РОЛЬ ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА» В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ РОССИЯН

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ТЕЛЕКАНАЛА «ПЯТНИЦА» В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ РОССИЯН

Овсянникова М.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)»
Драгунова Н.Л. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Гимназия № 11 (Базовая школа Российской академии наук)»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Познание начинается с удивления»
Аристотель

Современное телевидение, задуманное как средство демократизации общества и возможности повышения его образовательного и культурного уровня, оказалось способным порождать новую социокультурную «медийную» реальность. Телевидение обладает способностью незаметно влиять на восприятие человеком окружающей действительности и формировать установки и мнения о социальном мире.

Данная работа позволяет разобраться с вопросом о роли телевидения в развитии географических познаний реального окружающего мира.

Для этого в работе рассматривается современное состояние телевизионного тематического направления трэвел-журналистики и проводится обзор страноведческих программ российских федеральных телеканалов. На примере телепередач «Мир наизнанку»[4] и «Орёл и решка»[5] анализируются основные принципы и тенденции развития жанра трэвел-журналистики2 на российском телевидении.

Актуальность данной работы определяется важностью её темы. На сегодняшний день проблематика информативности телевидения является важной определяющей в познании человеком самого себя, через познание мира.

Цель исследования.

Определить, помогает ли современному человеку развлекательное телевидение расширять географические познания.

Задачи исследования:

1. Провести исследование о влиянии развлекательного телевидения на расширение географического кругозора на примере телепередач телеканала «Пятница»[6].

2. Из различных источников собрать и проанализировать информацию1 по теме исследования.

3. Систематизировать собранный материал по теме и плану работы.

Проблема исследования.

Мы тратим значительную часть нашего невосполнимого времени на получение информации через телевидение, интернет, радио. Однако, далеко не каждый задумывается, на сколько полезна эта информация1, за которую мы расплачиваемся единственным невосполнимые ресурсом – нашим временем.

Разумеется, самым лучшим способом познавать мир c древних времен и до сих пор является и будет являться – путешествие. Вместе с тем, в наше время, когда жизнь насыщена массой дел, которые необходимо успеть, зачастую путешествовать приходится посредством интернета или телевидения. И проблемой становится выбрать именно тот источник информации о мире, который в понятной и интересной форме донесет до нас максимум информации1 о еще не известном нам мире.

Методы исследования:

1. Нарративный (повествовательный).

2. Дискрептивный (описательный).

3. Метод анализа и синтеза различных источников.

4. Проектный метод

Результаты исследования.

В ходе проделанной работы планируется получить теоретический материал с возможностью его применения в процессе классной и внеклассной работы по географии, краеведению и на занятиях внеурочного курса «История Самарского края».

I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

I.1. Жанр трэвел-журналистики2 на советском телеэкране.

Передачи о путешествиях на телевизионных экранах появились относительно недавно. Дебют состоялся в 1960 году, когда на советские экраны вышла программа «Клуб путешественников». (Приложение 1)

Это была советская и российская телевизионная программа, посвященная популяризации туризма и путешествий. Её бессменным телеведущим в течение за лет был Юрий Сенкевич. (Приложение 2)

Находилась в телевизионном эфире с 18 марта 1960 года и сначала носила название «Клуб кинопутешествий». За всё время вышло более 2 тыс. выпусков. В 1985 году передача была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как старейшая программа советского телевидения. Сначала программа выходила в прямом эфире, ежемесячно, хронометраж — 1 час. Формат: 2/3 сюжетов по туристическим достопримечательностям союзных республик СССР, 1/3 — пара сюжетов о зарубежье, один из которых обязательно посвящён какой-нибудь социалистической стране. При подготовке передач использовались материалы архивов, музеев, выставок, любительские и посольские фильмы, приглашались комментаторы в студию.

Новая телевизионная программа стала «окном в мир» для советских граждан, которые могли путешествовать по миру лишь благодаря телевидению и кино. В конце семидесятых годов «Клуб» расширил свою тематику. Помимо географии, в выпусках все чаще стали появляется сюжеты на исторические темы, рассказы об археологии, традициях и обычаях народов СССР. В программе стали больше говорить о памятниках искусства и литературы.

Практически все крупнейшие путешественники и исследователи нашей планеты: Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Джералд Даррелл, Тимоти Северин, Отар Лордкипанидзе, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Мирослав Стингл, Яцек Палкевич, – во время своих визитов в СССР охотно приходили в студию «Клуба путешественников» с рассказами о своих путешествиях и открытиях.

С того времени жанр трэвел-журналистики2 выделяется как самостоятельное направление и выводит тележурналистику на уровень, который можно охарактеризовать словами «Развлекая, информировать и просвещать». Такие передачи стали самостоятельным направлением тележурналистики. Создание подобной программы требует от журналиста не только оперативности, мобильности, больших организационных усилий, но и знаний географических особенностей, специфики, традиций, истории, культуры разных стран мира.

По мнению исследователя И. В. Показаньевой, «трэвел-журналист изучает мир, чтобы поделиться обретенным знанием с окружающими. Он постоянно собирает информацию, общается с местными жителями, забирается в места, в которые никогда не направится путешественник, движущийся на коротком поводке путеводителя. Самостоятельность связана с некоторыми сложностями, но зато такой подход позволяет уйти в сторону от избитых троп и сделать уникальные открытия».

I.2. Жанр трэвел-журналистики на российском телеэкране

В этой части работы рассматриваются способы расширения наших познаний мира природы и культурных традиций стран мира через телепередачи о путешествиях «Мир наизнанку» [5] и «Орел и решка»[5].

I.2.1. «Мир наизнанку» – 152 выпуска

Формат телепередачи «Мир наизнанку» (Приложение 3) пришел в Россию относительно недавно: премьерный выпуск состоялся на украинском телеканале «1+1» 11 декабря 2010 года. Каналом-вещателем в России в настоящее время выступает развлекательный телеканал «Пятница!».

«Мир наизнанку» показывает нетуристические и малоизученные регионы планеты. Автор проекта Дмитрий Комаров (Приложение 4) в своих репортажах фокусируется прежде всего на обратной стороне жизни страны, которую обычно не видят туристы. Если же репортаж делается в известной туристической точке, то её раскрывают для зрителя с необычного ракурса, с «изнанки».

Каждый сезон телепроекта «Мир наизнанку» посвящён одной стране или географическому региону.

Уникальность передачи «Мир наизнанку» состоит в том, что в путешествие по выбранной стране отправляется лишь сам ведущий, Дмитрий Комаров, и телеоператор, Александр Дмитриев. Таким образом достигается полное погружение телезрителя в обстановку путешествия, не отвлекая внимание местных жителей на телегруппу. Зритель видит страну максимально реалистично, вне туристических маршрутов, как она есть.

Однако, кажущаяся простота подхода к съемке обманчива. Подготовкой к путешествию Дмитрий Комаров и Александр Дмитриев занимаются неделями. До прилета, они тщательно выбирают интересную для зрителя страну, изучают традиции, историю. Затем, по прилету, они проводят дополнительную подготовку, общаясь с местными гидами, экспертами по стране, этнографами и дипломатами.

Еще одной особенностью передачи «Мир наизнанку» является отсутствие четкого сценария. По сути, зритель наблюдает за приключениями ведущего и телеоператора в чужой стране и видит все, от подготовки к путешествию, кончая непредвиденными ситуациями. В обычных передачах это остается за кадром. Благодаря стараниям телегруппы зритель видит то, о чем зачастую даже в интернете нет ни слова, обратную сторону страны, необыкновенные уголки планеты – «Мир наизнанку».

Длительность путешествий, которые смело можно назвать экспедициями, составляет по нескольку месяцев. Это так же является уникальной особенностью телепередачи. Самым длительным путешествием является путешествие по Бразилии – 203 дня.

В течении столь длительных сроков Дмитрий и Александр месяцами живут с местными племенами, взбираются на высокие горы и исследуют непролазные джунгли. Часто они проводят свои журналистские расследования, если в стране происходят важные события, группа участвует в них, иногда даже помогая в ликвидации последствий природных катастроф.

Необычным подтверждением уникальности телепередачи является и тот факт, что ее ведущему, Дмитрию Комарову в качестве телерепортера правительство Индии первому разрешило снимать процедуру кремации на берегу реки Ганг.

И конечно же, нельзя не упомянуть, в качестве еще одной уникальной особенности передачи ее ведущего. Дмитрий Комаров является не просто ведущим, а создателем, режиссером, иногда и телеоператором. До того момента, как выпустить первый выпуск программы, Дмитрий проделал длинный путь по странам Азии, изучая и фотографируя жизнь простых людей вне туристических маршрутов.

I.2.2. Телепередача «Орел и решка»[5]

Еще одним ярким представителем трэвел-журналистики2 является телепередача «Орел и решка» (Приложение 5) дебютировавшая на телевидении Украины в 2011 году. Каналом-вещателем в России в настоящее время выступает развлекательный телеканал «Пятница!».

Передача имеет свой уникальный формат. По правилам программы один из ведущих должен прожить субботу и воскресенье на 100 долларов, а второй может тратить неограниченные средства, которые хранятся на «золотой» банковской карте. Чтобы решить, как и кто из них проведёт эти выходные в рамках программы, ведущие перед каждым путешествием, бросают монету, и всё решает орёл или решка. Если монета выпадает «орлом», золотая карта достаётся ведущему, который бросил монету, а его «партнёру» — $100; если «решкой» — наоборот.

«Орел и решка» носит ярко выраженный развлекательный характер, однако, несет и познавательный элемент, показанный на контрасте одного ведущего живущего в атмосфере достатка и другого ведущего, пытающегося прожить на 100$ в чужой стране и волей не волей вынужденного жить жизнью рядового гражданина этой страны, познавая ее с менее популярной у туристов стороны.

Необычной особенностью программ является частая смена ведущих (Приложение 6), что в совокупности с другими особенностями подогревает интерес зрителя. На данный момент сменилось уже около 10 пар ведущих.

Благодаря этим особенностям зритель смотрит на посещаемую ведущими страну и с точки зрения простого туриста, не сходящего с маршрута, показанного в стандартных путеводителях – отели, пляжи, магазины и общеизвестные достопримечательности и со стороны пытающегося выжить на скромные деньги туриста «дикаря», ночующего в хостелах, скромно питающегося, но зато и познающего страну по-настоящему.

Передача основана на продуманном и с режиссированном сюжете, однако, благодаря нестандартным подходам, от этого она не теряет своего очарования.

Драматургия телепередачи «Орел и решка» выражена непосредственно в замысле программы: все движение сюжета – ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а что – с неограниченным бюджетом?». Однако это суждение поверхностно, в действительности же сюжет подчинен идее, озвученной в финале: независимо от того, насколько ты богат, мир прекрасен.

Таким образом, картина мира, которая создается в телепрограмме «Орел и решка» телеканала «Пятница!», с одной стороны, подчиняется законам драматургии любого экранного произведения и является продуктом мастерства сценариста; с другой стороны, в сюжете телепередачи не искажается реальная действительность. Подача информации ведется в разговорном стиле, сглаживая всякую дистанцию между зрителем и телеведущими.

Вывод.

Анализируя выбранные телепередачи«Мир наизнанку»[4] и «Орел и решка»[5] была составлена сравнительная таблица, по содержанию которой и был сделан следующий вывод: «Не смотря на разницу в подаче информации и информативность, обе передачи несут одну общую идею, побуждающую простого, неискушенного телезрителя стремиться познавать мир через личные ощущения, путешествуя и наблюдая его во всем его разнообразии.Обе передачи дают зрителю знания о географическом положении стран и государств, культуре и обычаях населяющих их народов, флоре и фауне. То есть способствуют развитию географических познаний и расширению географического кругозора россиян. (Приложение, Таблица 1)

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

«У настоящего путешественника

нет определенного плана и

намерения куда-либо

приехать» — Лао Цзы.

II. 1. Гимназический проект

«Каждый путешественник немного исследователь»

Анализ советских и российских телепередач в жанре трэвел-журналистики, работа над этим исследование привело к решению познакомить ребят моего класса с этим жанром и пригласить их создавать свои мини-проекты по географии и истории Самарского края с целью расширить краеведческий кругозор гимназистов.

Что такое кругозор? Кругозор – пространство, окидываемое взором. Главное в процессе расширении кругозора – это получить вдохновение самому и передать это чувство другим через продукт своей деятельности.

Под руководством учителя географии гимназии – Н.Л. Драгуновой был запущен гимназический проект «Каждый путешественник немного исследователь», в рамках которого ребятам предлагалось создать собственные мини-проекты. Копилкой полученных материалов могут воспользоваться все желающие – ребята и их родители, учителя.

Работать с текстами учебников безусловно полезно, но сколько интересного остается за его страницами. Куда интереснее путешествовать с родителями по родному краю или по улицам родного города, посетить музей, сделать фотографии исторических и просто интересных мест и составить из них фотоколлаж, снять видеоматериалы и презентовать их на уроке или внеурочном занятии.

Таблица 1.

Список мини-проектов 2020/2021 уч. года

по географии и истории Самарского края.

п/п

Тема мини-проекта

Предмет

Автор

Класс

         
         
         
         
         
         
         

II. 2. Анкетирование и опрос по теме проекта

Для полной достоверности информации моего проекта, я провела анкетирование (Приложение 8) и опрос в форме вопросника (Приложение 9/10):

В анкетировании участвовали мои одноклассники (16 детей 12-13 лет):

В результате проведенного мною анкетирования выявлено, что из 16, 11 человек изъявили желание участвовать в проекте «Мини-проект – мое исследование и возможность расширить кругозор одноклассников» по внеурочному курсу «История Самарского края и географии.

Из 16 анкетируемых 14 знают и смотрят телеканал Пятница.

Из 14 знающих телеканал Пятница 8 человек ответили, что знают телепередачу «Орел и решка» и «Мир наизнанку», остальные 6 – знают «Орел и решка».

Так же из 16 анкетируемых 3 назвали в качестве других телепередач о путешествиях «Жизнь других», «Дикари», «Поедем поедим». Они посчитали эти телепередачи более интересными и информативной.

11 из 16 одноклассников, прошедших анкетирование, считают, что телепередачи о путешествиях дают им информацию о мире гораздо в большем объеме, чем это позволяют им учебники и туристические поездки с родителями. 2 человек из 16 анкетируемых считают, что в телепередачу можно добавить элементы обучения языку посещаемой страны, это сделает еще познавательнее и интереснее.

В опросе участвовали мои родственники и знакомые в возрасте от 12 до 70 лет (10 человек):

Из 10 опрошенных 7 знают телеканал Пятница.

Из 7 респондентов самой известной телепередачей на телеканале Пятница все 7 назвали «Орел и решка».

Самой известной телепередачей о путешествиях 9 и 10 назвали «Клуб кинопутешествий»1.

Вывод.

Интерес к телепередачам о путешествиях высок и несет развивающий характер. Телепрограммы, в которых доля развлекательного контента («Орел и решка»2) больше образовательного - более популярны, чем телепередачи посвященных сугубо путешествиям («Мир наизнанку»6). С целью расширения географических познаний рекомендуется в дополнение к телепередаче «Мир на изнанку» просматривать как архивные записи телепередач «Клуб кинопутешествий»1 так и искать развивающие телепередачи в стиле тревел-журналистики на других телеканалах и в интернете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по разделам работы

Вывод по исследовательской части: Жанр трэвел-журналистики существует на телеэкранах нашей страны уже более 60 лет. И не смотря на столь долгий срок существования является актуальным способом расширения географических и культурных познаний мира.

Благодаря проведенным анкетированию и опросу мои знания о разнообразии телепередач жанра тревел-журналистики расширились. Мне стала наглядно видна роль тревел-журналистики не только в расширении географических знаний, а в познании мира в целом.

Результаты проекта

Удалось утвердиться в понимании важной роли тревел-журналистики в расширении географических и культурных познаний мира моих одноклассников и опрошенных жителей города Самара.

Удалось путем проведенного опроса людей старшего возраста познакомить их с жанром современной тревел-журналистики.

Не удалось провести расширенное исследование по теме проекта с большим количеством респондентов.

Перспективы возможной дальнейшей работы

Работы по данному проекту можно продолжать, расширив область исследований на телеканалы других стран и проведя сравнительный анализ влияния тревел-журналистики на географические познания граждан других стран и государств. Для более глубокого исследования возможно проведение расширенного опроса респондентов с большим количеством вопросов посредством глобальной сети Интернет.

Мой интерес к проблематике раскрываемой в данном проекте не исчерпан, т.к. познание мира не имеет границ и я продолжу его познавать не только посредством масс-медиа, а и через непосредственное взаимодействие с миром – путешествуя.

Тезаурус

1. Информация - разъяснение, представление, понятие о чём-либо.

2. Трэвел-журналистика - особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др.

3. Картина мира - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.

4. «Мир наизнанку» - украинская познавательная телепрограмма о путешествиях в различные страны мира. Авторский проект журналиста и путешественника Дмитрия Комарова.

5. «Орёл и решка» - украинская познавательная телепрограмма о путешествиях.

6. Телеканал «Пятница!» - общероссийский федеральный развлекательный телеканал.

7. Сюжет - Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

8. Анализ - метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего ни будь.

Список Интернет-источников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Клуб_путешественников

https://ru.wikipedia.org/wiki/Орел_и_решка_(телепередача)

https://www.youtube.com/channel/UCH4KR4_UxYIfQDTHaPeMWtg

https://orelireshka.tv/

https://www.youtube.com/channel/UCdIp4tcWOGihEQKYxzSlFaQ

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_наизнанку

https://mir-naiznanku.friday.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Рис.1. Заставка телепередачи в 1970-е гг.

Приложение 2.

Рис. 2. Юрий Сенкевич – телеведущий программы «Клуб кинопутешествий» в течение 30 лет.

Приложение 3

Рис.3. Заставка телепередачи «Мир наизнанку».

Приложение 4

Рис. 4. Дмитрий Комаров – автор и телеведущий программы «Мир наизнанку» .

Приложение 5

Рис.5. Заставка телепередачи «Орел и решка».

Приложение 6

Рис.6. Телеведущие программы «Орел и решка».

Приложение 7

Таблица 2.

Сравнительный анализ телепередач «Мир наизнанку» и «Орел и решка»

Показатель сравнения

Телепередачи

«Мир наизнанку»

«Орел и решка»

1. Формат передачи

телепрограмма о путешествиях

телепрограмма о путешествиях

2. Характер телепередачи

Познавательно - развлекательный

Познавательно - развлекательный

3. Особенности:

   

4.

Авторская

По сценарию

5. Состав съемочной группы

Ведущий и телеоператор

Полноценная съемочная группа с режиссером, телеоператором, съемочные персоналом и ведущие

Приложение 8

Текст анкеты.

Хотите ли Вы участвовать в коллективном проекте «Мини-проект – мое исследование и возможность расширить кругозор одноклассни-ков» по внеурочному курсу «История Самарского края и географии?

Знаете ли вы (смотрите ли) телеканал Пятница?

Какие телепередачи про путешествия телеканала Пятница вы знаете?

Какие телепередачи про путешествия (не только на телеканале Пятница) вам нравятся и почему?

Что вам интересно в телепередачах о путешествиях и что они вам дают? Что бы вы добавили в передачах про путешествия?

Приложение 9

Вопросы к опросу.

Знаете ли вы (смотрите ли) телеканал Пятница?

Какие телепередачи про путешествия телеканала Пятница вы знаете?

Какие телепередачи про путешествия (не только на телеканале Пятница) вам нравятся и почему?

Приложение 9.1

Вопросы к опросу (для лиц старше 40 лет).

Какие телепередачи о путешествиях вы знаете и смотрите?

Знаете ли вы (смотрите ли) телеканал Пятница?

Какие телепередачи про путешествия телеканала Пятница вы знаете?

Какие телепередачи про путешествия (не только на телеканале Пятница) вам нравятся и почему?

Можете ли вы сравнить телепередачи о путешествиях предыдущих лет и современные телепередачи о путешествия?

Приложение 9.2

Вопросы к опросу (для случайного прохожего).

Сколько Вам лет?

Какие телепередачи о путешествиях вы знаете и смотрите?

Знаете ли вы (смотрите ли) телеканал Пятница?

Какие телепередачи про путешествия телеканала Пятница вы знаете?

Какие телепередачи про путешествия (не только на телеканале Пятница) вам нравятся и почему?

Можете ли вы сравнить телепередачи о путешествиях предыдущих лет и современные телепередачи о путешествия?

Что, на Ваш взгляд стоит улучшить в современных телепередачах о путешествиях?

Приложение 10

Результаты анкетирования

Приложение 11

Результаты опроса

Фото. Гимназисты 6Б класса заполняют анкету.

 

Просмотров работы: 465