Свенский монастырь, как объект национального и духовного наследия

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свенский монастырь, как объект национального и духовного наследия

Ривоненко Н.П. 1
1МБОУ "Лицей №27 им.Героя Советского Союза И.Е.Кустова" г.Брянска
Коростелёв А.И. 1
1МБОУ "Лицей №27 им.Героя Советского Союза И.Е.Кустова" г.Брянска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Над Десной на холме величаво,

Как из древних былин богатырь,

Утомлённый и битвой, и славой

Гордо Свенский стоит монастырь...

Валентин Илларионов

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Я солидарен с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные мною в ходе социологического опроса среди учащихся лицея (Приложение 1). Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый четвёртый уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый шестой не знает, что такое монастырь. 88% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.

Объект исследования данной работы – святыня и памятное место – Свенский Успенский мужской монастырь в п.Супонево Брянской области.

Предметом исследования  является изучение исторической судьбы Свенского монастыря.

Цель исследования – получение сведений о прошлом и настоящем монастыря, определение его роли в жизни людей.

Необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории Свенского монастыря;

- выявить и оценить произошедшие изменения;

- пробудить интерес сверстников к изучению истории монастырей, так как они являются объектами национального и духовного наследия.

В ходе работы над исследованием мною был использован ряд методов, в частности: изучение научно-популярной литературы, анализ информации из источников средств массовой информации, сбор иллюстраций и интересных фактов.

Глава 1. История Свенского монастыря

Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Обитель находится в трёх километрах от города Брянска. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки Десна, простор и над всем этим - венец природной благодати, рукотворные чудо-белокаменные храмы, издали кажущиеся взлетающими лебедями, взмахнувшими узкими крыльями, готовыми полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. Нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землёй, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры.

Ансамбль Свенского монастыря - уникальный памятник архитектуры. Удивительно его единство с окружающим природным ландшафтом, органична связь с необъятными деснянскими просторами, неповторимо своеобразие свободного, широкого размещения зданий и сооружений, подчеркивающих рельеф местности. Стены монастыря - молчаливые свидетели многих исторических событий.

История возникновения Свенского монастыря

Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в 1288 году, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром проснувшиеся монахи с ужасом увидели, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Свини. Эта икона, размером 68 см на 42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшей на золотом троне и державшей на коленях Предвечного младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях, стояли Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосий, с левой — Антоний.

Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Софийскую церковь Киево-Печерской Лавры. Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. Празднование явления Свенской иконы совершается 16 мая (3 мая – по старому стилю).

Свенская икона, когда была обретена на ветвях дуба, не поддалась обретшим ее, но только после молитв благоверного князя Романа с легкостью снялась с древа.

После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма.

Судьба Свенского монастыря на протяжении веков

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари: Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.

При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями.

Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда… Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще 1678 годом.

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал Свенский монастырь к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.

В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.

Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора.

По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Центр духовной культуры и просвещения

Как и все святые обители, Свенский монастырь был и остается не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХVI - ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописи и проч.

После окончания беспорядков начала XVII века, Свенский монастырь стал налаживать потерянные или ослабевшие за тяжелые времена торговые, культурные и другие связи между русскими, белорусскими и украинскими землями. Брянщина непосредственно граничившая с этими территориями стала играть важную роль в такого рода отношениях. Под стенами монастыря начали собираться ежегодные ярмарки, известность которых росла из года в год. Сюда съезжались со своими товарами не только купцы и торговые люди из соседних мест, но и из Прибалтики, Польши, Германии, Молдавии, Валахии, Греции и других отдаленных стран. Особенно велика была роль ярмарки в развитии связей между Россией и Украиной. Часть денежных сборов от ярмарочной торговли поступала в монастырскую казну, но с 1700 года по указу Петра I всеми пошлинами, таможенными и прочими сборами на ярмарке было велено заниматься Брянской ратуше, следовательно, сократился доход от лавок и торговых мест, число которых достигало около 700.

Наибольший размах ярмарочная торговля близ монастыря имела в 1680— 1690 годах и 1710— 1720 годах. В дальнейшем значение Свенской ярмарки стало уменьшаться, хотя вплоть до 1860 года, когда ярмарка была переведена в уездный город Брянск, она продолжала занимать не последнее место среди крупнейших ярмарок России. 

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

Упадничество монастыря в XX веке

Много было черных страниц в летописи монастыря, но все они бледнеют при описаниях полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти. Если урон от польско-татарских набегов ХVI-ХVII веков компенсировался царским правительством и различными пожертвованиями частных лиц, то большевики, отдавая русские святыни «грядущему хану», в их восстановлении не нуждались. После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе, чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

Глава 2. Возрождение Свенского монастыря

Прошли десятилетия. В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви. 16 октября 1992 года наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин).

Как и Успенский собор церковь Антония и Феодосия Печерских была разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

Реставрируется Преображенская церковь и время от времени в ней ведутся службы.

После Октябрьского переворота 1917 года домик Петра Первого был уничтожен. В настоящее время восстановлен.

В 2005 году началось долгожданное возрождение разрушенного в атеистические лихолетья Успенского собора Свенского монастыря. Тогда, благодаря федеральной программе финансирования, удалось сделать архитектурный проект собора и расчистить руины до фундаментов. В 2010 году был создан Попечительский совет по возрождению Успенского собора монастыря. В 2011 году Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в остове собора и благословил всех неравнодушных принять участие в возрождении главной святыни обители. Восстановление началось в этом же году.

Ровно восемь лет, в непростых условиях недостатка финансовых средств, продолжалось строительство, однако, воссоздание величественного собора совершилось. Участие в созидании приняли многие, как своею молитвой, так и посильной помощью в выделении строительных материалов, техники, рабочей силы и финансовых пожертвований.

По благословению митрополита Брянского и Севского Александра в 2015 году ХПП «Софрино» был изготовлен уникальный иконостас Успенского собора Свенского монастыря. Иконостас  имеет 7 ярусов (178 икон) и высотой - 22 метра.

С 2018 года по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра в Свенском монастыре действует Воскресная школа для детей.

20 октября 2019 года в летопись Свенского монастыря внесена историческая запись о посещении обители Патриархом Кириллом и великом освящении собора в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Заключение

Завершая исследование, можно сказать, что именно духовное наследие, православные ценности являются главными в жизни любого человека.

История Свенского монастыря – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Свенский монастырь является центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения.

Знакомясь с историческими фактами из жизни основателей обителей, подвижников благочестия, тех, кто большим трудом восстанавливал порушенные храмы, научишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.

Список использованных источников и литературы

Брянский Свенский монастырь. 1288-1888. Изд. 2-е. СПб., 1888.

Знаменский М.К. Свенский монастырь М., 1915.

Кизимова С.П. По следам святых обителей: Из истории монастырей Брянского края. Брянск, 1999.

Свенский монастырь: [Сборник]. Брянск, 1995.

http://svenmon.org/

www.kray32.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты социологического опроса школьников

Количество респондентов - 48

Категория респондентов - учащиеся 5 - 7 классов

Метод опроса - анкетирование

Вопрос 1. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком?

Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?

Вопрос 3. Что такое храм?

Вопрос 4. Что такое монастырь?

Вопрос 5. Знаете ли вы историю какого-либо монастыря нашего края?

22

Просмотров работы: 454