Ф. Абрамов. «Человек строит себя сам»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ф. Абрамов. «Человек строит себя сам»

Лазарев А.А. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Техникум судостроения и машиностроения»(ГБПОУ АО «ТСиМ»)
Истомина Е.В. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Техникум судостроения и машиностроения»(ГБПОУ АО «ТСиМ»)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фёдор Александрович Абрамов – наш земляк. Советский писатель, литературный публицист, представитель «деревенской прозы» родился 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколе, отгороженной от города Архангельска бескрайними лесами, болотами, озерами. Родился и рос в крестьянской семье последним, пятым ребёнком. Отец Александр Степанович занимался извозом в городе Архангельск, а мать Степанида Павловна – крестьянка из староверов.

Учился Федя вначале в Веркольской школе первой ступени, получил начальное образование (1928-1932 годы). За отличные успехи в учебе ему дали премию: отрез ткани на брюки и отрез ситца на рубашку. Это очень хорошая помощь семье! Лучшего ученика в школу – «семилетку» не приняли: в первую очередь во вновь открытую в той округе школу брали детей бедняков, детей красных партизан, а его сочли сыном «середнячки». К счастью, позднее разобрались, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и её малолетних детей. Федя был принят в Кушкопальскую школу. «Это была страшная, горькая обида ребёнку, для которого учение – это всё! О, сколько слёз, сколько мук, сколько отчаяния было тогда у меня? Один-единственный человек понимал, утешал и поддерживал меня. Тетушка Иринья, набожная старая дева, которая всю свою жизнь за гроши да за «спасибо» обшивала чуть ли не всю деревню. Первые уроки доброты, сердечности, первые уроки нравственности идут от моей незабвенной тётушки Ириньи», - позднее вспоминал Абрамов.

В 7 классе за хорошую учёбу получил премию, а в 9 и 10 классе отличник учебы получал уже стипендию имени Пушкина, которая присуждалась ученикам за хорошую учебу и за знание творчества великого русского поэта. Среднюю школу Федор закончил в Карпогорах. Там жил у брата Василия, который работал в районном отделе народного образования. Старшие Абрамовы по-прежнему заботились о младших. Василий сделал всё, чтобы Федор и младшая сестра Мария получили высшее образование.

В 1938 году выпускника-отличника без экзаменов зачислили на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Студенческие годы – годы напряженного умственного труда. Крестьянский парень, выходец из глубинки, оказавшись в огромном городе, остро почувствовал недостатки сельского образования. Недосыпая, жадно поглощал старательный студент новые знания о литературе, живописи, градостроительстве. Со всей энергией и задором отдается учёбе. Много читает. Посещает музеи, театры, картинные галереи. Знакомится с историческими достопримечательностями. Юноша быстро расширяет свой кругозор. Дружит с ребятами из интеллигентных семей.

Мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. На «могучий СССР» вероломно напала фашистская Германия. В первые дни войны Федор Абрамов вместе со своими друзьями-студентами записался в народное ополчение, встал на защиту Родины. Вступил в ряды РККА добровольно (Васильевский РВК города Ленинграда). Участвовал в обороне героического Ленинграда. Пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона в сентябре 1941 года был ранен в руку. В ноябре 1941 года получил тяжелое ранение (пулей перебиты обе ноги). Лечился в госпитале, который располагался в том самом университете, где несколько месяцев назад он учился. В ту страшную зиму сорок второго года в неотапливаемом помещении «раненые лежали в одежде, шапках, рукавицах, укрытые двумя матрасами».

В апреле 1942 года Абрамова с другими ранеными эвакуировали из Ленинграда по Дороге жизни (по Ладоге) на одной из последних машин. После лечения Федор Абрамов получает отпуск и едет в родное Пинежье. Там открылась перед ним ещё одна всенародная трагедия – «бабья, подростковая и стариковская война в тылу». Здесь он видит, как трудятся земляки, стараются помочь фронту. «Всё - для фронта! Всё – для Победы!», - под этим лозунгом трудились взрослые и дети, создавая второй, тыловой фронт. Нелегко жилось всем: голод, нищета. Но верили в скорую Победу, трудились не покладая рук. Увиденное и пережитое жгло ум и сердце писателя, требовало воплощения в слове.

После лечения продолжил службу в органах «Смерш». Характеризовался с положительной стороны. Имел хорошие показатели в разоблачении вражеского элемента. За короткое время пребывания в органах контрразведки вырос в должности от помощника оперуполномоченного до старшего следователя. Награжден орденом Отечественной войны второй степени.

В мирное время Федор Александрович Абрамов окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М.А. Шолохова. В 1951 году начал преподавать в университете. Ведя большую преподавательскую и научную работу со студентами, успевает работать над первой книгой собственного сочинения. Вскоре он становится заведующим кафедрой советской литературы.

На протяжении многих лет спутницей Фёдора Абрамова была его которого я вообще-то ничего не делаю ни в жизни, ни в литературе», - говорил писатель.

Уже первый его роман «Братья и сестры» рассказал нам о военных годах в глухой северной деревне. «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья, трилогия «Пряслины» посвящены жизни русской деревни в тяжелые военные и послевоенные годы. Огромное признание получили повести Абрамова «Безотцовщина», «Пелагея», «Деревянные кони», сборник рассказов «Трава-мурава». Рассказывая о жизни северной деревни, писатель раскрывает самые важные, самые острые проблемы народной жизни. Прототипами абрамовских героев стали наши земляки, с ними он встречался, беседовал, записывал их воспоминания.

Всё было в жизни нашего Федора Александровича Абрамова: безотцовщина (отец умер, когда Феде было всего-навсего два года), тяготы крестьянского труда (пяти лет взял он в руки косу), беды коллективизации, Великая Отечественная война, послевоенный голод и разруха, наивная романтика и прозрение. Не озлобился на жизнь, продолжал двигаться к заветной цели, много работал.

Родина высоко оценила его труды: за трилогию «Пряслины» Фёдору Александровичу присуждена Государственная премия СССР.

На всю жизнь сохранил он любовь к Северу, к его просторам, раздолью, воле, красоте, любовь к неутомимым труженикам, возделывавшим и украшающим нашу землю. Восхищался душой северянина, его характером! «На одном из самых красивых мест земли русской стоит Веркола. Да что там русской? Объездил много стран, много красоты повидал. Но пинежские просторы, пинежские белые ночи и цветущие луга, наши бескрайние леса и деревенские строения не уступят заморской красе», - не уставал повторять наш Абрамов.

Много лекций знаменитых профессоров и академиков слушал Абрамов, общался с крупнейшими писателями современности, беседовал с государственными и партийными деятелями, но никто из них не оказал на него столь могучего нравственного воздействия, как сельский учитель Алексей Федорович Калинцев, обладающий незаурядным умом и редкими способностями, свыше четверти века он учительствовал на Пинежье. С большой любовью и благодарностью вспоминал писатель своего учителя!

Федор Александрович не умел беречь и щадить себя. Заботился и думал о России, о народе, о человеке. В своём открытом письме «Чем живем – кормимся» он призывает возрождать всё, искать истоки, причины беззакония, бесхозяйственности: «Да где же выход? Пока народ не возьмется сам за свои дела – ничего не будет!» Абрамов не терпел фальши, учил видеть и помнить историю народа, человека. Он доказывал: «Человек строит себя сам, человек многое может. Душа у человека – самая большая грамота».

Особенно ценил Абрамов тех людей, которые в самые трудные времена не утратили высшие человеческие качества: любовь, доброту, самоотверженность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, способность прийти на помощь к ближнему. Именно таким был он сам!

Федор Александрович – уникальный автор, искренний и правдивый. Его произведения западают в душу и помнятся до малейшей детали. Потрясающие книги Федора Абрамова о жизни, труде, о любви и войне надо обязательно читать, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства.

Часто приезжал Федор Александрович в село Сура, встречался с людьми, много беседовал, делая пометки в своей записной книжке. Заходил в дом моего прадеда Николая Андрияновича Комарова. Подолгу беседовали они до того, как Абрамов написал своё произведение, и после издания книги. Чаще всего они ездили вместе на рыбалку в Пыстому. У прадеда была там ворга (лесная избушка), построенная на живописном берегу реки Сура.

Давно уже не секрет, что у моего прадеда Комарова Николая Андрияновича, стоявшего у «руля власти» Карпогорского района около четырнадцати лет, есть литературный двойник. Это Евдоким Поликарпович Подрезов – персонаж абрамовской тетралогии «Братья и сестры». Однако знающий о себе истинную правду мой прадед, прочитав роман, написал Абрамову, что «дескать, ты, земляк, меня приукрасил, на самом деле я был живее и хуже».

Я горжусь прадедом! Очень радует, что он дружил с таким знаменитым писателем!

В доме Комаровых чтут и помнят Федора Александровича. Почетное место занимают его книги с автографами автора! Читаем и перечитываем их, добрым словом вспоминая великого советского писателя!

Имя нашего земляка, своим творчеством прославившего наш северный край, носят улицы, школы, библиотеки, аэропорт города Архангельск, теплоход. Фёдор Абрамов навечно останется в наших сердцах!

Нет с нами Федора Александровича Абрамова, но его книги, статьи, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что всю свою сознательную жизнь делал он сам и призывал делать других: «Будить человека в человеке!»

2020 год объявлен годом Абрамова в Архангельской области. Как бы он порадовался тому, что деревня Веркола (его малая родина) в прошлом году признана одной из красивейших деревень России! Верколе жить! Верколе процветать!

Я согласен с мнением профессора Е.А. Пономарева, который убеждает нас: «Помнить сегодня Федора Александровича Абрамова – это не только отмечать юбилейные даты. Необходимо возрождать Пинежье, его хозяйство, язык, культуру, бороться за добрые «нравственные начала» в человеке, работать, ибо работа по Абрамову – это самая высокая любовь, «любовь к своей семье, любовь к своему дому, любовь к Родине, к народу».

 

Просмотров работы: 19