Что лучше: компьютер или живое слово учителя?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что лучше: компьютер или живое слово учителя?

Каркаус Н.А. 1Куркина А.В. 1Чумаченко М.Е. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Гимназия № 231"
Мотченко М.В. 1
1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Гимназия № 231"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБРАЛИ ЭТУ ТЕМУ, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ.

На сегодняшний день компьютер стал доступен для многих людей для работы с различными программами и приложениями и как игровая площадка. А с появлением сети Интернет и доступа к нему компьютер стал звеном между человеком и различными источниками информации. В современном мире человек может изучать все благодаря Интернету и возможности получить любое знание о мире в любое время, в любой точке нашего мира. С одной стороны - доступность, скорость информации, с другой - живое общение людей, в частности учителя и учеников.

Актуальность работы:

С внедрением компьютеров и сети Интернет в нашу жизнь возникает вопрос пользы и вреда дистанционного обучения. Достаточно распространенным является мнение, что вскоре компьютеры упразднят учителей.

Кроме этого, в марте 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения объявила о пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, охватившей практически всю планету. В таких условиях дистанционное обучение стало одним из необходимых способов учебы, что непосредственно коснулось учеников нашей Гимназии.

Цель исследования:

Изучить роль учителя и дистанционного обучения (компьютер + Интернет) в учебном процессе и определить, что станет с профессией учителя в связи с внедрением компьютеров в школе. Для этого нами была изучена и использована следующая литература: Блоховцева Г.Г. «Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016, Гринченко Н.А. «Показатели культуры здоровья обучающихся в образовательной школе, Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016», публикации на Интернет ресурсах – «Влияние удаленного обучения на успеваемость школьников», «Как и почему изменилась успеваемость учащихся за период онлайн обучения?» и другие источники.

Объект исследования:

Образование в рамках новых современных технологий. Компьютерные технологии сделали мечту реальностью - дистанционное обучение. Образование уже не ограничивается классами. Оно достигло далекого и широкого распространения, благодаря компьютерам и Интернету.

Предмет исследования:

Проблемы взаимодействия учителя и ученика в ходе дистанционного обучения.

Гипотеза исследования:

Компьютер не может заменить учителя.

Методы исследования:

- cбор информации

- анкетирование

- анализ полученных данных

- обобщение

Практическая значимость:

Материалы исследовательской работы помогут понять уровень применения дистанционного обучения в образовании.

2. УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.

Наступил сентябрь 2020 года, мы вернулись в наш класс в гимназию после дистанционного обучения и летних каникул. Наш перерыв в учебе составил 5,5 месяцев!

Все ребята стали наперебой рассказывать свои впечатления о дистанционном обучении. Про то, чем удаленное обучение было сложным, как изменилась успеваемость, какие минусы в таком обучении увидели ребята, а чем оно было легче традиционного.

Мы увидели, что большинство одноклассников говорили о недостатках и сложностях такого обучения. Тогда мы стали изучать литературу, интернет-источники, чтобы узнать, что же думают о дистанционной учебе другие ученики, учителя и специалисты.

В ходе изучения материала, мы увидели, что учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания.

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.

В основеобучения и воспитания учеников в школе лежит именно общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, рассказывает о происходящих событиях, вызывает переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Ученики, благодаря общению с учителем, понимают, что без целеустремленности результаты их учебы будут слабыми. Хорошие результаты появляются только в совместной работе учителя и ученика, а это регулярное выполнение домашних работ, пересказ текстов, заучивание определений, воспитание у себя умения слушать, готовить диктанты, работать со словарями.

Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.

3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА.

Мы решили узнать, как влияет на учеников длительное нахождение за компьютером.

При изучении данного вопроса мы использовали такие понятия:

1. Компьютер — это электронно-вычислительная машина, выполняющая программу. Само слово «компьютер» произошло от английских to compute («вычислять») и computer («вычислитель»).

2. Интернет — это всемирная система («паутина») объединённых компьютерных сетей.

3. Пользователи сети Интернет — это люди, использующие Интернет в качестве инструмента для решения различных задач - деловых, учебных, развлекательных.

4. Дистанционное обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии.

И начнем мы с небольшого поучительного рассказа…

На заре развития компьютеров совет директоров одного научно-исследовательского института рассматривал проект новой электронно-вычислительной машины.

- Мой компьютер, - сказал главный конструктор, - обладает замечательными свойствами. Но чтобы он работал надежно, нужно создать еще десятка два дополнительных устройств. Одни будут страховать машину, если откажут какие-нибудь ее элементы. Другие помогут справиться с непредвиденной ситуацией. Эти устройства обойдутся дорого и займут много места. Однако главное даже не это. Я пока не знаю, как создать подобные устройства. Быть может, кто-то из присутствующих подскажет идею?

- Мне кажется, я могу предложить идею такой конструкции, - после некоторого молчания попросил слова молодой инженер.

- Ее вес? - нетерпеливо спросил конструктор.

- Килограммов семьдесят пять.

- Это то, что нужно. Сколько потребуется времени на введение в строй вашей конструкции?

- Несколько месяцев.

- Потрясающе! Что же это за удивительное приспособление?

- Это… Человек…

Современный учитель понимает, что компьютерные технологии обучения прочно вошли в нашу жизнь.

Изучение и использование компьютеров дает новые возможности для улучшения учебы:

- доступ к разнообразной информации;

- включение игры;

- индивидуальный темп обучения;

- повышение интереса к получению знаний.

Казалось бы, что ещё надо? Ведь всё так хорошо складывается! Как в песне всем известного кинофильма «Приключения Электроника»:

«…До чего дошел прогресс!
Труд физический исчез,

Да и умственный заменит
Механический процесс…».

Давайте попробуем сравнить «человека с компьютером». Мы провели небольшой опрос учеников нашего класса… и вот какой результат получили.

3.1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА (РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА).

Приняли участие 29 учеников:

1.

Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение (ДО)? Да - 29 (100%)

Что использовали для выполнения задания и подготовки уроков:

4. Какие образовательные платформы вы использовали?

- Дневник.ру

- Учи.ру,

- Якласс

Все 100%

Были ли у вас технические проблемы во время прохождения дистанционного обучения?

«зависание» компьютера - 70%

плохой доступ в Интернет - 86%

Отметьте преимущества дистанционного обучения.

Отметьте недостатки дистанционного обучения.

Как вы считаете, ваши знания стали лучше или хуже на дистанционном обучении?

20% опрошенных ребят согласились с заменой учителя на дистанционное обучение. 57% отметили «возможность учиться в удобном режиме», как преимущество. 31% понравилась возможность учиться в домашних условиях. Практически все пожаловались на технические проблемы при изучении материалов. Но при этом же 38% не увидели особых преимуществ в дистанционном обучении, а 14% особых недостатков.

Далее 45% ребят в опросе к недостаткам дистанционного обучения отнесли «…отсутствие живого общения с учителем…», при этом 80% опрошенных заявили, что компьютер не может заменить учителя, и 80% то, что к недостаткам дистанционного обучения относится «…отрицательное влияние на здоровье: зрение, позвоночник, нервную систему…». И в заключении большинство (83%) пришло к выводу, что «…при обычном обучении знания лучше…».

Как мы видим, даже при всем желании облегчить себе ученическую жизнь, здравый смысл взял вверх, и большинство озаботилось проблемами своего здоровья.

Опрос родителей показал следующие результаты:

Может ли компьютер заменить учителя?

Нет – 100%

Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение (ДО)?

Да – 100%

Что использовали дети для выполнения задания и подготовки уроков?

Какие образовательные платформы вы использовали?

Были ли у вас технические проблемы во время прохождения дистанционного обучения?

Преимущества дистанционного обучения по мнению родителей.

Отметьте недостатки дистанционного обучения.

Как вы считаете, результаты обучения при использовании ДО лучше или хуже, чем при обычном способе обучения?

Чем же вреден компьютер?

Длительная работа за компьютером (что и происходит при дистанционном обучении), способна повысить риск появления ряда заболеваний.

Во-первых, при длительной работе за компьютером глазные мышцы перенапрягаются, человек гораздо реже моргает, роговица не увлажняется должным образом, появляются боль в глазах, ухудшается четкость зрения и двоится в глазах.

Во-вторых, сидя за компьютером, ученик (и учитель, тоже) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре. Из-за стесненной позы возникают напряжение шеи, мышц головы, рук и плеч, проблемы с позвоночником. Люди, длительно работающие с компьютером, подвергаются заболеваниям суставов кистей рук (так называемый туннельный синдром). При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

В-третьих, это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Дистанционное обучение требует огромного напряжения, которого практически не бывает при очном обучении.

Психологическое здоровье ученика находится на стадии формирования, поэтому дистанционное обучение может стать причиной нарушений психического и умственного развития детей. В одной из работ Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России говорится, что «…современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения…».

4. УЧЕНИК-КОМПЬЮТЕР-УЧИТЕЛЬ.

Хотим мы того или нет, уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети.

При дистанционном обучении в связь «учитель – ученик» вводится новое звено – компьютер, а в сознание школьника – компьютерное обучение.

Может ли активно использоваться персональный компьютер с целью повышения эффективности обучения?

Существует много отрицательных моментов применения компьютеров в обучении.

Самостоятельное обучение. Ученики особенно младшего школьного звена не в состоянии проанализировать огромные объемы материала на учебных ресурсах. И усвоить его они не могут.

Рассеивание внимания. Часто запутанные и сложные способы изложения предмета могут стать причиной отвлечения ученика от материала. Большое количество ссылок на ресурсе способствует соблазну перейти по ним во время изучения материала. А вернуться потом к изучению ученикам уже очень непросто.

Отсутствие выборочной «обратной связи». «Обратная связь» учебного ресурса ограничивается контролем ответов на уровне «правильно-неправильно» и не предоставляет объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Не все дети понимают объяснения в школе, некоторым стоит повторять и разъяснять в другом ключе. При дистанционном обучении стало невозможно задать вопрос учителю после урока, или спрашивать удавалось в рамках беседы в мессенджерах, но это уже не то объяснение, которое возможно провести в школе.

Проблемы прочтения информации с экрана компьютера. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть полностью прочтены, удобнее читать на бумаге.

Наличие техники в семье. Если в семье несколько детей технически не все члены семьи оснащены собственным компьютером, планшетом или телефоном для каждого ребенка. Детям приходилось заниматься по очереди. Если учитель объясняет новый материал и у учащегося нет возможности подключиться, ученик изучал данный материал самостоятельно.

Самоорганизация. По данным опроса образовательной компании Maximum Education 49% школьников посчитали онлайн-обучение дополнительными каникулами. В школу ходить не нужно, а значит можно не вставать к определенному часу и не выходить на онлайн урок. А можно сослаться на отсутствие возможности подключиться к уроку — не было интернета или света.

По словам многих российских педагогов, компьютерные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет.

«Компьютер не заменит живое общение учителя и ученика» - сказал председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в июле 2020 года.

5. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Казус дистанционного обучения: успеваемость повысилась, а качество понизилось.

Мы взяли у классного руководителя данные по успеваемости учеников нашего класса перед уходом на дистанционное обучение и данные за сентябрь 2020/2021 учебного года. Проанализировали их, и вот что у нас получилось.

Ученики через поиск в интернете повысили свои оценки к концу учебного года, ведь сейчас много ресурсов с готовыми домашними заданиями. Улучшили успеваемость на бумаге.

С приходом в школу детей в сентябре стало видно, что при общем улучшении успеваемости в конце прошлого учебного года уровеньзнаний,наоборот, упал. Повышение оценок не означало достаточное усвоение школьного материала.

Нам стало интересно, только в нашем классе такая ситуация? Вновь обратились к Интернету. В результате опроса, проведенного образовательным ресурсом «Учи.ру», в котором приняли участие 3500 учителей, лишь 9% педагогов думают, что ученики легко приспосабливаются к нововведениям, а большинство считает, что переход на дистанционный формат вызывает у детей затруднения, которые отражаются на успеваемости. Также считают и школьники. По данным «Известий», больше половины школьников (58%) уверены, что дистанционное обучение ослабило уровень их подготовки.

Эксперты Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования выяснили, как дистанционное обучение может сказаться на учебе, если оно продлится более 3 - 6 месяцев.

В большей степени переход на «дистанционку» окажет влияние на результаты детей, которые готовились пойти в первый класс, а также на учащихся 1 - 4-х классов начальной школы.

Как объяснили специалисты, это связано с тем, что в данный период в силу возрастных и психоэмоциональных особенностей для формирования грамотности детям нужен контакт с учителем, который возможен пока лишь в видеоформате. Дети, обладающие самоорганизацией и мотивацией, не потеряют уровень знаний и не снизят свою успеваемость независимо от формата обучения, а дети, которым сложно себя организовать, значительно потеряют в знаниях. Переход на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса негативно сказался на успеваемости российских школьников, уверены эксперты, учителя и ученики.

Дистанционные занятия не могут заменить уроки, проводимые в школах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня сложно представить себе жизнь без наличия в ней компьютера, подключенного к сети Интернет. Компьютеры есть у нас и в офисах, и в домах, и в школах. Но не стоит забывать, что каким бы хорошим помощником не был компьютер, он может нанести непоправимый вред физическому и психическому здоровью ученика! При этом не стоит полностью отказываться от компьютера. Использование компьютера в школе и дистанционное обучение, должны быть лишь дополнительным способом обучения и использоваться в случае крайней необходимости. Ничего не заменит живое общение ученика и учителя.

Гипотеза подтвердилась: компьютер не может заменить учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и научная литература:

1. Блоховцева Г.Г. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016.

2. Гринченко Н.А. Показатели культуры здоровья обучающихся в образовательной школе. Международный научный журнал «Символ науки», №10-2/2016.

3. Митрофанов К.Г., Зайцева О.В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции. Вестник, 2009, Выпуск 10(88).

4. Скоркин О.А. Здоровье школы. Педагогика и просвещение, 2012.

5. «Молодой учёный». Международный научный журнал № 14 (148), 2017.

6. Формационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / перевод с англ. Майкл Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк и др. М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2006.

7. Человек или машина. Журнал «Знак вопроса», № 2, 1989.

Интернет-источники:

1.Влияние удаленного обучения на успеваемость школьников https://iz.ru/995125/2020-04-03/eksperty-otcenili-vliianie-udalennogo-obucheniia-na-uspevaemost-shkolnikov

2.Как и почему изменилась успеваемость учащихся за период онлайн обучения?

https://zen.yandex.ru/media/skyteach/kak-i-pochemu-izmenilas-uspevaemost-uchascihsia-za-period-onlain-obucheniia-5ee0be060cd9402a9e2b3d4c

3.Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений «Учитель- ученик».

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/02/26/metody-i-priyomy-organizatsii

4.Опыт дистанционного проведения контроля успеваемости и аттестации учащихся в условиях пандемии

https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-distantsionnogo-provedeniya-kontrolya-uspevaemosti-i-attestatsii-obuchayuschihsya-v-usloviyah-pandemii/viewer

5. Отношение в системе «ученик – учитель» в новой школе https://www.maam.ru/detskijsad/otnoshenija-v-sisteme-uchenik-uchitel-v-novoi-shkole.html

6. Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися http://yamal-obr.ru/articles/uchitel-i-uchenik-sistema-vzaimootnoshen/

7. Функции педагогической деятельности  https://studme.org/141401135520/psihologiya/funktsii_pedagogicheskoy_deyatelnosti

Просмотров работы: 1246