Введение
Что такое профессия учитель на селе? Учитель – это очень важный человек, который в любых условиях несет свет, знания, и добро в души детей, зажигает огонек интереса к познанию и обучению. Именно учителя и школа во многом формируют культуру общения и поведения в поселении, а также в дальнейшей жизни своих учеников.
Меня зовут Кривоногов Дмитрий. Я ученик 6а класса Газ-Салинской средней общеобразовательной школы. Сегодня я бы хотел рассказать о вкладе, который внесла моя первая учительница Филиппенко Елена Игоревна в мое формирование и развитие. Именно она взяла нас за руку в первом классе и повела за собой в интересный и увлекательный мир знаний.
Цель нашего проекта: познакомиться с трудовой биографией, понять жизненный уклад людей, живших на Крайнем Севере, какой вклад внесла Елена Игоревнав развитие села и района.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали задачи:
познакомиться с биографией, узнать, как в разные времена складывалась у людей жизнь на Севере;
опросить коллег, учащихся;
оформить результаты исследования и популяризировать в рамках конкурса «Твои люди, Север!»
Мы выдвинули гипотезу: Учитель – это особенная и важнейшая профессия на селе, неважно, где ты находишься, что ты делаешь: учитель всегда должен быть примером для детей и родителей, поэтому это тяжелый труд и настоящее призвание.
В своей работе мы применяли следующие методы научного исследования: беседа, опрос, интервью, описательный метод.
Автобиография
В 1970 году молодая семья Голощаповых (Голощапов Игорь Иванович и Голощапова Маргарита Алексеевна) с маленькой полуторогодовалой Леной приехали работать на Крайний Север, трудоустроились в строительно-монтажное управление в только что образовавшемся посёлке Газ-Сале.
Родители моей первой учительницы были первопроходцами в освоении северных залежей. Северные просторы покорили молодые сердца своей необыденостью, непокоримостью, суровыми законами, и в тот же миг красотою и дружелюбием людей, приехавшими в этот край.
В то время поселок активно развивался: строили жилые дома, объекты социального назначения, газовой отрасли и многое другое. Рос посёлок геологоразведчиков, а вместе с ним росли семьи. У Елены Игоревны родился брат Андрей.
Родители Елены Игоревны всю свою жизнь проработали в нашем поселке, и ушли на заслуженный отдых в 2005 году. Сейчас родители Елены Игоревны проживают в небольшом поселке Пермского края.
Мне было интересно посмотреть и увидеть фотографии родителей Елены Игоревны. К сожалению, до наших дней сохранилось мало фотографий, так как в 90-е годы в посёлке был пожар, в котором сгорело 7 жилых домов, детский сад «Снежинка», в том числе и квартира родителей Елены Игоревны и все фотографии, которые хранились в старом семейном альбоме.
В 1985 году Елена Голощапова получила аттестат о среднем образовании (в школьном музее размещён её портрет, как выпускницы Газ-Салинской школы). В этот же год поступила в городе Салехарде в педагогическое училище имени Зверева на учителя начальных классов.
По завершению обучения Елена Игоревна молодым педагогом возвратилась в родной поселок в 1987 году. Три года работала в детском доме «Надежда». В 1991 году устроилась работать в школу учителем начальных классов и работает в этой должности по настоящее время.
И пошли чередой трудовые дни. Конечно, были трудности, но впечатления удовлетворения от любимого дела – это основное чувство от профессиональной деятельности. Елене Игоревне всегда было интересно познавать новое: профессиональная переподготовка, увлекательное увлечение вязанием, занятие спортом – это позволяло жизнь сделать познавательнее и интереснее. В 2003 г. поступила в Московский открытый социальный университет (институт) по специальности «Психология».
Время пролетело очень быстро, у Елены Игоревны уже выросли дети: старший сын Павел окончил Тюменский индустриальный институт, а второй сын Александр – Пермский институт по той же специальности. У каждого из них уже своя семья. Младший сын Андрей учится в 11 классе нашей школы.
Сегодня Елену Игоревну можно поздравить с тем, что она уже богатая бабушка – у нее 2 внучки и 2 внука, которых она очень любит.
Отзывы коллег, учащихся, родителей
Школа стала вторым домом, второй семьей для учителя. Она легко вошла в коллектив благодаря своей энергии, оптимизму, профессионализму. Коллеги Елены Игоревны характеризуют ее как человека активного, с большой душой и горячим сердцем, огромным жизненным и профессиональным опытом.
Вот что говорят о Елене Игоревне ее коллеги:
Надежда Сергеевна, учитель английского языка:
Казалось бы, как просто рассказывать о человеке, которого знаешь давно и довольно близко. Оказывается, нет. Потому что боишься упустить что-то очень важное и интересное.
Елена Игоревна часто шутит, что она большая, поэтому такая заметная в школе. А я бы сказала, что она человек с большой душой, горячим сердцем, нескончаемой энергией, огромным жизненным и профессиональным опытом.
Обязательно нужно добавить, что это самая лучшая мама для своих трех богатырей, супер бабушка для своих четырех внуков, очень заботливая дочь и сестра.
В профессиональной жизни Елена Игоревна не играет роль учителя, а живет жизнью своего коллектива, школы и своих любимых учеников. Она всегда в курсе событий, которые происходят не только с нынешними воспитанниками, но и теми, которые учатся в средней школе или уже давно выпустились и устроились здесь или далеко за пределами Ямала.
И самое главное, они часто обращаются к своему первому учителю за советом и получают неоценимую поддержку взрослого, мудрого человека.
Хочется особо подчеркнуть, что Елена Игоревна очень творческий человек. Это проявляется не только в профессии, но и в свободное от работы время, хотя его бывает очень мало. Елена Игоревна мастерит и с детьми и с коллегами такие удивительные вещи из всего, что попадается под руки. Поэтому неудивительно, что на конкурсах их шедевры занимают только призовые места.
Елена Игоревна очень любит животных, в ее доме можно увидеть и маленьких улиток и рыбок и всеобщего любимца спаниеля Жорика. Мы можем встретить ее и в тренажерном зале и на лыжне и во время прогулок в разное время года, потому что Елена Игоревна следит за своим здоровьем, хочет оставаться такой же молодой, энергичной, целеустремленной, чтобы еще долго-долго 1 сентября встречать учеников и выпускать добрых, умных и открытых воспитанников.
Волкова Ольга Матвеевна, учитель начальных классов:
Кто-то из великих людей сказал: «В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота». А Елена Игоревна еще и умна, и талантлива, и красива!
Каждое мероприятие в школе, уроки, любые школьные дела, организованные ею – это яркое событие для детей, родителей и коллег. Школьное утро, бежит детвора – всегда с улыбкой встретит, спросит, как дела, обнимет, после уроков всем шарфики завяжет, снова обнимет.
Чолак Елена Геннадьевна, учитель начальных классов:
Имя Елена Игоревны знакомо многим в нашем посёлке. В нашей школе работает много лет, выучила огромное количество газ-салинцев. И теперь эти бывшие первоклашки уже ныне взрослые папы и мамыс благодарностью проводят в класс к Елене Игоревне своих детей. И это лучшая награда для учителя. Знания, доброта и отзывчивость привлекают к ней людей.
Её ученики на уроках и дополнительных занятиях проводят собственные исследования. Её ученики становятся победителями и призёрами не только районных, окружных,но и всероссийских конкурсов.
Наблюдая за учениками старших классов, которые были её выпускниками в начальной школе, можно сказать, что они отличаются своими самостоятельными решениями, ответственностью, творческой энергией, этому всему они научились у своей первой учительницы.
Хорошо, когда в жизни человека есть такой учитель и коллега, как Елена Игоревна. Не только её ученики участвуют в конкурсах, но и она сама участвует в профессиональных конкурсах. А ещё её творческие идеи вдохновляют нас, педагогов, на творческую работу. У неё есть талант, душевная теплота, ум и чуткость, терпение и неиссякаемая энергия. Это качества, которые должны быть присущи настоящему педагогу.
Мнение одноклассников:
Камиль: Елена Игоревна запомнилась мне тем, что самая добрая, позитивная и самая лучшая для меня учительница!
Лиза: Моя первая учительница запомнилась мне самой веселой и доброй учительницей, всегда улыбалась и пыталась сделать так, чтобы мы улыбались. Она очень классная…
Эльзана: Она запомнилась мне хорошим учителем и веселым человеком…
Гусейн: Елена Игоревна запомнилась мне самым хорошим, веселым, добрым учителем, для меня это был самый лучший учитель…
Анжелика: В моих глазах этот человек остаётся очень добрым и хорошим человеком, который дал нам знания.
Арина: Моя первая учительница запомнилась мне доброй, веселой, умной, хорошей. Я ее буду помнить всегда потому, что она мой первый учитель.
Айгуль: Елена Игоревна запомнилась мне тем, что она веселая, умная, добрая, позитивная. Она всегда поддержит и поможет.
Во всех этих комментариях надо отметить, что даже ученики, имеющие не самую высокую успеваемость, отмечают, что Елена Игоревна их самый лучший учитель. Есть такая поговорка на Руси «Хочешь быть учителем – полюби самого слабого ученика».
Я знаю о том, как гордится мой учитель достижениями своих воспитанников. Она увлекла меня математикой. Мы ежегодно участвовали в исследовательском конкурсе «Мой первый доклад», на протяжении трёх лет занимали 1-е места в районных конкурсах. В 2017 году результатом успеха муниципального этапа конкурса стало участие в региональном конкурсе исследовательских работ «Я - исследователь» с докладом по теме «Математика в моей семье», который проходил в городе Губкинский. В 2018 году мы вновь одержали победу в Тазовском районе с очередной исследовательской работой и участвовали в региональном этапе в городе Новый Уренгой.
Не смотря на то, что я уже перешёл в шестой класс, свет первого учителя до сих пор меня вдохновляет и мотивирует, я знаю, что всегда смогу обратиться к Елене Игоревне за советом и всегда найду поддержку и участие.
Беседа с Еленой Игоревной. «Воспоминание - частица вечности»
Считаете ли вы профессию учитель призванием для себя?
Для меня профессия действительно стала призванием, так как изначально никакие другие профессии даже не рассматривала для себя. Именно эта профессия привлекала меня, была интересной и на сегодняшний день не оставляет равнодушной, а порой заставляет познавать и постоянно учиться чему-то новому.
Я – сельский учитель! Мое жизненное кредо вытекает из стихотворения Сенгилееского поэта, педагога С.А. Осипова, которое он посвятил сельскому учителю: «В селе ты не просто порядочный житель,
Ты лучший из лучших!
Ты первый учитель!
И спрос с тебя строгий
И честь высока,
И доля твоя на селе нелегка».
Почему вы решили стать учителем?
Я часто вспоминаю школьные годы и свою первую учительницу Кирилюк Людмилу Анатольевну. Она приехала из Салехарда для того, чтобы обучать детей геологоразведчиков. Несомненно, она покорила сердца детей и я, еще будучи школьницей, влюбилась в профессию учителя. Я пыталась в чем-то быть похожей на своего первого учителя и за время своей школьной жизни неоднократно была вожатой. Видимо уже тогда зародилась мысль стать учителем.
В каком году был первый выпуск?
Первый выпуск был выпущен в 1994году. Вот уже 30 лет я обучаю детей, было много выпусков, каждый выпуск запоминается по-своему,с каждым ребенком связаны свои теплые воспоминания, радости и победы, грусть и печаль, воля к победе и многое другое.
В чем вы видите самую главную оценку своего труда для себя?
Самую главную оценку труда для себя я вижу в успехе своих учеников, если я вижу, что они успешны, то понимаю, что у меня все получилось. Я радуюсь за них и думаю, что та основа, которая закладывается в детей в начальной школе, помогает им в дальнейшем старательно и целенаправленно двигаться к поставленным целям, а значит быть успешными в жизни.
Расскажите, как вы познакомились с супругом?
Со своим супругом Андреем Петровичем я познакомилась в дороге, возвращаясь с учебы на каникулы, он работал капитаном-механиком на теплоходе в Рыбфлоте. Так уж сложилась жизнь, что именно этот человек стал надежной опорой для меня и моих детей на всю жизнь.
Мы полюбили друг друга, а потом у нас образовалась дружная, крепкая семья. Молодёжная комсомольская свадьба состоялась в 1987 г. В то время не было ЗАГСа и все важные вопросы, касающиеся оформления документов, можно было решить в сельском Совете. Интересно то, что свадьба в то время называлась молодежно-комсомольской. Дело в том, что вся передовая советская молодежь была в комсомоле, поэтому и свадьбу назвали комсомольской. Свадьба была в разгар лета, до сельского Совета шли пешком нарядные и счастливые, пока дошли до сельского Совета были все покусаны комарами и мошкой (на это никто сильно внимание и не обращал). Отмечали событие шутками, песнями, смехом в кругу друзей. Вот такие северные воспоминания остались в душе».
6. Вы любите с. Газ-Сале?
Наше село Газ-Сале – это моя Родина, с этим местом связана вся моя жизнь. Здесь прошло детство и юность, родились сыновья, здесь живут все друзья и близкие люди. Я не хотела бы уезжать из нашего поселка, для меня Газ-Сале – это спокойствие и стабильность, которой я очень дорожу.
7. О чем вы мечтаете?
Мечтаю о том, чтоб были счастливы мои дети, чтоб моя семья продолжала расти, чтобы появлялось больше внуков, чтобы были силы работать и все задуманное сбывалось.
8. Ваше любимое время года?
Любимое время года – это зима. Ведь на Севере переход от зимы к лету может занимать буквально несколько дней и в полной мере невозможно насладиться весной или осенью. За всю жизнь весну и осень на Большой земле видела раз или два, все остальное время жила на севере: училась, работала, занималась детьми и семьей. Наверное, поэтому зима и стала любимым временем года, наиболее привычным и комфортным для меня.
Ответы моего учителя порой обезоруживали меня, ведь в век всего материального мой учитель говорит о том, что успех ученика является ключевым моментом в ее работе. Я искренно восхищаюсь своим первым учителем и на своем собственном примере могу вам сказать,что это не просто слова.
«Хороший учитель – как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать свет другим».
5. Заключение
В ходе изучения жизненного пути Елены Игоревны моя признательность и любовь к первому учителю становилась еще более глубокой и искренней. Вся ее жизнь прошла в нашем поселке с самого раннего детства и олицетворяет жизнь каждого жителя, жизнь и традиции всего поселения. Я пришел к выводу, что не просто олицетворяет, но и формирует эти традиции, уклад и отношения. Любовь к учителю оказалась основополагающей при выборе своей профессии Еленой Игоревной. В свою очередь я чувствую в себе ее тепло и «учительский свет» нравственности, который формировал мои качества, мой характер, а значит и характер многих жителей нашего села. Именно поэтому учитель – это одна из важнейших профессий на земле, именно благодаря им планета такая, какая она есть. Именно учителю подвластно умение обогатить внутренний духовный мир ученика, расширить его кругозор, на долгие годы привить любовь к знаниям и труду.
Хочется от души сказать большое спасибо Елене Игоревне. Я уверен, что именно такие люди – опора и надежда нашего края, его прочная основа. Благодаря им, обладающим красотой души и ответственным подходом к делу, крепчает наша Тазовская земля. Именно про них можно сказать: «Это твои люди, Север!»
Литература
Автобиография и семейный архив Филипенко Е.И.
Журнал-альбом «Будущее земли Тасу-Ява – в наших детях».
Журнал «Тасу-ява вписана в биографию Ямала».
Литература школьного музея.
Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. Источник: kotoraia-svietit-drughim-sghoraia-sama.html
Приложения.
Рецензия руководителя.
Презентация на тему: «Учительский свет».
Рецензия
На исследовательскую работу «Учительский свет», выполненную обучающимся 6а класса Кривоноговым Дмитрием.
Автор представил интересное исследование истории семьи своей первой учительницы. Работа выполнена в форме эссе. Автору удалось достичь поставленной цели: сельский учитель – это всегда «свет», который виден всем жителям нашего компактного уютного поселения, который согревает теплом своих учеников и коллег, который остается на всю жизнь в душе учеников, является основополагающим в формировании характера, мотивации действий и поступков. Учащийся строит свое исследование, опираясь на собранную им информацию посредством интервьюирования учителя, педагогов и учащихся, изучения материалов семейного архива.
Проникновенно и живо изложен материал, который не оставляет равнодушным читателя. Отобранные фотографии и награды учителя, комментарии к ним, данные в приложении к работе, помогают узнать о человеке.
Автор доказал, что на примере сельского учителя можно узнать часть истории малой родины.
Работа свидетельствует о гражданской зрелости и творческих способностях молодого исследователя.
Руководитель работы и рецензент: Кайль С.В., зав. ШИБЦ