Эссе по повести Эли Фрей «Мой лучший враг»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эссе по повести Эли Фрей «Мой лучший враг»

Колокольцева Е.В. 1
1Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции»
Гаевая С.Е. 1
1Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К сожалению, мое поколение в большинстве своем не любит читать книги: их заменили интернет-ресурсы и социальные сети. И если русскую классическую литературу молодежь изучает в школе или среднем специальном учебном заведении, то современная литература остается без внимания. Я люблю читать! Этим я обязана моей маме, которая привила любовь к книге, и преподавателю литературы, чьи уроки всегда были интересны и заставляли задуматься над многим…Мои самые любимые книги - те, которые меня впечатлили, встряхнули, оставили в душе отпечаток или вообще «вывернули наизнанку». Таковой оказалась книга молодой начинающей писательницы Эли Фрей (Алены Филлипенко) «Мой лучший враг»…Это самая жестокая книга из тех, что я читала!

Прежде, чем написать рецензию , я хочу пару слов сказать о самом авторе: ей всего 28 лет, а это значит, что она не понаслышке знает о мире подростков, о которых пишет в этой книге; знает то, чего не могут априори знать взрослые,- поэтому книга кажется такой достоверной и знакомой нам по ситуациям, описанным в книге.
Первый раз читаю книгу с подобным сюжетом. Я почему-то думала, что это очередной роман со сценарием "дружба- предательство-война-любовь", а в конце хэппи энд. Но все оказалось совсем не так. Своей историей Эли Фрей на несколько дней вырвала меня из реальности. Книга не блистает шикарным сюжетом или логичностью поступков главных героев, но эмоции берут верх над всем, и я  все еще нахожусь в состоянии легкого шока В книге есть все: любовь и ненависть, дружба и предательство, унижение, издевательство и прощение.
Итак, сюжет книги повествует о девочке Томе. Она лежит в больнице после нападения и выздоравливает. А оказалась она там по милости своего бывшего лучшего друга, который в один прекрасный момент стал врагом. 

История рассказывается от лица главной героини, которая дружит с мальчиком Стасом и живет в небольшом подмосковном городке. Дети играют, создают свои миры и правила, им вместе хорошо и весело. Но затем происходит трагедия, из-за которой мальчик Стас превращается в монстра и начинает терроризировать Тому. Почему? Да потому что главная героиня Тома в детстве допустила ошибку, за которую пришлось слишком жестоко расплачиваться. Когда Стасу и Томе было около 12 лет, они, гуляя по лесу, наткнулись на наркоманов. Сначала отморозки мучили Тому, но отпустили, потому что малышка-игрушка была податлива и не оказывала сопротивления. Поэтому «нарики» решили, что парень - лучшая мишень для издевательств. А перепуганная девчонка побежала домой и не сообщила о случившемся ни родителям, ни вызвала полиции. Инстинкт самосохранения у девочки - подростка был превыше товарищеского долга. А парню насильники повредили слух ,а унижения - психику: он стал агрессивным. Стас затаил лютую обиду на лучшую подругу: он не смог понять ее страха и простить. Тома уезжает и пытается забыть произошедшее, но при этом очень сильно себя винит за предательство. Если честно, мое мнение по поводу данной ситуации двойственно: понять можно и Стаса, и Тому. С одной стороны, ни в коем случае не оправдываю Тому, потому что, скорее всего, я поступила бы на ее месте по-другому, но у девочки был сильнейший испуг и стресс…С другой стороны, понять можно и обиду Стаса: он никогда не давал свою подругу в обиду, всегда ее защищал, а она в трудную минуту предала его…
Школьная травля, издевательства, оскорбления, побои, -вот весь набор юного садиста. Ох, как он играл с ней - она же была его любимой игрушкой, которую он пытался «сломать»! То приблизит к себе и зажжет в ее груди тепло и счастье, то толкнет головой об стену - и все эти чувства вновь начинали сгорать. Да, она пыталась вернуть его таким, каким он был в детстве, до последнего пыталась. Тома стала изгоем; она смирилась и стала терпеть. Терпеть. Терпеть. Однажды чувства сгорели у Томы и превратились в ненависть. Жгучую! И потом случился взрыв... Связавшись с такими же, как она, отверженными, Тома становится сильнее - с ней будет уже не так просто справиться!

Для меня это книга не только про Тому или Стаса, для меня это - шокирующий и ужасающий срез моего поколения, где никому не нужные дети загнаны в ловушку своих психозов. Это суровая среднестатистическая российская школа, в которой есть изгои и садисты, «палачи и жертвы». Главные герои хотят друг друга уничтожить... Они реально всю книгу пытаются друг друга если не прикончить, то хотя бы покалечить! 
На фоне общих событий автор отображает проблемы, которые преследуют детей и подростков. Зачастую им просто некому помочь! Эли с поразительной точностью описывает быт среднестатистической российской семьи. У Томы есть бабушка, которая постоянно печет пироги и не замечает, что внучка потихонечку превращается в неврастеника с дергающимся веком. Есть пьющий дед, которому абсолютно на все наплевать. Есть мама и ее новый муж - и ничто не должно помешать их счастью - тут уж не до дочери!… А все могло быть по-другому, если бы мама жила интересами дочери, если бы Тома не боялась рассказывать своей семье о том, что происходит в ее жизни. Все могло быть по-другому, если бы детей научили простейшим истинам, что с незнакомыми людьми нужно быть осторожными. И так можно рассуждать еще очень долго. Опять все зависит от родителей, потому что они ответственны за жизнь и будущее своих детей.

К кому идти ребенку? К друзьям, как зачастую бывает в подобных ситуациях. А ее друзья - такие же изгои. Им только остается прятаться по углам и раны зализывать. Чем они помогут?

Помимо родителей, наблюдается бездействие со стороны второго дома - школы. И там все даже хуже, чем кажется. Неужели учителя не могут не видеть того, что происходит у них под носом? Возможно, и видят, но не делают ровным счетом ничего. Полнейшее безразличие. И потом не спрашивайте, почему автор написал именно такую историю: все, что там происходит, есть и вокруг нас, просто некоторых обходит стороной, а некоторых накрывает снежной лавиной. В данном произведении звучат две основные темы: насилие в стенах школы и индивидуальный террор. В школе созданы все условия –и в книге все стереотипные персонажи: изгои, которых унижают все, школьная шайка под предводительством Стаса, безликая масса учеников, «ничего не видящие» учителя…. Учителя больше заинтересованы в получении средств на танцевальный зал, нежели в психологическом здоровье своих подопечных. Для того, чтобы освободить главного хулигана Стаса от ответственности, автор просто "подружила" его отца с директором школы. Сломал кому-то Стас руку - папа оплатил линолеум, оттаскал за волосы - папа купил шторы. От такого чувства безнаказанности можно продолжать творить зло. Вот теперь идеально. Создана атмосфера полной безнадеги и школа, в глазах читателя, превращается в «обитель зла». 

В книге же дети сами по себе. И вот в этом мире надо существовать мальчикам и девочкам, с их страшной болью и тайнами. Без поддержки, без надежды. Каждый раз вмешательство взрослых делает ситуацию только хуже. Поэтому, говорит Эли устами Томы, лучше « вообще никому ничего не говорить». Потому что взрослым нет веры. Что о дружбе, что о любви у них довольно странное, искаженное представление. И из-за этого многие ситуации вводили меня в недоумение. Тому частично можно понять. Она отчаянно держалась за счастливые детские воспоминания, а в те моменты, когда Стас вел себя нормально, проявлял заботу и был таким, как раньше, она действительно верила, что всё ещё можно вернуть, можно уничтожить его тёмную сторону, спасти его... Но он не верил. 
В этом мире дружба частенько бывает понарошку. То есть она хороша, только пока все хорошо. А когда твоего друга уводят хулиганы, то лучше уйти и спрятаться под одеяло. Или когда твоя подруга стала сидеть за столом с отверженными , самое то- пересесть, но продолжать с ней дружить. Эта картонная дружба, но она такая не потому что ребята плохие или неискренние, а потому что иначе их не научили. Потому что этой жестокий мир, и все в нем крутятся, как могут.

Меня искренне расстроила концовка, но это дело вкуса. Меня волновало, чем же закончится подобный сюжет, от которого я, если честно, не могла оторваться, и закончился он не так чтобы ожидаемо… Позже, размышляя над этим, я решила, что иначе все для этих двух сломанных людей завершиться и не могло. Пусть так…Особенно эпилог был своеобразный - оставил поле для размышлений и возможный открытый финал… Изменился ли Стас после исправительной военной школы? Трудно судить. Автор обыграла это так, что кажется, что он поменялся, но я в этом сомневаюсь. Точка невозврата была давно пройдена, а военная подготовка поменять человека за два года не могла - по крайней мере до такой степени, чтобы вывести из него всю жестокость и грязь, которая копилась и выливалась на протяжении многих лет. 
И пусть книга по незамысловатости сюжета не представляет из себя какой-либо литературной ценности (она жестока, она ужасна), но она, самое главное, реалистична. Эта книга - попытка достучаться до уже взрослых людей, мам и пап и будущих родителей: не пускайте всё на самотек, говорите с нами, детьми, ищите корни проблемы! Проблема одного человека в семье - проблема всей семьи, и нельзя об этом забывать. 

Просмотров работы: 193