Введение
Работа спасателей достаточно опасна. Они вынуждены рисковать собственным здоровьем, а иногда даже жизнью. И все это ради спасения людей, животных, природы. Но каким бы подготовленным ни был спасатель, справится с чрезвычайной ситуацией ему не удастся без команды и, конечно, спасательной техники, о которой будет рассказано в данной работе.
Актуальность работы
Ежегодно во время чрезвычайных ситуаций природного характера только в России погибает более 1,5 тысяч человек. Тенденция последнего столетия прямо указывает нам на тот факт, что количество чрезвычайных происшествий, неуклонно растет. По мнению ученых, глобальное изменение климата влечет серьёзные изменения на планете Земля. Одним из последствий глобального потепления является увеличение числа таких аномальных погодных явлений, как наводнения, штормы, тайфуны, ураганы. Природных катаклизмов с каждым годом становится больше!
Люди не в силах в значительной степени повлиять на ход течения геофизических и климатических процессов, но возможно сократить вред, нанесенный вышеуказанными природными явлениями. Для этого необходима четкая организация действий соответствующих органов и, конечно, современная спасательная техника.
Мы не только рассмотрим текущее оснащение российских ведомств спасательной техникой, но также предложим некоторые технические решения для усовершенствования и модернизации спасательных средств.
Цели проектной работы:
- Создать свои модели спасательных машин с помощью сложных механических передач, моторов, датчиков и программ Lego.
- Придумать мини-сюжеты спасательных операций и продемонстрировать работу моделей спасательных машин.
Задачи проектной работы:
- изучить классификацию спасательной техники;
- Выделить 3-х самых интересных представителей спасательной техники, изучить их строение, предложить доработки и усовершенствования.
В качестве информационных источников в работе были использованы материалы с официального сайта МЧС России, а также других интернет-ресурсов, располагающих соответствующей информацией. При конструировании движимых частей проекта нам помогли книги и методические пособия о простых и сложных механических передачах, подробно о зубчатых передачах [3, 4], при создании программ мы руководствовались учебными пособиями по образовательной робототехнике. [1, 2] Основная часть информации, представленная в данной работе, будет формироваться за счет опыта и знаний, полученных учащимися на занятиях по робототехнике, а также полученных непосредственно в процессе подготовки данной работы.
Глава 1. Кто такие спасатели?
Спасатели – это люди, прошедшие специальную подготовку, основной задачей которых является спасение других людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях различного характера.
Чрезвычайная обстановка - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы.
Ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации занимается Министерство Чрезвычайных Ситуаций, которое сокращенно называется МЧС. Важнейшая аварийно-спасательная служба. В составе МЧС находятся муниципальные пожарные и спасательные службы.
При возникновении аварийной или стихийной ситуации на вызов направляются местные ведомства, если побороть бедствие не удается, то подключаются региональные службы. В случае необходимости привлекаются силы МЧС. Решение о привлечении МЧС принимается совместно такими местными органами как скорая помощь, полиция и пожарная служба. [5]
Сотрудники МЧС являются специалистами, прошедшими службу в рядах российской армии и специальную подготовку. Все спасатели при приеме на работу проходят строгий отбор. Физическая выносливость, психологическая устойчивость, высокий интеллект, способность быстро принимать решения в критической ситуации – вот какими качествами обязан обладать настоящий спасатель. Штат сотрудников МЧС в России насчитывает более 7-ми тысяч человек. Для того, чтобы обладать вышеперечисленными навыками необходимо с раннего возраста вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься физической культурой, спортом. Также необходимо развивать в себе ряд волевых качеств, таких как: ответственность, целеустремленность, смелость, храбрость, дисциплинированность, выдержка и самообладание.
Работа спасателей, конечно, связана с большим риском. Они вынуждены рисковать собственным здоровьем, а иногда даже жизнью. И все это ради спасения людей, животных, природы. Но каким бы подготовленным ни был спасатель, справится с чрезвычайной ситуацией ему не удастся без команды и, конечно, спасательной техники, о которой будет рассказано в следующих главах.
Глава 2. Понятие и классификация спасательной техники.
Спасательная техника - это специальные средства механизации аварийно-спасательных работ, которые используются при выполнении работ по предупреждению и ликвидации ЧС.
Линейка спасательной техники в России довольно широкая, здесь представлены различные категории машин, которые мы рассмотрим далее.
-Авиационная техника;
- Пожарная техника;
- Аварийно-спасательные техника;
Авиационная техника
Это техника предназначена для участия в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково- спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС. [6]
Авиационная техника занимается выполнением авиационно-спасательных работ, непосредственно связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.
Наиболее часто используемые представители этой категории:
Вертолеты Ми-8МТВ, Ми-26Т, БО-105. Эти вертолеты используются как для поисково-спасательных работ, так и для патрулирования местности для обнаружения очагов возгорания или других возможных чрезвычайных ситуаций. Вертолет Ми-26 имеет очень большой фюзеляж и способен перевозить даже целый самолет как внутри, так и снаружи на подвеске.
Беспилотные летательные аппараты. Предназначены для разведки и поиска пострадавших. Оснащены новейшим оборудованием, могут видеть в полной темноте и мгновенно передавать координаты и снимки на базу. Они очень малы по размеру и могут проникнуть туда, куда не сможет пробраться ни одно воздушное судно, а главное, им не нужны пилоты. [7]
Пожарная техника
Это техника, предназначенная для спасения людей, защиты материальных ценностей и природы от пожара.
Самый известный представитель данной категории – Автомобиль пожарный многофункциональный, который все привыкли называть «Пожарная машина». Его основные функции:
-тушение пожаров компактными и распыленными струями воды и температурно-активированной водой;
-создание пароводяных защитных завес при тушении пожаров или выполнении аварийно-спасательных работ;
-проведение первоочередных аварийно-спасательных работ;[8]
Аварийно-спасательная техника
Это специальная техника, используемая при выполнении по ликвидации чрезвычайных происшествий.
Представители этой категории – это специализированные автомобили и катера, оснащенные самым различным оборудованием и выполняющие широкий спектр работ по ликвидации последствий ЧС.
Наиболее часто используемая аварийно-спасательная техника:
Многофункциональный автомобиль первой помощи АПП-0,8-20/200. Предназначен для тушения возгораний в капитальных строениях, на автомобильном транспорте и проведения первичных аварийно-спасательных работ.
Автомобиль специальный плавающий ЗиЛ-4906. Может ехать и плыть. Его основное назначение - это оперативная доставка спасателей и специального оборудования в районы чрезвычайных ситуаций. Он может проехать в самые в труднодоступные места.
Подводный телеуправляемый аппарат "Гном". С помощью "Гнома" можно производить дистанционные подводные видеосъемки, забираться в места, недоступные аквалангистам и водолазам, например, в затонувшие суда. "Гном" может не только осматривать их снаружи, но и проникать внутрь, чего не делает ни один из существующих в мире подводных аппаратов. [9]
Глава 3. «Монстры» спасательной техники.
В этой главе мы расскажем о технике, которая прошла испытание годами и даже десятилетиями. Эти машины настоящие «технические монстры»: вертолет, который можно в кратчайшие сроки можно доработать любым дополнительным оборудованием и изменить его до неузнаваемости, подводный аппарат, способный проводить аварийно-спасательные и даже сварочные работы на глубине 500м и катер-амфибия, свободно передвигающийся на воздушной подушке по земле, воде и болоту.
Вертолет Ми-8
Спасательные службы достаточно часто используют вертолеты при проведении поисковых и аварийно-спасательных работ. Вертолеты незаменимы, когда времени на проведение спасательной операции очень мало, особенно, когда работа должна быть произведена в труднодоступном месте.
Маневренность и способность зависать в воздухе – вот главные преимущества вертолета перед самолетом. Вертолету не нужна длинная взлетно-посадочная полоса. Для взлета и посадки достаточно лишь более-менее ровной площадки, диаметр которой в два с половиной раза превосходит длину размаха винтов.
Вертолет можно оснастить и доработать дополнительным оборудованием, многообразие которого просто зашкаливает. Это может быть система для тушения лесных пожаров, лебедочная система, позволяющая вытащить из любой ямы транспорт, попавших в беду людей и даже животных. Также на борт устанавливаются различные поисковые системы: системы ночного видения, навигации, радиолокационные системы и т.д.
Вертолет Ми-8 (Приложение, Рисунок 3.1) [10] - это, безусловно, легенда советской и российской авиации, история которого насчитывает более 60-ти лет. Этот вертолет- универсальная «рабочая лошадка», способная выполнять самые различные задачи. Воздушное судно имеет несколько модификаций, самые известные – это Ми-8Т (транспортный вариант), Ми-8П (пассажирский вариант) и Ми-8МТВ (многоцелевой вариант).
Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вариант Ми-8 имеет большой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека.
Ми-8 способен развивать скорость полета до 250 км/час, это достигается за счет работы двух двигателей, мощность каждого - более 2000 л.с. Если по какой-то причине один из двигателей откажет, то воздушно судно сможет без проблем добраться до места посадки на одном работающем двигателе. А если откажет и второй двигатель, то у экипажа еще остается возможность безопасно приземлиться за счет авторотации. Дело в том, что при падении вниз лопасти вертолета начинают автоматически вращаться из-за сопротивления воздуха, это явление и называется авторотацией. Вращаясь, лопасти сокращают скорость падения вертолета до такой степени, что опытный пилот сможет посадить вертолет без повреждений, главное, чтобы поверхность для посадки оказалась достаточно твердой и ровной.
Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета, -4000 кг. Дальность полета с 28 пассажирами на борту — 500 км. Максимальная высота полета — 6000 м. Вертолету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.
В настоящее время трудно даже представить, сколько при помощи вертолета Ми-8 было спасено людей и животных, сколько пожаров было потушено и сколько техники было вызволено из аварий? Ведь эти вертолеты применяются практически по всему миру, в том числе для осуществления миссий ООН в странах Африки и Латинской Америки. Одним из ключевых поставщиков вертолетных услуг для таких миссий является компания АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги», имеющая один из самых больших парков вертолетов в мире, основная база которой находится в нашем родном городе Тюмени (Приложение, Рисунок 3.2).
Катер-амфибия на воздушной подушке «АРГО».
«АРГО» - российский катер-амфибия на воздушной подушке. Он может работать в самых труднодоступных местах, где невозможно использовать водный катер или лодку. Катер-амфибия способен передвигаться по воде с выходом на берег, а также по снегу и даже плавающим льдинам.
АРГО (Приложение, Рисунок 3.3) [11] применяется по своему предназначению круглогодично, днём и ночью, в любую погоду при температуре в диапазоне от -40ºС до +40ºС. Способен развивать скорость хода по воде до 50 км/ч., по снегу — до 70 км/ч.
Этот катер-амфибия просто «технический монстр». Воздушная подушка — это слой сжатого воздуха под дном судна, который его приподнимает над землей или водой, что позволяет конструкции почти не контактировать с поверхностью, по которой он передвигается. Это очень значительно снижает силу трения, что дает огромные преимущества в проходимости и маневренности. Ему не страшны никакие преграды. Он свободно может перемещаться по воде по волнам высотой до одного метра включительно и скорости ветра до 12 м/с, а также преодолевать неровности высотой до полуметра.
Передвижение аппарата осуществляется за счет двух бензиновых двигателей, общей мощностью всего около 150 л.с, это, примерно, равно мощности среднего городского легкового автомобиля. Моторы при работе передают механическую энергию винтам, которые, вращаясь отталкиваются от воздуха, двигая катер в нужном направлении. Перед тем как начать движение мотор должен надуть «юбку» катера, чтобы образовалась та самая воздушная подушка. Когда юбка надута и сила трения почти не действует на поверхности днища катера - можно двигаться вперед!
Корпус катера изготовлен из легкого алюминиевого сплава. В АРГО может поместиться до 10-ти человек: 2 члена экипажа и 8 пассажиров и, конечно, спасательное оборудование.
АРГО оснащен двумя современными инжекторными двигателями, топливными баками суммарной емкостью 300 литров, бортовыми компьютерами, системой пожаротушения и винтами изменяемого шага.
Катер имеет на вооружении радиолокационную станцию, которая позволяет наблюдать за движением малых судов и любителей подледного лова, находящихся на льду в радиусе 25 километров.
В практике спасателей немало примеров, когда благодаря использованию катера на воздушной подушке «АРГО» спасали унесенных на льдинах детей и рыбаков, которые из-за ледохода или отрыва льда не могли выбраться на берег, эвакуировали пострадавших из труднодоступных мест.
Спасательный глубоководный аппарат «Приз»
Спасательный глубоководный аппарат с титановым корпусом проекта 1855 «Приз» был спроектирован в Нижнем Новгороде для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок. Аппарат начал свою работу в 1986 году.
Аппараты типа Приз по объему решаемых задач являются самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.
Главная задача аппарата Приз – спасение экипажей, терпящих бедствие подводных лодок. Для этого Приз пристыковывается прямо к пострадавшему судну и спасатели проводят операцию, эвакуируя людей на борт спасательного аппарата.
Рабочая глубина СГА «Приз» 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров. Обычно экипаж СГА состоит всего из трёх человек. Размеры аппарата не такие уж внушительные: длина 13,5м, ширина корпуса - 3,8м, а высота 5,7м, а вызволить из аварийной подводной лодки можно до 20 человек. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми – на 10 часов.
Аппарат оснащен электрическим двигателем, который вращает лопасти винта, что приводит его в движение. Максимальная скорость равна всего 6-7 км/ч, вроде бы мало, но вполне достаточно, чтобы выполнять возложенную на него миссию. До места происшествия аппарат доставляется на корабле-носителе, а затем спускается на воду. Далее СГА «Приз» самостоятельно добирается непосредственно до самого места аварийно-спасательных работ.
Эти легендарные аппараты спасли жизни многим морякам-подводникам и даже использовались в ходе операции по спасению подводной лодки «Курск» в августе 2000 года. Но операция провалилась, т.к. состыковка не удалась. Тогда инженеры доработали судно и оснастили его телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, закручивать и выкручивать гайки и даже вести подводные сварочные работы
В июне 2014 года в Японском море успешно прошел испытания глубоководный спасательный аппарат, построенный на базе СГА «Приз», входящий в состав поисково-спасательных сил Тихоокеанского флота (Приложение, Рисунок 3.4). [12] На глубине 1000 метров экипаж выполнил весь запланированный комплекс мероприятий. Затем АС-30 прошел средний ремонт и модернизацию на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. В ходе проведения заводских работ на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.
Глава 4. Создание и демонстрация моделей спасательных машин
Машины, описанные в Главе 3, вдохновили нас на создание моделей из Lego. Мы посмотрели несколько видео про вертолет Ми-8, катер-амфибию АРГО и спасательный глубоководный аппарат «Приз», а затем приступили к проектированию и сборке моделей.
4.1 Модель вертолета Ми-8.
Эту модель решил построить Максим, самый старший участник нашей команды, который занимается робототехникой уже второй год. Ему очень понравилась конструкция вертолета, особенно тот факт, что двигатели у воздушного судна расположены горизонтально, а вращение от двигателей несущему винту передается под углом 90 градусов. Максим сразу понял, что в модели должна быть использована угловая передача. Длинна хвостовой балки должна быть примерно равной длине фюзеляжа и длине одной лопасти.
Угловая передача – основной механизм конструкции модели вертолета Ми-8. Вращение несущего винта в горизонтальной плоскости происходит путем передачи механической энергии от мотора через понижающую зубчатую передачу под углом 90 градусов (Приложение, Рисунок 4.1.1).
Максим сначала построил фюзеляж вертолета, затем присоединил хвостовую балку, а затем установил двигатель. Когда дело дошло до конструирования угловой передачи у Максима возникли сложности. Оказалось, что ширина фюзеляжа слишком мала, а коронная шестерня задевает внутреннюю часть конструкции. Ему пришлось внести значительные изменения в конструкцию фюзеляжа прежде чем механизм идеально заработал. (Приложение, Рисунок 4.1.2).
Когда вертолет был готов Макс продемонстрировал свою модель воссоздав сюжет подготовки срочного вылета спасателей к месту происшествия, ведь только что был получен тревожный сигнал с базы: «Обнаружен очаг возгорания к Северо-Востоку от места базирования» (Приложение, Рисунок 4.1.3). Спасатели немедленно направляются к вертолету и запускают мотор. Винт вращается сначала медленно, затем постепенно набирает необходимые обороты. Программа запуска и раскручивания несущего винта построена в программе WeDo 1.0 (Приложение, Рисунок 4.1.4).
4.2 Модель катера-амфибии на воздушной подушке «АРГО».
Рому очень заинтересовал катер-амфибия. Универсальность и «вездеходность» этой машины, действительно, поражают. Рома сразу предложил внести некоторые изменения в конструкцию: оснастить катер-амфибию гидравлическим манипулятором (Приложение, Рисунок 4.2.1). Дело в том, что по мнению Ромы, лебедочная система, которая обычно устанавливается на такие машины может быть малоэффективной при выполнении некоторых аварийно-спасательных работ. Если, например, застрявший в непроходимом месте транспорт не удается вытянуть при помощи лебедочной системы из-за слишком малого угла, то гидравлический манипулятор отлично справится с этой работой, ведь он может поднимать груз вертикально вверх.
В реальности гидравлическая установка может утяжелить конструкцию катера, также придется пожертвовать частью полезной площади судна. Но на это у Ромы нашлось гениальное решение: возможно установить один более мощный двигатель вместо двух. Это сэкономит место и облегчит конструкцию.
Модель усовершенствованного катера-амфибии по задумке Ромы работает от одного мотора.
В конструкции применены сложные механизмы:
Понижающие зубчатые передачи.
Состоит из малой ведущей шестерни и двух больших ведомых шестерней (Приложение, Рисунок 4.2.2). Большие шестерни вращаясь, имитируют работу винтов катера, которые в реальности приводят АРГО в движение.
Состоит из малой ведущей шестерни и средней коронной шестерни. Вращение передается под углом 90 градусов (Приложение, Рисунок 4.2.3). Этот механизм заставляет вращаться радиолокатор, установленный на задней части корпуса модели.
Также в модели используются шарнирные механизмы, из которых состоит манипулятор. В модели они приводятся в движение вручную. Свою доработку Рома назвал «Клешня».
После того как модель была построена Рома написал программу в среде WeDo 1.0. и продемонстрировал работу своей модели. Согласно программе, мотор сразу после запуска работает некоторое время на малых мощностях – это процесс надувания «юбки» катера на воздушной подушке. Как только «юбка» надута, катер может двигаться вперед, а для этого мощность мотора увеличивается. (Приложение, Рисунок 4.2.4) Затем катер добирается до места происшествия, и манипулятор эвакуирует застрявший в болоте автомобиль, поднимая его над поверхностью (Приложение, Рисунок 4.2.5)
4.3 Спасательный глубоководный аппарат «Приз»
Ярославу понравился СГА «Приз». Он проникся разработками российских конструкторов. Возможность проводить аварийно-спасательные работы на больших глубинах, а особенно подводная сварка воодушевили его на создание этой модели.
Как уже было сказано в Главе 3, скорость аппарата СГА «Приз» не более 6-7 км/ч. Ярослав захотел увеличить максимальную скорость, предложил внести некоторые изменения в конструкцию и отразить свои идеи в модели.
Для увеличения максимальной скорости по задумке Ярослава необходимо применить повышающую передачу, для этого понадобится большая шестерня. Но конструкция судна в реальности не позволила бы разместить такой большой механизм внутри аппарата. И Ярослав решил установить эти механизмы снаружи. (Приложение, Рисунок 4.3.1). А для защиты механизмов от повреждения доработал аппарат системой аварийной остановки двигателя. Для этого он установил датчик расстояния на задней части корпуса (Приложение, Рисунок 4.3.1). При сближении с потенциально опасным объектом датчик расстояния срабатывает и мотор останавливается, это позволяет избежать повреждения механизмов и гребного винта. Теперь вращение гребного винта в модели происходит от мотора через повышающую зубчатую передачу.
В программной среде WeDo 1.0 Ярослав составил программу, в которой прописан алгоритм срабатывания системы аварийной остановки двигателя. (Приложение, Рисунок 4.3.2).
Ярослав продемонстрировал работу своей модели на практике. По сценарию Ярослава его аппарат направился на помощь терпящей бедствие субмарине, в металлической обшивке которой появилась пробоина. Вода быстро стала заполнять подводное судно и на помощь был вызван СГА «Приз». Ярослав показал в действии преимущество его усовершенствованного варианта аппарата, теперь он передвигается быстрее, это очень важно, ведь счет идет на минуты. Его аппарат пристыковался к поврежденному судну и успешно провел подводные сварочные работы (Приложение, Рисунок 4.3.3). Теперь обшивка герметична, а течь устранена.
Заключение
В процессе нашей работы мы узнали о работе спасателей и спасательной техники. Выделили наиболее интересные машины спасателей, изучили их подробнее, построили их модели и продемонстрировали их работу, придумав небольшие сюжеты.
Мы проявили креативные способности, придумав некоторые доработки и усовершенствования, которые отразили в наших моделях. При создании моделей мы применили наши знания и навыки программирования и моделирования, полученные на уроках робототехники. Нам очень понравилось быть в роли спасателей и инженеров-проектировщиков!
Наша работа может быть использована на уроках робототехники и внеклассных мероприятиях.
Список используемой литературы:
1. Йошохито Йocoгава, Книга идей LEGO MINDSTORMS EV3: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. О.В.Обручева]. – Москва, Издательство «Э», 2017. - 232 с.;
2. Богданова С.М, Попова Е.Е. Благодаря механическим передачам Legoконструкции оживают / С.М. Богданова, Е.Е. Попова// «Новые информационные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании»: материалы VII Международной научно-технической конф. 2017 С. 160-163. Режим доступаhttps://elibrary.ru/item.asp?id=30700400
3. Курс «Машины и механизмы», курс «Основы робототехники», Школа интеллектуального развития «Мистер Брейн», - Режим доступа -https://vk.com/mrbrain_tmn;
4. Корягин А.В, Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов – ДМК-Пресс, 2016. – 252 с.;
Интернет источники:
5. https://92.mchs.gov.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/otdel-organizacii-pozharotusheniya-i-provedeniya-avariyno-spasatelnyh-rabot/zakonodatelnye-akty/federalnyy-zakon-151-fz-ob-avariyno-spasatelnyh-sluzhbah-i-statuse-spasateley
6. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/avariyno-spasatelnye-tehnika
7. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/aviacionnaya-tehnika
8. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/pozharnaya-tehnika
9. https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/tehnika/avariyno-spasatelnye-tehnika
10. https://tvtver.ru/
11. https://en.hovercraft.ru/11-chelovek/
12. http://bastion-opk.ru/18271-bester-1-140822/
Приложение
Р исунок 3.1 Вертолет Ми-8
Рисунок 3.2 Аэродром «Плеханово», г. Тюмень
\
Рисунок 3.3 Катер-амфибия на воздушной подушке «АРГО»
Рисунок 3.4 Спасательный глубоководный аппарат «Приз»
Р исунок 4.1.1 Угловая передача модели вертолета Ми-8
Р исунок 4.1.2 Готовая модель вертолета Ми-8
Рисунок 4.1.3 Срочный вылет спасателей к месту происшествия
Рисунок 4.1.4 Программа запуска и раскручивания несущего винта вертолета
Р исунок 4.2.1 Манипулятор на модели Катер-амфибия
Рисунок 4.2.2 Понижающие зубчатые передачи для винтов катера-амфибии
\
Рисунок 4.2.3 Угловая передача для радиолокатора катера-амфибии
Р исунок 4.2.4 Программа для запуска и работы катера-амфибии
Рисунок 4.2.6 Готовая модель Катер-амфибия АРГО
Рисунок 4.2.5 Работа катера-амфибии по вызволению автомобиля из болота.
Рисунок 4.3.2 Программа для СГА «Приз»
Рисунок 4.3.1 Механизм гребного винта
Р исунок 4.3.3 Подводная сварка СГА «Приз»
Рисунок 4.3.4 Готовая модель СГА «Приз»