"Трилогия вочеловечения": исповедь души поэта.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Трилогия вочеловечения": исповедь души поэта.

Гюльбяков Н.Р. 1
1МБОУ СОШ № 30 г. Пятигорска
Хачатрян К.Г. 1
1МБОУ СОШ №30 г. Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

…Познай, где свет, — поймешь, где тьма.

Пускай же всё пройдет неспешно,

Что в мире свято, что в нем грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А. Блок

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения моего любимого поэта – А. Блока. Мне кажется, научиться писать так, чтобы твои произведения были интересны не только современникам, но и будущим поколениям невозможно, так как настоящие поэты и писатели видят яснее и глубже нас, обычных людей, пропускают все события через сердце, а затем воплощают свои мысли и переживания в произведениях. К.Г. Паустовский говорил: «Писательство – это не ремесло и не занятие. Писательство – призвание». Для Александра Александровича писательство, безусловно, было призванием, он обладал огромным талантом творца. За свою короткую жизнь поэт оставил нам многообразное литературное наследие, которое стало частью нашей жизни, нашей культуры.

В статье «Душа поэта» Блок писал: «Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубеньков, так душа поэта расширяется и развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подземного роста души». «Рост души» поэта, этапы его жизненного пути, сложного и драматичного, его личные переживания неразрывно связаны с эпохой, в которой он жил, работал, любил, страдал. На жизнь Блока выпало три революции, Первая мировая война, огромный всплеск литературной, философской, религиозной активности в стране. Все эти события сформировали собственное видение мира у поэта. Мы, современные читатели, погружаемся в удивительный мир поэзии Блока, и он для нас сразу же становится своим, потому что его стихи повествуют нам о том, как человек стал человеком, через что он прошел, как сложились критерии его нравственности и мировосприятия. По природе своего таланта Блок был лириком. Все, что он написал, прошло через его душу, каждый образ таит в себе любовь или ненависть, восхищение или разочарование, нежность или сожаление. Но сам поэт призывал читателей не опьяняться «лирическими ядами», представляя поэзию как «благоухающую цветущую… поляну прошлого», а обращаться к будущему, ведь «человек есть будущее».

В стихотворениях Блока заложен глубокий философский смысл, их можно перечитывать много раз и всегда открывать для себя что-то новое. Так, читая стихотворения, вошедшие в «Трилогию вочеловечения», мы прослеживаем сложный путь духовного развития Блока, становления его как человека, поэта, «мужественно глядящего в лицо миру». Эти стихотворения представляют своего рода личный дневник поэта, исповедь его души. Их интересно читать в том хронологическом порядке, в котором разместил сам Александр Александрович, так как именно в такой последовательности они отражают этапы взросления человека.

Первая книга трилогии отражает представления молодого поэта об идеале, мечты о красоте и гармонии, воплощенной в образе Прекрасной Дамы:

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.»

Но реальная жизнь далека от идеала. Позже Блок назовет «Стихи о Прекрасной Даме» «снами и туманами, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь», и в цикле «Распутья» нам уже слышны мотивы тревоги и разочарования, которые найдут продолжение во второй книге трилогии.

Стихотворения второй книги переносят нас в эпоху революции 1905 года. Будущее видится поэту в мрачных тонах. Так, в «Пузырях земли» образ болота олицетворяет сущность бытия со всеми его противоречиями. А в цикле «Город» неясность будущего отражают мрачные улицы, серые дома, подворотни. В «Снежной маске» вьюга и метель являются символами душевного смятения, утраты иллюзий, а маска – таинственная завеса, за которой - неизвестность. Мотивы метели и маски продолжаются в цикле «Фаина», но здесь им уже противостоит образ весны и прослеживается стремление поэта выйти из «болота»:

«О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!»

В «Вольных мыслях», заключительном цикле второй книги, появляется предчувствие нового этапа жизни.

Третью книгу трилогии открывает цикл «Страшный мир». Для лирического героя жизнь становится «мученьем», его душа опустошена, он чувствует себя мертвецом, притворяющимся «среди людей живым и страстным». В «Возмездии» у героя наступает душевный кризис, появляется чувство вины из-за того, что он предал идеалы юности, убил свои мечты.

Цикл «Ямбы» раскрывает нам стремление лирического героя к жизни:

«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»

Мы видим, как в стихотворениях жизнь поэта переплетается с жизнью его лирического героя. В «Арфах и скрипках» вновь оживают былые переживания, надежды, обманы, но также прослеживается и предчувствие новой любви. В цикле «Кармен» Блок демонстрирует нам трагедию любви и страсти, которые уводят человека в мир грёз, губят его духовную жизнь. А в поэме «Соловьиный сад» мы наблюдаем развитие этой драмы: человек, порвавший с реальным миром, уединившийся в своем «соловьином саду» обречен на бессмысленное существование.

Важнейший цикл в трилогии Блока – «Родина». «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» - писал Александр Александрович. Тема России проходит через все творчество поэта. Россия раскрывается в символических образах: она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», и вольная цыганка, и летящая тройка, и «нищая» с «серыми избами», и промышленная держава. Путь поэта неотделим от пути России, ведь в конце пути, по его словам, перед нами «расстилается одна вечная и бескрайняя равнина – изначальная родина… сама Россия». Завершает трилогию небольшой цикл «О чем поет ветер», который отражает итоговые размышления поэта о жизни.

Творческий мир Блока необыкновенно богат и разнообразен, его произведения актуальны и в наши дни, так как в них отражены вечные темы отношения человека к жизни, смерти, любви, Родине. Произведения поэта воспринимаются разными людьми по-разному. Но мне хочется пожелать, чтобы каждый вошедший в прекрасный мир поэзии Блока, взял хоть малую толику его богатств, а они поистине неисчерпаемы.

Просмотров работы: 44