Познание географии растительного мира Пензенской области Соляновым А.А.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Познание географии растительного мира Пензенской области Соляновым А.А.

Авдонина О.А. 1
1МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское
Пояскова Н.Г. 1
1МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый из нас оставляет после себя след на земле. Ведь человек – творец своей судьбы. Но есть среди них такие, чья жизнь является предметом гордости его семьи, жителей края. Это люди, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, благодаря чему их будут помнить потомки. Они своим каждодневным трудом приносят пользу другим людям, работают на благо своего края и процветания всей страны.

Именно к таким людям относился мой родственник - Солянов Александр Андрианович. Советский и российский учёный, ботаник, кандидат биологических наук, доцент, исследователь растительности Поволжья, участник Великой Отечественной войны. Солянов А.А. был членом Русского географического общества, членом Русского ботанического общества, членом Всероссийского общества охраны природы, членом общества «Знание», членом Пензенского отделения Российского философского общества.

Цель работы:

через поисково-исследовательскую деятельность проследить путь становления выдающегося человека – Солянова А.А., показать его вклад в краеведческую историю малой Родины.

Задачи:

1.Собрать факты из биографии Солянова А.А., изучив архив семьи Соляновых.

2.Собрать материалы, связанные с краеведческой деятельностью Солянова А.А.

3. Собрать материалы, связанные с фронтовой деятельностью

Солянова А.А., с доступных интернет-порталов «Подвиг Народа в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Мемориал»

4.Провести серии интервью с родственниками Солянова А.А.

5.Проанализировать статьи в периодической печати

Методы исследования:

Эмпирический: интервью, фотографирование

2.Теоретический: теоретический анализ используемых источников, хронологический
3. Общелогический: анализ, синтез

Объект исследования:  Солянов А.А

Предмет исследования: краеведческая, общественная и трудовая деятельность Солянова А.А.

Практическая значимость

считаю, что данная исследовательская работа имеет практическую значимость. Собранный материал может использоваться педагогами и обучающимися на уроках биологии, экологии, географии, истории, краеведения. А также при подготовке внеклассных мероприятий о земляках, памятных событиях.

Новизна работы заключается в представлении результата природоохранной деятельности малой Родины в «краеведческой истории» Солянова А.А.

 

Актуальность работы:

история страны складывается из истории жизни отдельных людей, которые своим каждодневным трудом преумножали богатства своей Родины.

Гипотеза исследования:

могу предположить, что знание современной истории малой Родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подрастающего поколения, а также повысить их экологическую культуру.

Основная часть

Глава 1 Биография Солянова Александра Андриановича

Солянов Александр Андрианович родился в крестьянской семье в селе Никольское Кузнецкого уезда  Саратовской губернии (ныне Кузнецкий район Пензенской области) 29 ноября (12 декабря) 1914 г. Его прапрадед по материнской линии Тимофей Маркович Застёгин (по прозвищу Макурка) был крепостным крестьянином у помещика Владимира Васильевича Бабоедова. Временами он уходил на побочный заработок. Бурлачил на Волге, тянул баржи с солью, привозил соль и продавал её своим односельчанам, за что и получил прозвище Солёнов. Так появилась фамилия – Солянов.

Родителями Солянова Александра Андриановича были Адриан Иванович и Елена Александровна Соляновы (см приложение 1) У них в семье родилось 8 человек. Из них выросло четверо – трое сыновей и дочь. В крестьянской жизни в те годы родителям было не легко растить и воспитывать детей в надлежащем порядке. Со слов Солянова А.А.: «Они как могли материально помогли мне на пути приобретения университетского образования. Я благодарен им своей сыновней любовью. Живая природа с детства манила к себе Александра, и он получал от неё первоначальные знания.

Со слов Солянова А.А.: «Я вырос в крестьянской семье ...там, где волнуются нивы. Эти картины детства запомнились мне на всю жизнь¹». С самого детства Александр любил природу (см приложение 3).

В 1926 г. он окончил школу и получил четырёхклассное образование. В этом же году его родители решили изменить место жительства и уехать в Сибирь. Александр Андрианович поступил в 5-й класс в городе, который теперь называется Новосибирском.

___________________________________________________________

¹Материал интервью с Соляновой Е.И. (племянницей Солянова А.А.), записанный Авдониной Ольгой 12 .09.2019 г.

Перемены следовали одна за другой. Меняя место жительства, в поисках работы отца, всей семьёй они переезжали с одного места на другое сначала в с. Карпысак, затем всё дальше углубляясь в таёжную зону предгорья Салаирского кряжа. В Сибири Солянов А.А. окончил пятый класс школы крестьянской молодёжи (см приложение 2)

В 1928 году семья Соляновых вернулась на свою малую родину. Стремясь получить специальность, в 1930 году Александр Андрианович поступил в Кузнецкую профессиональную техническую школу - ремесленное училище (см приложение 4).

Через три года окончил её и поступил слесарем на Кузнецкий машиностроительный завод «Возрождение».

В 1933 году Солянов А.А. поступил в Кузнецкий ветеринарный техникум. В числе отличников окончил это учебное заведение в 1936 г. И в том же году поступил на биологический факультет Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

На третьем курсе началась специализация. Декан факультета, он же заведующий кафедрой систематики растений, заслуженный деятель науки, профессор Александр Дмитриевич Фурсаев брал студентов (по 5 - 6 человек) в свои научные экспедиции (см приложение 5). Со слов Солянова А.А.: «Яркое впечатление оставила поездка в Западный Казахстан - на большое, около 20 км, осадочное солёное озеро Индер, сверкающее белизной соли. Всюду вокруг засолённые почвы (солонцы), насыщенные солью впадины (сазы), специфические растения (солянки) и другие обитатели засолённых почв (галофиты) составляют растительный ландшафт пустыни. Потом переместились на берег Каспия, в устье реки Урал. Была поездка в дельту Волги, где между множества лиманов (озёр) поднимаются холмы (Беровские бугры). Была поставлена задача - описать состав растительных группировок, их приуроченность и собрать гербарный материал. В учебное и не учебное время обрабатывали собранный флористический материал, углубляли свои знания о системе растительного мира, ботаническую географию» (см приложение 6).

Производственная практика четвёртого курса проходила на территории бывшей Республики немцев Поволжья. Была поставлена задача - дать описание флоры и растительности реликтового участка «Салтовский лес» в нижнем течении реки Еруслан. Было собрано до 300 гербарных образцов, среди которых оказались многие редкие виды растений, в их числе и не отмеченные во всём заволжском регионе. На факультете было создано студенческое научное общество.

Последний государственный экзамен Александр Андрианович сдавал 22 июня 1941 года. Получил диплом с отличием.

Началась вторая мировая война. До призыва в армию он короткое время работал преподавателем биологии и химии в Семёновской средней школе Мокроусского района Саратовской области.

В конце 1941 года его призвали в армию и отправили на 2-ой Дальневосточный фронт, в воинскую часть, которая находилась в пограничной зоне ниже города Благовещенска. Здесь он окончил дивизионную 4-х месячную школу миномётчиков, получил воинское звание сержанта и стал наводчиком миномёта. Шли бои в Приамурье, гнали японских захватчиков-самураев с земли Северного Китая (Маньчжурии). За фронтовую деятельность Солянов А.А. награждён Орденом Отечественной войны II степени, а также медалью «За победу над Японией» (см приложение 9). После окончания войны, в конце 1945 года, возвращаясь на родину, Александр Андрианович был занят мыслями о продолжении совершенствования своей основной квалификации, поступлении в аспирантуру¹.

______________________________________________________________

¹Материал интервью с Соляновой Е.И. (племянницей Солянова А.А.), записанный Авдониной Ольгой 12 .09.2019 г.

Глава 2. Научная деятельность Солянова А.А.

Солянов Александр Андрианович поступил в аспирантуру Саратовского научно-исследовательского зонального института зернового хозяйства. Ему была предложена тема: «Период покоя плодов и семян сорных растений». Имелся в виду поиск методов и средств борьбы с сорняками. За трёхлетний период были сданы шесть аспирантских экзаменов. Полностью выполнены планы лабораторных и полевых исследований, в установленные сроки сдавались отчёты. В это время Александр Андрианович уже обзавелся семьёй. 1 сентября 1949 г. Солянов А.А.начал работать в должности ассистента на кафедре ботаники Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского. Занятия проводились в две смены. Не было простейшего учебного оборудования. Ему было поручено вести лекционный курс «Физиология растений» и ряд других учебных дисциплин. Со временем последовало повышение в должности до старшего преподавателя, исполняющего обязанности доцента. Создавалась учебная и научная база кафедры. В 50-х годах в ботаническом саду со студентами на большой площади был создан коллекционно-систематический участок, на котором впоследствии выращивалось до 600 видов растений из разных географических широт, расположенных в систематической последовательности. Проводились практические занятия со студентами по курсу «Систематика и география растений».

Со слов моей бабушки Лаврентьевой Н.Б¹.: «Я была одной из учениц Солянова А.А., обучаясь в Пензенском педагогическом институте им. В. Г. Белинского. Он был строгим и требовательным преподавателем. Когда Александр Андрианович шёл к студентам принимать экзамен, то по пути в парке срезал несколько растений. В качестве дополнительного вопроса во время экзамена мы должны были определить название растения. Если затруднялись – то оценка была снижена».

____________________________________________________________________________

¹Материал интервью Лаврентьевой Н.Б.(моей бабушкой), записанный Авдониной Ольгой 23 .11.2019 г

Глава 2.1 Краеведческая деятельность Солянова А.А.

Стремление улучшить учебный процесс было причиной создания установки с использованием телевизионной камеры, посредством которой стало возможным получить изображение на экране телевизора того, что было видно лишь под микроскопом - жизнь в капле воды. Эта сложная техническая работа была выполнена совместно с его сыном Виталием в 70-х годах.

В плане научной работы Солянов А.А. избрал новую тему: «Растительный покров и геоботаническое районирование Пензенской области». С этих лет начались его ежегодные ботанические исследования: пешие походы и сборы растений Пензенской флоры. В течение десяти лет пришлось выполнить большой объём почвенных, ботанико-географических и флористических изысканий на всей территории Пензенской области и не только Пензенской (см приложение7). Результатом этого было описание важнейших растительных группировок, разработка карты растительности в пятикилометровом масштабе, сводка флористического состава и выделение геоботанических районов обширного региона в современных границах области. Был собран большой гербарный материал редких и очень редких растений. Всё это вошло позже в его книгу «Флора Пензенской области», изданную в 2001 году (см приложение 8).

Макет карты растительности, по согласованию с издательством, в мелком масштабе был опубликован в учебной физической карте Пензенской области (1966, 1972). По согласованию с сотрудником Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР, тот же макет карты был использован при разработке «Карты растительности Европейской части СССР» на шести листах (1974), что было отмечено в «Ботаническом журнале».

В 1967 г. в Саратовском государственном университете Солянов А.А. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Растительный покров и геоботаническое районирование Пензенской области». При обсуждении оппонентом было отмечено: «Что эта тема для докторской диссертации...».

С 1961 г. он принимал активное участие в работе Пензенского отделения Всероссийского Общества Охраны Природы (ВООП). Соляновым А.А. была проведена работа по выявлению в Пензенской области сохранившихся особо ценных для науки природных объектов (урочищ). Среди них были два участка целинной ковыльной степи - Кунчеровская и Попереченская, бывшие заповедными до 1951 года, типичные для природы Приволжской возвышенности. Результаты исследований передавались в Общество охраны природы. Было предложено сохранить шесть таких участков как особо охраняемые объекты. Через три года было принято соответствующее решение (в то время такие участки назывались «памятниками природы областного значения»).

Также Солянов Александр Андрианович являлся членом Ленинградского отделения Всесоюзного ботанического общества и членом-организатором Пензенского отдела Московского филиала Географического общества СССР. По поводу системы организации региональных исследований в направлении природоохранной деятельности был ряд его выступлений на конференциях в масштабе страны и местного значения. Последовали соответствующие публикации. Было стремление научную работу совместить с природоохранной деятельностью на территории Пензенской области. По личной инициативе предпринимал переписку с влиятельным представителем в органах организации заповедников государственного значения¹.

__________________________________________________________________

¹Материал интервью Соляновой Н.Б., записанный Авдониной Ольгой 3.12.2019 г

Глава 2.2 Природоохранная деятельность

Александр Андрианович Солянов участвовал в работе комиссии по организации Государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь» и приложил много усилий для его создания. Хлопоты на местном уровне о создании Пензенского заповедника были непростыми. Упорно сопротивлялись, не желая выделять участок, ответственные лица областного

Управления лесного хозяйства. В областной печати опубликовали прямой выпад в адрес Солянова - нелепую статью «Каким быть заповеднику». («Пензенская правда», 1990 г.). Это свидетельствовало о незрелости и бездеятельности местных властей в сфере государственной охраны природы. В обосновании необходимости организации Пензенского заповедника, Солянов А.А. назвал его «Приволжская лесостепь». Им проделана большая работа по выявлению в Пензенской области сохранившихся особо ценных для науки природных объектов (урочищ). Шесть таких участков в 1964 году признали «памятниками природы областного значения». Вёл переписку со специалистами по организации заповедников государственного значения. И в результате прохождения документов через Госплан союзного государства в 1989 г. было принято Правительственное решение и издан соответствующий приказ об организации Пензенского заповедника «Приволжская лесостепь». Название заповедника — тоже авторство Солянова Александра Андриановича.

В рамках летней месячной дальней учебной практики студентов совершил несколько экспедиций в Грузию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Заполярье, Восточную Сибирь, на Камчатку. В ходе всех поездок Солянов А.А. неутомимо пополнял гербарную коллекцию¹.

__________________________________________________________________

¹Материал интервью Соляновой Н.Б., записанный Авдониной Ольгой 3.12.2019 г

Глава 2.3 Познание научной системы и географии растительного мира

В 1975 г. Солянову А.А. довелось быть участником XII Международного Ботанического Конгресса, который проходил в Ленинграде в Таврическом дворце. Выступали с докладом всемирно известные ботаники. В опубликованных информационных материалах работы конгресса, в списках авторов, представивших тезисы, значилась и фамилия Солянова. Тема его сообщения: «Географическая индексация местонахождения изучения флоры и растительности в регионе». Соляновым А.А.были опубликованы 65 научных работ, в том числе две большие работы: «Растительность» (в книге «Природа Пензенской области». Пенза, 1970) и монография «Флора Пензенской области» (Пенза, 2001). Была составлена карта растительности Пензенской области (1966). Он принимал участие в издании Пензенской энциклопедии, где были опубликованы 22 статьи Солянова о пензенских ботаниках и о растительности Пензенской области. Просветительская работа была частью педагогической деятельности Солянова А.А.(см приложение 8) Лекции о новинках в области биологического научного знания и экскурсии в природу проводились по инициативе Пензенского института усовершенствования учителей. В течение 12 лет Солянов А.А. заведовал кафедрой ботаники. Со слов Солянова А.А.: «С того времени как я стал работать на кафедре ботаники Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского, моя узконаправленная деятельность сводилась к познанию научной системы и географии растительного мира. Это привело меня к познанию жизни как материального единства. Итогом всей моей жизни явилось написание и издание монографии «Флора Пензенской области», вышедшей в Пензе в 2001 году» (см приложение 8).

За многолетний плодотворный труд Солянову А.А. присвоены звания «Победитель социалистического соревнования» (1973), «Отличник народного просвещения РСФРС» (1975), «За отличные успехи в работе» Высшая школа СССР (1978), «Отличник народного просвещения РСФСР и СССР» (1981), неоднократно награждался дипломами и грамотамиМинистерства просвещения РСФСР и СССР, Центрального Совета Всероссийского общества охраны природы. Также Солянов А.А. награждён медалью «Ветеран труда СССР», медалью ПГПУ им. В.Г.Белинского «За заслуги перед университетом».

18 октября 2011 г Солянов Александр Андрианович умер. Он похоронен в г. Пензе.

Заключение

История страны складывается из истории жизни отдельных людей, которые своим каждодневным трудом преумножали богатства своей Родины. К таким людям относится мой родственник Солянов А.А., который своим кропотливым трудом по крупицам собирал краеведческие факты для нашей малой Родины.

12 декабря 2019 года исполнилось бы 105 лет со дня рождения Александра Андриановича Солянова. Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить своему делу.Объектом научных исследований Александра Андриановича являлась флора и растительность Пензенской области, а также Поволжья. Он провёл огромный объём изысканий по всей территории Пензенской области. В ходе многочисленных полевых работ он обнаружил и описал многие виды растений, ранее неизвестные для Пензенскойобласти. Мой родственник был приемником и продолжателем Пензенской ботанической школы. Солянов Александр Андрианович опубликовал 65 научных работ, в том числе «Растительность» и «Флору Пензенской области, которая является итогом огромной и многолетней работы по инвентаризации флоры области. Им составлена карта растительности Пензенской области. На территории Ботанического сада имени И.И. Спрыгина, А.А. Соляновым был создан коллекционно-систематический участок, где выращиваются растения различного географического происхождения. Александр Андрианович участвовал в работе комиссии по организации Государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь» и приложил много усилий для его создания.Название заповедника«Приволжская лесостепь» принадлежит Солянову А.А. Мой родственник принимал активное участие в научной и общественной жизни Пензенского государственного педагогического университета и страны. Был действительным членом Географического общества СССР,членом Всесоюзного (Русского) ботанического общества, членом Всероссийского общества охраны природы, общества Знание и др.;

Я проследила трудовой путь Солянова Александра Андриановича – краеведа, который внёс значительный вклад в историю малой Родины, а значит и в историю страны.На примере своего родственника увидела путь становления выдающегося человека. Я являюсь ему правнучатой двоюродной племянницей. И моя гордость за него – это невидимая нить, которая называется связь поколений. Поэтому, о жизни такого выдающегося человека, патриота, как Солянов Александр Андрианович, его трудовой деятельности должны помнить старшее и знать младшее поколения. Большое спасибо Солянову Александру Андриановичу за огромный вклад в «краеведческую историю» Пензенской области!

Используемые источники:

1. Материал интервью с Соляновой (Лаврентьевой) Н.Б, бабушкой, записанный Авдониной Ольгой 23 .11.2019 г

2. Материал интервью с Соляновой Е.И. (племянницей Солянова А.А.), записанный Авдониной Ольгой 12 .09.2019 г.

3. Новикова, Л. А. Солянов Александр Андрианович / Л. А. Новикова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Естественные науки. – 2011. – № 25. – С. 730–734.

4. Новикова, Л. А. Патриарх Пензенских ботаников – Солянов Александр Андрианович / Л. А. Новикова, Г. С. Розенберг, В. М. Васюков, Н. С. Раков, С. А. Сенатор, С. В. Саксонов // Фиторазнообразие Восточной Европы. – 2011. – Вып. 9. – С. 5–7.

5. Солянов А. А. Флора и растительность Пензенской области и некоторые вопросы их рационального использования // Учёные зап. ПГПИ им. В. Г. Белинского, 1964. Вып. 10. С. 128 - 173.

6. Солянов А.А. Растительный покров и геоботаническое районирование Пензенской области: Дис. канд. биол. наук. Пенза, 1966. 367 с.

7. Солянов А.А. Растительный покров и геоботаническое районирование Пензенской области // Автореф. дис. канд. биол. наук. - Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1967. 26 с.

8. Солянов А.А. Растительный покров Пензенской области // Пензенская область. Природа, население, хозяйство: Географический сборник. Саратов: , 1968. Вып. 1. С. 84 - 92.

9. Солянов А.А. Зональное положение и геоботаническое районирование Пензенской области // Пензенская область. Природа, население, хозяйство: Географический сборник. Саратов:, 1968. Вып. 1. С. 93 - 97.

10. Солянов А. А. К характеристике научной и познавательной ценности Кунчеровской степи // Вопросы географии Пензенской области. Географический сборник. Л.: ПО ГО СССР, 1969. Вып. 2. C. 92 - 96.

11. Солянов А. А. О некоторых вопросах изучения местных флор // География центра. М.: МФ ГО СССР, 1969. C. 28 - 30.

12. Солянов А. А. Растительный покров. Глава 6. // Природа Пензенской области. Пенза: Прив. кн. изд-во, Пенз. отд., 1970. C. 129 - 177.

13. Солянов А. А. О необходимости охраны луговых степей на Приволжской возвышенности // Вопросы охраны ботанических объектов. Л.: Наука, 1971. C. 245 - 246.

14. Солянов А. А. Карта растительности Пензенской области (Масштаб 1:2 400 000) (врезка) // Физическая учебная карта Пензенской области. Масштаб 1 : 600 000. М.: ГУГ и К, 1972. 1 л.

15. Солянов А. А. Попереченская степь в Пензенской области, её прошлое и настоящее // ГО СССР. Доклады Пензенского отдела. М., 1973. С. 47 - 56.

16.Солянов А. А. Моя жизнь // Фиторазнообразие Восточной Европы : журнал. — Тольятти, 2011. — № 9. — С. 8—15Архивировано 4 ноября 2013 года.

17. http://penza-flora.okis.ru/biblio2.html

18. Чистякова, А. А. Солянов Александр Андрианович / А. А. Чистякова // Энциклопедия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2009. – С. 300.

19.Электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», pamyat-naroda.ru

Приложение 1

Родители Солянова А.А.

Солянов Андриан Иванович, Солянова Елена Александровна

с внуком Виталием (сын Александра)

Приложение 2

Солянов Александр Андрианович

Приложение 3

Семья Соляновых

Солянов Андриан Иванович, Солянова Елена Александровна,

Солянов Александр Андрианович, Солянов Илья Иванович (племянник Солянова Андриана - мой прапрадед)

Приложение 4

Студенты Кузнецкого техникума, 1936 г.

Приложение 5

География поездок по разным странам

Приложение 6

Научная деятельность Солянова А.А.

Приложение 7

Пресса о Солянове А.А.

Приложение 8

Печатные издания Солянова А.А.

Приложение 9

Награды Солянова А.А. за участие в Великой Отечественной войне

и Советско-Японской войне

Орден Отечественной войны II степени Медаль «За победу над Японией»

Приложение 10

Солянов А.А. знал каждую травинку

 

 

Просмотров работы: 121