ВВЕДЕНИЕ
Ещё с дошкольного возраста я знала, что зубы необходимы человеку для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Плохо пережёванная пища может вызывать дискомфорт и даже боль в животе.
Посещая логопеда в детском саду, я для себя уяснила, что произношение многих звуков происходит с участием зубов (например: [д], [з], [л], [с], [т]). Визит к стоматологу по поводу небольшого дефекта на зубной эмали закончился лечением кариеса. Ольга Викторовна, мой врач-стоматолог, объяснила, что это постоянный зуб и поэтому я должна быть очень внимательна к гигиене и питанию, чтобы сохранить зубки здоровыми и не допустить их потери. Она дала мне несколько рекомендаций по уходу за зубами и правильным питанием.
Меня заинтересовала эта тема, я начала изучать вопрос сначала с детской энциклопедии, а затем мы вместе с мамой стали использовать другую литературу и интернет – ресурсы.
Вопрос сохранения здоровья зубов оказался хорошо изучен, мы нашли много интересной и полезной информации. Я поставила перед собой
Цель:
Разобраться в причинах возникновения зубной боли.
Задачи:
1.Изучить строение зубов.
2. Выявить причины, вызывающие заболевания зубов.
3. Провести исследования и проанализировать полученные результаты.
4. Провести анкетирование одноклассников по теме ухода за зубами.
5. Сделать выводы.
Для достижения цели и поставленных задач я решила внимательно изучить теоретическую сторону этого вопроса, провести ряд наглядных экспериментов и провести опрос (анкетирование) на базе своего класса.
Из полученных данных я смогу сделать выводы и поделиться полученной информацией со своими одноклассниками.
Обозначу факторы, отрицательно влияющие на состояние зубов. Разработаю памятку с рекомендациями по уходу за зубами.
Ведь как показал осмотр стоматолога в школе, больше половины учеников нуждаются в лечении зубов. А поскольку зубы уже постоянные, я думаю, что эта тема будет интересна всем и актуальна всегда. Каждому из нас приятно видеть вокруг себя красивые улыбки, демонстрирующие здоровые, ровные, белые зубы.
1.СТРОЕНИЕ ЗУБОВ
Зуб — это живой орган, который состоит из мягких и твердых тканей и имеет три основные части: коронку, шейку, корень (рис.1).
Рисунок 1 Строение зуба |
Коронка - та часть зуба, которую мы видим во рту. Шейказуба — место перехода коронки в корень. Корень - часть зуба, погруженная в челюсть. Коронку зуба покрывает эмаль. Она является самой твердой тканью в организме человека. Твёрдость зубной эмали определяется высоким |
содержанием в ней неорганических веществ (до 97 %), главным образом кристаллов гидроксиапатита. Гидроксиапатиты очень восприимчивы к кислотам и начинают заметно разрушаться при pH <4,5 (слюна обладает pH от 5,6 до 7,6) [1].
Под слоем эмали лежит менее твёрдый, но тоже очень прочный слой дентина. Вот его и высверливает острым бором стоматолог, когда в эмали появляется дырочка и её нужно закрыть пломбой.
Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены: зубной нерв и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. Воспаление пульпы вызывает зубную боль.
Состав эмали акул очень схож по своему составу с эмалью зубов человека, только, в отличие от акул, человек лишь один раз в жизни меняет свои зубы на новые [5].
Мы, конечно же, не помним, как у нас появились первые «молочные» зубки (название «молочных» они получили благодаря древнегреческому врачевателю Гиппократу, который считал, что первые зубы образуются из молока матери), но как ни с того ни с сего они начали выпадать, один за другим, а на их месте стали расти новые, уже постоянные зубы, мы помним хорошо: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней (рис.2). Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда.
Зубы — жизненно важная часть нашего организма, без них мы не смогли бы пережёвывать пищу и удерживать её во рту, образовывать звуки речи [3].
Рисунок 2Зубы |
Зубы бывают разных видов: клыки, резцы, коренные и все они выполняют свои функции: резцы – откусывают, режут пищу; коренные зубы пережевывают, перетирают пищу; клыки помогают откусить особенно твёрдый и вязкий кусок. |
Рисунок 3 Слюнные железы |
Слюна вырабатывается слюнными железами в объёме 1,5-2 литра [2] в сутки и выполняет несколько функций (рис.3): смачивает пищу и уже во рту начинается всасывание некоторых питательных веществ; |
частично смывать остатки пищи с зубов;
увлажняет ротовую полость, не даёт твёрдой пище травмировать язык, слизистую поверхность, зубы;
защищает зубную эмаль от слишком щелочной или кислой пищи (противокариозное действие слюны состоит в нейтрализации органических кислот, что обеспечивается в основном гидрокарбонатом слюны) [2];
слюна содержит антибактериальные вещества.
2.ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА, ВЫЗЫВАЮЩАЯ ЗАБОЛЕВАНИЕ ЗУБОВ
Уже через 20 минут после приема пищи зубы покрываются невидимой глазу плёнкой. Она является основой для дальнейшего образования зубного налёта, который постепенно превращается в зубной камень (рис.4). Микроорганизмы прикрепляются к этой плёнке и начинают активно размножаться, выделяя кислоты, которые разрушают поверхность эмали, и провоцируют развитие кариеса. В остатках пищи, которые застряли между зубов, так же размножаются бактерии. Кариес является самым распространённым заболеванием зубов в мире (рис. 5).
Рисунок 5 Кариес зуба Рисунок 4 Зубной налёт и зубной камень
В старину это заболевание называли костоедой. В некоторых странах от кариеса зубов страдает до 90% населения. В нашей стране кариес встречается у 70% детей в возрасте 8-12лет [6].
Болеть зуб начинает тогда, когда кариес, разрушающий зуб, доходит до пульпы и развивается её воспаление. Если вовремя не обратиться к врачу, то это может привести к потере зуба.
Таким образом, можно сделать вывод, что при плохо очищенных зубах происходит образование мягкого зубного налёта, который превращается сначала в твёрдый налёт, а затем в зубной камень. В зубном камне определяется до 50% кальция, до 30% неорганического фосфата и около 0,5% магния [4]. Образовавшийся зубной камень способствует развитию кариеса. На развитие кариеса могут влиять и другие факторы (Таблица 1).
Факторы, которые способствуют развитию кариеса
Таблица1
1. Неправильный прикус. |
2.Недостаточное количество, вырабатываемой слюны. |
3. Кислотно-щелочной баланс полости рта |
4. Большое количество сладкой или кислой пищи. |
5.Сильное сжимание челюстей, во сне или во время бодрствования. |
6.Недостаток полезных веществ. |
7.Наследственные факторы (повышенная склонность к заболеванию кариесом, слишком мягкая или слишком твёрдая эмаль и др.) |
8. Механическое повреждение зубной эмали. |
9. Нерегулярный или неправильный уход за зубами. Отсутствие гигиены языка |
Изучив основные факторы, влияющие на возникновение заболеваний зубов, я для себя сделала вывод, что у наших зубов есть три основных врага, с которыми мы можем и должны активно бороться:
Враг №1 – это зубной налёт. Процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса [3]. В наше время ухаживать за полостью рта можно разными способами: при помощи зубной пасты и щётки, зубной нити, ополаскивателей, ирригаторов. Очень важно уделять внимание чистоте языка. Его тоже следует очищать от налёта при помощи специальных щёточек или обратной стороны головки зубной щётки. Налёт на языке - это одна из причин неприятного запаха изо рта.
Враг №2 - сахар и продукты его содержащие. Сахар является хорошей пищей для бактерий, а в результате их жизнедеятельности образуется молочная кислота. Она разрушает зубную эмаль и дентин. Возникает воспаление пульпы. Нерв на это реагирует, и зуб начинает нестерпимо болеть.
Враг №3 – недостаток кальция и фтора. Недостаток этих минералов делает зубную эмаль тонкой и хрупкой. Это может приводить к появлению трещин и сколов на эмали. В таких проблемных местах может развиться кариес.
Сделав такие выводы, я решила провести эксперименты, наглядно показывающие, что происходит с эмалью зубов при воздействии кислот и как травмируется эмаль при резких перепадах температур.
В качестве модели зуба в своей работе я использовала куриное яйцо. Его скорлупа, так же как и эмаль зубов, содержит много кальция и она при кажущейся хрупкости достаточно твёрдая.
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
3.1. Изучение растворимости солей кальция в кислотах.
Оборудование:2 стакана, 2 куриных яйца, раствор 9% уксуса, ложка, зубная паста с содержанием кальция, зубная щётка, средства защиты при работе с едкой жидкостью (очки, перчатки).
Проведение опыта:
Возьмём два куриных яйца. Их скорлупа будет выполнять роль модели зубной эмали, так как основным компонентом скорлупы (около 95 %) является кальцит -это неорганическая карбонатная фаза [7].
Одно из яиц обработаем зубной пастой, с содержанием кальция. Яйца помещаем в стаканы с 9% уксусом. На стакан, с обработанным пастой яйцом, наносим маркировку (рис.5).
Рисунок 5 Этапы проведения опыта на растворимость кальция в кислотах
Уже через 1 минуту наблюдаем выделение пузырьков на поверхности уксуса. Это свидетельствует о химической реакции с выделением газообразных веществ. Через 12 часов оцениваем результат (рис.6).
Рисунок 6 Оценка результатов опыта
Яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягким, вместо скорлупы осталась лишь тонкая плёнка, при надавливании она лопнула (рис.6). Кальций, содержащийся в скорлупе и делающий её твёрдой, растворился. Яйцо, которое я обработала зубной пастой с содержанием кальция, осталось твёрдым.
Вывод:
Зубная паста способствует защите зубов от агрессивного действия кислот, не позволяя им вступить в химическую реакцию с содержащимся в эмали кальцием.
3.2. Определение уровня кислотности слюны (рН слюны)
Оборудование:
индикаторные полоски, конфета, жевательная резинка без сахара, зубная нить, зубная щётка, зубная паста, шкала кислотности (рН шкала).
Рисунок 7 Шкала кислотности с расшифровкой значений |
Проведение опыта: На индикаторную полоску нанесём капельку слюны: после сна, не почистив зубы; после приёма пищи; после использования жевательной резинки без сахара; после того, как зубы были почищены. Через 30 секунд сравниваем цвет окрашенного тест-индикатора со значением рН шкалы (рис.7) [2]. |
утром, перед тем как почистить зубы |
через 20 минут после того, как съела конфету |
после использования жевательной резинки |
после того, как зубы были почищены зубной пастой |
Рисунок 8 Индикаторные полоски после нанесения на них слюны
Оценка результата опыта:
Нормальная кислотность слюны рН=7,0 – 7,5 [3].
Рисунок 9 Результаты проведенных исследований
Вывод:
На диаграмме видно (рис. 9), что после еды и после сна кислотность повышенная, так как бактериями было выделено большое количество молочной кислоты и кислотно-щелочной баланс сместился в кислую сторону.
При использовании жевательной резинки без сахара после еды, кислотность практически в норме, так как выделяющаяся при жевании слюна смывает остатки пищи и не даёт образовываться зубному налёту.
Использование зубной нити и зубной щётки позволили лучше всего очистить зубы и тем самым предотвратить чрезмерное образование молочной кислоты.
3.3. Действие низких и высоких температур
Оборудование:
2 куриных яйца, 2 тарелки, ложка, холодная вода со льдом, горячая вода, термометр для измерения температуры воды, морозильная камера, чайник с кипятком, увеличительное стекло.
Проведение опыта:
Яйцо №1 я поместила в морозильную камеру на 30 минут, а затем перенесла его в тарелку и поливала из чайника кипятком, создавая тем самым резкий перепад температур.
Для другого яйца были созданы менее экстремальные условия: я перемещала поочерёдно из тарелки с горячей водой в тарелку с холодной водой со льдом.
Рисунок 10 Проведение опыта с контрастными температурами
Оценка результата опыта:
При помощи увеличительного стекла я рассмотрела сначала яйцо, которое окунала попеременно в тарелки с контрастной температурой воды. На нём я обнаружила 2 маленькие трещинки размером 1-2 мм.
На яйце №1, которые испытывало более экстремальные температуры я обнаружила 3 трещинки размером 2-3 мм.
Вывод:
Опыт наглядно показал как чередование слишком горячей и слишком холодной пищи или напитков может вызвать микротравмы поверхности зубов, так же как и на яичной скорлупе, которая была использована в эксперименте.
3.4. Анкетирование учеников 4 «А» класса
Я провела опрос своих одноклассников с использованием анонимных анкет. В опросе участвовало 24 человека. В анкете было 4 вопроса (рис. 11):
Рисунок 11 Результаты анкетирования
Вывод:
Результаты опроса показали, что все ученики нашего класса знают и выполняют рекомендации стоматологов. 19 из 24 ребят чистят зубы утром и вечером и лишь 5 человек чистят зубы 1 раз в день.
Зубной нитью, к сожалению, пользуется только 4 человека, остальные ребята этого не делают, поэтому до 40% поверхности зубов остаётся до конца не очищенной.
Регулярно, 2 раза в год посещают стоматолога 11 человек, 10 человек бывает у врача редко, а вот трое ребят, наоборот, часто.
Лакомиться сладостями, грызть семечки, орехи и леденцы готовы все без исключения одноклассники.
Мы с моим учителем, Ларисой Евгеньевной, разработали памятку по уходу за зубами и провели занятие с демонстрацией презентации для более наглядного восприятия информации.
4.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ
ПАМЯТКА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ
1. Чистить зубы надо утром после завтрака, и вечером перед сном не менее 2-3х минут. После окончания промытой щёткой провести 2-3 раза по поверхности языка и прополоскать рот.
2. Каждый зуб надо чистить со всех сторон.
3. Щётка должна быть средней жёсткости.
4. Менять щетку следует не реже 4-х раз в год.
5. Пользуйтесь не только щеткой, но и зубными нитями.
6. После каждого приёма пищи используйте специальную пенку, которая растворит мягкий зубной налёт.
7. При выборе нужной именно для вас зубной пасты вам поможет ваш стоматолог.
8. Сладости лучше заменить по возможности молочными продуктами, фруктами, овощами.
9. После употребления сладкого обязательно нужно прополоскать рот водой или почистить зубы.
10. Исключить приём сладкого перед сном.
11. Два раза в год посещайте стоматолога, который поможет вам ответить на все возникшие вопросы и окажет профессиональную помощь [3,6].
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над исследованием была интересной. Мне понравилось проводить эксперименты, наблюдать за ходом опыта, делать выводы. Я узнала много полезной информации и смогла на практике закрепить полученные теоретические знания.
На крепость зубов влияют такие независящие от нас факторы как, как генетика, экология, возраст. Однако у нас есть те средства контроля за здоровьем зубов, использовать которые целиком и полностью в наших силах - это гигиена и привычки питания.
Работая над проектом, я узнала, что зубная паста укрепляет зубы. Тщательная гигиена полости рта, использование специальных стоматологических пенок или полоскания обычной водой после еды не даёт болезнетворным бактериям изменить кислотно-щелочной баланс в полости рта и тем самым предотвратить процесс разрушения зубной00эмали. Правильно подобранная пища обеспечивает достаточным количеством фтора и кальция, отвечающих за здоровье зубов.
Из результатов анкетирования стало понятно, что большинство моих одноклассников знают правила гигиены, способы ухода за зубами и походы к стоматологу осуществляют регулярно.
Я с удовольствием поделилась моими новыми знаниями со своими одноклассниками, так же привела примеры интересных фактов про зубы. Например: память и количество утерянных зубов напрямую зависят друг от друга, чем больше утеряно зубов – тем хуже память (такое открытие сделали японские ученые); правша преимущественно пережёвывает пищу на правой стороне зубного ряда, а левша на левой; в Китае 20 сентября отмечается праздник «День любви к зубам».
С хорошим уходом, правильным питанием и любовью к своим зубам наши походы к стоматологу будут только плановыми и ограничатся простым осмотром, а красивая улыбка во все времена была маркером здоровья и привлекательности.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Википедия: [Веб-сайт]. https://ru.wikipedia.org/wiki /Зубная_эмаль/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Просмотрено: 05.09.2020г.
Вавилова Т.П. «Биологическая химия. Биохимия полости рта» / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – с.560.
Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний/ – М., 2001. – C. 115-122.
Леус П.А. Отложения на зубах. Роль зубного налета в физиологии и патологии полости рта: учеб.-метод. Пособие /Минск: БГМУ-2007г. – с.32
Научно-популярный электронный журнал «Бутылка клейна» [сайт]. https://profobr27.ru/journal/estestvoznanie/ Просмотрено: 05.09.2020г
СМ-Доктор: [сайт]. https://www.smdoctor.ru/disease/karies/ Кариес Просмотрено:15.09.2020г
ФГБНУ Центральная научно-сельскохозяйственная научная библиотека [сайт]. http://www.cnshb.ru/AKDiL/0062/base/RS/000488.shtm/Скорлупа яиц/ Просмотрено:17.09.2020г