«Творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина»

Тимошкина Е.С. 1
1ГБПОУ ЛО "Техникум водного транспорта"
Курбатова Л.Д. 1
1ГБПОУ ЛО "Техникум водного транспорта"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Творчество А.П. Чехова впитало в себя классическую литературу «золотого» XIX века, и в то же время, оно устремлено к новому искусству начала XX века.

Читая произведения Антона Павловича, мы чувствуем и романтизм И.С. Тургенева, и душевные терзания Ф.М. Достоевского.

Но наиболее интересным, на наш взгляд, является творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина.

Ученые, занимающиеся творчеством Антона Павловича, А.П. Кузичева, В.М. Маркович, П.И. Овчарова, М.Л. Семанова и С.Ю. Николаева, подчеркивая в своих работах тесную связь А.П. Чехова с традициями классической литературы, особую значимость придают именно пушкинской теме.

Анализ литературы, связанной с творчеством А.П. Чехова, дает основания говорить о том, что данная тема разработана недостаточно, что и обуславливает ее актуальность.

Вышесказанное определило цель исследования – проанализировать творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина.

Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

-проанализировать «Онегинский» сюжет в произведениях А.П. Чехова;

-рассмотреть осмысление А.П. Чеховым образа Татьяны и Евгения Онегина;

- провести сопоставление отражения А.С. Пушкиным и А.П. Чеховым художественной картины мира;

-изучить цитирование А. С. Пушкина в произведениях А.П. Чехова.

Метод исследования: сравнительно – типологический.

Новизна исследования заключается в творческом переосмыслении пушкинских образов-символов в произведениях А.П. Чехова.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества А. П. Чехова, и могут послужить базой при подготовке курсовых и дипломных работ.

«Онегинский» сюжет в произведениях А.П. Чехова

Ю.М. Лотман определяет «онегинский» сюжет, как сюжет, складывающийся из «непроисходящих событий», иначе говоря как некую модель «несвершенного события» [2].

Проанализируем, каким образом в творчестве А.П. Чехова проявилось как следование пушкинской традиции, взяв за основу такие произведения как: «Рассказ госпожи NN», повесть «Три года» и рассказ «У знакомых».

А.С. Пушкин

А.П. Чехов

трагическое

несовпадение душевных движений главных героев

Разлука Татьяны и Евгения заканчивается встречей, духовным единением, просветлением, словами любви

Герои постоянно ощущают присутствие незримой стены непонимания, недоговоренности, упущенных возможностей, что приводит к упущенной жизни и невоплощенной любви

человечность героев

Герой духовно состоятелен

Герой духовно несостоятелен

губительность «света», элегический мотив прощания с молодостью

Таким образом, в творчестве А.П. Чехова проявляется не только явное следование пушкинской традиции, но и ее существенное переосмысление.

Осмысление образа Татьяны А.П. Чеховым

В произведениях «Дом с мезонином» и «После театра» происходит осмысление образа Татьяны: в героинях Жени-Мисюсь и Нади Зелениной тот же богатый внутренний мир, то же светлое и романтической мироощущение, они едины с окружающей их природой, верят в судьбу.

В рассказе «После театра» отражением образа Татьяны является письмо Нади, написанное ею под непосредственным влиянием оперы «Евгений Онегин». Музыка рождает в ее душе светлые чувства, восторженное ожидание, предчувствие счастья, и, одновременно с этим, жалость к себе.

Героиня пытается применить «модель» несчастной любви к собственной жизни, однако тут все условно, ведь Наденька даже не знает, кому она адресует свое письмо.

3. Отражение в творчестве А.П. Чехова образа Евгения Онегина.

В рассказе «Верочка», Огневу, как и Онегину характерны преждевременная старость души, холодность, конфликт с окружающим миром, недопустимость живых эмоций.

Духовный мир чеховского героя настолько схематизирован, что одурманенный шаблонами, он не может понимать истинного значения ситуации, и в ответ на признание Верочки произносит почти онегинскую «проповедь», которая в отличие от повествования А.С. Пушкина, содержит снижающую иронию.

Нам представляется, что таким образом А.П. Чехов пытается отразить изменения в духовном строе человека.

Проанализируем, каким образом происходит творческий диалог А.П. Чехова с А.С. Пушкиным на примере «Рассказа неизвестного человека».

А.С. Пушкин

А.П. Чехов

ночной распорядок жизни главного героя

сибаритство, дендизм

герой находится в состоянии конфликта с высшим обществом

герой всячески декларирует свою принадлежность к высшему обществу

переживает сложные жизненные этапы: от упоения светской жизнью – до полного разочарования ею и скуки, а в конце – духовное пробуждение, вызванное любовью

остается верен до конца своим привычкам, он, словно внутренне застывает

прощание с произведением звучит как прощание – с Жизнью

Таким образом, посредством Онегина, А.П. Чехов творчески анализирует образ «лишнего человека», накладывая сюжет на иной жизненный материал, и на иной тип героя.

Творческий диалог А.С. Пушкина и А.П. Чехова в отражении ими художественной картины мира

Проведем сопоставление.

компонент художественной картины

мира

А.С. Пушкин

А.П. Чехов

метель

случай как проявление

судьбы, человек -

игрушка в руках рока, метафизическая тоска, на которую обречен одинокий человек («Капитанская

дочка», «Бесы», «Метель»)

случай как проявление

судьбы, жизнь человека

аналогична с кружением метели, символ хаоса и опасности, которая грозит гибелью человеку

( «По делам службы», «Воры»)

дорога

вынужденные странствия, бесприютность, непогода(«Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится…»)

дорога безрадостна, она отражает собой

нелепость и неустроенность,

жизни

(«На подводе»)

степь

равнодушная вечность, палящийзной, пустынность, однообразие бесконечность, бессмысленность, тоска, лирический образ

(«Я знаю край: там на брега…»,«Три ключа»)

символ вечного бытия, исполненный внутренним драматизмом, напряженными раздумьями о скоротечности жизни, палящий зной, пустынность, однообразие бесконечность, бессмысленность, тоска, прозаический образ

(«В родном углу», «Степь»)

море

бытийная гармония, символ бесконечного движения жизни, романтическая

поэтика, «бегство» от «брегов

печальных»

(«Евгений Онегин», «К морю»)

бытийная гармония, символ бесконечного движения жизни, трагизм, море не может дать

человеку свободы

(«Черный монах», «Дуэль», «Дама с собачкой»)

Таким образом, чувство одиночества и отчуждения героев у А.П. Чехова часто сменяется ощущением причастности его всей яркой картине бытия, эмоционально окрашенные детали пушкинской картины мира как бы преломляются в чеховском повествовании.

Цитирование А. С. Пушкина в произведениях А.П. Чехова

Прямое цитирование «свидетельствует о глубоком интересе и внимании А.П. Чехова к художественной системе А.С. Пушкина» [1].

В качестве примера такого цитирования можно сопоставить повесть А.П. Чехова «Огни» и поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».

Чеховский герой Ананьев претворяет в жизнь идеалы пушкинского Евгения Онегина, он замкнут в частное существование.

В своем произведении А.П. Чехов использует пушкинскую цитату: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн» как тему освоения природы, подчинения хаоса человеку: рождение Петербурга, рождение железной дороги. Но стихия не подчиняется человеческой воле: гибельным наводнением, или подавляющим человека простором, демонстрирует свое могущество.

Однако пути героев А.С. Пушкина и А.П. Чехова противоположны: Евгений, не переживает крушения мечты, и погружается в хаос безумия; Ананьев же в после потрясения обретает новую, этическую систему ценностей.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что А.П. Чехов в своих произведениях творчески развивает пушкинскую традицию, внося свое видение. В частности, художественная картина мира, во многом

совпадает у авторов (мотив метели, «дорога» и «степь»).

В то же время морская символика существенно переосмысляется А.П. Чеховым в отношении к романтической поэзии А.С. Пушкина.

Цитирование стихотворных строк из произведений А.С. Пушкина создает параллель к основному сюжету и служит для формирования эмоционального фона.

Таким образом, цель исследования достигнута. Результаты могут быть использованы при подготовке рефератов и дипломных работ, а также для исследования творчества замечательного писателя А.П. Чехова.

Используемая литература

1.Алевтина Кузичева: Чехов. Жизнь «отдельного человека» Молодая гвардия, 2012 г. – 848с.

2.Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2015. С. 441.

3.Литовченко М.В. ПУШКИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА диссертация. Кемерово, 2007 - 244 с.

4. Чеховиана : [Сб.] / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комиссия. - М. : Наука, 1992. [Вып. 7] : Чехов и Пушкин / [Редкол.: В. Б. Катаев (отв. ред.) и др.]. - 1998. - 331

Просмотров работы: 16