Введение
Термин «город» связан с понятием «развитие». Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно развиваются, концентрируют все новые и новые функции и достигают гигантских размеров, тогда как другие города, такие как наш город Кяхта из крупных становятся небольшими и остаются таковыми на протяжении десятилетий, или вообще угасают?
Актуальность данного исследования заключается в необходимости повернуть вектор внимания на проблему развития малых городов, на выработку стратегии усовершенствования слабой инфраструктуры и привлечения молодых специалистов для повышения эффективности рабочих кадров.
Значимость исследуемой проблемы заключается в том, что сегодня не существует стандартной модели малого города. При этом изучение развития малых городов, выявление проблем, путей решения транспортных, инфраструктурных и иных городских проблем мог бы быть нам чрезвычайно полезным и позволил бы выявить перспективы развития нашего города Кяхта. Будет развиваться город Кяхта, будет и будущее у нашего поселка Хоронхой, как близлежащей территории.
Объект исследования – малый город, на примере города Кяхта.
Предмет исследования – развитие малого города
Цель данной работы - рассмотреть влияние историко-географического аспекта на развитие
города, его современные проблемы и возможные перспективы развития
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-дать теоретическое обоснование малый город; рассмотреть классификацию малых городов;
- рассмотреть роль географического положения в развитии города Кяхта, исторического фактора;
- выявить проблемы города на современном этапе и найти возможные пути их решения.
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации, теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотеки, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события, опрос школьников и учителей.
Основная часть
Теоретическое обоснование понятия малый город
Роль малых городов, которые составляют около 85% всех городских поселений России с населением порядка 38% всего населения страны, в развитии страны очень важна.
Понятие «малый город» в научной литературе является недостаточно проработанным и дискуссионным. На основании изучения имеющейся информации можно выделить несколько основных подходов к изучению и определению понятия «малый город»: с точки зрения градостроительного, экономического, культурного, социального и управленческого подхода.
А.Г. Назаров рассматривает понятие «малый город» на основании применения исторического подхода. Понятие малый город в этом случае связывается с такими историческими категориями как «уезд» и «волость». Кяхта тоже являлась уездным городом. Исторический подход показывает, что малые города имеют большой путь развития, что предопределяет их значение в культурной жизни страны.
В рамках административно-территориального подхода города классифицируются по численности населения. Одним из первых такую классификацию представил известный российский географ В.П. СеменовТян-Шанский. Таблица (приложение 1).По данной классификации наш город Кяхта относится к средним городам.
Согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» города страны классифицированы иначе. Таблица (приложение 1). По данной классификации, Кяхта – малый город. На основании представленной таблицы можно сделать вывод о том, что для целей градостроительства выделение понятия «малый город» основывается на критерии численности населения.
В рамках социологического подхода рассматриваются типичные социальные черты и функции такого поселения. К ним относятся: сравнительно небольшое число жителей; наличие исторического прошлого; занятость населения в промышленности, секторе торговли и услуг, а не в сельском хозяйстве. Работа на приусадебных участках дополняет основной вид занятий жителей города.
Ю.Ю. Рассеко рассматривает понятие «малый город» через призму системного подхода. Малый город определяется как «автономный хозяйствующий территориальный субъект со сформированной инфраструктурой и специфическим социально-психологическим климатом, с численностью населения до 50 тыс. человек, разделенной на социальные слои и группы, согласно сформированной структуре производства».
Для разработки программ развития малых городов важным является вопрос об их классификации. А.А. Канатбаева предлагает классификацию малых городов по функциональному принципу:
- многофункциональные - характерен высокий уровень концентрации промышленного производства с развитой социальной и производственной инфраструктурой;
- города с преимущественным значением индустриальных центров. В них главным градообразующим фактором выступает промышленность;
- города с преимущественным значением транспортных центров;
- промышленные города — главной их особенностью является ориентация в большей мере на местное сырье и местное потребление. В категории малых городов сосредоточены в основном первичные стадии промышленного производства. Выпускают и конечный продукт, но с относительно простыми технологией и оборудованием;
- города рекреационного профиля с преимущественным значением оздоровительных центров;
- города научного профиля, для которых характерна занятость большей части населения в научных учреждениях.
Оригинальный подход к классификации малых городов предложен Ж. Б. Балдандоржиевым. Основанием для классификации выбрано сложившееся культурное наследие. На основании этого критерия выделены два типа развития малых городов. Таблица (приложение 1). По данной классификации Кяхта относится к эритерному типу(очень богатое прошлое). Представленный автором подход не обладает критерием универсальности, однако он может быть использован для разработки программы развития туризма и культуры в малых городах.
В.И. Тихий в качестве критерия выделяет степень адаптации к условиям рынка. Исходя из этого, малые города делятся на: 1) малые города, относительно адаптированные к рыночным условиям; 2) малые города, трудно адаптируемые к рыночным условиям.
Малые города — самая многочисленная группа городских поселений во всем мире. Специфика малого города в том, что он «малый». Данное определение подразумевает, прежде всего, численность проживающих и незначительную площадь, занимаемую им. Установлено, что к категории «малый город» на рубеже XX—XXI вв. относятся территории с населением от 12 до 50 тыс. человек. Большинство малых городов имеют статус исторических. В том числе и наша Кяхта. В отличие от сравнительно недавно образованных малых городов (промышленных, курортных, научных центров и т. п.), малый исторический город — это особый тип сообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественный историко-культурный потенциал, способный актуализироваться в современности. Вот особенности малых городов:
Во-первых, малые города являются своеобразной переходной ступенью от городской культуры, с ее значительной профессиональной составляющей, традиционной сельской. Небольшой город ценен прежде всего тем, что он крепкими узами связан с сельской периферией, окружающей территорией, окрестными селами и деревнями, являясь своего рода «столицей» сельского района.
Во-вторых, важнейшая особенность небольшого центра — взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом в отличие от практически полностью искусственной среды большого города.
В-третьих, социальная организация жизни в малом городе характеризуется такими параметрами культурного хронотопа, как неспешность и размеренность повседневности, близкое знакомство жителей друг с другом, более проникнутые чувством, нежели рассудочностью, взаимоотношения горожан. В связи с этим социальная информация, оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.), сохраняется дольше и всегда востребована. Все перечисленные особенности визуализируются в архитектурном облике малого города. В образе малого исторического поселения сильна «архитектура земли». Всем выше перечисленным критериям и соответствует наш город Кяхта. Кяхта является членом Ассоциации малых исторических городов России, Российского союза исторических городов и регионов и Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
2. Историко-географический аспект в развитии города Кяхта
Любой город выполняет определенные функции. Малые города часто имеют только одну градообразующую функцию, что ставит их в зависимое положение от экономических колебаний в соответствующей отрасли хозяйства, и не способствует дальнейшему развитию. Какие же факторы обуславливают тот факт, что некоторые города постоянно развиваются, концентрируют все новые и новые функции и достигают гигантских размеров, тогда как другие города, из крупных становятся небольшими и остаются таковыми на протяжении десятилетий, или вообще угасают? Ответ на этот вопрос дает теория экономико-географического положения городов, основные положений которой были разработаны российским географом Н. Н. Баранским (1881—1963). Экономико-географическое положение (ЭГП) — это положение города относительно объектов, имеющих для него экономическое значение. Его следует отличать от физико-географического положения — относительно природных объектов (морских побережий, горных хребтов и т. д.), которые могут иметь, а могут и не иметь влияния на экономику города.
ЭГП складывается из отдельных компонентов, каждый из которых может состоять из нескольких элементов. Компоненты ЭГП (с важнейшими элементами):
1) природно-географическое положение;
2) промышленно-географическое положение:относительно главных источников сырья, топлива и энергии;
3) аграрно-географическое положение;
4) транспортно-географическое положение;
5) рыночно-географическое положение;
6) геодемографическое положение;
7) политико-географическое положение;
8) военно-стратегическое положение.
Выгодное положение одновременно по многим компонентам способствует развитию в городе разных отраслей хозяйства, росту многофункциональности и в конечном итоге росту размеров города. При этом особенно важным для современных городов является транспортно-географическое положение. Но любой из компонентов ЭГП может рассматриваться в разных территориальных масштабах. Соответственно, можно выделить четыре иерархических уровня ЭГП: микроположение, мезоположение, макроположение, мегаположение.
Сегодня для функционирования городов наиболее важны международные связи с другими подобными городами ("мировыми городами"), а не только связи с внутренними районами своих стран, а также связи с ближайшим окружением.
Кяхта - город районного значения в Бурятии, административный центр Кяхтинского района республики и городского поселения «Город Кяхта. Расположен на юге республики Бурятия и здесь же, на территории района, находится самая южная точка нашей республики, на реке Чикой 49 о55/ с.ш. Географические координаты: 50 о21/ с.ш., 106 о27/ в.д.
1) природно-географическое положение:- относительно природных зон: таежная, сухостепная зона; относительно природных ресурсов - удален от месторождений полезных ископаемых, центров обрабатывающей промышленности;
2) промышленно-географическое положение:относительно главных источников сырья, топлива и энергии (т. е. главных центров добывающей промышленности) и главных центров обрабатывающей промышленности – удален. Имеются вблизи: лесные ресурсы, почвенные ресурсы, биологические ресурсы. Существенным недостатком местоположения является - необеспеченность водными ресурсами. Здесь сказался исторический фактор. Почему именно эта безводная и песчаная долина была выбрана для русско-китайского торга, а не место у пересечения границы, реками Чикой и Селенга? Существует предание утверждающее, что место, выбранное С. В. Рагузинским для русско-китайской торговли, не случайно, а по соображениям безопасности. Он опасался коварства китайцев, которые при остром конфликте, могли отравить воду в реке, и искал такую реку, текущую не из Китая, а в Китай, точнее, в Монголию.
3) аграрно-географическое положение: благоприятное – является центром притяжения для производства сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания. В советские годы здесь располагалась отрасль легкой промышленности - прядильно-трикотажная фабрика.
4) транспортно-географическое положение: выгодное - относительно важнейших внутренних транспортных магистралей и транспортных узлов международного значения - на автомагистрали федерального значения А340Улан-Удэ — Кяхта — граница с Монголией (Кяхтинский тракт). Рядом расположена железнодорожная магистраль Улан-Удэ – Наушки Улан-Батор– Пекин.
5) рыночно-географическое положение: выгодное - относительно районов сбыта продукции (услуг) отраслей специализации и снабжения потребительскими товарами – это окружение самого города (все сельские поселения Кяхтинского района), а также районов Монголии.
6) геодемографическое положение: перспективное - с потенциалом роста количества трудовых ресурсов и центров образования и культуры (с потенциалом роста качества трудовых ресурсов). На сегодняшний день, наблюдается естественный прирост и механическая миграционная убыль населения.
7) политико-географическое положение: относительно столицы государства - расположен в 234 км к юго-западу от Улан-Удэ; относительно государственных границ - в пограничной зоне у государственной границы Российской Федерации с Монголией.
8) военно-стратегическое положение:- относительно имеющих оборонительное значение объектов. Все годы, начиная с момента своего основания, Кяхта была военным форпостом России и сегодня, находящиеся на территории города военная база Министерства обороны РФ и Отдел пограничной комендатуры ФСБ России по РБ играют важную роль в защите интересов Российской Федерации.
Географическое положение города: приграничное (для экономических связей с Китаем, Монголией выгодное).
Основание города началось со строительства Ново-Троицкой крепости. Крепость была заложена в пустынной широкой долине маленькой реки Кяхты, среди невысоких гор, покрытых сосновым бором. Выбору места способствовало обстоятельство, что на этом месте существовал русский сторожевой пост Барсуковское зимовье. Крепость была заложена в Троицын день, позднее крепость превратилась в город Троицкосавск. 15 июня 1728 года Савва Владиславич Рагузинский в присутствии китайцев заложил первый камень в основании торговой слободы Кяхта – форпоста заложенной раннее на реке Кяхте Ново-Троицкой крепости. Кяхтинский форпост, стал форпостом не только крепости, но и форпостом России. Кяхта, в отличие от других забайкальских городов, начала свою историю не как казацкое зимовье, а как торговый город. Известный сибирский писатель В. Распутин в своем очерке «Кяхта» красочно, эмоционально написал «Кяхта – дитя торгового брака России с Китаем». Как отмечал в своем труде Карл Маркс: «Русские ведут специфическую для нас внутреннюю сухопутную торговлю, в которой у них, по-видимому, не будет соперников, эта торговля имеет своим главным, если не единственным местом действий – Кяхту, расположенную на южной границе Сибири…». Кяхта того периода по сути дела являлась «главными торговыми вратами Центральной Азии», центром российско-китайской торговли. Кяхту современники периода ее «золотого века» называли еще «поселком миллионеров», она являлась не только центром торговли, но и, благодаря благоприятной экономической ситуации, выгодному пограничному положению, стала на определенное время важным центром культуры Сибири и Забайкалья. Понятие «впервые в Забайкалье» во многих аспектах можно смело отнести к Кяхте: первый музей, первая библиотека, первый театр, первые учебные заведения с высококлассным преподавательским составом, первая метеостанция, первый кинематограф и пр. Кяхта была не только «торговыми вратами», но и исходным пунктом целого комплекса географических исследований и открытий такой TerraIncognita, как Центральная Азия. Кяхта являлась своеобразными «воротами» в Центральную Азию, форпостом великих Географических открытий. Именно через Кяхту проходили маршруты известных путешественников, исследователей Монголии и Китая. В Кяхте начинались и заканчивались путешествия исследователей Центральной Азии — Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Н. и А. В. Потаниных, В. А. Обручева.
С 1772 года Кяхта стала единственным пунктом, через который осуществлялась легальная русско-китайская торговля. Более полутора веков Кяхта являлась важным торговым центром Российской империи. В середине XIX в. 95% ввозимого в Россию чая поступало через Кяхту. Совокупный капитал кяхтинских предпринимателей в 1855 году превышал 160 миллионов рублей, что делало Кяхту крупнейшим торговым и финансовым узлом государства. Кяхтинские купцы славились не только в России, но и в странах Европы, ни одна крупная ярмарка не проходила без участия кяхтинских представителей. Трудно переоценить значение кяхтинской торговли на развитие Сибири, да и России в целом, сотни тысяч людей были втянуты в обслуживание торгового «Чайного пути» на всем его протяжении.
Велика роль Кяхты в дипломатии, в Кяхте разрешались многие спорные моменты в пограничных вопросах и успешно продвигались вопросы приграничного сотрудничества. Большой вклад внесла Кяхта в дело укрепления добрососедских отношений с сопредельным государством — Монголией. В 1973 г., город, за выдающуюся роль в развитии советско-монгольской дружбы был награжден высшей наградой Монголии – орденом Сухэ-Батора и на сегодня, это единственный город в мире, удостоенный высшей награды иностранного государства.
Причины же заката, упадка экономики и развития г. Кяхта были объяснимы и закономерны. С последней четверти XIX века, после постройки Суэцкого канала, когда бо́льшая часть импорта в Китай стала отправляться морским путём, значение кяхтинской торговли начало падать. Ещё более оно уменьшилось со строительством Китайско-Восточной железной дороги (1903 год). Кяхта потеряла значение главного пункта торговли с Китаем и стала центром русской торговли с Монголией. Предприимчивые кяхтинские купцы, конечно, искали пути решения, они подняли и обосновали вопрос о строительстве трансмонгольской железной дороги (нашли половину средств на изыскательские работы), но война 1914 г. и известные революционные события так и не предоставили возможность реализовать задуманное кяхтинским купечеством.
Перспективы развития г. Кяхта
Малые города - ключ к природным богатствам России, которые потенциально оцениваются в 350 трлн. $.
Стратегическими направлениями развития города может стать - усиление его роли как центра прилегающих муниципальных образований, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных, лесопромышленных; усиление его роли - как места размещения предприятий перерабатывающей сельскохозяйственной продукции. Развитие Кяхты как исторического и культурного центра, обладающего благоприятными для этих целей и памятниками истории и культуры.
Задача активизации развития города не требует, чтобы Кяхта развивалась в качестве крупного промышленного центра, так как он не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод. Имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно.
Считаю, что Кяхту как малый город, следует развивать как:
- местный центр, занимающий скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющий развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;
- место размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств предприятий связанных с Улан-Удэ, Сухэ-Батором, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции).
- центр отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение.
Современная Кяхта – по-прежнему значимый пограничный российский пункт, чья экономика и перспективы будущего развития непосредственно привязаны к стратегическому положению нашего города как важного логистического трансграничного центра. Эти перспективы обретают зримые очертания в связи с планируемым принятием программы создания Экономического коридора Китай – Монголия – Россия.
Для г.Кяхта наиболее актуальны такие ее направления, как развитие транспортной инфраструктуры (и инфраструктуры вообще как необходимой составляющей) и обустройство пограничных пунктов пропуска. Строительство и введение в эксплуатацию объектов автотуристического кластера «Кяхта», а также совершенствование таможенного контроля, развитие туризма, инвестиционной сферы. У Кяхты (как и у других приграничных территорий) появляется возможности более активного приграничного сотрудничества в разных отраслях и сферах – от культурного, гуманитарного сотрудничества до торгово-экономического, возможность вносить свою посильную плодотворную лепту в укрепление сотрудничества трех стран. Возможна и разработка проекта агротуристического кластера, и его взаимосвязь с автотуристическим кластером «Кяхта».
Иногда говорят о «конкуренции» Кяхты и железнодорожной приграничной станции Наушки. Но Экономический коридор Китай – Монголия – Россия через Кяхту пройдет своим автомобильным кластером, у которого, несомненно, есть серьезные преимущества с учетом относительной дешевизны автотранспорта по сравнению с железнодорожными перевозками. Это и высокая маневренность, возможность осуществления подвоза «от двери к двери», высокая скорость доставки (особенно это актуально для скоропортящихся товаров), гибкая тарифная политика, обеспечение сохранности груза и ряд других факторов, говорящих в пользу грузоперевозок именно автотранспортом. Говоря об этом, хотелось бы подчеркнуть и то факт, что соседняя с нами Монголия, учитывая значимость развития дорожно-транспортной сферы при создании Экономического коридора, разработала свой проект «Степная дорога», где большая роль отводится грузоперевозкам автотранспортными средствами.
У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. В окрестностях Кяхты насчитывается около 100 памятников культуры и архитектуры, самые красивые здания возводили в 19 веке, но и раньше купцы не скупились строительство архитектурных шедевров. Самые известные из них — Троицкий собор, Воскресенская и Успенская церкви, Гостиный двор, Здание городского банка, Дом купца Лушникова, Красные Казармы, Посольский дом, Кяхтинский краеведческий музей им. В.А.Обручева. Один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока основан в 1890 году. Он является крупнейшим хранилищем истории Юго-Западного Забайкалья и Кяхты и одним из самых значимых музеев России. Его даже называют «Сибирским Эрмитажем». В его фондах – более 120 тысяч экспонатов. Среди них - уникальные археологические коллекции, эталонные образцы флоры и фауны, предметы российско-китайской торговли 18−19 веков. Одной из интереснейших коллекций музея, отражающих историю города, края, страны, можно считать фонд «Документы и фотодокументы» состоящий из около 5 тысяч материалов и фотографий. Гордостью музея является редкий книжный фонд – книжное собрание, включающее более 30 тысяч книг и карт.
Кяхте как малому городу необходимо объединить все свои ценные ресурсы в единый ансамбль, подчеркивающий его историческую, культурную, этническую самобытность и уникальность.
С соседним государством, Монголией, особенно с северными ее аймаками, у нас так же исторически сложились добрососедские отношения. Кстати, наш город – единственный в мире награжден высшей наградой иностранного государства, орденом Сухэ-Батора, который присвоен Кяхте решением Великого Народного Хурала Монголии в 1973 году за большой вклад в развитие и укрепление добрососедских отношений. У нас установлены побратимские отношения с Селенгинским аймаком Монголии, с поселком Алтан-Булаг, мы сотрудничаем в разных сферах деятельности, как на муниципальном уровне, так и на уровне общественных организаций.
С отменой же визового режима с Монголией вноября 2014г. в Кяхте заметно увеличилось количество монгольских граждан, которые оживили нашу торговлю, обеспечили рост денежного оборота. Торговля, через Кяхту, с Россией в последнее время обеспечила развитие соседнего с Кяхтой Алтан-Булага.
Но не единой торговлей развиваются наши связи с Монголией. Так, монгольская сторона выступает активным участником мероприятий, проходящих в нашем городе: фестивалей, деловых встреч, спортивных состязаний, культурных событий.
Так что в Кяхте уже сформированы все необходимые условия для использования инфраструктурных и иных возможностей нашего города для формирования Экономического коридора Китай – Монголия – Россия. И это станет дополнительной гарантией укрепления и сохранения сложившихся добрых отношений с Монголией и Китаем и их плодотворного продолжения в будущем.
Кяхта стала одним из победителей всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Город Кяхта - единственное историческое поселение федерального значения в Бурятии. И оказалась среди 80 городов-победителей. Уже в следующем году центр города полностью обновится. От Бурятии за победу в конкурсе боролись три малых города - Бабушкин, Закаменск, Гусиноозерск и историческое поселение - Кяхта. 31 мая 2019 года в городе Воронеж были подведены итоги конкурса, где победителем стал город Кяхта в номинации «историческое поселение» с призовой суммой в 54 млн рублей, которые пойдут на благоустройство своего исторического центра.
Заключение
Считаю, что малые города являются каркасом хозяйства страны. И просто необходимо не только их сохранение, но и их устойчивое развитие. Перечисленные направления развития Кяхты создают предпосылки для устойчивого развития малого города. Важнейшую роль в реализации этих направлений играет ответственная, конструктивная и активная позиция всех заинтересованных сторон – органов власти, бизнеса и общества. В условиях ограниченных человеческих ресурсов чрезвычайно важно целенаправленно выявлять, поддерживать и привлекать творческие и заинтересованные кадры. Для реализации программы развития требуется также учёт местных особенностей, что может быть обеспечено научно-исследовательской экспертизой по всем основным направлениям развития и мониторингом достигнутых результатов. Возможно, рассмотреть и применить опыт развития других малых городов России.
К сожалению, потенциал малого исторического города не используется на должном уровне, отчего в итоге страдает его социальное, экономическое, культурное развитие в целом. Среди самых актуальных проблем развития города Кяхта — это комплексное выявление всех ресурсов (от историко-культурных до агроклиматических, трудовых и др.), т. е. идентификация места и разработка самой концепции развития города Кяхта, Кяхтинского района. Решение этих задач сокращает риск изоляции Кяхты как исторического центра.
Список использованной литературы
1. Балдандоржиев Ж.Б., Эйльбарт Н.В. Типология и классификация малых городов Восточного Забайкалья: социально-экономический и культурноисторический аспект // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2012. №3 С.158-167.
2. Канатбаева А.А. Методологические основы типологии и классификации малых городов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. №13 С.74-75.
3. Моногорода: проблемы и перспективы развития: монография / Институт экономики, управления и права (г. Казань); под ред. В.Г. Тимирясова. - Казань: Познание, 2011. - 220 с.
4. Назимов К.И. Страничка из истории Кяхты// Восточное обозрение. 1901. 4 с.
5. Официальный сайт МО «Кяхтинский район». Электронный ресурс
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4448.
Приложение 1
Таблица 1
Классификация городов В.П. Семенова-Тян-Шанского
Вид |
Численность |
Столичный |
Более 1млн. чел. |
Крупный |
100 тыс. – 1 млн. чел. |
Большие |
40-100 тыс. чел. |
Средние |
10-40 тыс. чел. |
Малые |
5-10 тыс. чел. |
Городки |
1-5 тыс. чел. |
Таблица 2
Группировка городов по населению согласно правил «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Тип |
Численность |
Крупнейшие |
более 1 млн. чел. |
Крупные |
от 250 тыс. чел. до 1 млн чел. |
Большие |
от 100 до 250 тыс. чел. |
Средние |
от 50 до 100 тыс. чел. |
Малые, в том числе поселки городского типа |
до 50 тыс. чел. |
Таблица 3
Классификация городов по культурному наследию
Тип |
Описание |
Эритерный тип (от фр. hériter – наследовать). |
малый город, основанный в дореволюционный период с богатым культурным наследием |
Эссорный тип, быстроразвивающийся город (от фр. essor – подъём, быстрое развитие) |
основанный в советский период, имеющий сравнительно небольшой объём культурного наследия, характеризующийся наличием градообразующего предприятия |