Скандинавская ходьба путь к здоровью

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Скандинавская ходьба путь к здоровью

Светличная М.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП" ,
Рузмикина Т.Н. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Скандинавская ходьба(отангл.Nordic WalkingиFinland Walking) —вид физическойактивности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок. В основе методики – летние тренировки лыжников Финляндии, обеспечивающие поддержание спортивной формы между сезонами.

Исследовательская работа состоит из трех разделов.

Первый раздел – теоретическая часть. В нём рассматривается история возникновения скандинавской ходьбы как вида спорта; изучена техника скандинавской ходьбы; атак же её положительное влияние на организм человека.

Второй раздел – практическая часть, где отражены этапы исследования о влиянии скандинавской ходьбы на организм школьника.

Третий раздел – результаты исследования, где отражены полученные данные и выводы по проведённой работе.

Актуальность работы.Этот вид физической нагрузки наилучшим образом подходитпрактическим всем людям, поскольку позволяет регулировать нагрузку в широком диапазоне за счет изменения пройденного расстояния, интенсивности движения и выбора рельефа местности.

Объект исследования: Влияние скандинавской ходьбы на функциональные показатели организма.

Предмет исследования: возможность использования скандинавской ходьбы в качестве средств передвижения и укрепления здоровья.

Цель исследования:Провести исследование влияния ежедневных занятий финской ходьбойна общее самочувствие человека с целью подтверждения факта её профилактического действия на здоровье человека, подверженного агрессивному влиянию окружающей среды (стрессы, утомляемость, большой объём поступающей информации и т.д.)

Гипотезаисследования:Зная,что скандинавская ходьба благотворно действует на организм человекалюбого возраста (изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы), можно предположить, что ежедневные занятия приведут к улучшению его общего самочувствия, стрессоустойчивости и снижению заболеваемости.

Задачи

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.

Определить воздействие занятий по скандинавской ходьбе на организм школьника.

Оформить результаты исследования

Методы и приемы работы:анализ научно-исследовательской,научно-популярной,специальной и учебной литературы, а также информации Интернета; беседа; анкетирование.

Практическая значимость заключается в том, что данное исследование позволит оценить положительное влияние скандинавской ходьбы на здоровый образажизни среди школьников, для поддержания, восстановления и укрепления их здоровья, повышения физической активности, а так же при разработке программ по сохранению и укреплению здоровья в рамках образовательных учреждений, направленных на преодоление факторов риска, возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний и опорно-двигательного аппарата

От широко известно оздоровительной ходьбы (терренкура) скандинавская ходьба отличается тем, что позволяет существенно снизить нагрузку на суставы нижних конечностей, обезопасить от падений при движении по пересеченной местности, более полно использовать мышечный аппарат для регулирования кровообращения и поддержания правильной осанки.

Теоретическая часть

1.1 История возникновения скандинавской ходьбы.

Появление ходьбы с палками можно отсчитывать с древности, когда пастухи и паломники использовали палки как подспорье в сложном рельефе. В лечебно-оздоровительных учреждениях палки также давно используются в лечебной физкультуре. Более близкая к современному воплощению версия, около 1940 года, связана с профессиональными лыжниками Финляндии, стремившимися поддерживать себя в форме вне лыжного сезона. Они догадались тренироваться без лыж, используя бег с лыжными палками.

Принцип ходьбы с палками основывается на летних упражнениях лыжников, и содержит первые описания движений; как их выполнять, анатомические и физиологические причины заниматься этим видом, и какие палки для этого нужны.

1997 году фирма Exel Oyj изготовила и выпустила на рынок первые палки для ходьбы.

конце 1997 года были организованы первые курсы ходьбы с палками в разных частях Финляндии. К концу 1998 обучено около 2000 преподавателей-наставников, начинается бум, перехлестнувшийся в другие страны.

России такая ходьба появилась сравнительно недавно.

С 2011 года в Белгороде и Белгородской области Клуб здоровья «Золотой фазан» продвигает и развивает скандинавскую ходьбу с палками. А в моем родном селе Головчино Белгородской области уже появились любители оздоровительного кружка «Финская ходьба». Даже губернатор нашей области Евгений Савченко занимается скандинавской ходьбой и благодаря этому чувствует себя намного лучше.

Это является наглядным примером распространения и популяризации данного спортивного направления, а так же его благотворного воздействия на здоровье.

1.2 Экипировка

Палки для Ходьбы.

Палки для ходьбы - это индивидуальный спортивный инвентарь, который несколько десятков лет назад был разработан спортивными учеными в Скандинавии. Они подбираются индивидуально по росту человека и позволяют правильно и четко соблюдать технику скандинавской ходьбы. Основные их отличия от лыжных палок заключаются в следующем:

1. Наконечник.

Палка для скандинавской ходьбы имеет два наконечника. Один предназначен для асфальта и прочих твердых поверхностей и сделан из спортивной резины. Второй - для грунта, снега и более мягких поверхностей. Те, кто на твердых поверхностях использует обычные старые лыжные палки, рискует получить травму руки. Расположенный на их конце металлический штырь царапает асфальт и не создает никакого амортизирующего эффекта, в отличие от специальных палок для скандинавской ходьбы. В результате травмируются суставы рук.

2. Крепление для руки.

Недорогие лыжные палки имеет темляк (крепление для руки) в виде обычной петли. Все палки для скандинавской ходьбы имеют темляк типа "капкан". В нем рука надежно закреплена, что позволяет правильно выполнять элементы техники при ходьбе. Правда, нужно сказать, что все больше лыжных палок стали производить с таким видом темляка, поскольку он действительно удобен.

1.3 Способы движения со скандинавскими палками.

Как правильно ходить со скандинавскими палками.

Техника движения.

Техника движения скандинавской ходьбы с палками описывается, как естественная.

Действительно, она сильно напоминает обычную ходьбу: руки, ноги и туловище движутся свободно и синхронно: левая рука и правая нога вперед, затем следующий шаг - правая рука и левая нога вперед, и т.д.

Во время ходьбы следует сначала становиться на пятку, а затем на носок, при этом движения должны быть плавными, без излишних рывков. Одну руку немного сгибают в локтевом суставе и вытягивают вперед, следя за тем, чтобы палка находилась под углом, а другую, согнутую в локтевом суставе руку, держат на уровне тазобедренного сустава и направляют назад.

Амплитуда движения рук определяет ширину шага и, соответственно, общую нагрузку на мышцы тела.

При уменьшении размаха рук шаг делается мельче, и нагрузка снижается, а если необходимо сделать ходьбу более интенсивной, амплитуду движения рук увеличивают. Надо подобрать такую интенсивность ходьбы, которая давала бы наиболее значимый результат.

Техника скандинавской ходьбы предусматривает разные варианты: можно чередовать медленную и быструю ходьбу, широкий и мелкий шаг. Возможны также короткие пробежки и перерывы для отдыха или упражнений с палками для ходьбы.

Для любителей повышенных физических нагрузок предусмотрены специальные утяжелители для палок.

Структура Занятия.

Время занятия - 40 мин, 60 мин, 90 мин назначается инструктором или врачом при различных периодах ЛФК, пола, возраста и т. д

Подготовительная часть (разминка): суставная гимнастика 1/4 - основной,1/6 - тренировочный, ходьба без усилий 300-500 м

Основная часть: ½ при основном, 2/3 при тренировочном.

Заключительная часть - упражнения на растягивание мышц, основной - ¼, тренировочный - 1/6.

Правила дыхания:

В начале ходьбы нужно через нос. С увеличением темпа движения организму требуется больше воздуха, чем то количество, которое поступает через нос. Поэтому следует начинать дыхание через рот. Главное, чтобы дыхание было спокойным и ровным. Нужно, чтобы соотношение вдоха и выдоха было 1: 1,5-2, то есть, вдох на два шага, а выдох - на три-четыре шага.

Скандинавская ходьба является универсальным видом, фитнеса, и ЛФК для всех категорий людей. Ходьба позволяет укрепить мышцы ног, спины, верхнего плечевого пояса, имея малый риск, чтобы получить травму. Позволяет реабилитироваться после травмы, полезна для профилактики и при прочих болезнях.

1.4 Особенности скандинавской ходьбы.

Более эффективное воздействие на состояние организма, чем при обычной ходьбе, объясняется тем, что применяются палки для скандинавской ходьбы, помогающие разгрузить организм от существенной доли собственного веса. С их помощью обеспечивается снижение нагрузки до 35% на поясничный отдел и суставы ног.

Благодаря опоре на палки, спина остаётся прямая. Эффективнее формируется мышечный корсет вокруг позвоночника, который разгружает межпозвоночные диски. Их компрессия уменьшается. Как следствие – питание хрящевой ткани, покрывающей поверхность суставов, улучшается.

 При ходьбе тренируются мышцы спины и плечевого пояса. При скандинавской ходьбе получают повышенную нагрузку около 90% всех мышц тела человека.

 Опора на палки уменьшает нагрузку на коленные и тазобедренные суставы, а также на пяточные кости. Это позволяет применять скандинавскую ходьбу при заболеваниях суставов нижних конечностей, пяточных шпорах, подагре и т.п.

 Поскольку при скандинавской ходьбе задействовано большее количество мускулатуры, она сжигает энергию в 0,75 больше, чем при спортивной ходьбе. Поэтому ходьбу с палками рекомендуют людям, склонным к полноте и/или страдающим ожирением.

 Большая энергоемкость скандинавской ходьбы способствует тренировке мышцы сердца (повышает частоту сердечных сокращений на 10-15 ударов в минуту). Аспектом в основной части скандинавской ходьбы является контроль над чсс занимающегося. Рассчитывается минимальный и максимальный порог частоты рекомендуемого пульса при занятии, рассчитывается по формуле:

 Полезна для дыхательной системы организма.

 Ходьба с палками тренирует чувство равновесия и координацию движений и является средством для исправления осанки.

 При скандинавской ходьбе задействованы мышцы верхнего плечевого пояса, межреберные, брюшного пресса, повышает дыхательный объем легких более чем на 30%.

 У регулярно занимающихся этим видом фитнеса, снижается уровень холестерина в крови, улучшается работа кишечника, нормализуется обмен веществ, быстрее выводятся токсины, что в целом способствует общему омоложению организма

1.5 Польза скандинавской ходьбы.

Каждый год ученые находят новые полезные свойства скандинавской ходьбы. Доказано, что ходьба с палками полезнее бега и эффективнее обычной ходьбы. Скандинавская ходьба не травмоопасна, не имеет противопоказаний по здоровью и доступна людям всех возрастов. Она не требует специальной физической подготовки, ей могут заниматься взрослые, дети и пожилые люди.

За счет использования специальных палок во время занятий задействовано более 90% мышц, активно работает верхне-плечевой отдел. В результате нагрузка на мышцы распределяется равномерно, нет излишнего давления на суставы, укрепляется позвоночник, выравнивается осанка, снимается напряжение в плечах и шее. Тренировки по ходьбе с палками возможны только на свежем воздухе.

внутренним органам начинает поступать повышенное количество наполненной кислородом крови, благодаря чему улучшается работа внутренних органов и сжигается на 46% больше калорий, чем при обычной ходьбе. Не случайно скандинавская ходьба показана в качестве комплексной программы лечения и профилактики при заболеваниях внутренних органов: желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, почек, нарушении обмена веществ, после инсультов и инфарктов и для людей с проблемами суставов и позвоночника.

Регулярные занятия снижают уровень "плохого" и увеличивают уровень "хорошего" холестерина. Становится сильнее сердечная мышца, что нормализует частоту сердечных сокращений (пульс), снижает давление, уменьшает риск образования тромбов.

Занятия ходьбой с палками нормализуют сон, улучшают координацию движений, стимулируют память и внимание, кровоснабжение головного мозга.

Так же прогулки со скандинавскими палками в парковой зоне или на природе приносят эстетическое удовольствие от красивых ландшафтов вокруг. У человека появляется возможность побыть один на один с природой, отдохнуть от городского шума, подышать чистым воздухом, расслабиться, сосредоточиться на себе и психологически отдохнуть от накопившихся проблем.

Если же прогулки со скандинавскими палками совершаются в компании с единомышленниками, то наоборот появляется возможность к общению, когда в приятной обстановке можно обсудить различные вопросы, при этом непринуждённо оздоравливая свой организм и практикуя здоровый образ жизни.

Противопоказания:

Скандинавская ходьба с палками подходит людям любого возраста, пола и уровня физической подготовки.

Противопоказаний к скандинавской ходьбе не существует. Прогулки следует отложить в тех случаях, когда имеются острые инфекционные заболевания, обострение любых хронических недугов с выраженным болевым синдромом. При наличии серьезных заболеваний сердечно-сосудистой системы (стенокардия, гипертоническая болезнь и т.п.) перед началом тренировок проконсультироваться с лечащим врачом. Вне зависимости от состояния здоровья повышать нагрузку на тренировках следует постепенно. Чтобы занятия скандинавской ходьбой дали положительный эффект и не способствовали появлению травм, начинающим необходимы регулярные тренировки, качественное снаряжение и хороший инструктор.

II. Практическая часть

Практическая часть исследовательской работы проводилась на базе МБОУ «Головчинская СОШ с УИОП» Грайворонского района Белгородской области в период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года.

Было опрошено путём анкетирования 55 школьников в возрасте от 8 до 10 лет, которые страдают утомляемостью организма после школьных занятий в той или иной степени. Исследования проходило в 3 этапа.

1 этап-анкетирование на тему«Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и чтоделаете для хорошего самочувствия?» (Приложение № 1). Целью анкетирование было проанализировать степень усталости школьников в течение дня и выявить меры борьбы с усталостью.

2 этап-контрольной группе школьников раздали палки для занятий финской ходьбой ипредложили ходить с ними после школьных уроков в парковой зоне в течение месяца.

3 этап-анкетирование и беседа на тему«Как отразились занятия скандинавской ходьбой наВашем самочувствии?» (Приложение № 2). Цель данного этапа исследования - выявление динамики состояния здоровья до и после того, как респондент начал заниматься скандинавской ходьбой.

2.1 Результаты анкетирование на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий вшколе и что делаете для хорошего самочувствия?»

Учащиеся нашей школы с интересом отнеслись к анкетированию. Среди 55 опрошенных школьников все эти дети в той или иной степени страдают утомляемостью или усталостью после занятий в школе, т. е. степень усталости достаточно высокая, но в ходе последующих бесед с учащимися обнаружилось, что никто ничего специально не делает, чтобы побороть недомогание. Это связано с низкой организацией распорядка дня школьниками, неумением правильно выстроить графики занятий и отдыха, высокими нагрузками и низкой культурой формирования здорового образа жизни и активного долголетия в основных возрастных группах.

Статистика по результатам первого анкетирования - исследования следующая: 20 человек после занятий в школе, придя домой, ложатся спать; 15 человек идут гулять; остальные 20 проводят время как придётся. То есть, никто из уставших школьников целенаправленно не занимается оздоровлением организма при его повышенной утомляемости: физические упражнения не делаются, прогулки в парковую зону не совершаются. Дети редко бывают на свежем воздухе. Таким образом, детский организм не оздоравливается, усталость накапливается, что грозит переходом её в хроническую форму, психологической разгрузки не происходит. Напрашивается вывод о том, что большинство школьников постоянно находятся в состоянии стресса.

Рис.1 Результаты анкетирование на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и что делаете для хорошего самочувствия?»

Все 100% опрошенных детей отметили, что их пугает факт потери здоровья. Дети хотят всю жизнь быть здоровыми, не болеть, успешно строить свою дальнейшую жизнь. При этом целенаправленно делать какие-либо простейшие физические упражнения, посещать спортивные секции и вести здоровый образ жизни они не готовы (лениво, нет времени; не знают, чем заняться и с чего начать).

Из 55 опрошенных школьников, 51 человек слышали о скандинавской ходьбе, но все 55 человек никогда не пробовали ей заниматься. Предложение о занятиях скандинавской ходьбой были восприняты респондентами с интересом. Все захотели хотя бы попробовать, что это такое.

2.2 Результаты анкетирования на тему «Как отразились занятия скандинавскойходьбой на Вашем самочувствии?»

Всем 55 учащимся, участвующим в исследовании и прошедшим анкетирование 1 этапа было предложено ежедневно заниматься в удобное для них время финской ходьбой. Каждый ученик получил палки для финской ходьбы. Первые занятия проходили под руководством учителя физкультуры. Далее каждый ученик занимался самостоятельно. После трех месяцев занятий все 55 респондентов отзывались положительно о влиянии данного вида спорта на организм: снижалась утомляемость организма, пропадала усталость, поднималось настроение, повышалась усвояемость получаемой информации в школе, при выполнении домашних заданий, при подготовке к урокам. Занятия скандинавской ходьбой положительно отразились на эмоциональном состоянии школьников. Дети смогли расслабиться после сложных уроков. 100% участвующих в опросе отметили простоту и доступность занятий скандинавской ходьбой.

Так же, школьники отметили, что возможность нормального восстановления после сложных уроков благодаря занятиям скандинавской ходьбой может способствовать улучшению усвояемости знаний, полученных на уроках и повышению успеваемости в школе.

Все респонденты пообещали, что в дальнейшем постараются приобрести свои палки для скандинавской ходьбы и будут дальше заниматься этим видом спорта. Возможно, даже привлекут к занятиям членов своей семьи.

Рис.2 Результаты анкетирования на тему «Как отразились занятия скандинавской ходьбой на Вашем самочувствии?»

Заключение

Скандинавская ходьба приносит пользу абсолютно всем, начиная от спортсменов, стремящихся постоянно поддерживать отличную физическую форму, и заканчивая людьми со слабой физической подготовкой, далеких от спорта и физкультуры. Гендерных отличий скандинавская ходьба также не имеет.

Скандинавская ходьба в России набрала ошеломляющую популярность, и это неспроста, ведь этот вид спорта универсален и доступен каждому.

Скандинавская ходьба объединяет людей, увлеченных стремлением к здоровому образу жизни. Каждый человек, практикующих эту ходьбу, фактически является неким миссионером, продвигающим в жизнь очень важную для всего человечества идею естественной и потому замечательной жизни, освобожденной от стимуляторов и всяких добавок, созданных индустрией якобы для здоровья.

Здоровье каждого отдельного человека – это огромное достояние, утратив которое, очень трудно или вообще невозможно восполнить. Эта ценность не является сугубо личной для каждого. Здоровье индивидуумов определяет множество социальных аспектов и проблем, которые отражают благополучие общества в целом. Таким образом, здоровый человек — это здоровое государство.

Выводы

В ходе работы я отметила, что функциональные характеристики организма имеют прогрессивные показатели (стал и меньше болеть ).

Настроение после ходьбы значительно улучшается, дети получаются эмоциональную разрядку после учебного дня, проведенного в школе.

В ходе исследования наша гипотеза полностьюподтвердилась.

4.Скандинавская ходьба действительно укрепляет физическое здоровье, дает положительные эмоции.

5. Я рекомендую заниматься скандинавской ходьбой моим одноклассникам, друзьям и их родителям

Список литературы

Анатомия человека. Гид-эксперт. Мир книги. Москва. 2006 год.

Н.Грин, У. Стаут, Д.Тйлор «Биология», том 3. Мир книги. Москва 1990 год.

Ю. Демидова. Магистерская диссертация «Программы активного долголетия в практике деятельности социальных служб: российский и международный опыт". РГСУ. 2014 го

Википедия. Скандинавская ходьба. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Сайт «Ваш спорт» http://vashsport.com/skandinavskaya-xodba-s-palkami-polza/

Техника скандинавской ходьбы https://zdorovie-muzhchiny.ru/fizkultura/xodba-i-beg/texnika-skandinavskoj-xodby/

Сайт «Международная клиника» http://www.medem.ru/for_doctors/publications/o_polze_khodby/

Каталог социальных практик – 2013. НФ «Национальный фонд развития здравоохранения». Москва. 2013.

Приложение №1

Анкета на тему «Как Вы себя чувствуете после занятий в школе и что делаете для хорошего самочувствия?»

Сколько Вам лет?__________________________________

Вы устаёте после школьных занятий?__________________

Чем вы занимаетесь в свободное время после школы?_________

Во сколько заканчиваются Ваши занятия в школе?____________

Как вы боретесь с усталостью?_______________________

Вы занимаетесь спортом?_____________________________

Вы много бываете на свежем воздухе?_______________________

Слышали ли Вы что-либо о скандинавской ходьбе? __________

Вы занимались когда-либо скандинавской ходьбой?

Хотите ли Вы попробовать позаниматься скандинавской ходьбой?______________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы.

Приложение №2

Анкета на тему «Как отразились занятия скандинавской ходьбой на Вашем самочувствии?»

Вы занимались скандинавской ходьбой? _____________________

Это сложно для Вас? ____________________________________

Для Вас обязательно присутствие учителя?_________________

4.Можно ли считать занятия скандинавской ходьбой полезной для здоровья?________________________________________________________

5.Будете ли Вы дальше заниматься скандинавской ходьбой? _______

6.Вы хотите приобрести скандинавские палки? _____________________

7.Вам понравилось заниматься скандинавской ходьбой?________________

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение №3

 

Просмотров работы: 502