Введение
География — это судьба.
Наполеон I Бонапарт
В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. В основе одних профессий лежат физика и математика, в основе других – химия, в основе третьих – информатика.
А что такое география?
География – это нужная наука, которая изучает Землю. У большинства людей она ассоциируется только со школьным предметом, другие же ценят ее за знания о местах, выбирающихся для путешествий. Она представляет собой науку, которая обеспечивает полноценное существование людей на Земле.
Учить данную науку необходимо для того чтобы знать о том, как и почему происходят тайфуны и цунами, каким образом формируются горы, где человек не может провести изучения природы и многое другое. К тому же существует несколько направлений этой науки. Есть даже медицинская, которая изучает, как на здоровье человека оказывает влияние географическая среда. Занимаются данной наукой не медики, а профессора и академики географических наук.
Знания географии помогают в самых разных сферах жизни. Она помогает ориентироваться в жизни, узнавать много нового и делать выводы во всевозможных сферах – питании, прогнозе погоды, путешествиях, традициях, развлечениях, а также в выборе профессии.
Проведя социологический опрос, среди знакомых, родственников и учеников нашей школы, я сделал вывод - многие из нас не знают, для чего им нужна география (Приложение № 1)
Поэтому целью моей работы стало: Ознакомиться, где в обычных профессиях нужны знания по географии Какие профессии непосредственно связаны с географией Показать необходимость изучения географии в школе для дальнейшего самоопределения в обществе. Раскрыть суть профессии геодезиста. |
Я полагаю, что актуальностью выбранной темы является то, что знания, полученные на уроках географии, пригодятся мне не только в жизни, но и в выбранной профессии. Мне нравится предмет география, и я бы хотел бы связать свою судьбу с ней. Я планирую, после окончания школы, получить профессию геодезиста. |
Гипотеза: География — основа многих профессий. Она способна сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. |
Задачи: Изучить взаимосвязь географии с профессиями людей и составить таблицу «Применение знаний и законов географии в различных профессиях». Выяснить, какими качествами должен обладать профессионал той или иной профессии, связанной с географией и где получить образование по данной специальности. Ознакомить окружающих с профессией геодезист. |
Объектом исследования: профессии, связанные с географией. Основной предполагаемый результат исследования: воспитывать любовь к географии, как основе будущей профессии. |
Глава I. География и профессии
Роль географии в жизни человека
География как наука зародилась очень давно, в период становления человеческого общества. Землевладельцам она помогала выбрать место для поля, мореплавателям – вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли, купцам – успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первыми открывателями новых земель. |
Так что же представляет собой наука география? Современная география как наука изучает окружающую среду, её пространственные особенности и взаимосвязи с обществом, территориальную организацию общества. |
Сегодня география имеет два очень важных и взаимосвязанных между собой крыла – естественноисторическое и социально-экономическое, и оба они в равной степени являются её сутью и содержанием. |
В наше время география уже не прежняя «романтическая» наука, а наука, переживающая своё второе рождение. Став наукой конструктивной, ставящей перед собой задачи решения проблем разного характера и разного уровня, от локального до глобального. География имеет очень тесные связи со многими науками, ведь методов изучения и познания современного мира сегодня очень много: исторический, физический, химический, математический, биологический и т.д. |
География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейший аспект – формирование мировоззрения, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.
Развитие географии в значительной степени определялось потребностями человека, поэтому она всегда имела большое практическое значение. Так, она изучает способы ориентирования на местности. Моряки, пилоты и штурманы должны уметь пользоваться географическими приборами, работать со сложными картами, определять свое положение на местности. Простой человек сегодня также много передвигается и активно путешествует, поэтому ему нужны хотя бы начальные навыки работы с картами, а умение ориентироваться на местности по Солнцу или Полярной звезде может помочь в чрезвычайной ситуации.
Человек постоянно сталкивается со стихийными явлениями – извержение вулканов, землетрясениями, наводнениями. Именно география изучает их. Даже простой сбор статистики о землетрясениях позволяет определить, какие территории являются сейсмоактивными, а какие нет. Эти знания учитываются строителями при строительстве объектов. Глубокие исследования природных явлений позволяют прогнозировать их заранее, что позволяет подготовиться к будущей катастрофе, например, вовремя эвакуировать население.
География также помогает человеку ответить на многие злободневные вопросы. Например, известно, что уровень жизни стран во многом определяется их географическим положением. Например: наиболее богатые страны располагаются в Европе, а центральноафриканские страны прозябают в нищете. Также география помогает понять особенности взаимоотношений между странами – почему одни государства конфликтуют, а другие находятся в союзах. Не случайно многие специалисты по международным отношениям говорят, что «география определяет политику».
И так я считаю, что географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Профессии для тех, кто любит географию
География — наука про всех и для всех. Что там за горизонтом, какие люди живут за высокими горами, есть ли за горами другие страны, есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку? Я считаю, что без знаний, которые мы получаем на уроках географии, вообще нельзя обойтись. Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Проанализировав различные источники информации, я обнаружил, что большое число профессий немыслимо без географических знаний. Рассмотрев классификацию профессий, я решил выяснить, в каких профессиях необходимо знание географии. Этот перечень достаточно велик (Приложение № 2). |
Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть «старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология). |
В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики, химии и биологии.
А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.
Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.
Где получить образование, профилю «география»
В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географический факультет педагогических университетов и институтов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах. Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на географических факультетах классических университетов, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию.
Сегодня в России имеется много учебных заведений, где возможно получить и более узкую специализацию, например, профессию геодезиста. В области геодезии на различных уровнях освоения этой сложной специальности можно работать после окончания как среднего учебного заведения – техникума или колледжа, так и высшего – университета, института или академии. Вулканологи в России — это штучные специалисты.
ВУЗы России, в которых возможно получить образование, направленное на изучение географических наук: МГУ имени М.В. Ломоносова, Геологический факультет; Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра Геология; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, отделение Геолого-геофизический факультет; Национальный исследовательский Томский государственный университет, Геолого-географический факультет; Казанский (Приволжский) федеральный университет, отделение Институт геологии и нефтегазовых технологий; Южный федеральный университет, кафедра Геологии; Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, профиль Геология природных резервуаров нефти и газа.
Глава II. Профессия, которую я выбираю
Профессия … Это что? Жизненный путь, призвание или разумный выбор? Чем мы руководствуемся, совершая свой выбор? Наверно, выбирая профессию, мы задаем два главных вопроса: востребована она сегодня обществом и хорошо ли она оплачивается? Практически все профессии, связанные с географией, считаются перспективными по своей природе.
Профессия «геодезист» всегда была и будет востребована и к тому же неплохо оплачиваема. В условиях роста экономики и строительства в России профессия геодезиста становится все более востребованной и дефицитной.
Так что же это за профессия, в чем заключается профессиональная деятельность геодезиста?
Каждому из нас приходилось встречать на обочинах дорог, на стройках или просто в чистом поле человека с непонятным оптическим прибором на штативе, который внимательно что-то рассматривает в зрительную трубу, нажимает кнопки на своем приборе или записывает что-то в журнал.
В первую очередь геодезия - это раздел науки, посвященный измерению земли. Геодезия с греческого «землеизмерение». В России до конца 19-го века геодезистов так и именовали - землемеры. Для чего измерять землю? Для проектирования, строительства, упорядочивания земельных отношений, для научных, военных и других целей. Трудно найти отрасль экономики, обходящуюся без услуг геодезистов. Что же касается топографической карты, как главного продукта геодезического производства, то без нее трудно себе даже представить наше существование.
В работу геодезиста входит вычисления площади участков, составление координатных маркеров, планировка и составление карт. Геодезисты нужны во всех городах, ведь без них невозможно составить строительный проект или изменить ту же топографическую карту. Берут их как на государственное обеспечение, в тот же земельный отдел, так и в частные фирмы. Профессия «геодезист» требует хороших познаний в математике, геометрии, физике, черчении и, конечно же, географии. Современный геодезист - специалист, тесно связанный с компьютером, работающий на современном высокотехнологичном оборудовании. Среди профессионально - значимых качеств инженера - геодезиста большинство руководителей выделяют интеллект и коммуникативные навыки, то есть способность к эффективному профессиональному общению.
Большим спросом геодезисты пользуются в мегаполисах. Помимо обычных проектов по возведению мостов, строению дорог и планировке загородных участков, их также привлекают и к созданию обновленных карт местности. Современные геодезисты работают в строительных и геодезических компаниях, в геологии, в государственной картографии, в проектных и изыскательских институтах, в научных и землеустроительных организациях, в армии (ракетные войска и артиллерия, космические войска, военно-топографическая служба генштаба, инженерные и строительные войска) и во многих других местах.
Из всего выше перечисленного я делаю вывод, что профессия «геодезист» - перспективная профессии. После окончания одиннадцатого класса я хочу получить образование по направлению «геодезия».
Заключение |
Много разных профессий существует в мире, в основе которых лежат знания по географии. Конечно, про все в одной работе невозможно рассказать. Я выбрал наиболее интересные, на мой взгляд, профессии, которые в настоящее время широко распространены как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов. |
Многие профессии связанны с географией. А главное каждый человек должен уметь ориентироваться, а это тоже маленькая профессия для каждого из нас. Одним из основных мотивов профессионального выбора выпускников служит социальный престиж профессии, т.е. оценка значения, полезности этой профессии со стороны средств массовой информации, родителей, всей окружающей школьников социальной среды. Важную роль играет востребованность профессии на рынке труда и, конечно, материальное вознаграждение. Данная работа поможет определиться нам на профессиональном поприще или сориентироваться в профильном обучении. В будущем будут востребованы такие «географические» профессии, как: инженеры, технические специалисты, геологи, экологи. С каждым годом все большее развитие получает туристическое направление экономики. |
География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде! Ещё одной важной задачей географии стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля. |
Если ты решил свою жизнь связать с географией, то необходимо развивать профессионально важные качества: любознательность; склонность к исследовательской деятельности; глазомер; память; ориентацию на местности; умение анализировать и логически мыслить; физическую выносливость. |
В результате этой исследовательской работой я сделал вывод, что даже в самых обычных профессиях нужны знания по географии. В общем, без географии вам нигде не обойтись! |
Приложение № 1
Результаты социологического опроса обучающихся МАОУ Селятинской СОШ № 2
Вопрос № 1 |
Вопрос № 2 |
Вопрос № 3 |
Результаты социологического опроса знакомых и родственниках
Вопрос № 1 |
Вопрос № 2 |
Вопрос № 3 |
Проведя анализ результатов опроса, я выяснил, что:
Мои знакомые, родственники и ученики нашей школы мало знают о роли географии при выборе профессии.
Меньше половины обучающихся школы понимают значимость географии.
Многие обучающиеся школы, знакомые и родственники хотели бы побольше узнать о науке география.
Проанализировав ситуацию осведомленности своих знакомых, родственников и обучающихся моей школы о роли географии в профессиях, я пришел к выводу, что нужно:
Провести внеклассные мероприятия, творческие семинары о профессиях.
Путем изучения литературы, просмотра видеофильмов провести профориентационную работу.
Рассказать о великих и знаменитых людях, которым помогла география при выборе жизненного пути.
Приложение № 2
Классификация профессий, в которых необходимы знания географии
Название профессии |
Знания географии, используемые в профессии |
Климатолог |
Изучает роль климата в природных процессах, что важно для понимания закономерностей развития самой природы, ее охраны, а также для обслуживания народного хозяйства и улучшения условий жизни населения. |
Геодезист |
Производит топографические съемки для создания крупномасштабного плана площадки намечаемого строительства, работы по созданию строительной сетки, разбивка основных осей сооружений на местности; перенесение на местность проекта вертикальной планировки, измерение выполненных объемов строительных работ; исполнительные съемки, определение фактического положения и другие работы. |
Метеоролог |
Должен знать всё, что происходит и может происходить в атмосфере: передвижения циклонов и антициклонов, какие осадки выпадают и в каком количестве, уметь объяснять различные природные аномалии, происхождение и распространение ураганов, тайфунов и других сильных ветров, температуру воздуха и т.д. |
Картограф |
Занимаются разработкой и созданием различных карт,атласов, глобусов, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: в геологии, геодезии, метеорологии, археологии, климатологии, океанологии, истории, социологии и т.д. |
Ландшафтный дизайнер |
Занимается формированием искусственной среды на участке или в саду путём активного применения природных компонентов. |
Медицинский географ |
Медицинские географы занимаются нанесением уровня заболеваемости какой-либо болезни на географические карты, что даёт полное представление о её распространении. |
Геоморфолог |
Изучает историю рельефа Земли, рельеф земной поверхности, результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты: гидросферой, атмосферой, биосферой. |
Агроном |
Его задача - накормить население планеты, которое год за годом только растет. Они знают, когда и как сажать сельскохозяйственные культуры, чем и как удобрять, когда убирать, как уберечь урожай и как его максимально увеличить. |
Эколог |
Занимается выявлением, изучением и минимизацией природных и человеческих факторов, негативно влияющих на окружающую среду,исследует любые отрицательные явления в природе, устанавливает их причину и методы их предотвращения. |
Лесник |
В основном работа заключается в охране вверенного ему участка леса. Лесник выполняет мероприятия по обнаружению, предупреждению и тушению лесных пожаров, докладывает в лесничество о появлении на участке болезней деревьев и вредителей. |
Геолог |
Изучает состав и строение горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, проводит геолого-съемочных, поисковые работы, производит разведку и оценку выявленных месторождений и т.д |
Вулканолог |
Изучает вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства. |
Экономист |
Специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности, должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения. |
Бизнесмен |
Человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды, знания о природе, экономике, особенностях населения помогут людям этой профессии развивать свой бизнес с максимальной выгодой. |
Строитель |
Специалист по строительству, ему необходимо владеть знаниями о горных породах, сейсмичности, расположении подземных вод, оползневых процессах территорий, на которых ведется строительство. |
Военный |
Знания о природе, населении, экономике стратегических районов, их влиянии на подготовку и ведение военных действий. Умение читать и составлять карты, знать способы ориентирования на местности. |
Экскурсовод |
Должен уметь читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии. |
Моряк-специалист |
Должен знать о местоположении различных географических объектов, о ветрах, течениях, климате, штормах и цунами. |
Дипломат |
Необходимы знания о природе, населении, экономике стран, в которых работает или ведёт переговоры. |
Список использованных источников и литературы
Иванов Г., Лямзина Л. Сколько профессий в мире? М.: Просвещение, 1999.
Левиева С.Н. Мир профессий. М.: Просвещение, 2005.
Пергаменщик Б.К. Геодезист. М.: Геодезия, 2000.
Пчёлов Е.В. В мире профессий М.: Русское слово, 2002.
Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, 2006.
Журнал «Мир профессий», 2004г. № 6
Журнал «Мир профессий», 2005г. № 8
Журнал «Мир профессий», 2005г. № 9
Журнал «Мир профессий», 2005г. № 11
Журнал «Абитуриент», 2005г. № 7