Пророческий духовный подвиг (Сравнительная характеристика некоторых мотивов творчества А.С.Пушкина и С.А.Есенина)

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пророческий духовный подвиг (Сравнительная характеристика некоторых мотивов творчества А.С.Пушкина и С.А.Есенина)

Занемонский Е.В. 1
1МБОУ СОШ №11
Ситдикова Ю.В. 1
1МБОУ СОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В детстве мама часто меня будила словами: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный». Если же мы выходили на улицу, и там было ветрено, то эта часть пути сопровождалось словами: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе». А если мы проходили мимо березы, то звучали строки: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». И ни одна весна не проходила без слов: «Черемуха душистая с весною расцвела, и ветки золотистые, что кудри, завила».

Эти стихи поражают сочетанием простоты слога и глубины мысли. И в них звучат мотивы народной песни. Они запоминаются легко и просто и кажется, что невозможно найти другие слова для описания данных явлений. И только в школе я узнал, что эти произведения принадлежат не одному человеку, а двум разным людям: великому поэту девятнадцатого века Александру Сергеевичу Пушкину и не менее выдающемуся поэту двадцатого века- Сергею Александровичу Есенину. Многое различает этих двух поэтов: эпохи, происхождение, исторические и личные обстоятельства жизни, мировосприятие. Однако есть общее – это любовь к русской природе, к родной земле, к стране детства, юности, к тем уголкам земли, которые мы называем малой родиной.

Природа занимает особое место в творчестве поэтов. С.А.Есенин унаследовал культуру реалистического описания родной природы от Пушкина. Но его пейзажная лирика отличается от лирики Пушкина. В ней больше русского фольклора и языческой мифологии. Ощущается признание её самостоятельности, одушевленности:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?

И с другими эмоциями и словами деревню описывает Пушкин:

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда…

Пушкин не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. В отличие от Есенина, у него слова более высокого слога. Есенин использует много простоязычных, народных слов. И все же, несмотря на разное восприятие и описание природы поэтами, в каждой строчке этих произведений чувствуется любовь к родине. Действительно, и Пушкину, и Есенину было свойственно особое отношение к родной земле, проявляющее себя в способности любить родину такой, какая она есть: со всеми бедами, проблемами и недостатками.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь Барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Именно Пушкин впервые дает нам описание русской сельской жизни в его убогости и бедности.

И у Пушкина, и у Есенина любовь к родине - это то, что формирует самосознание личности. Есенин также ставит любовь к родине превыше всего:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Недаром поэт заметил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Не менее важное место в творчестве у обоих поэтов занимает любовная лирика. У Есенина любовная лирика уникальна по искренности и глубине чувств. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоций — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью. При этом природа в его стихотворениях не только является фоном действия, но и непосредственным участником событий: может передавать чувства людей, подсказывать развязку отношений. Образ самой любимой также непосредственно связан с природой, ее образами и запахами:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла...

Революция 1917 года оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:

Много женщин меня любило,

Да и сам я любил не одну,

Но от этого ль тёмная сила

Приучила меня к вину.

Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувством — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — исчезают. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.

Пушкина же на протяжение всей жизни любовь - это светлое, радостное чувство, даже если в него примешана печаль. Любить - это так же естественно, как дышать воздухом. Любить – природное состояние человека. Любовь разжигает огонь в сердце, заставляет жить в полную силу, пылать, тянуться к любимой женщине, чувствовать остроту и наслаждение каждого мгновения жизни. Поэт пишет о любовных чувствах очень просто и возвышенно одновременно. Существование без любви для Пушкина – это тихое, мрачное существование «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни…». Само же воспоминание о любви, даже в разлуке, утешает человека в трудные, унылые минуты жизни, дарит улыбку: «…В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный» Образ женщины в лирике Пушкина - прекрасный и чистый.

И Пушкин, и Есенин оставили после себя множество гениальных произведений, которые на протяжении столетий будут радовать и волновать читателей.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

Жизнь поэта - пророческий духовный подвиг. Судьба гениального Пушкина и достойного преемника его славы С.Есенина - блистательное тому подтверждение. С необыкновенной глубиной и художественной силой каждый из них рассказывает нам о своём времени, делится эмоциями, чувствами, переживаниями.

Просмотров работы: 30