Обоснование выбора темы творческого проекта
Вряд ли когда-нибудь наука проникнет в тайны рождения творчества. Кто-то назовет посыл к творчеству явлением Музы, вдохновением. Кто-то, как Марина Цветаева, скажет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Мы, к сожалению, можем судить о поэтическом творчестве только по его проявлениям, так сказать, «продуктам», самим стихам. Однако трудно оспорить мысль о том, что стихи не появляются на «иссохщей почве», но прорастают «через тернии».
Как нам представляется, они являются воплощением, большого пути по накоплению общекультурных знаний. Это и полученное автором проекта начальное музыкальное образование по классу «Фортепиано», и изучение в рамках школьной программы курса «Литература», и участие в заседаниях клуба «Любителей русского языка», основанного в МОУ СОШ №; г. Люберцы и руководимого учителем русского языка и литературы Витковской Светланой Викторовной.
В своей статье «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (Спб,1893.) Д.С. Мережковский выделил три главных элемента нового искусства: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». На наш взгляд, именно расширение художественной впечатлительности, основанное на знакомстве с классическими образцами живописи, музыки, литературы, изучение истории культуры и философии, как раз и служит той благодатной почвой, на которой может развиваться художественная впечатлительность.
Представленные в творческом проекте стихи явились, по нашему мнению, не только «продуктом» вдохновения, но и упорного труда над поэтической формой, основанного на изучении основ стихосложения.
Цель работы
Актуализация и применение в практике работы над созданием лирического произведения знаний по теории стихосложения, работы с поэтическим текстом по передаче поэтических образов средствами художественной выразительности русского языка.
Задачи:
Создание поэтического текста
Редактирование исходного текста стихотворений с учетом правил стихосложения в области рифмы и ритма.
Работа с поэтической формой с целью графического выделения ключевых образов. заключенных в логически акцентированных словах.
Использование художественных приемов в области символики и ритмики, свойственных поэтическим направления «Серебряного века»
Практическая значимость
Представленный творческий проектможет быть использован в качестве иллюстративного материала в ходе занятий по внеурочной деятельности. Также представленная работа позволяет наглядно иллюстрировать актуальность знаний по теории и истории литературы, т.к. демонстрирует результаты работы над развитием художественно-образного мышления или «художественной впечатлительности».
Музыка стихий
***
Росчерки капель,
подобные нотам,
Бегущим волной под рукой пианиста…
басами рояля разносится грохот
грозы,
и рокот прибоя, и шелест листьев.
Под гнетом бушующей рядом
Стихии,
Что под медной педалью находит отклик,
Я плачу.
Но что же виною, стихи
или звуки,
Что слились с грозою в трагический вопль,
Тритонов жестоких и грозных аккордов?
Зачем
так похожи природа
С пластиной белеющих клавиш?
Зачем
непокорно то море,
что злобно бушует
в гостиной?
Тяжелое небо лицо свое хмурит,
В свирепости волн свою ярость туша.
Скажите,
ведь слезы мои лишь от бури?
От стона рояля?
Нет.
Плачет душа.
***
Море видело многое,
но молчит
как безмолвный свидетель
бессчётных судеб.
Масса серая с грохотом бьёт о щит
досок пирса, со дна поднимая муть:
чьи-то речи,
обрывки забытых фраз,
словно мусор, спрессованный гнётом дней,
чьи-то сотни и тысячи разных глаз,
свет холодных и ярких
чужих огней.
Рёв морской равнодушен,
безлико пуст,
но звучит как приветствие в тех ушах,
что хотят слышать
"здравствуй"
из сизых уст, что о скалы размеренно
звук глушат.
Тех не счесть,
кто считает—прибой для них,
в их лишь честь
разъярённо бушует шторм.
Мановенье их рук-
И вот он затих?
Нет, ничто не удержит движения волн.
Море видело ярость кровавых битв;
миг рожденья империй,
и их же крах;
жизнь, смерть, силу людских молитв...
Смешала Вечность в единый прах.
Города и столетья, земля, народ…
Наблюдая за всеми, кто падал ниц,
море видело многих,
но только вот...
Время жадно стирает
черты их лиц.