Назад в Средневековье

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Назад в Средневековье

Панченко Н.Д. 1Богатый Р.Р. 1Кононов К.О. 1
1школа юных гениев Galileo
Семенцова В.А. 1Седова Л.В. 1
1Школа юных гениев Galileo
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы

Замки были построены очень давно, но до сих пор не перестают впечатлять почти каждого. Как строились замки и с какой целью? Как обустроены замки и как они держали оборону? С такими вопросами мы приступили к работе над проектом.

Цель проектной работы:

Спроектировать и построить средневековой замок из деталей LEGO.

Задачи проектной работы:

Узнать, как строились замки и что такое «средние века»;

Изучить способы и средства обороны замка:

Создать Lego-модель средневекового замка, опираясь на полученные знания;

Применить в Lego-моделе механизмы для демонстрации принципов работы подъёмного моста.

Для изучения темы мы посмотрели фильм «Страна средневековых замков»[7], где увидели средневековой замок в наши дни. И презентацию «Средневековый замок», в которой рассмотрели, кто владел замком, из каких частей состоит замок [6].

В качестве источников информации мы использовали информационные сайты, ссылки в списке используемой литературы.

При создании Lego-модели мы обращались за вдохновением к книге «LEGO Идеи: новая жизнь старых деталей» [2]. При конструировании движимых частей проекта нам помогли наши знания, полученные при прохождении курсов «Мир науки» и «Создатели кода» в нашей школе «Galileo» [1].

Глава 1. Назад в Средневековье

СРЕДНИЕ ВЕКА, средневековье (лат. medium aevum), - период всемирной истории, следующий за историей древнего мира и предшествующий новой истории. Историки предлагали разные хронологические рамки для этого периода, основными из которых были 500—1500 и 500—1800.

Понятие Средних веков было введено в 15-16 веках итальянскими гуманистами эпохи Возрождения, считавшими предшествующий Возрождению период истории (от падения Римской империи) «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист Ф. Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, но термин «Средние века» утвердился в европейской науке лишь после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков». В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков, - медиевистика.

История Средних веков делится на три основных периода: раннее средневековье - период генезиса и раннего феодализма (конец 5 - 10 века), классическое средневековье - период развитого феодализма (11-15 века), позднее средневековье - период разложения феодализма (16 - середина 17 веков). В буржуазной исторической науке гранью между Средними веками и новым временем обычно считается открытие Америки (1492) или Реформация (начало 16 века) [5].

1.1 Как устроен замок

За́мок (от польск. zamek через чеш. zámek, калькированного с ср.-в.-нем. slōʒ — «за́мок» и «замо́к». Средневерхненемецкое слово калькирует лат. clusa «запор, форт, укрепление») — здание или комплекс зданий, сочетающее в себе жилые и оборонительно-фортификационные задачи. В наиболее распространённом значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Большое количество замков сохранилось до наших дней и является признанными памятниками истории и культуры.

Обозначим главные функции феодального замка:

военная (центр военных операций, средство военного контроля над округом),

административно-политическая (административный центр округа, место, где концентрировалась политическая жизнь страны),

культурно-хозяйственная (ремесленно-торговый центр округа, место высшей элитарной и народной культуры).

Составные элементы

Холм

Насыпной холм из земли, часто смешанной с гравием, торфом, известняком или хворостом. Высота насыпи в большинстве случаев не превышала 5 метров, хотя иногда доходила до 10 и более метров. Поверхность часто покрывали глиной, либо деревянным настилом. Холм был круглый или приближенный к квадрату в основании, диаметр холма был по меньшей мере в два раза больше высоты.

На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом. Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу.

Внутренний двор

Большой внутренний двор площадью не более двух гектаров, окружающий или примыкающий к холму, а также разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню и др. — внутри него. Снаружи двор был защищён деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом.

Крепостная стена

Крепостные стены — это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающим, использующим лестницы, и толстыми, чтобы противостоять мощи осадных механизмов, которые начиная с XV века стали включать в себя артиллерию. Типичная стена была 3 метра в толщину и 12 метров в высоту, однако размеры сильно разнились от замка к замку. Чтобы защитить их от подкопов, перед крепостными стенами иногда устраивали каменные отмостки. Боевой ход на вершине крепостной стены позволял защитникам метать снаряды в противников внизу, а парапет обеспечивал дополнительную защиту. Многочисленные башни на крепостной стене давали возможность защитникам замка вести продольный огонь вдоль стены. Бойницы в стенах не были распространены в Европе до XIII века, так как считалось, что они могут ослабить их прочность.

Ров

Как правило, рвы вырывались вокруг замков как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Важное свойство заполненного водой рва — предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов.

Ворота

Традиционно городские ворота строились, чтобы предоставить точку контролируемого входа и выхода людей, транспорта, товаров и животных из обнесённого стеной города. Помимо этого, такие ворота обладали и рядом других функций. В зависимости от ситуаций и исторического контекста, городские ворота могли иметь оборонительную, защитную, торговую или иные функции. Обычно ворота охранялись стражниками либо сторожами - воро́тниками. Если ворота закрывались на ночь, то стражники отпирали и запирали ворота и хранили от них ключи. Для входа при закрытых главных воротах служила расположенная сбоку от ворот калитка.

Вход был часто самым слабым звеном в защите стены. Чтобы преодолеть это, строились ворота, позволяя тем самым управлять потоками движения внутри замка. Перед воротами находилось слепое пятно, поэтому с каждой из сторон ворот были добавлены башни. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов, чтобы сделать прямое нападение на них гораздо более сложной задачей. Обычно была ещё одна опускная решётка (герса), сделанная из дерева и армированная металлом, а также бойницы для стрельбы из лука. Проход через ворота был удлинён, чтобы увеличить количество времени, которое противник должен был потратить под огнём, не имея возможности ответить, находясь в ограниченном пространстве [4].

1.2 Оборона замка

Арбалет

Исторический вид холодного метательного оружия, усовершенствованный и механизированный вариант лука.

Арбалет - боевое и спортивное метательное оружие, представляющее собой лук, оснащенный механизмами взведения и спуска тетивы.

Арбалет, как правило, превосходил обычный лук по точности стрельбы и убойной силе, но, за редким исключением, сильно проигрывал по скорострельности. Для стрельбы из арбалета использовались болты – особые арбалетные стрелы, которые обычно были толще и короче лучных, и иногда, пули. На войне использовались как ручные арбалеты, так и их увеличенные варианты, устанавливавшиеся на стенах (нередко бывших подвижными) и использовавшиеся в качестве метательных машин; такие арбалеты назывались аркбалистами [3].

Замок строился таким образом, что его оборону могут держать небольшое количество человек. В основном замок защищали его прочные и высокие стены, башни с которых мог вестись обстрел противника.

Глава 2. Создание Lego-модели средневекового замка

Определив тему средневековья, мы получили домашнее задание подготовить доклады к уроку:

Рома (найти определение слову «Арбалет» подобрать изображения для вдохновения);

Кирилл (найти определение слову «Замок» подобрать изображения для создания замка из конструктора, обратить внимание как создан подъёмный мост);

Никита (найти определение слову «Замок» подобрать изображения для создания замка из конструктора, обратить внимание на бойницы и дать им определение)

Домашние доклады составили теоретическую часть настоящей работы. На занятии обсудили доклады и приступили к созданию чертежей проекта (Приложение. Рисунок 8 и 9).

Распределили задачи строительства: Рома вызвался строить арбалет, Никита приступил к строительству стен и башен замка, а Кирилл – подъёмный мост. В процессе строительства возникали новые идеи и предложения.

2.1 Замок

Приглашаем в наш средневековый замок (Приложение. Рисунок 17 и 18).

Средневековый замок имеет четыре основные башни, у которых есть бойницы, зубцы и пушки. На башнях охранники со щитами и копьями наблюдают за территорией. Каждая башня построена по-разному.

Никита построил башню и назвал её «Стеклянная», верхний этаж которой построен из стекла (Приложение. Рисунок 18.

Рома возвел другую башню и расширил верхний её «этаж» (Приложение. Рисунок 19 и 22). Предложил ребятам поставить пушки на всех башнях.

Две другие башни строили вместе, так как они примыкают к подъёмному мосту. Строительство в этом месте оказалось сложнее и потребовалась командная работа.

Кирилл строил и отлаживал работу подъёмного моста. При строительстве ориентировались на схему (Приложение. Рисунок 4). Была использована червячная передача и рычаги. (Приложение. Рисунок 15, 16 и 17).

Командными усилиями над подъёмным мостом получилась еще одна центральная и самая высокая башня, на которой есть смотровая площадка и флаг замка.

Когда опускается мост, то ворота замка все еще защищены опускной решёткой. Опускную решётку поднимают при помощи лебедки (Приложение. Рисунок 16 и 17).

На центральной площади замка находится главная ценность его жителей – яйцо настоящего дракона (Приложение. Рисунок 18 и 19).

Замок окружен рвом, заполненным водой, это затрудняет осаду замка, помогает его защитить.

2.2 Арбалет и Аркбалиста

Конструкцию арбалета разрабатывал Рома. Но сделать его в масштабе минифигурки оказалось достаточно сложно.

Потому перед замком установлены не просто ручные арбалеты, как задумывалось изначально. А были выбраны и сконструированы огромные конструкции – аркбалисты (Приложение. Рисунок 16 и 23).

Заключение

В процессе нашей работы мы узнали, как и зачем раньше строились замки, как они оборонялись. Работать в команде оказалось непросто, пришлось учиться договориться, кто какую часть работы будет делать.

Нам было интересно и весело строить и играть и думаем, что продолжим улучшать замок. Надеемся скоро вылупится дракон. Соорудим для обороны катапульту. Думаем, идей придёт еще много.

Нашу работу мы представили нашим родителям и друзьям из другой команды, участвующей в конкурсе.

Список используемой литературы:

Курс «Мир науки», курс «Создатели кода», Школа юных гениев «Galileo», - Режим доступа - http://lp.galileokrasnodar.ru;

LEGOКнига идей: новая жизнь старых деталей: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. А. Аревшатян]. – Москва, Издательство «Эсмо», 2015. - 200 с.;

Интернет источники:

Арбалет - Режим доступа – https://www.sciencedebate2008.com/istoriya-sozdaniya-i-ustroystvo-arbaleta/

Замок - Режим доступа – https://ru.wikipedia.org/wiki/Замок_(строение)

История средних веков - Режим доступа – http://ponjatija.ru/node/17212

Презентация «Средневековый замок» - Режим доступа https://drive.google.com/file/d/1FSwBwRQzKccbseVLvnEnRoOs7jHC1SX_/view?usp=sharing

Фильм «Страна средневековых замков» - Режим доступа –https://www.youtube.com/watch?v=nTWk-Bd1jNg

Приложение

Рисунок 1. Схема средневекового замка

Рисунок 2. Деревянные ворота замка с опускной решеткой

7

Рисунок 3. Изображение подъёмного моста

Рисунок 4 Принцип работы подъёмного моста

Рисунок 5. Арбалет

Рисунок 6. Заряд арбалета с помощью ноги

Рисунок 7. Аркбалиста

Рисунок 8 и 9. Обсуждение идей, чертежи

Рисунок 10 и 11. Начало стройки, подбор материалов, возведение стен замка

Рисунок 12 и 13. Возведение башен и моста

Рисунок 14. Команда за финальными правками проекта

Рисунок 15. Замок, мост поднят, аркбалисты готовы к обороне

Рисунок 16. Мост опушен, нужно поднять решётку и открыть ворота

Рисунок 17. Вход открыт, жители замка приглашают смотрителей

Рисунок 18 и 19. В замке можно увидеть настоящее яйцо дракона

Рисунок 18 и 19. Башни замка оснащены бойницами и зубцами

Рисунок 18.

Рисунок 19.

Рисунок 20.

Рисунок 20 и 21.

Рисунок 22.

Рисунок 23. Аркбалисты и дорога к замку

Просмотров работы: 9