Влияние физических упражнений на изменение биологического возраста человека

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние физических упражнений на изменение биологического возраста человека

Пугач Е.С. 1
1МБОУ ООШ № 12
Попова Л.А. 1
1МБОУ ООШ № 12
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нагрузки современных школьников вполне сопоставимы с нагрузками космонавтов. Стоит ли удивляться, что среди выпускников школ только 3% здоровых детей – то есть три человека из ста. В среднем – один ученик на класс. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Отрицательное последствие гипокинезии проявляется в сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно - сосудистой системы. А заболевания сердца стоят на 1 месте среди причин смертности в нашей стране. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Без крепкого здоровья не может быть долголетия, само долголетие без здоровья тоже ни к чему. Важно не только само долголетие как конечная цель, но и процесс его достижения в здоровом комфортном состоянии. Поэтому нет необходимости говорить об актуальности этой проблемы.

 

Цель работы:

Проанализировать положительное влияние занятий физическими упражнениями и спортом на изменение биологического возраста человека.

Задачи:

Изучить литературу.

Провести тестирование.

Доказать положительный эффект физической культуры в укреплении здоровья и оздоровления организма человека.

Развивать стремления школьников к здоровому образу жизни путем использования полученных знаний.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что физические упражнения положительно влияют на изменение биологического возраста.

Глава 1. Биологический возраст

1.1 Понятие биологического возраста

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени.

Возраст анатомо-физиологический — возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному возрасту.

Возраст хронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.

Биологический возраст, или Возраст развития — модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной популяции, отражающее неравномерность развития, зрелости и старения различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма.

Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста.

Введение понятия "биологический возраст" объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Биологический возраст - это достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития.

Возраст биологический — возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.

Формулирование понятия "биологический возраст" имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Термин "биологический возраст" появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др.

Среди отечественных ученых, работавших над проблемой определения биологического возраста, первым был П.Н. Соколов. В 1935 году он разработал таблицу возрастных сдвигов для определения информативных признаков по степени их интенсивности. Гораздо позже, в 1975 году, Т.Л. Дубина и А.Н. Разумович опубликовали первый обзор на русском языке по биологическому возрасту.

 

1.2 Критерии определения биологического возраста

Биологический возраст дает оценку индивидуального возрастного статуса. Такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма, поскольку все они характеризуются определенными изменениями на протяжении всего постнатального онтогенеза. Однако специалисты используют далеко не все из них. Существуют четкие критерии оценки биологического возраста, которые и позволяют производить его сопоставление на самых различных уровнях.

Основными критериями биологического возраста считаются:

зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата - мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению. Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов. В ауксологии применяются различные системы оценки биологического возраста, удовлетворяющие перечисленным требованиям. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Половая зрелость оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке и в подмышечных впадинах, набухание сосков, выступание кадыка, мутация голоса, развитие молочных желез и наступление менархе (менструальный цикл, первое менструальное кровотечение) у девочек.

При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма. Делались попытки определения биологического возраста на основании возрастных изменений микроструктур различных органов.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются.

Для правильной оценки биологического возраста желательно использовать несколько показателей в их сочетании. Однако на практике при массовых обследованиях о биологическом возрасте приходится судить по каким-то отдельным показателям, достаточно хорошо отражающим развитие ребенка.

"Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста. Его называют также возрастом развития. Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. У всех приматов существуют индивидуальные отличия в ростовых процессах. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей. Это проявляется, например, при исследовании групп людей одного паспортного возраста. Например, в группе 10-летних девочек 50% обследованных по биологическому развитию будут соответствовать "типичному", среднему варианту, остальные будут отклоняться в пределах 1-2 года в ту или другую сторону, т.е. биологический возраст их будет соответствовать 11-12 годам или 8-9 годам.

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Понятие «биологический возраст» в идее достижения долголетия играет важную, мобилизующую роль. Он может иметь три состояния:

1. Соответствие статистическому возрасту (сколько лет по паспорту, такой же и биологический возраст). Это неплохой вариант, но и не хороший.

2. Биологический возраст больше статистического (человеку фактически по состоянию его организма лет больше, чем по паспорту). Плохой вариант.

3. Биологический возраст меньше статистического, (человеку фактически, по состоянию его жизненного потенциала, меньше лет, чем по паспорту).

Люди, ведущие здоровый образ жизни, могут иметь биологический возраст меньше, чем их хронологический возраст. В таких случаях можно говорить о замедленном старении.

Чем биологический возраст меньше статистического, тем лучше.

Принцип - биологический возраст меньше статистического в повседневной жизни должен стать тактической целью каждого, кто стремится к долголетию. Более того, если этот принцип не будет соблюдаться, значит, долголетие не состоится. Процесс достижения долголетия длительный, и его нельзя пускать на самотек. Нужно постоянно держать на контроле свое здоровье, поддерживать свой биологический возраст в рамках молодого организма.

Каждый орган человеческого тела имеет свою продолжительность жизни. Поэтому естественно, что каждый орган изнашивается с различной скоростью.

1.3 Методы оценки биологического возраста

Введение понятия "биологический возраст" объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны. Поэтому определять биологический возраст имеет смысл лишь у лиц старше 30 лет или даже 35 лет. Его оценка при старении необходима геронтологам, клиницистам, социальным работникам для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости.

Считается, что при физиологическом старении организма его хронологический и биологический возраст должны совпадать. В случае отставания биологического возраста от хронологического можно предположить большую длительность предстоящей жизни, в противоположном варианте – преждевременное старение, т.е. речь, идет о физиологической или преждевременной (и патологической) старости.

Из-за разновременности возрастных сдвигов в разных системах и функциональных показателях возможны значительные расхождения: так, например, при значительном увядании кожи, появлении морщин и седины, сердце и мозг могут работать вполне исправно, то есть биологический возраст оказывается более низким, чем, если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И, наоборот, при "здоровом" виде у человека могут быть болезни важных для жизни органов. Таким образом, оценка биологического возраста возможна только на основе тщательного и всестороннего медико-антропологического обследования.

Комплекс тестов для амбулаторного исследования по программе долговременного наблюдения старения (Институт геронтологии):

1) Антропометрические данные и общие показатели старения: рост стоя, рост сидя, окружность грудной клетки, плечевой диаметр, вес, толщина кожной складки, рентгенография кистей.

2) Функциональные показатели состояния органов и систем: пульс, артериальное давление, частота дыхания, жизненная ёмкость легких, максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе, мышечная сила кистей (динамометрия), рентгеноскопия органов грудной клетки, острота зрения, простой тест на память, ЭКГ, скорость распространения пульсовой волны, реоэнцефалография, определение вибрационной чувствительности, тест на психомоторный темп.

3) Лабораторные исследования: общий анализ крови, мочи, биохимические исследования крови (холестерин, лецитин, сахар крови).

К настоящему времени существует уже большое количество предложенных разными исследователями тестов разного объема – в зависимости от целей исследования. Преобладает мнение, что биологический возраст должен определяться на интегративной основе клинико-функциональных параметров, быть пригодным для амбулаторных условий, обеспечивать объективность, надежность и эффективность диагностики. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. В последнее время большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Глава 2. Практическая часть.

Мною были проведены несколько тестов, для определения возраста и состояния здоровья по состоянию нескольких функциональных систем органов человека. Исследования проводили с обучающимися 9-го класса.

Тесты:

«Быстрота реакции»

«Равновесие»

«Выносливость»

«Защемление»

«Гибкость»

«Пульс»

«Подвижность суставов»

Тест №1. Партнер держит линейку длиной 50 см вертикально вниз. Большой и указательный пальцы вашей кисти руки находятся на отметке "0" с двух сторон от этой линейки (на расстоянии 2 см. от нее) и, как только партнер отпускает линейку, попытайтесь схватить её.

Результаты:

Если вы схватили линейку на отметке 20 см - ваш биологический возраст составляет 20 лет,

на отметке 25 см - 30 лет,

на отметке 35 см - 40 лет,

на отметке 45 см - 60 лет.

Здесь оговорюсь, что рост и развитие организма человека длится, в среднем, до 25 лет, поэтому показатель 20 лет в тестировании является прекрасным результатом.

Тест №2. С закрытыми глазами встаньте на правую или левую ногу. Другую ногу поднимите примерно на 10 см от пола. Ваш партнер должен засечь время, в течение которого вы сможете устоять на ноге:
30 секунд и более - ваш возраст соответствует 20-летнему человеку,

25 секунд – 30-летнему,

20 секунд - 40-летнему,

15 секунд - 50-летнему,

менее 10 секунд - 60-летнему.

Тест №3. Для этого необходимо пробежать 6 минут и измерить преодоленное расстояние. Сравнить его с эталонным, приведенным в таблице

Возраст, лет

Расстояние, метры

15 – 25

1500(ю) – 1200(д)

26 – 40

1300(ю) – 1000(д)

41 – 55

1000(ю) – 800(д)

Тест №4. На 5 секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кисти руки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа (белое пятно) приобрела прежний вид:
5 секунд - вам не более 20 лет,

8 секунд - около 30 лет,

10 секунд - около 40 лет,

15 секунд - около 60 лет

Тест №5. Наклонитесь вперед, не согнув ноги в коленях, и попытайтесь ладонями коснуться пола.

Если вам удастся положить ладони полностью на пол – ваш биологический возраст 20 лет.

Если вы коснетесь пола кулаками – вам около 30 лет

Если вы коснетесь пола только пальцами - вам около 40 лет.
Если вы руками достанете лишь до голеней - вам около 50 лет.
Если вы дотянетесь только до коленок - вам уже за 60 лет

Тест №6. Замерьте свой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе.

Если пульс повысился на: 0-10 единиц - ваш возраст соответствует 20-летнему человеку.

10-20 единиц - 30-летнему

20-30 единиц - 40 –летнему

30-40 единиц - 50-летнему

более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания до конца - то вам 60 лет и старше.

Тест №7. Закиньте обе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы в "замок".

Если вы:

С легкостью сделали это - ваш возраст 20 лет

Лишь коснулись пальцами - вам 30 лет

Если руки только приблизились, но не прикоснулись - вам 40 лет

Если вы не смогли завести руки за спину и сблизить их - вам 60 лет

Результаты тестов, для определения возраста и состояния здоровья по состоянию нескольких функциональных систем органов человека приведены ниже:

 

Ф.И.О.

Тесты

БВ (лет)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Резул

Воз-раст

Дамир

15

20

57

20

1600

20

4,7

20

5

20

10

20

5

20

20

Ильяс

17

20

100

20

1665

20

4,6

20

3

40

12

30

5

20

24

Анто

20

20

30

20

1660

20

5,8

20

3

40

12

30

4

30

26

Яна

18

20

61

20

1425

20

8

30

4

30

16

30

5

20

24

Валерия

16

20

34

20

1660

20

4,2

20

2

50

12

30

5

20

26

Дарья

20

20

15

50

800

50

7

30

3

40

22

40

4

30

37

Светлана

19

20

43

20

1300

20

5,2

20

5

20

14

30

5

20

21

Анна

13

20

50

20

1260

20

3

20

5

20

19

30

5

20

21

Анастасия

20

20

21

40

1300

20

6,3

30

3

40

12

30

5

20

29

Дарья

12

20

127

20

1350

20

4,7

20

4

30

12

30

5

20

23

Татьяна

13

20

44

20

1300

20

8

30

4

30

15

30

5

20

24

Евгений

13

20

25

20

1400

20

7

30

3

40

14

30

5

20

26

Олеся

20

20

56

20

1150

30

6,1

30

3

40

20

30

5

20

27

Марья

19

20

61

20

1400

20

3,7

20

5

20

15

30

5

20

21

Светлана

18

20

81

20

1515

20

4,8

20

5

20

14

30

5

20

21

Александр

15

20

57

20

1455

20

7,4

30

3

40

11

30

5

20

26

Было, также, проведено тестирование школьников на определение угрозы сердечнососудистых заболеваний.

Вопросы:

• Часто ли возникает непреодолимое желание спорить?

• Легко ли впадаете в состояние гнева, раздражения, нетерпения?

• Ведете ли себя агрессивно с людьми, встречающимися на вашем пути?

• В Вы с трудом выносите стояние в очередях, любое ожидание?

• Разговариваете ли громко?

• Случается ли такое, что не только перебиваете собеседников, но и заканчиваете за них фразы?

• Вы курите?

Если вы ответили больше чем на половину вопросов утвердительно, ваше сердце под угрозой и вам необходимо обратиться к врачу.

Результаты тестирования учащихся 9-го кл. на определение угрозы сердечнососудистых заболеваний:

Ф.И.О.

Да

Нет

Риск

Дамир

4

3

Нет

Ильяс

4

3

Нет

Анто

4

3

Да

Яна

4

3

Да

Валерия

3

4

Нет

Дарья

3

4

Да

Светлана

3

4

Нет

Анна

4

3

Да

Анастасия

3

4

Да

Дарья

4

3

Да

Татьяна

2

5

Нет

Евгений

4

3

Да

Олеся

4

3

Да

Марья

2

5

Нет

Светлана

4

3

Да

Александр

4

3

Да

Выводы:

Риск

10

Норма

6

Далее я провела исследование заболеваемости учащихся 9-го класса за 2,5 последних года и установила всех занимающихся в спортивных секциях.

Ф.И.О.

Пропуски уроков по болезни

Занятия в спортивных секциях

2017-18

2018-19

2019-20

2017-18

2018-19

2019-20

Дамир

47

15

6

+

+

+

Ильяс

42

17

0

+

+

+

Анто

79

66

32

     

Яна

114

87

33

     

Валерия

66

26

15

+

+

+

Дарья

6

48

42

     

Светлана

69

0

0

+

+

+

Анна

138

70

27

     

Анастасия

75

52

19

     

Дарья

60

0

0

+

+

 

Татьяна

90

21

16

     

Евгений

24

6

0

+

+

+

Олеся

144

70

40

     

Марья

67

0

0

+

+

+

Светлана

30

1

0

+

+

+

Александр

158

39

58

     

По результатам тестов мои исследования показали, что развитие у 6 учащихся на должном уровне и это в первую очередь связано с систематическими занятиями физической культурой и спортом, но у многих их биологический возраст приближается к 30 годам, а у Даши 37 лет. Я заставила их задуматься над своим здоровьем.

Заключение

Наше отношение к своему здоровью влияет на долголетие.

В зрелом возрасте мы будем пожинать плоды безразличного отношения к своему здоровью.

Старение организма начинается отнюдь не в старости (первые возрастные изменения наступают после 25 лет.

Сегодня наша задача - замедлить скорость изнашивания организма и уберечь себя от преждевременного старения.

Первоочередные возрастные изменения, на которые можно воздействовать: кожа, сердце и кровеносные сосуды.

Состояние сердечнососудистой системы определяет здоровье всего организма.

Занятия физической культурой и спортом – это путь к здоровью!

Список литературы

Белик А.А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учебное пособие. − М., 2001− 378с.

Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологического возраста человека. // Российский биомедицинский журнал Medline.ru. − Т. 4. − Март, 2003. − С.108-112.

Богатенков Д.В., Дробышевский С.В., Алексеева Т.И. Антропология. − http://www.ido.edu.ru/psychology/anthropology/index.html.

Бочаров В.В. Антропология возраста. − СПб.: гос. университет, 2001. − 196с.

Павловский О.М. Биологический возраст человека. − М: изд-во МГУ, 1987. − 454с.

Слободчиков В.И. , Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. − Издательство: Школьная пресса, 2000. − 416с.

Тегако Л. Антропология: Учеб. пособ. / Л. Тегако, Е. Клементинский. − М.: Новое знание, 2004. − 400с.

Хрисанфова Е. И., Перевозчиков И. В. Антропология: Учебник. − 3-е изд. − М.: Изд-во МГУ: Изд-во "Высш. школа", 2002. − 400с.

Просмотров работы: 342