ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь занимает выгодное географическое положение, она размещена в центре Европы на пересечении важнейших европейских транспортных артерий, пограничье культур. Наша страна всегда была и является связующим мостом между Востоком и Западом, играет существенную роль в укреплении мировоззренческих и духовных начал народов Европы.
Белорусский народ имеет древнюю и богатую историю, культуру, его исторический путь сложен и противоречив. Преодолевая многочисленные трудности, белорусы не только сохранили и с достоинством пронесли через столетия свою самобытность и ментальность, но и оказались восприимчивыми к другим духовным ценностям, впитав лучшие традиции и достижения европейской и мировой цивилизации; состоялись как самодостаточные и равные среди других народов Европы.
На белорусской земле пересекаются пути христиан и мусульман, иудеев и кришнаитов, последователей эзотерической религии и язычников все они столетиями живут на нашей земле в мире и согласии.
Найти в нашей стране интересное место, где не ступала бы нога туриста, становится все труднее. Число экскурсионных маршрутов по республике превышают 1 тыс., и проходят они практически по всем районам.
Территория Республики Беларусь достаточно насыщена историческими объектами, сохранились старинные православные церкви и монастыри, костелы, синагоги и мечети, деревянные храмы староверов, мировое значение которых подтверждено авторитетными экспертами ЮНЕСКО, все они представляют огромный интерес для туристов.
Актуальность данной работы заключается как в большом интересе к изучению культурно-исторического наследия Республики Беларусь, так и в практической важности для развития туризма в Могилеве. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения данной темы заключается в том, что в данной работе она рассмотрена на стыке нескольких научных дисциплин. Практическая составляющая работы заключается в разработке туристического виртуального маршрута по святым местам города Могилева и внедрение его в туристическую фирму, который включает знакомство с культурно-историческим наследием нашего края.
В нашем городе есть многое, что могло бы привлечь туристов, а именно соборы, церкви, и другие культовые заведения и святыни.
Объект исследования – святые места Могилева.
Предмет – виртуальный маршрут экскурсионно-познавательной направленности.
Следовательно, целью исследовательской работы является создание виртуального туристического маршрута по святым местам Могилева.
Задачи исследовательской работы:
изучить понятие религиозный туризм;
изучить религиозные центры Могилева;
построить оптимальный маршрут;
разработать виртуальный маршрут экскурсионно-познавательной направленности.
Методы исследования:
Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы, источников сети Интернет;
Социологическое исследование (анкетирование)
Сравнительно-географический метод
Картографический метод
Геоинформационный метод исследования
Выделение и синтез главных компонентов этапов исследовательской работы;
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИЗМА. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО ВИДЫ
Туризм – сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук.«Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности. [4, с. 11-17]
Слово «туризм» (tourisme, от tour) в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие». [2, с.7-8]
Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Он дает возможность познакомиться с культурой других стран и регионов, удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно, оздоровляет физически, способствует развитию личности, позволяет совмещать отдых с познанием нового. [10, с. 8-9]
Основой для развития туризма являются туристские ресурсы (природные, культурные, исторические). [5, с. 112]
Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма. В настоящее время около 90 % объектов в мире, представляющих туристский интерес, связаны с религией. Ежегодное количество туристов и паломников в мире составляет 300-330 миллионов, которые с паломническими или религиозными целями совершают около 3—3,5 млрд поездок. [6, с. 4]
Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. [12]
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. [1, с. 312-315]
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
- желание исцелиться от душевных и физических недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- обрести смысл жизни. [3, с. 22-24]
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях.
Религиозный туризм ориентирован на посещение святых мест, храмов и монастырей, сохраняющих мощи святых, иконы и другие предметы религиозного культа. Религиозные туры характерны для представителей крупных мировых религий и могут выполняться как организованно, так и стихийно. Основные мировые центры религиозного туризма – Мекка, Ватикан, Медина, Лхаса, Иерусалим. [8, с. 49-51]
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. [9, с. 277-279]
В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания. [11, с. 54-56]
Религиозный туризм есть одно из направлений работы по духовно-патриотическому воспитанию населения, а особенно молодежи, приобщению людей к нравственным ценностям, духовному и культурно-историческому наследию народа. [12]
Идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиозной и социальной почве. [7]
Любой тур каждый турист оценивает через призму личных переживаний. Специфика религиозного тура не в комплексе увеселительных мероприятий, характерных для многих видов туризма, а в осознании туристом духовного подвига своего народа. Это один из факторов, позволяющий человеку гордиться тем, что он родился и живёт именно на этой земле. [9, с. 122-127]
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что религиозный туризм является востребованным видом досуга и способен решать ряд задач, направленных на удовлетворение познавательных и духовных потребностей людей.
РАЗДЕЛ 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В БЕЛАРУСИ
Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Данная отрасль взята под особую опеку государства. [7]
Первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь была принята в 2004 году. Итогом ее выполнения стал значительный рост экспорта туристических услуг, развитие туристической инфраструктуры в стране, упрощение въездного режима и условий пребывания иностранных граждан на территории Беларуси. [9, с. 117 - 120]
Сегодня в Беларуси реализуется ряд госпрограмм, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.
Туристический потенциал Беларуси заключается в многообразии и красоте природы, уникальности историко-культурного наследия. В республике насчитывается более 15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, а также памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
В силу исторического прошлого на территории страны столетиями проживают рядом представители различных религий – христиане, иудеи, мусульмане и др. В Республике Беларусь зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений, духовные и культурные ценности которых представляют собой составную часть исторического достояния Беларуси, являются богатым туристическим потенциалом для экскурсионных и туристических маршрутов религиозной тематики. Верующие приезжают поклониться чудотворным иконам и нетленным мощам белорусских святых: Евфросинии Полоцкой, праведной княгини Слуцкой Софии. В минском костеле Святых Симеона и Елены и гродненском Фарном костеле хранятся дубликаты Туринской плащаницы.
Таким образом, в Республике Беларусь созданы все условия для развития религиозного туризма. Развитие конкурентоспособного туристического комплекса способствует не только реализации историко-культурного потенциала нашей Родины, привлечение иностранных туристов позволит поддержать уровень национальной экономике на достойном уровне.
РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА И РАЗРАБОТКА РЕЛИГИОЗНОГО МАРШРУТА ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ГОРОДУ МОГИЛЕВУ
Могилев – древний белорусский город на берегах могучего Днепра, отражение богатой истории народа Республики Беларусь. Побывав в Могилеве, каждый проникнется любовью к этой прекрасной нации, ее ратным подвигам и удивительной культуре.
Могилев, как и другие города Беларуси, многое утратил в годы Великой Отечественной Войны, да и после ее окончания немало было уничтожено, посмотреть здесь есть на что.
Пропагандируя отдых в нашей стране, мы ссылаемся на ее природные красоты – чистые леса, бесчисленное количество голубых рек и озер, неповторимый национальный колорит, все это нашло отклик у гостей нашей страны. Но не стоит также забывать о динамично развивающемся направлении мирового туризма – религиозном.
Сегодня религиозная жизнь города активно развивается, действуют, реставрируются, реконструируются старые и возводятся новые храмы и монастыри. В городе Могилеве действуют 23 религиозные учреждения. В процессе экскурсии мы познакомимся только с некоторыми из них.
Для выявления этапов экскурсии, нами было приведено анкетирование среди учащихся 6-11 классов. На вопросы анкеты отвечали 750 учеников, возраст учащихся от 10 до 16 лет. В результате анкетирования было установлено следующее. Учащиеся 6-11 классов на вопрос «Готовы ли вы участвовать в путешествиях» - ответили «ДА» - 94%, ответили «Нет» - 6%. На следующий вопрос, «Часто ли Вам приходилось путешествовать по Могилеву?», ребята ответили «Да» – 100 %, это говорит о том, что дети, часто выезжают отдыхать, познают мир родного города, и с родителями, и с учителями. На вопрос: «На каких предметах можно применить полученные знания от путешествия?», ребята назвали в среднем 3 предметов, это география, история, искусство. В ходе анкетирования так же было выявлено, что наиболее комфортный вид экскурсии является пешеходный - 63%, за велосипедный вид проголосовало - 18% и автобусный – 19%. Благодаря последним двум вопросам анкеты мы смогли выявить, как учащиеся относятся к религиозному туризму с познавательно-экскурсионными целями, 78% учащихся относится положительно, 5 % - отрицательно , 17% - затруднились ответить.
На основе полученных данных нами был разработан маршрут, 83% учащихся проголосовали за следующие объекты:
Собор Трех Святителей
Собор Святого Станислава
Дворец архиепископа Георгия Канисского
Храм Святых царственных мучеников и новомучеников и исповедников XX века;
Борисо-Глебская и Крестовоздвиженская церкви;
Комплекс Свято-Никольского Монастыря
3.1 ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ «СВЯТЫНИ МОГИЛЕВЩИНЫ»
Автор: Ковалева София, учащаяся 9 класса ГУО «Средняя школа № 45 г. Могилева».
Руководители:Зайцева Ольга Анатольевна, учитель географии, Короткевич Дмитрий Владимирович, учитель географии.
Цель экскурсии: изучить возможности включения религиозных центров в туристические маршруты по городу Могилеву.
Задачи:
содействовать сохранению и приумножению национального, духовного и культурного достояния своей родины, исторического наследия и природных богатств своего края, самобытных традиций белорусского народа;
заинтересовать учащихся изучением памятников религии и культуры;
содействовать формированию культурного опыта учащихся, повышению их общекультурного и интеллектуального потенциала.
Вид экскурсии: пешеходно-автобусная.
Маршрут экскурсии: Маршрут можно использовать для семейного отдыха, для организации краеведческих и экологических экспедиций.
Продолжительность экскурсии: 4 часа.
Протяженность: 10 км.
Содержание экскурсии: маршрут позволяет познакомиться с костелами, соборами и церквями города Могилёва, которые вы, возможно, посетили со своими родными, о которых вам рассказывали учителя истории или вы просто проходили мимо них, гуляя по городу.
Все пункты маршрута были нанесены на карту, сделанную в Яндекса Картах. (Приложение А)При помощи геоинформационной программы ArcGIS, которая позволяет собирать, организовывать, управлять, анализировать, географическую информацию мы разработали виртуальную экскурсию по городу Могилеву. В данную экскурсию была внесена вся информация, полученная в ходе путешествия. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) Для просмотра полной версии экскурсии необходимо отсканировать QR код. (Приложение Б)
Религиозный туризм играет огромную общеобразовательную роль. Храмы и монастыри всегда являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому этот тур дает возможность познакомиться с архитектурой, историей, иконописью и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте.
Заключение
Одним из важных аспектов туристического маршрута «Святыни Могилевщины» является его духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест мы узнаем историю и духовные традиции храмов.
В исследовательской работе были расссмотрены святые места Могилева.
Задачи, которые были поставлены в ходе работы, решены:
1.рассмотрены теоретические основы понятия религиозного туризма;
2. изучены религиозные центры Могилева;
3. построен оптимальный маршрут, данный маршрут был утвержден в туристической компании ООО «DAILY TOURS» на период с 01.09.2020 до 01.09.2021года. (ПРИЛОЖЕНИЕ В)
4. с помощью ArcGIS разработан виртуальный маршрут экскурсионно-познавательной направленности.
Анализируя полученные данные можно сказать, что запуск данного проекта рентабелен.
Туризм является одним из важнейших факторов развития человечества в целом и экономики в частности. Развитие туристской сферы позволит увеличить поступления в бюджет города прежде всего за счет увеличения доходов от туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова А. Ю. и др. География туризма: учебник для студентов высших учебных заведений – М.: «КноРус», 2008. - 592 с.: ил., табл.; 24 см. // Глава 14. Паломничество и религиозный туризм.
Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Текст]: учеб. пособие. М. : ГЕРДА, 2008. 438 с.
Богданова С. Дорога к храму: Паломничество и туризм – два явления [Текст] // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. № 11. С. 22–24.
Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст]: учеб. пособие. 9-е изд., перераб. и доп. СПб.: Герда, 2007. 576 с.
Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. Туристские Фирмы [Текст]: справочник. СПб. : ОЛБИС, 2006. 437 с.
Жданов Н.С. Паломнический туризм - за и против. - Турист. 2003. №6.
Закон Республики Беларусь о туризме. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://belzakon.net/Законы/Закон_РБ_О_туризме
Дата доступа: 27.10.2020
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2000.
Соколова М.В. История туризма: учебн. пос. / М.В. Соколова – М.: Мастерство, 2002, 352 с.
Тодэр Т.Х. Религиозный туризм. – М., 2003, 751 с.
Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пос., 3-е изд. – М., 2007.
Паломничество. http://ru.wikipedia.org/wiki/Паломничество
Дата доступа: 27.10.2020
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1-Картосхема маршрута
Рисунок 2- Картосхема маршрута
Рисунок 3- Картосхема маршрута
Рисунок 4- Картосхема маршрута
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
QR-код виртуальной экскурсии
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок 2-Фрагмент виртуальной экскурсии
Рисунок 3 - Фрагмент виртуальной экскурсии