МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕТОВОЙ СТОЛ С ДИОДНОЙ ПОДСВЕТКОЙ ДЛЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПЕСКОМ

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕТОВОЙ СТОЛ С ДИОДНОЙ ПОДСВЕТКОЙ ДЛЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПЕСКОМ

Чернов А.Д. 1
1МБОУ "Яковлевская СОШ"
Дручинина О.А. 1
1МБОУ "Яковлевская СОШ"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Словом "арт-терапия" никого сейчас не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово "арт" (Art) переводится как искусство. Говоря научным языком -это специфический метод психотерапии, основанный на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным относится изобразительная деятельность, в том числе и рисование песком. Это один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам.

Рисование песком позволяет преодолеть чувство страха, обогащать и развивать внутренний мир ребенка. В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают в процессе рисования условия для вхождения ребенка в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.

Для того, чтобы работать песком в условиях школьного кабинета необходимо специальное оборудование, а именно световой планшет, световой стол или специальная песочница. Однако стоимость их достаточно высока, цены варьируются от 3500 рублей до 27 000 и выше. Мне стало интересно изготовить такое оборудование своими силами, которое позволило бы использовать школьному психологу на занятиях с детьми различные методики работы с песком. Поэтому целью моей работы было создание многофункционального светового стола с диодной подсветкой для арт-терапии песком.

Для решения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

1. Найти в литературе информацию по истории метода песочной терапии, его особенностях;

2. Выяснить, как работает арт-терапия, какие методики для работы с детьми применяются;

3. Провести анализ информации из сети Интернет по оборудованию, используемому для рисования песком с детьми разного возраста;

4. Выяснить, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления стола;

5. На основании анализа литературных данных определиться с размерами стола, его функциональностью. Выполнить его чертеж;

6. Собрать многофункциональный стол с диодной подсветкой для арт-терапии песком, проверить его работоспособность;

7. Сделать выводы

Объект исследования: процесс рисования песком (арт-терапия песком).

Предмет исследования: разработка и изготовление многофункционального стола для арт-терапии песком

Практическая значимость и новизна проекта заключается в том, что изготовлен многофункциональный световой стол с низкой себестоимостью для работы педагога-психолога в условиях школьного кабинета с учащимися нашей школы и детского сада. Занятия можно будет проводить не только с детьми, имеющими какие-либо психологические проблемы, так и с детьми с ОВЗ, обучающихся в школе по адаптированным программам. Кроме того, при необходимости стол может быть трансформирован в песочницу, что актуально при работе с дошкольниками и младшими школьниками.

1. АРТ-ТЕРАПИЯ ПЕСКОМ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

1.1. Как работает арт-терапия

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит [1].

Понятие «арт-терапия» было введено в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях[2]. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья. Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции [3]. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека (рис.1).

Рисунок 1. Виды арт-терапии

Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:

состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;

эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;

наличие страхов и фобий;

заниженная самооценка и негативное отношение к себе;

состояние повышенной тревожности;

безосновательная раздражительность и конфликтность человека;

замкнутая личность и состояние психического напряжения;

полученная психологическая травма;

нарушенные коммуникативные качества;

кризисы определенного возраста;

задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность.

1.2. История метода песочной терапии, его особенности

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым [4]. К основным и наиболее распространенным относится изобразительная деятельность, в том числе и рисование песком. Это один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Всем известно, что дети любят песочницы, но даже не подозревают, что в процессе игры восстанавливают психологическое равновесие и выплескивают негативные эмоции.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века. Автором данного метода является юнгианский аналитик ДораКальфф [5]. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. ДораКальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека (рис.2).

Рисунок 2. Арт-терапия песком

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира» [3,4].

Первым, кто всерьез присмотрелся к играм в песке, стал психолог Карл Густав Юнг. На основе его работ было создано отдельное направление психологии - песочная терапия[6].Данная терапия позволяет выпустить на свободу внутренний мир ребенка, дать простор фантазии и воображению, выразить грусть или радость физически. Такой метод часто используется как часть арт-терапии.

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью. Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы [5,6].

Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер [7].

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения ребенка в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.

1.3. Польза песочной терапии для детей дошкольного и школьного возраста

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник, младший школьник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает. Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы. Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению [8].

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции: разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение; закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции. При помощи песочной терапии специалист может:

Выявлять психологические отклонения у детей.

Развивать детей с ЗПР и ДЦП.

Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.

Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются [9].

Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

неврозы;

повышенная тревожность;

недуги психосоматического характера;

чрезмерная агрессивность;

стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;

логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Таким образом, большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. А также песочная терапия дает возможность: творчески развиваться; диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка; научить ребенка находить выход из различных ситуаций [9, 10].

Для того, чтобы работать с песком в условиях школьного кабинета необходимо специальное оборудование, а именно световой планшет, световой стол или специальная песочница. Однако стоимость их достаточно высока, цены варьируются от 3500 рублей до 27 000 и выше. Мне стало интересно изготовить многофункциональный световой стол своими силами, который позволял бы использовать различные методики работы с песком.

Выводы к первой главе

Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы. Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются.

Можно изготовить стол для рисования песком своими руками из имеющихся под рукой материалов, достаточно лишь изучить инструкции и действовать по этапам.

Комбинирование стола для рисования с песочницей позволит использовать две рабочие функциональные поверхности одновременно, что даст возможность комбинировать виды деятельности при работе с детьми.

2. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СВЕТОВОЙ СТОЛ С ДИОДНОЙ ПОДСВЕТКОЙ ДЛЯ АРТ-ТЕРАПИИ ПЕСКОМ

2.1. Многофункциональный стол для арт-терапии песком.

Внешний вид многофункционального стола и верхней крышки-песочницы представлены на рисунке 3а и 3б соответственно.

а) б)

Рисунок 3. Многофункциональный стол для арт-терапии песком

Верхняя крышка мобильна, ее можно легко снять и использовать в виде обычной песочницы. Сам световой стол имеет отсек для хранения песка и игрушек.

Стол для арт-терапии изготовлен из экологически чистого материала - натуральной древесины. Имеет деревянный корпус, размерами 975 мм×715 мм×175 мм. (Д×Ш×В), устойчиво закрепленный на металлических ножках. Общая высота стола не превышает размера обыкновенной ученической парты для младших школьников. Световой экран для рисования выполнен из оргстекла, под которым вмонтирована светодиодная лента для подсветки.

Для предохранения рабочей световой поверхности экрана от царапин и сколов, на оргстекло была наклеена специальная защитная пленка. Для того, чтобы стол был многофункциональным, например использовался в качестве юнгианской песочницы, была сконструирована дополнительная съемная деревянная крышка с бортиками, выкрашенная в синий цвет. Стол имеет отсек для песка и рабочих предметов.

Все деревянные детали стола покрыты морилкой-антисептиком для защиты их от влаги и плесени. Для удобства в эксплуатации прикручены ручки по бокам стола.

2.2. Разработка эскиза стола для арт-терапии с учетом дополнительной диодной подсветки

Эскиз стола и крышки-песочницы представлены на рис. 4 и рис. 5. Схема размещения диодной ленты для дополнительной подсветки стола представлена на рисунке 6.

Рисунок 4 - Эскиз стола для рисования песком

Рисунок 5 - Эскиз крышки-песочницы стола

Рисунок 6. Схема размещения диодной ленты для дополнительной подсветки

Принципиальная схема разрабатывалась с учетом подбора элементной базы с помощью программы EasyEDA. Это кросс-платформенная веб-ориентированная среда автоматизации проектирования электроники, включающая в себя редактор принципиальных схем, редактор топологии печатных плат, SPICE-симулятор, облачное хранилище данных и систему управления.

2.3. Принцип изготовления светового стола для арт-терапии.

Подбор материалов и оборудования для изготовления и монтажа стола

Перед тем как сделать стол для рисования песком, необходимо определиться с материалами и инструментом. Потребуются следующие материалы:

доски;

фанера 10 мм;

штапик;

оргстекло;

светодиодная лента;

электрическая вилка;

электрический выключатель;

гвозди;

саморезы;

лак на водной основе, краска эмалевая.

Из инструментов будут необходимы:

станок для обработки древесины;

ножовка;

шуруповерт;

молоток.

Выбирая оргстекло, следует обратить внимание, чтобы оно было достаточно толстым, лучше всего белым. Этот материал довольно легкий, поэтому не нужно опасаться, что конструкция рухнет. Если доступно только прозрачное стекло, то можно покрыть его защитной пленкой белого либо бежевого цвета. Белое стекло мягко рассеивает свет, что лучше для детских глаз.

Наилучшим вариантом для подсветки специалисты называют светодиодную ленту, имеющую множество плюсов:

ее можно выбрать в разной комплектации, габаритах, оттенках;

ленту можно легко самостоятельно подключить к сети, выключателю;

она работает от блока питания 12 вольт.

Самый яркий свет исходит от лампочек белого оттенка. С ними хорошо просматриваются контуры песчаных рисунков. Допускается, если будет меняться цвет подсветки. Лучше, чтобы режимы сменялись плавно, так глаза не будут уставать.

Более детальная информация по себестоимости многофункционального светового стола представлена в приложении 1, табл.1.

Выполнение монтажа светового стола.

После проведения всех подготовительных работ, подбора инструментов и материалов, мы приступили к процессу изготовления стола.

Все работы на деревообрабатывающем станке, с электроинструментом проводил под чутким руководством своего папы, строго соблюдая технику безопасности. Этапы изготовления стола представлены в приложении 2, табл.2.

Преимущества светового стола для арт-терапии песком.

Себестоимость изготовленного стола оказалась намного меньше розничной цены аналогичных изделий, представленных в различных интернет-магазинах.

При этом, изготовленный нами световой стол является универсальным. Его можно использовать непосредственно как световой стол для проведения арт-терапии песком, так и как песочницу, если задействовать для занятий специально сконструированную крышку.

Кроме того, можно использовать две рабочие функциональные поверхности одновременно, т.к. крышка-песочница легко снимается и может быть помещена на обычную детскую ученическую парту. Это дает возможность комбинировать виды деятельности при работе с детьми.

Световой стол изготовлен из материалов, безопасных для ребёнка.

Рекомендации по эксплуатации.

Для установки светового стола необходимо жесткое основание;

Стол не должен подвергаться внешним воздействиям, которые могут создать деформацию каркаса;

Виснуть, сидеть на поверхности стола категорически запрещается!

Верхнюю крышку светодиодного стола можно использовать как песочницу;

Нарушенное во время занятий или эксплуатации полимерное защитное покрытие необходимо заклеить скотчем или заменить;

Не использовать во время занятий воду!

Подсветка стола работает от сети напряжением 220В, поэтому категорически запрещается работа за столом в отсутствии учителя!

Не допускать нагревания поверхности свыше 50°С;

Беречь от огня!

Периодически проводить обработку рабочих поверхностей дезинфицирующими растворами.

2.4. Выполнение заключительных испытаний

Заключительный этап моего проекта ? тестирование устройства в реальных условиях эксплуатации. Мне необходимо было убедиться на практике, работает оно или нет. В школе мы разместили многофункциональный диодный стол в кабинете у школьного психолога.

В качестве первых испытуемых выступили учащиеся первого класса нашей школы (рис.7).

Рисунок 7. Рисование песком на занятиях у школьного психолога

Во время занятий у психолога ребята с удовольствием рисовали на заданные темы, выполняли упражнения на развитие межполушарного взаимодействия при одновременном рисовании двумя руками.

Выводы по второй главе

В ходе выполнения проекта был изготовлен стол для арт-терапии песком. При этом себестоимость изготовленного стола оказалась намного меньше розничной цены подобных изделий из интернет-магазинов.

Изготовленный нами световой стол является универсальным. Его можно использовать непосредственно и как световой стол для проведения арт-терапии песком, так и как песочницу, если задействовать для занятий специально сконструированную крышку.

Конструкционные особенности светового стола позволяют во время занятий использовать две рабочие функциональные поверхности одновременно. Это дает возможность комбинировать виды деятельности при работе в кабинете с детьми.

Световой стол изготовлен из материалов, безопасных для ребёнка

Список литературы

Источник в сети Интернет: https://naturopiya.com/art-terapiya/art-terapiya-metody-uprazhneniya-otzyvy.html

Источник в сети Интернет: https://migis.org/kinds/art-therapy

Источник в сети Интернет: http://sandplay-therapy.ru/о-методе

Источник в сети Интернет: http://healingarts.ru/istoriya-art-terapii/

Источник в сети Интернет: http://sandplay-therapy.ru/о-методе

Источник в сети Интернет: https://studopedia.su/20_28450_terapiya-iskusstvom-yungianskaya-terapiya.html

Источник в сети Интернет: https://sandtherapy.org/юнгианская-песочная-терапия/

Источник в сети Интернет: Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/pesotchnaya-terapiya-dlya-detej

Источник в сети Интернет: https://olga2901l.narod.ru/sandplya.html

Источник в сети Интернет: https://psychologist.tips/3397-art-terapiya-v-rabote-s-detmi-tseli-osobennosti-primeneniya-tehniki-priemy.html

Приложение 1. Себестоимость многофункционального светового стола.

Таблица1 Расходные материалы для изготовления стола для арт-терапии

Название детали

Фото

Стоимость

1

Фанера – 1 лист

(разрезан)

 

800 руб.

2

Доски – 7 шт.

 

150 руб. × 7 = 1050 руб.

3

Оргстекло

 

870 руб.

4

Крепежи – 4 шт.

 

34 руб.× 4= 136 руб.

5

Саморезы – 70 шт.

 

1,5 руб. × 70 = 105 руб.

6

Трансформатор

 

550 руб.

7

Светодиодная лента

 

770 руб.

8

Матовая пленка на оргстекло

 

340 руб.

9

Морилка-антисептик и краска

 

95 руб. + 45руб+230руб.= 370 руб.

10

Ножки – 4 шт.

 

50 руб. × 4 = 200 руб.

11

Ручки – 2 шт.

 

180 руб. × 2 = 360 руб.

12

Заглушки на ножки стола – 4 шт.

 

7 руб. × 4 = 28 руб.

13

Вилка и провод

 

45 руб. + 90 руб. = 135 руб.

Итого

   

5714 руб.

Приложение 2. Этапы изготовления многофункционального стола с диодной подсветкой.

Таблица 2. Ход изготовления изделия

1. Зачистка досок шлифовальной машинкой

2. Распил досок по размеру согласно чертежу

3. Обработка каркаса под оргстекло

4. Предварительная сборка и проверка корпуса.

5.Нанесение размерной сетки и распил.

6. Обработка каркаса для песочницы

7.Покрытие деревянных заготовок морилкой-антисептиком.

8. Окрашивание дна песочницы в синий цвет.

9. Наклеивание защитной пленки на оргстекло.

10. Монтаж боковых ручек для переноса стола

11.Монтаж ножек стола.

12. Монтаж диодной ленты.

13. Соединение ленты с учетом полярности

14. Подключение трансформатора к диодной ленте и вывод вилки.

15.Просверливание технологических отверстий для воздухообмена.

16. Сборка крышки-песочницы

17. Монтаж соединительных крепежей

18. Окончательная сборка изделия

 

Просмотров работы: 333