Гипотеза:
Эмблема — это не набор случайных деталей и элементов, а символы и элементы, отражающие особенности организации, к которой эта эмблема принадлежит.
Цель проекта:
Изучить варианты эмблем и предложить вариант эмблемы для Студии Технического Творчества «Импульс».
Задачи проекта:
Найти и изучить информацию о том, что такое эмблема и её отличие от логотипа.
На примере компании LEGO® изучить вопрос авторских прав и политику «честной игры» при использовании эмблем, логотипов и товарных знаков других компаний. Понять ограничения при разработке собственных проектов.
Провести анализ эмблем учащихся, поданных на конкурс «Эмблема для Студии «Импульс» в сентябре-октябре 2019 г. в Филиале МБОУ СОШ № 8 на Озёрной.
Детально вникнуть в техническое задание для создания эмблемы.
Разработать варианты эскиза на основе идей победителей конкурса творческих работ и технического задания.
Провести опрос в соцсетях, среди одноклассников, родителей и учителей о пожеланиях в отношении представленных эскизов.
Проанализировать данные опроса и доработать предложенные решения.
Предоставить окончательные варианты эмблемы для Студии Технического Творчества «Импульс».
Проблема исследования: что влияет на создание эмблемы.
Объект исследования: процесс создания эмблемы.
Предмет исследования: эмблемы.
Методы исследования:
Метод анализа литературы по теме.
Метод классификации.
Анкетирование одноклассников, родителей, учителей с целью получения информации.
Введение
Студия Технического творчества «Импульс» очень популярна среди учеников МБОУ СОШ № 8 на Озёрной г. Пушкино. С каждым годом она привлекает всё больше детей для изучения робототехники, легоконструирования, компьютерного программирования и участия в проект-ной деятельности. Юные изобретатели участвуют в различных российских и международных олимпиадах, выезжают на соревнования.
В феврале 2020 года несколько команд получили призовые места
в Международных соревнованиях по продвижению научных и технологических профессий среди молодежи FIRST LEGO LEAGUE в городах Королёв и Красноярск. В том числе одна из команд победила в самой важной для нас номинации – «Командная работа».
Ученики уже начали готовиться к следующим состязаниям, поэтому сейчас как никогда актуален вопрос узнаваемости студии «Импульс» среди сотен других участников соревнований. В связи с этим в настоящий момент становится очень актуальным вопрос идентификации студии через её эмблему и логотип, которые не только станут «лицом» студии, но и сплотят детей – участников команды, поднимут им командный дух.
Авторами проекта стали победители школьного конкурса художественных работ «Эмблема для Студии «Импульс», который проходил в сентябре-октябре 2019 года в филиале МБОУ СОШ № 8 на Озёрной при поддержке Амбассадоров LEGO®.
Что такое эмблема, логотип?
Одни из самых известных логотипов:
Рассмотрим некоторые знаменитые эмблемы.
Олимпийская эмблема
О лимпийские кольца являются самой узнаваемой частью олимпийской символики.
На белом олимпийском флаге, впервые поднятом в 1920 году, изображены 5 переплетённых колец синего, жёлтого, чёрно-го, зелёного, красного цветов на белом фоне.
Олимпийские кольца разработаны Пьером де Кубертеном в 1912 году и символизируют пять континентов, страны которых участвуют в олимпийском движении, а белый цвет полотнища олицетворяет «Олимпийское перемирие» на время проведения Игр [10].
Герб школы Хогвартс
Эмблема четырёх факультетов из волшебной школы вселенной Гарри Поттера состоит из четырёх гербов, олицетворяющих элементы магии: огонь, землю, воздух и воду [2, 8]. На них опирается буква Н (Hogwarts).
По правилам геральдики (науки о гербах) правая сторона щита олицетворяет добро, а левая – зло [1], но в Хогвартсе и на его эмблеме нет деления факультетов на положительные и отрицательные. Наоборот, четыре стихии, четыре герба, четыре изображенных на них животных (хищные лев и барсук, хищник орел и опасная змея) говорят о том, что ученики каждого факультета объединены и каждый значит для школы столько же, сколько и другие.
Футбольный клуб «Спартак»
«Спартак» - один из самых популярных российских футбольных клубов.
Легендарный ромбик красного цвета с белой окантовкой знают, кажется, абсолютно все, не только спортивные болельщики. Его придумал футболист Николай Старостин, один из первых руководителей «Спартака» [4].
За 85 лет своего существования эмблема несколько раз менялась: в разные стороны была направлена белая полоска, потом появился вписанный в букву «С» мяч и одна за другой звезды – по одной за каждые пять выигранных чемпионатов России [11].
«Сосуд Гигиеи»
И менем древнегреческой богини здоровья Гигиеи называется наиболее известная эмблема медицины [7].
Никто не знает точно, почему именно змея стала символом медицины, потому что первые изображения ее появились в 800-600 годах до н.э.[3].
В древней мифологии змея обозначала мудрость, знание, а также обладала возможностью самовоспроиз-водиться, а значит, обладала бессмертием.
А может быть, чаша и змея стали эмблемой медицины потому, что в древности для лечения многих болезней использовался змеиный яд, который хранился в таком сосуде.
Практическая часть проекта
В сентябре-октябре 2019 года в филиале нашей школы на ул. Озёрной проходил конкурс эмблем для студии технического творчества «Импульс».
Ученики – участники конкурса предложили много интересных вариантов.
Авторские эмблемы отличает уникальность идеи, выраженная индивидуальность и максимальное раскрытие возможностей студии «Импульс» наглядными художественными средствами.
Однако не все эмблемы можно использовать как официальные, так как необходимо было соблюдать определённые правила. Самое главное из них – защита авторского права.
Мы, авторы проекта, – победители школьного конкурса художественных работ «Эмблема для Студии «Импульс», который проходил в сентябре-октябре 2019 года в филиале МБОУ СОШ № 8 на Озёрной при поддержке Амбассадоров LEGO®.
На эмблеме Дмитрия изображены часы с распорядком дня, где среди ежедневных занятий конструирование занимает огромную часть, вырываясь за пределы циферблата и превращая все вокруг в «мир кубиков». Дмитрий назвал это занятие взрывом эмоций и воображения: «И в это время можно создать всё на свете!»
Ярослав так описал свою работу: «Моя эмблема состоит из паззлов, на одном из которых нарисованы шестерёнки. Они все разные, неповторяющиеся, но всё равно механизм работает. А значит, невозможное возможно!»
После окончания конкурса решено было создать новую эмблему, объединяющую идеи и образы обеих эмблем-победителей.
Учениками еще раз был досконально изучен вопрос авторских прав и проведен критический анализ исходного материала в рамках политики «честной игры» [6]. Проведена консультация с дизайнером, специалистом по разработке фирменного стиля Куликовым Егором Алексеевичем (ИТ-Бюро «Зебра»).
На основе технического задания предложены варианты единого макета эмблемы для студии «Импульс», включающие отражение всех сфер деятельности студии (легоконструирование, робототехника, програм-мирование, прототипирование и проектная деятельность) и лучшие идеи авторских проектов.
На всех эскизах присутствуют элементы с обеих исходных работ: здесь есть и импульс, и циферблат, и паззлы, и шестерёнки. А четыре части – это четыре направления работы студии: LEGO, роботы, механизмы и компьютерное проектирование.
В ходе работы над эскизами эмблемы родились идеи логотипа студии.
Из нескольких вариантов активные участники студии выбрали кирпичик, на штырьках которого написано название сайта – www.techtvor.ru.
По окончании работы над эскизами ученики остановились на трёх вариантах эмблемы студии «Импульс».
Решено было провести голосование среди одноклассников, учителей, родителей и в личных аккаунтах в соцсетях Instagram и Facebook.
В голосовании приняли участие 366 человек, 206 из которых проголосовали за эмблему № 3 (в таблице — нижняя).
В таблице хорошо видно, что эмблема понравилась всем: и участникам студии, их одноклассникам, и преподавателям, и родителям. В голосовании в социальных сетях с большим отрывам тоже победила эмблема номер три. Поэтому официальной нашей эмблемой стала именно она:
Заключение
Авторами проекта проведена большая не только творческая, но и исследовательская работа:
Изучена терминология в области создания и разработки фирменного стиля, дифференцированы понятия «Эмблема» и «Логотип»;
Изучены и учтены вопросы авторского права при создании эмблем и логотипов;
Пройден путь создания эмблемы: от технического задания до полного воплощения проекта;
Предоставлены эскизы готовых эмблем для Студии Технического Творчества «Импульс»;
Различными способами (очно и онлайн) исследовано общественное мнение предложенных вариантов;
На основе предоставленных исследований и выполненой работы директором МБОУ СОШ № 8 г. Пушкино Богачевой И.Н. утверерждена официальная эмблема Студии Технического творчества «Импульс». На сегодняшний день эмблема уже используется учащимися.
Список использованной литературы
https://blazon.ru/raznoe/gerb-hogvartsa.html
https://harrypotter.fandom.com/ru/wiki
https://ru.wikipedia.org
https://spartakfanat.ru/info/?page=logo
https://www.copyright.ru/ru/documents/avtorskoe_pravo/
https://www.lego.com/ru-ru/legal/notices-and-policies/fair-play/
https://www.letopis.info/themes/medicine/emblemiy_mediciniy.html
https://www.liveinternet.ru/users/twin_girls/post78501209
https://www.logobank.ru/publ/1-1-0-102
http://olimp.kcbux.ru/index.html
https://фк-лого.рф/
Артемий Лебедев. Ководство. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2009. – 508 с.