения проблемы, практического изучения проблемы, сопоставления и анализа полученных фактов и сведений, моделирования ситуации, разработки.
Автором изучены научные труды и статьи учёных, врачей, кандидатов медицинских наук Дубровского В.И., Чумакова Н.Б, Айзман Р.И., Севостьянова А.Н., Орловой Н.Н. В статьях раскрыты основы здорового образа жизни, меры профилактики гиподинамии детей. Но, специальных исследований по этой теме немного, данная проблема изучается, так как это новая болезнь 20-21 веков и требует дальнейших исследований.
1
Комплекс упражнений для профилактики гиподинамии
у детей школьного возраста во время самоизоляции
Демянов Дмитрий Джонович
Забайкальский край
Городской округ «Поселок Агинское»
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2»
2 класс
План исследования
Актуальность. Учитывая малоподвижный образ жизни школьников в период карантина, выполнение комплекса физических упражнений является очень актуальным.
Я выбрал темой проекта проблему, которая меня очень заинтересовала. В период карантинных мероприятий, когда дети вынуждены учиться удаленно, школьники больше времени стали проводить дома в сидячем положении за компьютером.Это может привести к нарушению осанки и сколиозу у школьников. Мой проект «Комплекс упражнений для профилактики гиподинамии у детей школьного возраста во время самоизоляции», направлен на поиск нужной информации по этой теме, путей решения проблемы,возможно, это позволит развить мотивацию и возможность детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом дома, ведению здорового образа жизни, расширению кругозора, целеустремлённости. В работе приводятся симптомы гиподинамии, показано негативное влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие школьников.
Объектом моего исследования является здоровье учащихся, апредметом – способы эффективного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях ограничений.
Основной целью работы является разработка комплекса упражнений, доступных в домашних условиях.
2
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- провести анкетирование среди учащихся 2 класса, чтобы выявить проблему и привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;
- изучить рекомендации специалистов для решения данной проблемы;
-разработать (скомпоновать) комплекс упражнений для учащихся, составить рекомендации правильного выполнения.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что если изучим проблему с теоретической и практической точки зрения, то можем разработать комплекс упражнений и дать методические рекомендации по их правильному выполнению.
В ходе работы мы использовали следующие методы:
- теоретическое изучение проблемы;
- практическое изучение проблемы (опрос; анкетирование);
- сопоставление и анализ полученных фактов и сведений;
- моделирование ситуации;
- разработки.
Теоретическая и практическая значимость данной работы данной работы в том, что этот материал и комплекс упражнений могут быть использованы школьниками, учителями, воспитателями ДОУ как на карантине дома, так и на уроках физкультуры, и во внеурочной работе.
3
I. Изучение теоретического материала по теме исследования.
1.1. Гиподинамия. Что это такое? Причины и последствия.
Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни. [1].
Гиподинамию принято считать социальным заболеванием века, так как всё меньшее количество людей прилагают хоть какое-то усилие, чтобы выполнить ту или иную физическую нагрузку.
По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) [14] , каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 5-17 лет недостаточно физически активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и эндокринных болезней.
А также гиподинамия вызывает ослабление мышечной деятельности и приводит к нарушению функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения). [4]
В школьном возрасте гиподинамия особенно опасна и связана с нетрадиционным распорядком дня ребёнка, с перегрузкой в учёбе, дети очень мало бывают на свежем воздухе. И большую часть времени дети проводят за телефонами и компьютерами. Это отчасти связано с вынужденным карантином из-за коронавирусной пандемии. Без работы мышцы слабеют, постепенно атрофируются, уменьшаются сила и выносливость, появляются расстройства нервной системы, страдают суставы и позвоночник, появляется избыточный вес. Отсюда, понижается иммунитет, работоспособность, дети часто болеют. [10]
1.2. Рекомендации специалистов.
4
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) разработала "Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья" с общей целью профилактики неинфекционных заболеваний для разных возрастных групп. [14]
Для возрастной группы дети и подростки (5-17 лет)физическая активность предполагает игры, состязания, занятия спортом, поездки, оздоровительные мероприятия, физкультуру или плановые упражнения в рамках семьи, школы и своего района.
Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) рекомендует организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы на игры на телефоне или планшете оставалось меньше времени, чем на настольные игры, чтение книг, рисование и художественное творчество. Просмотр телевизионных программ также следует ограничить.
При организации досуга ребёнка, учитывая проблему гиподинамии, рекомендуется предусмотреть в режиме дня занятия физкультурой. Достаточно делать небольшие перерывы по 10 минут между занятиями, во время которых проводить несколько упражнений на снятие напряжения с мышц или гимнастику для глаз.[19]
Врачи многопрофильного лечебно-профилактического учреждения Ярославской области утверждают, что двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков.Она складывается из нескольких слагаемых:
активность во время физического воспитания (на уроках);
физическая активность во время обучения (физминутки, перемены);
общественно-полезная и трудовая деятельность (дома);
спонтанная физическая активность в свободное время. [15]
А вот рекомендации специалистов физиологического диспансера Удмуртии [16].
В своей статье «Профилактика последствий гиподинамии» предлагают следующие занятия:
5
Обязательная утренняя зарядка — десятиминутный комплекс упражнений даст заряд бодрости на весь день.
Ежедневные пешие прогулки по 20 – 25 минут по дороге на работу и с работы.
Ходьба по лестницам — даже 20 – 30 ступенек в день эффективно отразятся на состоянии здоровья.
Плавание — занятия в бассейне — хороший способ укрепить мышцы и сбросить лишние килограммы.
Занятия зарядкой между делом — в транспорте, на кухне, при просмотре телевизора — всегда есть возможность понапрягать мышцы.
Врач по гигиене детей и подростков Губкинской городской больницы И.А.Фаркова говорит, что самая лучшая профилактика гиподинамии – это движение, различная физическая активность. Даже дома в условиях самоизоляции можно больше двигаться.
Она рекомендует кроме утренней зарядки использовать возможности:
-онлайн-площадок бесплатных для занятий фитнесом под руководством тренера;
-йогу, танцы, кардиоупражнения;
-использование дома различных тренажёров. [17]
Также врачами разработаны видеоролики "Гиподинамия" и "Профилактика", ознакомиться с которыми можно по ссылкам. [18]
Таким образом, профилактика последствий гиподинамии сводится к тому, что мы называем здоровым образом жизни. Гулять, бегать, играть в спортивные игры, давать своему телу возможность насладиться движением — и гиподинамия не страшна.
Спорт – одна из главных и неотъемлемых частей жизни практически любого человека. Именно спорт помогает поддерживать в тонусе иммунитет, организм и здоровье в целом. [3]
II. Практическая часть исследования.
6
2.1. Комплекс упражнений, разработанный автором.
Карантин – это комплекс ограничительных мер, которые вводят при неблагоприятной эпидемиологической обстановке, по причине массовых заболеваний, пандемии или эпидемии. [11]
Как утверждает главный врач медицинского центра «Лидер-Медицина», педиатр, инфекционист Евгений Тимаков[10], карантин грозит детям рядом заболеваний, связанных с нехваткой физической активности такими как:
-нарушение осанки, сколиоз может развиться за 1 месяц;
-нарушение кровотока в шейном отделе, отсюда головные боли;
-ожирение, отсюда риска развития эндокринных заболеваний, гипертонии;
- нарушение психического состояния;
- нехватка общения.
После изучения различных источников информации была составлена анкета для одноклассников с целью определения уровня состояния здоровья. Анкета включает 8 вопросов (Приложение I).
Всего в опросе приняли участие 25 человек. Результаты анкетирования сложились таким образом.
На вопрос «Знаете ли вы, что такое гиподинамия?» 7 человек (28%) ответили, что знают, а не знают – 18 человек (72%).
По утрам выполняют зарядку 15 человек, что составляет 60% от общего числа, не делают 10 человек (40%).
4 человека (16%) за компьютерами проводят 1 час, 8 человек (32%) до 2 часов, 13 человек ( 52%) больше двух часов.
Чувствуют усталость в течение дня 10 человек или 40% класса, не устают 15 человек или 60%.
Часто болеют всего 3 человека (12%), не болеют 22 человека или 88%.
7
От долгого занятия за компьютером чаще болят глаза у 15 человек (60%), у 5 человек болят шея, спина, у такого же количества учащихся ничего не болит, что составляет по 20%.
9 человек (36%) чувствуют, что компьютерные игры влияют на сон и психическое состояние, а 16 человек (64%) это отрицают.
18 человек (72%) оценили своё состояние здоровья как высокое, а 7 человек (28%) как среднее.
Анализ результатов анкетирования показал, что проблема с двигательной активностью и нарушения в здоровье и психическом состоянии в классе существуют. Выявив проблему на основе теоретического ее изучения и анкетирования учащихся, мы подобрали комплекс упражнений для профилактики гиподинамии. Выделили из них топ основных упражнений, которые удобны для выполнения на время самоизоляции.
Девиз: "Проводи день в движении!"
Продолжительность утренней зарядки – 15-20 мин.
Каждое упражнение повторять по 4-5 раз.
Ходьба на месте или по кругу.
Ходьба на месте с высоким подъемом колена.
Бег на месте в легком темпе.
Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад:
- Исходное положение – стойка ноги вместе, руки на пояс. Наклон головы вперед и назад;
- Исходное положение – то же. Поворот головы вправо и влево.
Наклоны корпуса вправо-влево, назад-вперед.
- Исходное положение – стойка ноги на ширине плеч, руки вытяните вверх, наклоняйте туловище вправо и влево;
- Исходное положение – то же. Наклоны туловища назад- вперед.
Сведение и разведение рук в стороны, вверх.
8
Исходное положение – стойка ноги на ширине плеч, руки вытяните вперед – вверх – в стороны.
Приседания.
- Исходное положение – стойка ноги на ширине плеч, руки перед собой, приседаем.
Стойка на голове.
- Исходное положение – встать на колени рядом со стеной, опереться на руки и голову. Затем медленно поднимаем ноги, опираясь на стену.
Отжимание.
- Исходное положение – упор лежа. Согнуть руки в локтях, опустив при этом тело до параллели с полом, после чего, напрягая тело, медленно разогнуть руки, вернувшись в исходное положение.
Качание пресса.
- Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову, локти развернуть. Поднять верхнюю часть туловища, голову прижать к груди.
2.2. Методические рекомендации по правильному и эффективному применению упражнений.
С пяти лет я постоянно занимаюсь в секции по вольной борьбе в СДЮШОР при Амитхашинской средней общеобразовательной школе. Мой тренер Баясхаланов Болот Тумутович – очень строгий, но справедливый. Занятия проводились каждый день с понедельника по пятницу с 15.30 до 17.00. К сожалению, из-за карантина с апреля месяца тренировки я не посещаю. Но стараюсь заниматься дома, чтобы укрепить свое здоровье и иммунитет.
Слишком подвижным детям зарядка поможет успокоиться и правильно использовать свою энергию. А медлительные дети смогут активизироваться.
Физические упражнения помогают бороться со стрессом и оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние.
Важно взрослым выполнять упражнения вместе с ребенком. Дети повторяют поведение взрослых и перенимают их привычки. Не совсем правильно,
9
когда родители заставляют ребенка делать зарядку, а сами в это время лежат на диване или сидят перед компьютером.
Если ребенок в плохом настроении, не стоит принуждать его выполнять упражнения. Лучше подождать, когда его настроение улучшится. Иначе в его сознании закрепится ассоциация «плохое настроение — зарядка».[12]
Можно добавить игровые элементы, например, поиграть в супергероев, которые разминаются перед тем, как спасать мир. Зарядка пройдет намного веселее, если на фоне включить энергичную музыку или те песни, которые любит ребенок.
Во время карантина мы с мамой вместе каждое утро ищем новые видеоролики в интернете, в котором мультяшные герои весело под музыку проводят утреннюю зарядку.
Ссылки на эти страницы мы собрали в буклете, чтобы каждый смог найти для себя самый интересный ролик и так же весело, как и мы, заниматься каждый день.
2.3. Результаты анкетирования.
В данное время наш класс находится на длительных осенних каникулах. Мы решили активно заниматься утренней зарядкой, где выполняем комплекс моих упражнений. Затем мы повторно провели опрос одноклассников через чат нашего класса в приложении Viber.
В опросе участвовали 24 человека и отвечали они на следующие вопросы:
На первый вопрос большинство 19 человек (79%) ответили утвердительно, и 5 человек (21%) – отрицательно.
Из этих 19 человек менее 10 мин в день занимаются 3 человека (16%), от 15 до 20 мин – 13 человек (68%), и более 25 мин – 3 человека (16%).
Чувствуют себя лучше после ежедневных занятий спортом 18 человека (94%), и нет – 1 человек (6%).
10
Анализируя данные можно с уверенностью сказать, что двигательная активность у детей повысилась, это может вызвать ряд изменений в организме сторону укрепления здоровья и иммунитета, улучшения общего состояния ребёнка.
Каждому современному школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области двигательной активности, но и на практике применять активный отдых. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных веществ и кислорода. А это всё ведёт к успешному усвоению знаний. [5]
Дети, которые занимаются спортом, становятся намного собраннее, организованнее, внимательнее, ответственнее. Отсюда и другое отношение к учёбе.
Заключение
Регулярная утренняя зарядка для детей важнее, чем для взрослых. Дошкольники и школьники вынуждены вести не слишком подвижный образ жизни, находясь на карантине, преимущественно в помещении — поэтому у детей так часто встречаются проблемы с осанкой, весом и с физическим развитием в целом.
Простой домашний комплекс, регулярно выполняемый по утрам, влияет на организм ребёнка только положительно:
укрепляет иммунитет, в первую очередь страдающий при недостаточной физической активности;
укрепляет позвоночник, который может развиваться неправильно из-за малоподвижного образа жизни;
улучшает работу сердечно-сосудистой системы: дети, регулярно выполняющие утреннюю зарядку, реже испытывают слабость и меньше подвержены перепадам артериального давления и обморокам;
укрепляет мышечный корсет, сохраняя здоровую спину и красивую осанку;
11
воспитывает целеустремлённость и умение планировать.
Итак, карантин не является поводом забрасывать тренировки или в очередной раз отложить спортивные начинания на лучшие времена. Наоборот, это отличная возможность сформировать новые полезные привычки у ребенка, которые останутся с ним и после окончания карантина, поддержать его иммунитет в такое непростое время. Спорт остается доступным даже сейчас, в период пандемии.
12
Список литературы:
Дубровский В.И. Движение для здоровья. – М.: Знание, 1989, - 608 с.
Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников. - М.: Школа здоровья, 2009, - 216 с.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2007, - 99 с.
Севостьянов А.Н. «Профилактика гиподинамии детей как социально экономическая проблема», М.: ИВЦ Минфина, 2009, - 129 с.
Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., 2011, - 172 с.
Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника. – М.: Просвещение, 2007, - 325 с.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 2009, 0- 224 с.
https://www.infox.ru/usefull/296/235442-koronavirus-kak-zanimatsa-sportom-v-usloviah-pandemii
https://mixsport.pro/blog/zaradka-dla-detej-vo-vrema-karantina
https://news.ru/health/deti-karantin-zdorove/
https://coronavirus-covid2019.ru/karantin-v-rossii/
https://findmykids.org/blog/ru/utrennyaya-zaryadka-dlya-detey
13.https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-riska-poyavleniya-gipodinamii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
14. https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/publications-and-technical-guidance/
15) https://gavrilov-yam.zdrav76.ru/?page_id=43
16) https://fizdispanser.com/profilaktika-gipodinamii/
17) http://muzgb.ru/material/item/2190-profilaktika-gipodinamii-v-usloviyakh-samoizolyatsii
18) http://www.stavgp1.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=597:gipertenziya-i-gipodinamiya-shkolnika-pri-samoizolyatsii&catid=129&Itemid=476
19) https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14229
13
Приложение I
Анкета
Знаете ли вы, что такое гиподинамия?
Да
Нет
Выполняете ли по утрам зарядку?
Да
Нет
Сколько времени проводите за компьютером, телефоном?
1 час
2 часа
3 часа
Часто ли в течение дня чувствуешь усталость?
Да
Нет
Часто ли болеешь за год?
Да
Нет
От долгого сидения за ПК что болит чаще:
Глаза
Шея, спина
Голова
Ноги, руки
Всё болит
Ничего не болит
Влияют ли игры на ПК на твой сон и психическое состояние?
Да
Нет
Как ты оцениваешь своё состояние здоровья?
Отличное
Среднее
Плохое
14
Приложение II
I. Опросник.
Занимаетесь ли вы спортом на каникулах?
Да
Нет
Какова длительность занятий?
Менее 10 мин
От 15 до 20 мин
Более 25 мин
Чувствуете ли вы себя лучше после этих занятий?
Да
Нет
15
Приложение III
Буклет «Утренняя зарядка от Димы»