ВВЕДЕНИЕ
Что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, конфеты и мультфильмы! Интересные мультики, как и вкусные конфеты, никогда не надоедают это вам скажет любой ребенок.
И я тоже очень-очень люблю смотреть мультфильмы. Глядя на движущиеся картинки на экране, я задумалась: как «оживают, любимые герои? И я захотела создать свой собственный мультфильм.
Но как его создать? С чего начинать? В чем заключаются секреты создания мультфильмов? Чтобы получить ответы на эти вопросы, я решила провести исследование.
Я предположила, что если выясню секреты мультипликации, то смогу сама создать свой первый мультфильм.
Актуальность
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим интересом к мультипликации не только детей и подростков, но и взрослых. Развитие мультипликации идет в ногу со временем. Открытие 3D изображения, развитие компьютерных технологий и совершенствование спецэффектов доказало безграничные возможности мультипликации. В мультфильме можно передать зрителю то, что бывает невозможно показать в обычном фильме («плачет» зайчик, «смеется» медведь, собачка «собирает цветы» и т.д.). Хороший мультфильм с удовольствием смотрят люди любого возраста, и развитие мультипликации только набирает обороты.
Предмет исследования:
Мультипликация
Цель:
Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов
Создать свой первый мультфильм
Задачи:
Изучить историю создания мультипликации
Провести классификацию мультфильмов
Изучить процесс создания мультфильма
Создать свой первый мультфильм «Лесная история»
Методы:
Поиск информации в литературе и интернете
Просмотр видеороликов о создании мультфильмов
Сравнение, наблюдение, анализ полученной информации
Создание собственного пластилинового мультфильма
Место и сроки проведения работы:
Исследование проводилось в кабинете начальных классов МБОУ СОШ №31 г. Пятигорска, данной работой я занималась более двух месяцев.
Результат работы:
Мультфильм «Находка» (Приложение Рис.1)
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ЧТО ТАКОЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
Анимация (от фр. animation: оживление, одушевление) – западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология. [1]
«Мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной анимации – созданием изображений при помощи накладывания на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим словом новое искусство было названо мультипликацией. [4]
Наши глаза удивительно устроены. Они порою «видят» то, чего на самом деле нет. Человеческий глаз удерживает на сетчатке любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. Так как в кинопроекторе за секунду пробегает 24 кадра, каждый длительностью в одну двадцать пятую доли секунды, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. На этом и основан принцип кинематографа.
В графической мультипликации кадры – это последовательные фазы движения рисованных объектов, основанные на плоских марионетках и «перекладках». В объемной мультипликации кадры являются фотографиями объемных объектов – кукольных, барельефных, пластилиновых. В компьютерной мультипликации кадры считываются специальными компьютерными программами. [2]
ИСТОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
Художники всех времен и народов мечтали о возможности предать в своих произведениях подлинное движение жизни. Так в первобытных рисунках северных народностей нашей страны мы видим бегущего оленя, изображенного с большим количеством ног, как бы показывающих стремительность его бега, танцующего охотника с восемью ногами и руками, которыми переданы различные моменты движения в танце. (Приложение Рис. 2)
Вполне вероятно, что первым толчком в этом направлении еще в доисторические времена был горящий костер, его беспрестанно изменяющиеся, пляшущие тени. В дальнейшем стремление получить иллюзию движения от рисунка привело к созданию китайского театра теней, когда тени рисунков, проецируемые на освещенной плоскости, начали двигаться – начали жить. В этом уже был заложен один из основных элементов будущего искусства мультипликации. [6]
XV в. – появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно
Разворачивающиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков. (Приложение Рис.3)
В средние века также находились умельцу, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли волшебным фонарем (Приложение Рис. 4)
1880 г. – Эмиль Рейно с большим успехом демонстрировал свои рисунки на экране. Но это еще была простая форма мультипликации. И только когда Эмилю Рейно пришла идея заменить в ленте барабана цикловые рисунки, которые воспроизводили одно и то же движение, начиная и замыкая его более длинными лентами, на которых в последовательных рисунках разыгрывались занимательные сюжеты маленьких смешных пьесок, пантомимы, тогда он действительно создал искусство мультипликации, искусство «одушевленного рисунка», придав ему форму спектакля. Рейно устраивает специальные показы в музее Гревен и дает им название «Оптический театр». Таким образом, Эмиль Рейно считается отцом анимационного кино.[3]
1906 г. – сделана запись первого русского кукольного мультфильма. Его снял балетмейстер из Санкт-Петербурга Александр Ширяев. Для своих новых постановок Александр Ширяев применял разработанный им метод домашней подготовки балетов. Он изготавливал куклы из папье-маше высотой 20-25 см, все части «тела» которых держались на мягкой проволоке. Это позволяло балетмейстеру придавать им нужное положение. Куклы одевались в соответствующие костюмы из бумаги и ткани. Поместив в ряд несколько кукол, Ширяев придавал каждой из них позу, как бы продолжавшую позу предыдущей куклы. Таким образом, весь ряд представлял сочиняемый танец. Затем, выбирая сценки, наиболее его удовлетворявшие, он зарисовывал схему танца на бумажной ленте и нумеровал все па. Получались своего рода раскадровки. Он устроил в комнате съемочный павильон и на минисцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, создавал мультипликационные фильмы-балеты. Его целью было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание хореографии. Чтобы снять балет «Пьеро и Коломбина», Ширяев сделал более семи с половиной тысяч рисунков. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протер ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно. (Приложение Рис.5) [5]
1910 г. – художник и оператор Владислав Александрович Старевич разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемно кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы в России первые в мире объемно-мультипликационные фильмы.
1912 г. – В.А. Старевич впустил пародийные мультипликационные фильмы «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» и другой под названием «Авиационная неделя насекомых». В этих фильмах участвовали
специально разработанные Старевичем куклы различных насекомых, которые на основе мягкой проволочной конструкции могли перемещаться, видоизменять свою форму, принимать различные позы и производить разнообразные движения. (Приложение Рис.6)
Помимо кукольной мультипликации В.А. Старевич, первый из кинематографистов России, занимался и рисованной мультипликацией. [3]
1928 г. – создан первый звуковой полнометражный мультфильм. Его создателем стал американский художник-мультипликатор, кинорежиссер, актер и сценарист Уолт Дисней.
Его мультфильмы «Белоснежка и семь гномов», «Сто один долматинец», мультсериалы о Микки Маусе и другие пользуются огромной популярностью и в наше время. (Приложение Рис.7) [4]
1936 г. – по приказу самого Иосифа сталина создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Соююзмультфильм». Свой первый мультипликационный фильм «В Африке жарко», студия выпустила в том же 1936 году. Сценарий для мультфильма написал Сергей Михалков. Тогда еще черно-белая лента повествовала историю о животных, населяющих жаркую Африку и жаждущих попробовать ледяное мороженое. Осуществить их мечту. По замыслу автора, должны были дружелюбные морж и обезьяна – обитатель сурового Северного полюса. На пути к Африке они попадают в массу интересных и увлекательных историй, справляются со всеми трудностями и добираются-таки до своих южных товарищей. А в благодарность за вкусное мороженое увозят к себе на родину множество тропических фруктов.
В пятидесятые годы двадцатого века Союзмультфильм выпускает такие известные мультфильмы, как «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева» и другие.
На рубеже шестидесятых-семидесятых годов коллектив Союзмультфильма создает удивительные мультипликационные сериалы: «Малыш и Карлсон», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Винни-Пух» и «Крокодил Гена».
За долгие годы своего существования студия Союзмультфильм выпустила сотни мультфильмов, полюбившихся советским детям и нам, зрителям двадцать первого века. [4]
В настоящее время в России мультипликационные фильмы снимаются в 74 студиях.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
Классификация мультфильмов на сегодняшний день достаточно велика, поэтому я остановлюсь на наиболее приоритетных и известных. [7]
Разделяют мультфильмы по странам-производителям:
Американские (мультики Уолта Диснея);
Французские (например, «Кошачий суп», «Мышиный хвост»);
Японские (аниме) («Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо»);
Россия (СССР) («Малыш и Карлсон», «Ну, погоди», «Иван Царевич и Серый волк»);
Чешские («Упс, ошибочка», «Кротик»);
Немецкие («Белоснежка», «Послание»);
Английские («Почтальон Пэт»).
По целям:
Образовательные (смысл заключается в следующем: мультики должны изменить знания, отношение или поведение смотрящих);
Развивающие (такие мультики направлены на развитие личности);
Воспитательные (моделируют систему поведения);
Обучающие (совершенствование знаний и их систематизация);
Познавательные (просветительская функция);
Ознакомительные;
Развлекательные;
Риторические (проблемные) (помогают задуматься над окружающими нам проблемными ситуациями).
По технологическому процессу:
Рисованные. Первые мультипликационные фильмы были именно такими, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появления кинематографа. В такой технике работала компания Уолта Диснея. Сейчас данный метод в большинстве своем использует производство Японии.
Компьютерные.
Кукольные. Впервые появились в России. Известны мультики: «Чебурашка», «Варежка».
Пластилиновые. «Пластилиновая ворона».
Песочные. Использование любых сыпучих материалов.
Порошковые.
По продолжительности:
Короткометражные (длительностью до 45 минут);
Полнометражные (более 45 минут).
По возрастным интересам:
Для детей;
Для подростков;
Для взрослых.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
Просмотрев несколько видеороликов о мультипликации, я поняла, что создание мультфильма – длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый их них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Затем оператор покадрово фотографирует героев при помощи специальной камеры. Актеры озвучивают персонажей фильма. Наконец звукорежиссер синхронизирует звук с изображением. [7,12]
Итак, я выделила следующие этапы создания мультипликационного фильма:
Выбор сюжета
Все начинается с идеи. Это может быть как просто пришедшая кому-то в голову идея, так и конкурс идей или обычный мозговой штурм. Когда идея готова, необходимо сделать наброски портретов будущих героев, пейзажей, сцен и схему фильма. Созданные наброски или картины используют для уточнения сюжета будущего фильма. [8,9,10,11]
Написание сценария
Создание фильма начинается с подробного письменного киносценария. Нужно показать, как каждая сцена будет выглядеть в фильме.
Создание персонажей и обстановки
После написания сценария надо нарисовать или просто составить раскадровку по сценам и по времени.
Выставление движения
Собрать мультфильм: проработать анимацию, т.е. движения персонажа, используя компьютерные технологии.
Подбор звукового сопровождения
Начать озвучку: подключить микрофон, включить запись на звуковую дорожку, озвучить персонажи.
Соединение звука с изображением
Синхронизировать изображение с озвучиванием.
Создание заставки и концовки
Именно они помогут вам ярко начать и эффектно закончить свой фильм.
Советы будущим мультипликаторам:
Документ-камера или фотоаппарат должны быть закреплены.
Двигать фигуры нужно по чуть-чуть и в нужном направлении.
Во время съемок в кадре не должно быть лишних деталей и рук.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ – СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОНОГО ФИЛЬМА «НАХОДКА»
Я решила, что мой мультфильм будет детский, развлекательный, пластилиновый, короткометражный.
За основу сценария взяла собственную идею: бежал по лесу еж, нашел зонтик. Поднял его и пошел под зонтом. Устал, сел на пенек. А в это время суетливая белка собирала грибы. Увидела зонт, приняла его за гриб и «сорвала»… Долго удивлялся еж, куда исчезла его находка.
Для создания мультфильма я изготовила персонажей. Сначала вылепила фигурку ежика и белки – главных героев. Потом вылепила зонт, дерево и грибы.
Нарисовала декорации – лес, в котором происходит событие.
Подобрала музыкальное сопровождение. Я выбрала композицию «Веселый пастушок». Она очень легкая и озорная. Как раз передает характер моего мультфильма.
Вылепила буквы для заголовка, приготовила цветной лист бумаги для раскладывания букв.
Приготовила к съемке документ-камеру «Sony» и компьютер.
Включила функцию: создание покадровой записи. Установила скорость записи: 1 кадр в секунду.
И приступила к работе: начала двигать фигурки по чуть-чуть. После каждого движения включала камеру, чтобы снять кадр. Пришлось много раз начинать сначала. Так как все время в кадр попадали руки или посторонние предметы.
Затем я заканчивала обработку снятых кадров в программе Windows Movie Maker. Вставила снятые кадры и соединила их с музыкой. Мой фильм длится всего 2 мин. 15 секунд. То есть я сделала 215 чистовых снимка (А сколько у меня было испорченных снимков – не сосчитать!). В последнюю очередь добавила начало и концовку. Для создания эффекта плавного движения скорость смены кадров должна быть не менее 18 кадров в секунду. Но я считаю, что для первого раза у меня получилось неплохо.
Через несколько дней я показала свой первый, и поэтому любимый мультфильм ребятам моего класса, поделилась с ними секретами создания своего фильма. (Приложение рис.8)
Скажу, не преувеличивая, ребятам очень понравилось!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание мультфильмов – процесс творческий, он увлекает. Человек, который попробовал их делать, уже не может оторваться. Закончив работу над одним мультфильмом, ему хочется начать делать следующий. Ведь он знает, что его произведение будет интересно посмотреть другим людям.
Мультипликация не только развлекает, но и поучает. И поэтому она интересна не только тому, кто создает мультфильм, но и зрителям. Встреча с новым мультфильмом таит в себе радость открытия неведомого мира. Мира фантастического, волшебного, который создал автор. В нем происходят чудеса, в нем возможно все самое невозможное.
В результате работы я сделала следующие выводы:
С момента первого выхода мультфильмов прошло более 100 лет, но их популярность не угасает
Мультфильмы можно классифицировать по возрастным интересам, по цели, по способу создания, по продолжительности
Познакомилась с профессиями людей, создающими мультипликационные фильмы.
Зная основные секреты мультипликации, создала свой мультфильм
Таким образом, я сумела достичь цели своего исследования.
В будущем я планирую продолжить исследование и изучить компьютерные программы для создания мультфильмов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1.] Асенин С. Волшебники экрана. – Москва, 2010. – 288 с.
[2.] Бартон К. Как снимают мультфильмы. – Москва, 2008. – 84 с.
[3.] мудрость вымысла: Мастера мультипликации о себе и своем искусстве/ Сост. и авт. вступ. ст. С Асенин. – Москва, 2011. – 207 с.
[4.] Гинзбург С. Искусство мультипликации вчера, сегодня и завтра. – Вопр. Киноискусства, №13,2012,с. 144.
[5.] Сивиконь Е. Если вы любите мультипликацию. Киев. «Мистцево», 2010 с. 144
[6.] Я познаю мир (кино). Издательство АСТ, 2013. с. 91-94
[7.] Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей/ М.И. Фролов. – М.:Лаборатория базовых Знаний, 2012.
[8.] http:www.pandia.ru/text/77/210/85850.php
[9.] http:myltia.com/view_article.php?id=5
[10.] http:www.calend.ru/holidays/0/02273/
[11.] http:www.myltik.ru/index.php?topic=interes/history
[12.] http:любимые-мультики.рф/info/Znachenie_Slova_Multiplikaciy.hrml
[13.] http:multiup.ucoz.ru/index/sovetskij_multfilm/0-4
[14.] http:sites.google.com/site/gekatarina/Home/literature-1
[15.] http:www.youtube.com/watch?v=1xR-FLWmLKk
[16.] http:www. youtube.com/watch?v=gfJ8Wg-RzgA
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1 Мультфильм «Находка»
Рис. 2 Изображение на вазе
Рис. 3 Книжка с рисунками
Рис. 4 Волшебный фонарь
Рис. 5 А. Ширяев Кукольный балет «Пьеро и Коломбина»
Рис. 6 В.А.Старевич и его куклы-насекомые
Рис. 7 Уолт Дисней и его Микки Маус
Рис. 8 Я поделилась с ребятами секретами мультипликации