Введение
Творчество А.П. Чехова впитало в себя классическую литературу «золотого» XIX века, и в то же время, оно устремлено к новому искусству начала XX века.
Читая произведения Антона Павловича, мы чувствуем и романтизм И.С. Тургенева, и душевные терзания Ф.М. Достоевского.
Но наиболее интересным, на наш взгляд, является творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина.
Ученые, занимающиеся творчеством Антона Павловича, А.П. Кузичева, В.М. Маркович, П.И. Овчарова, М.Л. Семанова и С.Ю. Николаева, подчеркивая в своих работах тесную связь А.П. Чехова с традициями классической литературы, особую значимость придают именно пушкинской теме.
Анализ литературы, связанной с творчеством А.П. Чехова, дает основания говорить о том, что данная тема разработана недостаточно, что и обуславливает ее актуальность.
Вышесказанное определило цель исследования – проанализировать творческий диалог А.П. Чехова и А.С. Пушкина.
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
-проанализировать «Онегинский» сюжет в произведениях А.П. Чехова;
-рассмотреть осмысление А.П. Чеховым образа Татьяны и Евгения Онегина;
- провести сопоставление отражения А.С. Пушкиным и А.П. Чеховым художественной картины мира;
-изучить цитирование А. С. Пушкина в произведениях А.П. Чехова.
Метод исследования: сравнительно – типологический.
Новизна исследования заключается в творческом переосмыслении пушкинских образов-символов в произведениях А.П. Чехова.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при изучении творчества А. П. Чехова, и могут послужить базой при подготовке курсовых и дипломных работ.
«Онегинский» сюжет в произведениях А.П. Чехова
Ю.М. Лотман определяет «онегинский» сюжет, как сюжет, складывающийся из «непроисходящих событий», иначе говоря как некую модель «несвершенного события» [2].
Проанализируем, каким образом в творчестве А.П. Чехова проявилось как следование пушкинской традиции, взяв за основу такие произведения как: «Рассказ госпожи NN», повесть «Три года» и рассказ «У знакомых».
А.С. Пушкин |
А.П. Чехов |
|
трагическое несовпадение душевных движений главных героев |
||
Разлука Татьяны и Евгения заканчивается встречей, духовным единением, просветлением, словами любви |
Герои постоянно ощущают присутствие незримой стены непонимания, недоговоренности, упущенных возможностей, что приводит к упущенной жизни и невоплощенной любви |
|
человечность героев |
||
Герой духовно состоятелен |
Герой духовно несостоятелен |
|
губительность «света», элегический мотив прощания с молодостью |
Таким образом, в творчестве А.П. Чехова проявляется не только явное следование пушкинской традиции, но и ее существенное переосмысление.
Осмысление образа Татьяны А.П. Чеховым
В произведениях «Дом с мезонином» и «После театра» происходит осмысление образа Татьяны: в героинях Жени-Мисюсь и Нади Зелениной тот же богатый внутренний мир, то же светлое и романтической мироощущение, они едины с окружающей их природой, верят в судьбу.
В рассказе «После театра» отражением образа Татьяны является письмо Нади, написанное ею под непосредственным влиянием оперы «Евгений Онегин». Музыка рождает в ее душе светлые чувства, восторженное ожидание, предчувствие счастья, и, одновременно с этим, жалость к себе.
Героиня пытается применить «модель» несчастной любви к собственной жизни, однако тут все условно, ведь Наденька даже не знает, кому она адресует свое письмо.
3. Отражение в творчестве А.П. Чехова образа Евгения Онегина.
В рассказе «Верочка», Огневу, как и Онегину характерны преждевременная старость души, холодность, конфликт с окружающим миром, недопустимость живых эмоций.
Духовный мир чеховского героя настолько схематизирован, что одурманенный шаблонами, он не может понимать истинного значения ситуации, и в ответ на признание Верочки произносит почти онегинскую «проповедь», которая в отличие от повествования А.С. Пушкина, содержит снижающую иронию.
Нам представляется, что таким образом А.П. Чехов пытается отразить изменения в духовном строе человека.
Проанализируем, каким образом происходит творческий диалог А.П. Чехова с А.С. Пушкиным на примере «Рассказа неизвестного человека».
А.С. Пушкин |
А.П. Чехов |
ночной распорядок жизни главного героя |
|
сибаритство, дендизм |
|
герой находится в состоянии конфликта с высшим обществом |
герой всячески декларирует свою принадлежность к высшему обществу |
переживает сложные жизненные этапы: от упоения светской жизнью – до полного разочарования ею и скуки, а в конце – духовное пробуждение, вызванное любовью |
остается верен до конца своим привычкам, он, словно внутренне застывает |
прощание с произведением звучит как прощание – с Жизнью |
Таким образом, посредством Онегина, А.П. Чехов творчески анализирует образ «лишнего человека», накладывая сюжет на иной жизненный материал, и на иной тип героя.
Творческий диалог А.С. Пушкина и А.П. Чехова в отражении ими художественной картины мира
Проведем сопоставление.
компонент художественной картины мира |
А.С. Пушкин |
А.П. Чехов |
метель |
случай как проявление судьбы, человек - игрушка в руках рока, метафизическая тоска, на которую обречен одинокий человек («Капитанская дочка», «Бесы», «Метель») |
случай как проявление судьбы, жизнь человека аналогична с кружением метели, символ хаоса и опасности, которая грозит гибелью человеку ( «По делам службы», «Воры») |
дорога |
вынужденные странствия, бесприютность, непогода(«Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится…») |
дорога безрадостна, она отражает собой нелепость и неустроенность, жизни («На подводе») |
степь |
равнодушная вечность, палящийзной, пустынность, однообразие бесконечность, бессмысленность, тоска, лирический образ («Я знаю край: там на брега…»,«Три ключа») |
символ вечного бытия, исполненный внутренним драматизмом, напряженными раздумьями о скоротечности жизни, палящий зной, пустынность, однообразие бесконечность, бессмысленность, тоска, прозаический образ («В родном углу», «Степь») |
море |
бытийная гармония, символ бесконечного движения жизни, романтическая поэтика, «бегство» от «брегов печальных» («Евгений Онегин», «К морю») |
бытийная гармония, символ бесконечного движения жизни, трагизм, море не может дать человеку свободы («Черный монах», «Дуэль», «Дама с собачкой») |
Таким образом, чувство одиночества и отчуждения героев у А.П. Чехова часто сменяется ощущением причастности его всей яркой картине бытия, эмоционально окрашенные детали пушкинской картины мира как бы преломляются в чеховском повествовании.
Цитирование А. С. Пушкина в произведениях А.П. Чехова
Прямое цитирование «свидетельствует о глубоком интересе и внимании А.П. Чехова к художественной системе А.С. Пушкина» [1].
В качестве примера такого цитирования можно сопоставить повесть А.П. Чехова «Огни» и поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».
Чеховский герой Ананьев претворяет в жизнь идеалы пушкинского Евгения Онегина, он замкнут в частное существование.
В своем произведении А.П. Чехов использует пушкинскую цитату: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн» как тему освоения природы, подчинения хаоса человеку: рождение Петербурга, рождение железной дороги. Но стихия не подчиняется человеческой воле: гибельным наводнением, или подавляющим человека простором, демонстрирует свое могущество.
Однако пути героев А.С. Пушкина и А.П. Чехова противоположны: Евгений, не переживает крушения мечты, и погружается в хаос безумия; Ананьев же в после потрясения обретает новую, этическую систему ценностей.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что А.П. Чехов в своих произведениях творчески развивает пушкинскую традицию, внося свое видение. В частности, художественная картина мира, во многом
совпадает у авторов (мотив метели, «дорога» и «степь»).
В то же время морская символика существенно переосмысляется А.П. Чеховым в отношении к романтической поэзии А.С. Пушкина.
Цитирование стихотворных строк из произведений А.С. Пушкина создает параллель к основному сюжету и служит для формирования эмоционального фона.
Таким образом, цель исследования достигнута. Результаты могут быть использованы при подготовке рефератов и дипломных работ, а также для исследования творчества замечательного писателя А.П. Чехова.
Используемая литература
1.Алевтина Кузичева: Чехов. Жизнь «отдельного человека» Молодая гвардия, 2012 г. – 848с.
2.Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 2015. С. 441.
3.Литовченко М.В. ПУШКИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА диссертация. Кемерово, 2007 - 244 с.
4. Чеховиана : [Сб.] / Рос. акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры. Чехов. комиссия. - М. : Наука, 1992. [Вып. 7] : Чехов и Пушкин / [Редкол.: В. Б. Катаев (отв. ред.) и др.]. - 1998. - 331