Музыка стихий

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыка стихий

Щербенко М.Н. 1
1МОУ СОШ №8
Витковская С.В. 1
1МОУ СОШ №8
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование выбора темы творческого проекта

Вряд ли когда-нибудь наука проникнет в тайны рождения творчества. Кто-то назовет посыл к творчеству явлением Музы, вдохновением. Кто-то, как Марина Цветаева, скажет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Мы, к сожалению, можем судить о поэтическом творчестве только по его проявлениям, так сказать, «продуктам», самим стихам. Однако трудно оспорить мысль о том, что стихи не появляются на «иссохщей почве», но прорастают «через тернии».

Как нам представляется, они являются воплощением, большого пути по накоплению общекультурных знаний. Это и полученное автором проекта начальное музыкальное образование по классу «Фортепиано», и изучение в рамках школьной программы курса «Литература», и участие в заседаниях клуба «Любителей русского языка», основанного в МОУ СОШ №; г. Люберцы и руководимого учителем русского языка и литературы Витковской Светланой Викторовной.

В своей статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (Спб,1893.) Д.С. Мережковский выделил три главных элемента нового искусства: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». На наш взгляд, именно расширение художественной впечатлительности, основанное на знакомстве с классическими образцами живописи, музыки, литературы, изучение истории культуры и философии, как раз и служит той благодатной почвой, на которой может развиваться художественная впечатлительность.

Представленные в творческом проекте стихи явились, по нашему мнению, не только «продуктом» вдохновения, но и упорного труда над поэтической формой, основанного на изучении основ стихосложения.

Цель работы

Актуализация и применение в практике работы над созданием лирического произведения знаний по теории стихосложения, работы с поэтическим текстом по передаче поэтических образов средствами художественной выразительности русского языка.


Задачи: 

Создание поэтического текста

Редактирование исходного текста стихотворений с учетом правил стихосложения в области рифмы и ритма.

Работа с поэтической формой с целью графического выделения ключевых образов. заключенных в логически акцентированных словах.

Использование художественных приемов в области символики и ритмики, свойственных поэтическим направления «Серебряного века»

Практическая значимость

Представленный творческий проектможет быть использован в качестве иллюстративного материала в ходе занятий по внеурочной деятельности. Также представленная работа позволяет наглядно иллюстрировать актуальность знаний по теории и истории литературы, т.к. демонстрирует результаты работы над развитием художественно-образного мышления или «художественной впечатлительности».

Музыка стихий

***

Росчерки капель,

подобные нотам,

Бегущим волной под рукой пианиста…

басами рояля разносится грохот

грозы,

и рокот прибоя, и шелест листьев.

Под гнетом бушующей рядом

Стихии,

Что под медной педалью находит отклик,

Я плачу.

Но что же виною, стихи

или звуки,

Что слились с грозою в трагический вопль,

Тритонов жестоких и грозных аккордов?

Зачем

так похожи природа

С пластиной белеющих клавиш?

Зачем

непокорно то море,

что злобно бушует

в гостиной?

Тяжелое небо лицо свое хмурит,

В свирепости волн свою ярость туша.

Скажите,

ведь слезы мои лишь от бури?

От стона рояля?

Нет.

Плачет душа.

***

Море видело многое,

но молчит

как безмолвный свидетель

бессчётных судеб.

Масса серая с грохотом бьёт о щит

досок пирса, со дна поднимая муть:

чьи-то речи,

обрывки забытых фраз,

словно мусор, спрессованный гнётом дней,

чьи-то сотни и тысячи разных глаз,

свет холодных и ярких

чужих огней.

Рёв морской равнодушен,

безлико пуст,

но звучит как приветствие в тех ушах,

что хотят слышать

"здравствуй"

из сизых уст, что о скалы размеренно

звук глушат.

Тех не счесть,

кто считает—прибой для них,

в их лишь честь

разъярённо бушует шторм.

Мановенье их рук-

И вот он затих?

Нет, ничто не удержит движения волн.

Море видело ярость кровавых битв;

миг рожденья империй,

и их же крах;

жизнь, смерть, силу людских молитв...

Смешала Вечность в единый прах.

Города и столетья, земля, народ…

Наблюдая за всеми, кто падал ниц,

море видело многих,

но только вот...

Время жадно стирает

черты их лиц.

Просмотров работы: 12