Что с одной стороны способствовало, а с другой – мешало развитию образования и просвещения в моих родных местах в 1861-1914 г.г.?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что с одной стороны способствовало, а с другой – мешало развитию образования и просвещения в моих родных местах в 1861-1914 г.г.?

Демидова В.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Институт естествознания, "Химия"
Зайцева Н.С. 1
1МБОУ Волчковская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование не может быть собственно целью.

Ханс Георг Гадамер

Образование не может быть целью, образование является средством, «инструментом» для достижения цели. По словам французского просветителя Дени Дидро, «образование придаёт человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рождён для рабства», а это невыгодно власть имущим. Но в истории государства были серьёзные ситуации, когда власть «бралась» за образование.

Год 1861 – начало Великих реформ, в том числе и реформы образования. Главная причина – поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Что привело к поражению? Техническая отсталость. И не только техническая. Уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи населения 1867 г., средний уровень грамотности составлял около 21%, на Тамбовщине даже в 1897 году грамотой владели   всего 16% населения, в селе Волчёк в 1881 году из 3791 крестьянской души грамотных было 2,6%. 

А нужна ли была грамота простым людям, которые с детства были заняты тяжёлым, изнуряющим и неплодотворным трудом?

Вспомним Феклушу из «Грозы» А.Н. Островского (1859 г.), которая рассказывает о земле, «где все люди с песьими головами». Вспомним Дениса Григорьева из «Злоумышленника» А.П. Чехова (1885 г.), который не может понять, почему открученные со шпал гайки могут быть причиной крушения поезда, и мы поймём, что народное образование было необходимо.

В 1864 г. фактически было введено доступное всесословное образование. Что же способствовало развитию образования и просвещения в моём родном селе Волчёк Тамбовской губернии?

Прежде всего, строительство школьных зданий. Первая земская школа была открыта в селе в 1872 году на средства общества (160 рублей в год), размещалась она в церковной караулке, а затем в специально построенном здании. К концу XIX века уездные земства  повсеместно взяли на себя выплату жалованья  учителям,  приобретение учебников, наглядных пособий, мебели.

В селе имелась и церковно-приходская школа, построенная за 5 тысяч рублей местным благотворителем и попечителем Е. Ф. Рыбашёвым. Тамбовская епархия проверяла работу школ и выделяла средства на вознаграждение «усердных учителей», на выписку учебных книг, на канцелярские товары, на приобретение столов, на типографские расходы, на жалование учителям.

Почти во всех школах были созданы небольшие библиотеки. На рубеже XIX - XX веков некоторые крестьянские семьи стали приобретать книги для чтения. Это были научно-популярные книги по медицине, о животных, историческая литература, календари, учебники. Большим спросом пользовались газеты: в Волчковское волостное правление приходило по 20 - 50 экземпляров «Сельского вестника».
Земские и церковно-приходские школы стали основными типами начальных учебных заведений на селе. Родители деревенских детей уже понимали необходимость учёбы. С развитием промышленности потребовались знания не только в городе, но и в деревне. В 1881 году в Волчковской волости имелось 25 промышленных крестьянских заведений: кузницы, просорушки, крупорушки, мельницы. Грамотные люди нужны были для работы в церковно-приходском попечительстве, ссудно-сберегательной кассе, почтовом отделении (1911 г.); Волчковском агрономическом участке Козловского уезда (1913 г.).

Кроме этого, по военной реформе 1874 года начался переход ко всеобщей военной повинности мужчин любого сословия. Войска получали новое оружие и технику, поэтому многие сельские жители стали понимать, что на службу лучше идти, окончив школу. О повышении уровня образования свидетельствуют данные из статьи «Процент грамотных новобранцев среди призывников бывшей Российской империи»: 1875 г. – грамотных 21%, 1896г. – 40%. 1913г. –73%. Способствовало развитию образования и то, что в большинстве школ работали настоящие подвижники. В разные годы в начале XX в. в начальной школе с. Волчёк работали заведующая школой Дмитриева Анна Ивановна, законоучитель о. Дмитрий Флёрин, учительницы Тихомирова Елена Ефимовна, Фирсанова Зинаида Николаевна, Рыбашова Евгения Николаевна.

Об успехах обучения можно судить по имеющимся документам и результатам проверки школ.

1899 г.: «В школу было принято 25 мальчиков и 7 девочек, выбыли в этом же году 15 мальчиков и 3 девочки. Получили свидетельства и подтвердили свои знания в 1899 году – 9 мальчиков и 1 девочка. В 1898/1899 году в отделении четвёртого года учились только 2 мальчика» (земская школа).

1911 год: «Учащиеся относятся к своим обязанностям с примерным усердием. Успешность школы отличная» (церковно-приходская школа).

И всё-таки к концу XIX века общее положение с грамотностью населения на Тамбовщине было не лучше, а хуже, чем в целом по стране.

Что же мешало развитию образования?

Скорее всего, отсутствие последовательности образовательной политики при Александре III и Николае I, разные идеологические взгляды «наставников». Многие учителя земских школ разделяли взгляды народников, мечтали о свержении царизма. Они стремились привить школьникам демократические взгляды. Так вышеназванная Дмитриева А.И. была участницей революционных событий 1905 года, крестьяне не одобряли такое поведение учителя. На Тамбовщине по доносам крестьян было арестовано около 20 народников-пропагандистов.

В церковно-приходских школах всё было направлено на то, чтобы пробудить и внедрить в учащихся страх Божий. В 1910 году Преосвященнейший Кирилл, Епископ Тамбовский и Шацкий посетил Волчковский храм. Он поучал прихожан жить в мире и согласии между собой, призывал к послушанию старшим: «Нужно детей учить в школах, чтобы они лучше отличали доброе от худого».

Кроме этого, учителя, бывшие горожане, жили в тяжёлых условиях деревенского быта. В Волчке (1899 г.) «при школе имелась квартира для учителя с 1 комнатой, в которой было сыро, холодно, тесно, мало света и неисправны печи». Но работали учителя старательно, с душой, поэтому оставались в памяти жителей.

Сдерживающим фактором в развитии образования было и то, что сельские школы учреждались обычно по решению сельских обществ. При этом дополнительные расходы  ложились на крестьян. Так родители учеников Волчковской школы в начале XX века должны были привезти для отопления школы воз соломы, но её не хватало для своего хозяйства, поэтому дети таких хозяев не посещали школу. Ходатайств об открытии школ было немало, но крестьянская бедность сдерживала этот процесс. О росте бедности в нашей местности свидетельствует такой факт: с 1856 по 1881 гг. в Волчковской волости прирост населения по деревням составил от 15,7% до 82, 8%, поэтому количество земли на крестьянскую душу убавилось, местами до 1десятины. Нехватка земли и уменьшение скота привело к обнищанию многих крестьянских хозяйств. Поэтому школу посещали далеко не все крестьянские дети, причем девочки составляли лишь около ¼ учащихся. Многие переставали учиться, не окончив полного курса. Особенно часто это происходило с девочками, на плечи которых ложилась забота о малолетних братишках и сестренках. Во многих крестьянских семьях не было тёплой детской одежды и обуви, поэтому дети учились до морозов, а потом бросали учёбу.

И всё-таки уровень образования постепенно рос. К 1914 году в Тамбовской губернии действовало около  2700 школ, 59% из них – земские. Обучение охватывало  уже 57% детей школьного возраста. Прогресс в развитии начального образования был налицо, причем решающую роль в его достижении сыграло не государство, а общество. Но проблема преодоления неграмотности осталась нерешенной. Неграмотность подавляющей массы крестьян продолжала оказывать  огромное влияние на ситуацию в тамбовской деревне.

Список используемых источников:

 

1. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Тамб. Духов. Консистории под ред. А. Е. Андриевского. - Тамбов, 1911.

2.Тамбовские губернские ведомости. Тамбов. 1855 год, № 2.

3.Тамбовские епархиальные ведомости 1911. № 15–16.

4. Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Том 2. Козловский уезд. Тамбов 1881 год.

5. Справочник «Народное образование Тамбовской губернии». Тамбов. (1900/1901 учебный год)

6. Запись рассказов жителей села Волчки.

https://studopedia.ru/19_354786_vopros--osobennosti-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-v-pervoy-polovine--veka.html

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=28217 https://proza.ru/2010/03/15/1426.

Просмотров работы: 27