Фотографии в рамочках

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фотографии в рамочках

Ханюков З.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области. МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП»
Косилова А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонского района Белгородской области.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Произошло это накануне большого праздника - 75 годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками.

Я возвращался из школы солнечным теплым деньком, как раз 30 апреля. Настроение было радостное, наша команда победила в «Веселых стартах», а впереди были длинные майские выходные.

Недалеко от дома я увидел соседку, бабушку Нину. Она стояла возле подъезда с большими сумками, видимо остановилась отдохнуть. Мы хорошо знали эту старушку. Добрая, приветливая, она часто угощала детвору разными сладостями, которые всегда были припасены в ее карманах. До выхода на пенсию Нина Петровна работала медсестрой в местной больнице, и ее знали многие. Каждый мог сказать о ней доброе слово.

Моя мама так говорила о Нине Петровне:

- Бывало, идет она с дежурства, и все с ней здороваются, благодарят и желают здоровья. В 75 лет ушла она на пенсию.

А сейчас Нине Петровне было 88 лет, а на вид и не скажешь, Прямая легкая и неспешная походка, всегда опрятно одетая, с аккуратной прической.

Я подошел поближе и сказал:

- Здравствуйте, бабушка Нина! Я помогу вам донести покупки до квартиры.

- Вот спасибо, внучок!

Мы стали медленно подниматься по лестнице на третий этаж. И все это время баба Нина продолжала говорить:

- К празднику купила всего побольше. Обещали приехать сынок с супругой, да внуки. Их у меня четверо, мальчики все. Трое из них военные, а младшенький врач. Все живут в Севастополе. Раньше я часто к ним ездила, а сейчас уж они меня навещают. Благо, теперь Севастополь наш стал, да и Крым вернулся. Раз уж наши братья – украинцы стали жить от нас особняком, пусть не гневаются теперь. Наш президент правильное решение принял. Это Российская территория, кровью политая не единожды.

Вытащив из кармана ключи, она открыла дверь и пригласила зайти.

-Мы чаю с тобой попьем, а потом ты поможешь мне фотографии повесить. Я их в новые рамочки разместила, чтобы вся родня вместе была. У меня и дрель имеется.

Я вошел в комнату с простым убранством. Мебели было немного: стол со стульями в центре, большой шкаф, комод, да два дивана. Зато света было много, и от этого здесь было тепло и уютно. Вот только одиночество ощущалось.

Нина Петровна ушла на кухню, а я подошел к столу. На нем были разложены фотографии в рамочках.

- Немного мне осталось! – с этими словами баба Нина подошла ко мне.

- Я фотографии на эту стенку повесить хочу, чтобы сидя за столом, можно было и смотреть, и разговаривать с ними. Плохо одному-то доживать.

- Муж мой, Иван Ильич, умер давно. Считай, молодым помер, в 49 годов. Покалеченный сильно был, на Курской дуге воевал, дважды контужен, раненый чудом из горевшего танка спасся. На броню вылез и потерял сознание. Если бы санитары не заметили, сгорел бы заживо. Когда подлечился, комиссовали его. Это вот он.

С фотографии, чуть улыбаясь, приветливым взглядом смотрел широкоскулый мужчина в военной форме.

- Отец мужа пропал без вести в первый же год войны, мать тоже померла вскоре после войны.

После небольшой паузы она продолжила свой рассказ:

- И у меня из родни никого не осталось. Мама со старшим погибли во время эвакуации за Урал. После бомбежки поезда уцелели немногие. Так и стоит перед глазами та страшная картина: под насыпью тело мамы и брата, и много, много мертвых вокруг. Отец на фронте погиб, в апреле 1945, не дожив два месяца до Победы.

Я смотрел на бабу Нину, а ее взгляд был устремлен в то горькое прошлое. Она тяжело вздохнула и взяла следующую фотографию.

- А этот крепыш – сынок наш, - заговорила она. Детишек нам своих Бог не дал, вот мы и усыновили его грудничком в 1959 году. А уж Леня-то с женой Верой нам четырех внуков подарили. Вот тут они все вместе, - указала на очередную фотографию баба Нина. Когда мальчики были маленькими, сын с невесткой тогда с нами жили, я их всех почитай и вырастила.

Бабушка Нина придвинула поближе к себе четыре фотографии в одинаковых рамках:

- А здесь мои внуки, уже взрослые. В военной форме - это Павел, Григорий и Егор. Они военные. А в костюме – это Матвей, он кардиохирург, после учебы тоже переехал в Севастополь. Все уже обзавелись семьями. Свои фотографии теперь присылают мне на телефон.

На кухне засвистел чайник, и Нина Петровна поспешила туда. А вскоре вернулась с подносом.

- Пусть чай заваривается, а я побегу за папой, и мы все фотографии повесим, - сказал я бабе Нине и побежал домой.

Кода мы с папой пришли, то Нина Петровна сначала усадила нас пить чай с разными вкусностями, а потом мы стали развешивать фотографии в рамочках на стенку, куда она указывала.

Для папы баба Нина повторила уже знакомый мне рассказ о своем муже, сыне и внуках. И было в этом рассказе столько радости, сколько же и грусти! Но о каждом она говорила с гордостью и благодарностью.

А я подумал:

- Какую трудную и замечательную жизнь прожила баба Нина! Простая русская женщина, на долю которой выпала нелегкая послевоенная жизнь, у которой война забрала всю семью, лишила детства, но не сломила волю к жизни.

Своими добрыми делами она возродилась в своих внуках, в которых теперь ищет утешение и отраду своей старости.

Просмотров работы: 65