Ужасная судьба отца и сына...

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ужасная судьба отца и сына...

Горбачева Д.А. 1
1МБОУ "Пришненская средняя школа № 27" Щекинского района Тульской области
Ихер Т.П. 1
1МБОУ "Пришненская средняя школа № 27" Щекинского района Тульской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни мало кто знает о том, что в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова Тульский край занимал особое место. Например, в «Формулярном списке Тенгинского пехотного полка» о Лермонтове содержались следующие сведения: «Из дворян Тульской губернии. За ним состоит родовое имение в Тульской губернии, за бабкой его – имение в Пензенской губернии».

Действительно, дедом нашего знаменитого русского поэта Петром Юрьевичем Лермонтовым в Ефремовском уезде Тульской губернии было приобретено имение Кропотово (ныне Лермонтово) взамен проданного родового имения Измайлово в Костромской губернии. Знакомству с имением Лермонтовых, располагавшемся в Тульском края, поможет их земляк И.А. Бунин:

«...Скитался я однажды, в конце ноября, под Ефремовым. Рано утром позавтракал в людской горячими картошками, перекинул ружье за плечи, сел на старого рабочего мерина, кликнул собак и поехал…

Выдался необыкновенно теплый, солнечный день, но в полях было грустно... грустно потому, что уже слишком тихо и голо было всюду и во всем было то последнее, бедное, смиренное, что бывает только самой поздней осенью... всюду пустота, молчание, жидкий, безжизненный, хотя и теплый, ясный блеск, в котором по осеннему низко, плоско и четко лежали светлые окрестности — все эти клетчатые от жнивий, зеленей и пашен перевалы полей, рыжие шкуры кустарников, сизо чернеющие кое-где вдали березовые и осиновые острова…

От Лобанова я повернул, наконец, назад. Проехал Шипово, потом въехал в ту самую Кроптовку, где было родовое имение Лермонтовых. Тут я отдохнул у знакомого мужика, посидел с ним на крылечке, выпил квасу. Перед нами был выгон, за выгоном – давно необитаемая мелкопоместная усадьба, которую красил немного только сад, неподвижно поднимавший в бледно-голубом небосклоне, за небольшим старым домом, свои черные верхушки. Я сидел и, как всегда, когда попадал в Кроптовку, смотрел и думал: да ужели правда, что вот в этом самом доме бывал в детстве Лермонтов, что почти всю жизнь прожил тут его родной отец?.. Да, вот Кроптовка, этот забытый дом, на который я никогда не могу смотреть без каких-то бесконечно грустных и неизъяснимый чувств...» (И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева).

Однако сегодня, побывав в Кропотове, уже мы не застанем здесь той «мелкопоместной усадьбы», с которой была связана жизнь и судьба знаменитого русского поэта М.Ю. Лермонтова, так рано ушедшего из жизни.

Старый дворянский род Лермонтовых происходит от легендарного шотландского поэта Лермонта, которому Вальтер Скотт посвятил одну из своих баллад, основанную на народной легенде о похищении Лермонта феями. Потомок поэта, Георг Лермонт, шотландский дворянин, состоявший на польской службе, был в числе 60 шотландцев, перешедших в 1613 году под городом Белым в ряды московских войск. В дальнейшем Георг Лермонт служил русскому царю, был пожалован поместьями и в 1633 году в чине рейтарского ротмистра пал под Смоленском. Его сыновья перешли из лютеранства в православие, были стольниками, а один из них — воеводой в Саранске. Потомком этого старого дворянского обрусевшего рода и был великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

В 1791 году дед поэта Петр Юрьевич Лермонтов приобрел небольшое сельцо Кропотово (Кроптово-Любашевка, Каменский Верх тож), Ефремовского уезда Тульской губернии, на речке Любашёвке. По местным меркам имение считалось средним: 350 душ крепостных и около 1150 десятин земли, но в семье было шестеро детей, и скромные доходы с имения позволяли только едва-едва сводить концы с концами. Кропотовское имение давало доход только от продажи хлеба, и в дальнейшем (1828 г.) оно было заложено в Опекунский совет. И, некогда прославленный воинской доблестью и пожалованными землями, род Лермонтовых оказался захудалым.

Барский дом в Кропотове, подобно всем домам помещиков средней руки, был одноэтажным, деревянным, с мезонином. В нем было двенадцать комнат: восемь внизу, четыре в мезонине. Рядом находились хозяйственные постройки: кухня, каретный сарай, конюшня, ткацкая, два амбара и сложенные из камня погреб, ледник и скотный сарай. При доме имелся небольшой фруктовый сад, через который была проложена аллея, обсаженная серебристыми тополями. Усадьбу окружал неглубокий ров, обсаженный акациями и берёзами.

Сохранившееся фото барского дома в Кропотове (1920-е годы)

В Кропотове прошли детские годы Юрия Петровича Лермонтова – отца поэта. Спустя несколько лет он был отдан в кадетский корпус в Петербурге. В 1804 году Ю.П. Лермонтов был определен в прапорщики Кексгольмского пехотного полка, а в 1811 году в чине капитана вышел в отставку и вернулся в Кропотово, где жил с матерью Анной Васильевной и тремя незамужними сестрами. Кропотовское имение давало доход только от продажи хлеба, и в дальнейшем (1828 г.) оно было заложено в Опекунский совет. И, некогда прославленный воинской доблестью и пожалованными землями, род Лермонтовых оказался захудалым.

По соседству с Лермонтовыми, в селе Васильевском, проживало семейство помещиков Арсеньевых, к которым часто приезжала и подолгу гостила их пензенская родственница, вдовая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, имевшая на выданье дочь, девицу Марию. И неудивительно, что традиционное соседское общение двух помещичьих семейств скрепилось вскоре родственными узами: отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов посватался к Марии Михайловне Арсеньевой.

   

Юрий Петрович Лермонтов,

отец поэта

Мария Михайловна Арсеньева,

мать поэта

Знатная и богатая родня невесты была против этого брака: армейский пехотный офицер, захудалый помещик, с их точки зрения не был парой для их любимой Машеньки. Ю.П. Лермонтов так навсегда и остался чуждым семье своей жены.

Молодая чета перебралась жить в пензенское имение матери невесты, Тарханы. В 1814 году на свет появился младенец Михаил. А спустя три года слабая здоровьем Мария Михайловна скончалась. Ей был всего 21 год…

Будущий поэт М.Ю. Лермонтов

в детские годы

Юрий Петрович после смерти жены вернулся в Кропотово. Сын остался на попечении безутешной бабушки, Елизаветы Алексеевны, которая пожелала иметь что-нибудь на память о дочери. Отношения отца с сыном в данном случае ее не волновали.

Невероятно, но через четыре дня после этого трагического события в семье Лермонтовых-Арсеньевых, смерти дочери, Елизавета Алексеевна выдала зятю заемное письмо на 25 тысяч рублей в обмен на обещание оставить ей на воспитание внука. Следующим решительным шагом ее было завещание, составленное и подписанное при многочисленных свидетелях 10 июня 1817 года. Суть его состояла в следующем: после смерти бабушка все свое движимое и недвижимое имущество передает единственному внуку - М.Ю. Лермонтову, при условии, если отец не станет требовать к себе сына. В противном случае - состояние перейдет в род Столыпиных. Юрий Петрович не имел достаточных средств для воспитания и образования сына и вынужден был согласиться с требованием тещи…

В первое время отец навещал сына, но потом и в этом ему было отказано. Но вопреки проискам Е.А. Арсеньевой, отец и сын сохранили взаимную любовь и привязанность. Уехав после смерти жены из Тархан, Юрий Петрович навсегда поселился в Кропотове. Михаил Юрьевич впервые посетил имение отца летом 1827 года. Он уже не застал в живых свою бабушку Анну Васильевну, но охотно общался с тетушками и, по всей вероятности, с кузинами, двоюродными сестрами покойной матери. В Кропотовском доме Михаил Юрьевич впервые увидел фамильные портреты и другие реликвии семьи. Все они оставили неизгладимый след в душе впечатлительного мальчика.

Однако более других тронул бережно хранимый отцом альбом жены, Марии Михайловны, в красном сафьяновом переплете, с золотым тиснением и серебряной застежкой. В нём Мария Михайловна писала о своей любви к Юрию Петровичу. Ныне альбом М.М. Лермонтовой находится в Санкт-Петербурге в институте русской литературы (Пушкинский дом). В альбоме сохранилось 9 листов, 6 из которых заполнены самой хозяйкой. По воспоминаниям старожилов села Кропотово, именно в этот приезд Михаил Юрьевич вырезал на одном из серебристых тополей, росших перед домом, фамильный вензель и свои инициалы «М.Ю.Л.». Дерево более 100 лет берегло бесценный автограф. Оно было спилено в 1939 году, перед началом Великой Отечественной войны...

Место на территории бывшего имения в Кропотове,

где рос серебристый тополь с инициалами,

вырезанными в юношеские годы

Именно летом 1827 года в отцовском имении Лермонтов испытал незабываемое чувство любви к одной из своих кузин. Ей юный поэт посвятил стихотворение «К гению» (1829), которое снабдил следующим замечанием: «Напоминание о том, что было в Ефремовской деревне в 1827 году, где я во второй раз полюбил 12-ти лет - и поныне люблю».

Но я тебя молю, мой неизменный Гений:

Дай раз ещё любить! Дай жаром вдохновений

Согреться миг один, последний, и тогда

Пускай остынет пыл сердечный навсегда.

Но прежде там, где вы, души моей царицы,

Промчится звук моей задумчивой цевницы!

Молю тебя, хранитель мой святой,

Над яблоней мой тирси с лирой золотой

Повесь и начерти: здесь жили вдохновенья!

Певец знавал любви живые упоенья…

Только после того, как юный Михаил Лермонтов поступил в Московский университетский пансион, его отец смог, наконец, иногда видеться с ним. Живя в Кропотове, Юрий Петрович несколько раз навещал сына в Москве, редкие встречи с «папенькой» неизменно радовали Михаила. Несмотря на разлуку, отец и сын любили друг друга. «Папенька сюда приехал, и вот уже две картины извлечены из моего portefeuille, слава Богу, что такими любезными мне руками!» — писал юный Лермонтов в письме к М.А. Шан-Гирей.

Сюда, в Кропотово, Лермонтов приезжал на праздники во время учебы в Московском университетском пансионе. Кропотово навсегда осталось в памяти поэта. Он как-то записал в дневнике:

«Моё завещание. Схороните меня под этим сухим деревом и положите камень: и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие».

Речь шла о засохшей яблоне в родовом отцовском имении.

Встречи отца с сыном обострили отношения Ю.П. Лермонтова с Е.А. Арсеньевой. Лермонтов-старший вынужден был отказаться от свиданий, но в дальнейшем по мере возможности Юрий Петрович стремился участвовать в воспитании Михаила, а в январе 1831 года, незадолго до своей смерти, написал ему письмо-завещание, обращаясь к сыну со своими последними словами:

«Хотя ты еще и в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу!».

1 октября 1831 года Юрия Петровича Лермонтова не стало. Он был похоронен в трёх верстах от Кропотова, при церкви села Шипово.

На его могиле был установлен памятник из серого гранита, увенчанный крестом. Судя по стихотворению «Эпитафия» (1832), Михаил Юрьевич Лермонтов приезжал в 1831 году на погребение отца. Мучительным страданием пронизаны строки стихотворения, свидетельствующем о духовном родстве с отцом, общности их былого положения:

Прости! Увидимся ль мы снова?

И смерть захочет ли свести

Две жертвы жребия земного,

Как знать! Итак, прости, прости!

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал.
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал...
Но понимаем был одним.
И тот один, когда, рыдая,
Толпа склонялась над тобой,
Стоял очей не обтирая,
Недвижный, хладный и немой..

После Октябрьской революции могила отца поэта была уничтожена. В 1974 году останки Ю.П. Лермонтова отыскали и перенесли в фамильный склеп Арсеньевых в Тарханах, туда, где с 1842 года упокоился прах поэта. Спустя сто тридцать лет отец и сын, наконец, оказались рядом…

Деревянный кропотовский дом сохранялся довольно долго. Возможно, Лермонтов побывал в Кропотове и в 1835 году для переговоров с родственниками о продаже своей части имения, которую унаследовал по завещанию отца. В 1837 году Кропотово полностью перешло к сёстрам отца, позднее часть имения досталась двоюродной сестре М.Ю. Лермонтова – K.M. Цехановской; к ней же перешло и право на издание произведений М.Ю. Лермонтова.

В Кропотове в молодые годы часто бывал И.А. Бунин, чьё имение Озерки Ефремовского уезда находилось неподалеку. Свои впечатления от посещений лермонтовской усадьбы Бунин оставил в своём автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева»:

«Вот бедная колыбель его, наша общая с ним, вот его начальные дни, когда так же смутно, как и у меня некогда, томилась его младенческая душа, «желанием чудным полна», и первые стихи, столь же, как и мои, беспомощные... А потом что? А потом вдруг «Демон», «Мцыри», «Тамань», «Парус», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...». Как связать с этой Кроптовкой всё, что есть Лермонтов? Я подумал: что такое Лермонтов? — и увидел сперва два тома его сочинений, увидел его портрет, странное молодое лицо с неподвижными темными глазами, потом стал видеть стихотворение за стихотворением, и не только внешнюю форму их, но и картины, с ними связанные, то есть то, что и казалось мне земными днями Лермонтова: снежную вершину Казбека, Дарьяльское ущелье, ту, неведомую мне, светлую долину Грузии, где шумят, «обнявшись, точно две сестры, струи Арагвы и Куры», облачную ночь и хижину в Тамани, дымную морскую синеву, в которой чуть белеет вдали парус, молодую ярко-зелёную чинару у какого-то уже совсем сказочного Чёрного моря... Какая жизнь, какая судьба! Всего двадцать семь лет, но каких бесконечно богатых и прекрасных, вплоть до самого последнего дня, до того тёмного вечера на глухой дороге у подошвы Машука, когда, как из пушки, грянул из огромного старинного пистолета выстрел какого-то Мартынова…».

Месторасположение усадебного дома Лермонтовых

в селе Кропотово

Дальние родственники поэта владели Кропотовым до 1917 года и продолжали в нём жить до 1921 года. Затем в усадьбе был устроен медпункт. Лермонтовская усадьба Кропотово просуществовала до ноября 1941 года, когда она погибла в огне войны. От парка уцелело только несколько старых деревьев и высохший пруд с плотиной…

В трёх километрах севернее бывшего имения, на пригорке села Шипово, и теперь можно увидеть  приходскую церковь, построенную в XVIII веке; рядом – деревенский погост. Перед алтарной частью этой церкви в 1831 году был похоронен отец поэта. Здесь же в семейном склепе покоятся останки деда Петра Юрьевича, других его родственников, а также сёстры великого математика Чебышева. В давние времена за речкой Любашёвкой идущая вверх дорога отделяла соседние земли Лермонтовых и Чебышевых.

Современный вид руинированной церкви Успения Пресвятой Богородицы

в селе Шипово (бывший Ефремовский уезд Тульской губернии,

ныне - Становлянский район Липецкой области)

В настоящее время по зарослям кустов сирени можно определить, где стоял барский дом, предположить размещение хозяйственных построек: кухни, ткацкой, каретного двора, конюшни, амбаров, погреба. В заросшем парке прослеживается центральная аллея, когда-то рассаженная вязами и ведущая к речке Любашёвке. А вокруг – цветущая красота теперь уже дикой природы…

 

Заросшая аллея кропотовского усадебного парка,

в давние-давние времена рассаженная вязами и липами,

ведёт к речке Любашёвке

 

В настоящее время существуют лишь описание и фотография усадьбы. Биография и творчество поэта дают основания предположить, что Ю.М. Лермонтов «начинается» с Кропотова. Это предположение основывается на сведениях о том, что 23 августа 1841 года, отправляясь в свою третью и последнюю ссылку (на Кавказ), М.Ю. Лермонтов заехал по пути в имение к тетушкам, посетил могилы дорогих ему деда, бабушки, отца в Шипово. И пусть Кропотово пока без музея, ведь главное – не иссякла память людская о нашем замечательном поэте, так рано и трагически ушедшем из жизни…

В наши дни село Кропотово-Лермонтово территориально находится в границах Липецкой области. Именем М. Ю. Лермонтова названы улицы в городах Липецке и Ельце, в селе Становом Становлянского района. Его имя носит средняя общеобразовательная школа № 41 г. Липецка. В Становлянском районе в 2001 году в селе Становое был установлен бюст М. Ю. Лермонтова работы елецкого скульптора Н. Кравченко, а 15 октября 2009 года в селе Кропотово – памятный знак.

С 2006 года в Липецкой области ежегодно проходит областной праздник лермонтовской поэзии, чтобы многие поколения нашей страны знали и понимали, «что наш язык земной пред дивною природой…»

Просмотров работы: 403