Великая Отечественная война – трудное испытание для всего русского народа, но отдельные страницы военной летописи стали самыми важными и тяжелыми.
Осень – зима 1941-42 годов, битва под Москвой… «Вперед! В наступление! Назад ни шагу! За нашей спиной Москва»,- писал поэт Алексей Сурков. На подступах к Москве был нанесен первый сокрушительный удар по фашистам. Мы победили, потому что каждый становился героем, подмосковная земля стала рубежом, где враг был остановлен. Мы восхищаемся подвигами наших героев – бойцов, но помним и тех тружеников тыла, которые тоже внесли свою лепту в эту победу.
Память о прошлом хранится и в экспонатах краеведческого музея нашей школы. Особое место среди них занимают графические рисунки и дневник Александра Яковлевича Артемьевских. Он служил в годы войны на ПАСМ-22 (Полевой артиллерийской снаряжательной мастерской) в должности начальника отдела главного механика на территории поселка Электропередача, ныне Электрогорск.
Я бережно перелистываю странички старого дневника. Записи сделаны быстрым, летящим почерком. В редкие минуты отдыха солдат брал в руки карандаш, писал и рисовал. Он бережно собирал материалы о трудовом подвиге работников мастерской в трудное время обороны Москвы .
Прочитаем вместе эти страницы…
10 августа 1941 г.
Начали готовить площадку для мастерской. Нашлась подходящая поляна в лесу. Школьники с Электропередачи помогали нам: ходили убирать с нее корни, мусор. Сколотили настилы, над ними натянули брезент. Здесь-то и начали работать.
Генерал-майор Горденин Л.Я., начальник ПАСМ-22, зачитал приказ:
«Перед ПАСМ-22 поставлена боевая задача – обеспечить артиллерийскими боеприпасами зенитную артиллерию Московского округа ПВО».
20 августа 1941 г.
Сегодня доставили оборудование. Мастерская – это 12 вагонов, приспособленных для работы с боеприпасами:
Двенадцать пульманов – вагонов,
Не зря прозвали – «Арсенал».
Снаряды, мины всех калибров
Сплошным потоком собирал.
10 сентября 1941 г.
Начали выпускать боеприпасы для фронта. Работают солдаты из воинской части, девушки из ближних городов– всего около двухсот пятидесяти человек. Как они быстро обучились сложной и опасной профессии сборщика боеприпасов! Снаряды рождаются в их руках – от чистки старого, его «начинки» и до отгрузки на фронт.
16 октября 1941 г.
Рабочих рук не хватает, решено привлечь школьников. После учебы они вместе с учителями приходят на ПАСМ-22. У конвейера под брезентовым навесом ребята чистят гильзы наждаком и скипидаром, надрывают пакеты с порохом. От работы кожа на руках трескается. В школе ученики с трудом держат ручки. В обеденный перерыв школьники ходят в столовую, где едят щи, а кусочек хлеба, полученный за работу, несут домой, чтобы поделиться с родными.
30 октября 1941 г.
Зенитные части получают в ПАСМ-22 боеприпасы только в обмен на стреляные гильзы. Приезжающие с фронта грузовики привозят в мастерскую отстрелянные гильзы, получая за них боеприпасы. Гильзы с позиций оборачиваются по шесть – восемь раз.
20 ноября 1941 г.
Знакомые шоферы – солдаты рассказывают, что под Москвой готовится большой удар по фашистам. Это ощущается по всему. Колонны автомашин непрерывным потоком прибывают за боеприпасами. Вдоль Горьковки , на протяжении почти двух километров, стоят машины-«полуторки» в ожидании погрузки снарядов. С фронта приезжают солдаты и просят: «Срочно, срочно нужны снаряды!»
23 ноября 1941 г.
Работу в мастерской не прекращаем ни днем, ни ночью. Рабочие сутками не отходят от своих станков! Работаем по шестнадцать – двадцать часов. Отдыхаем прямо на рабочих местах. Когда звучит сигнал к началу работы, мы снова включаем транспортер и грузим ящики со снарядами для фронта. Постоянно страшно хочется спать, руки прилипают к холодным взрывателям. Когда девушки идут на работу, спят на ходу, по очереди, поддерживая друг друга, но идут… Видел, как они вставляли обломки спичек между веками, чтобы не смежались.
Начальников отделений можно признать только по погонам: шинели засалены, руки не отмываются никакими средствами.Ритм сборки снарядов – тысячи изделий в час.
Услышал, как новый начальник ПАСМ – 22 П.И.Пономарев, побывавший на передовой, сказал : «На войне, конечно, опасней, но там бывали передышки, а в ПАСМ никаких пауз, сплошное напряжение!»
Наши труженики работают на победу. Арсенальцы придумали в ящики со снарядами вкладывать стихотворные воззвания к бойцам: «Гильзы золота дороже, гильзы – выстрел по врагу, гильзы нам бросать не гоже и затаптывать в снегу».
29 ноября 1941 г.
Не брал карандаша в руки, не мог … Вчера похоронили наших товарищей, погибших на пожаре: Серафиму Сафонову, Нину Чепарину, Евдокию Селищеву, Нину Овечкину и рядового Вадима Каэргожина. В одном из вагонов от искры рубильника воспламенился порох.
Взрывной волной заклинило двери. Мало кто смог выбежать наружу. Погибших похоронили в братской могиле на кладбище поселка.
11 декабря 1941 г.
Ура! Победа! Утроили «салют» - залпы старых снарядов. Передаем друг другу слова Левитана из сводки Совинформбюро: «Последний час, провал немецкого плана окружения и взятия Москвы!» Понимаешь, что к этой победе причастны и мы, жители тылового поселка Электропередача, работники маленькой полевой артиллерийской снаряжательной мастерской под номером 22:
Здесь битва шла за каждый выстрел,
За каждый собранный снаряд.
В своем труде победу видел
Наш паэсэмовский солдат.
Враг под Москвой был остановлен вскоре,
Затем разгромлен, смят и сокрушен.
В победе той есть ваша,
Электрогорцы, доля,
Всем паэсэмовцам – земной поклон!
Вслушаемся в шорох этих старых страниц! Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех незаметных героях тыла, кто тоже ковал Победу, не жалея себя, кто не отделял судьбы Родины от своей собственной.