Введение.
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила, в нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!
Хлебушко, хлебушек – так ласково называли наши предки главный продукт на столе – хлеб. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. И в современное время хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Но часто ли мы задумываемся о том, какой хлеб мы едим? Каким на вкус должен быть настоящий хлеб? Как приготовить в домашних условиях хлеб? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам принять участие в моем проекте, который сформирует представление о содержании труда людей, которые участвуют в появлении хлеба на наших столах, поможет воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну богаче. Мы знаем, что в хлебе заложен труд земледельцев, в нем пот и кровь предков.
Я решила реализовать проект под названием “Хлеб – всему голова”. Хлеб - общее богатство, и мы должны испытывать к нему уважение! Мною была поставлена цель и задачи, гипотеза, которую необходимо было доказать. В проекте представлены вопросы для социологического опроса, а также их результаты, итоги наблюдения за отношением современных школьников к хлебу. Представлен материал, собранный при работе над проектом, создана презентация, иллюстрирующая все этапы и результат работы.
Объект исследования: продукт питания - хлеб.
Цель проекта: Воспитывать бережное отношение к хлебу, формировать нравственные жизненные принципы у младших школьников во взаимодействии с природой и окружающей средой
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ЗАДАЧИ:
Изучить историю создания хлеба.
Найти пословицы и поговорки о хлебе.
3.Проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба.
4. Выяснить осведомлённость учеников о хлебе и их отношение к этому продукту.
5. Провести эксперимент по выпечки хлеба в различных условиях.
6. Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время.
7. Донести до школьников информацию о необходимости бережного отношения к хлебу.
8. Развивать познавательную активности учащихся в изучении материалов по данной теме и воспитывать уважительное отношении к труду людей, выращивающих рожь, пшеницу, овес, ячмень.
7. Создать электронную презентацию.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Знают ли ученики нашей школы историю появления хлеба?
2. Как относятся к проблеме бережного отношения к хлебу?
3. Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ученики нашей школы?
Вопросы исследования:
1. Как выращивают хлеб?
2. Из чего делают хлеб?
3. Какие питательные вещества, витамины содержит хлеб и чем он полезен?
4. В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?
5. Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны. 6. Народные традиции, связанные с хлебом.
Актуальность проблемы: отношение людей к хлебу вообще и учеников нашей школы в частности. Мы каждый день едим хлеб, но никому в голову не приходит мысль о том, что это не просто самый распространённый продукт, а одно из величайших чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий. Часто дети не знают цену хлебу, относятся к нему как к ненужному предмету, выбрасывают остатки, не задумываясь о том, какой нелёгкий путь прошёл каждый кусочек хлеба и что он значил для людей в тяжёлые годы войны.
В начале работы была сформулирована следующая гипотеза: «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему».
Основная часть.
В работе использовались как теоретическое исследование, так и практическая работа.
1 этап проекта: теоретическое исследование.
2.1. История хлеба.
Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? Многие из нас не задумывались: «Что такое хлеб?» У меня возникло несколько предположений:
- Я думаю, хлеб это не только те батоны, которые мы покупаем в магазине. - Наверное - это и мука, из которой пекут хлеб.
- А может быть это и поле, засеянное пшеницей или рожью.
- А что, если это другие изделия, выпеченные из муки.
Из словаря Ожегова я узнала, что хлеб:
1) колосовые растения с мучнистыми зернами;
2) пищевой продукт, выпекаемый из муки;
3) плоды, семена злаков, перемолотые в муку.
С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в 16-17 веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий.
Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения. В энциклопедии я прочитала, что более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях. Археологи установили, что первый хлеб был в виде каши; затем начали из каши выпекать лепёшки. Помимо зерновой каши, лепёшек наши предки научились отделять зёрна от колосьев и жарить их.
Хлеб всему голова, ведь большинство современных видов хлеба были известны еще в античном мире. Греческие города имели уникальные рецепты и устраивали ярмарки и соревнования. Римская знать предпочитала белый пшеничный хлеб с добавлением молока, яиц и сливочного масла. В тесто добавляли сыр, лук, мак, мёд, орехи и множество других добавок. Люди среднего достатка ели хлеб из овсяной, ячменной, ржаной и просяной муки. Беднякам приходилось использовать муку из желудей. Именно в то время у слова «хлеб» появилось переносное значение: пища, основа жизни. В молитвах упоминается «хлеб наш насущный». До сих пор мы говорим: «зарабатывать на хлеб».
В средневековой Европе хлеб был основной пищей бедняков. Правящим классам приходилось держать цены на хлеб на минимальном уровне, чтобы предотвратить голодные бунты. На столах знати черствый хлеб использовался как тарелки для мясных блюд. После обеда «тарелки» отдавали слугам или собакам. Только в 15 в. хлебные тарелки заменили деревянными.
Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном ряду с золотом и солнцем.
В России желанных гостей встречают «хлебом – солью». Гости должны поцеловать хлеб. Издавна на Руси существует обычай: на свадьбу мать жениха встречает молодых караваем – символом богатства и благополучия.
На протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб – тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменили полярность. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные.
Виды хлеба:
Хлеб всему голова, сколько людей, столько и мнений, а сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри. В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине. В некоторых финских семьях дрожжевое тесто для закваски передается из поколения в поколение. Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек. Неудивительно, что немцы едят больше хлеба на душу населения, чем жители других стран. В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. Наан выпекается в тандыре. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Не зря в народе говорят:
Хлеб – всему голова!
Пот на спине – так и хлеб на столе.
Хлеба ни куска и стол доска.
Горька работа, за то сладок хлеб.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Хлеб – кормилец.
Хлеб в человеке – воин.
Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».
Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Обряды. Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная пища. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования. Таков древний обычай приветствовать гостей хлебом – солью. Каравай означает богатство и достаток, а соль древний символ охраны дома от пожара.
Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.
Хлеб войны.
Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ». В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран. Тяжёлого хлеба, Блокадного хлеба 125 грамм. (Р. Рождественский). Есть рисунок одного ленинградского мальчика. Он нарисовал его в дни блокады. Везде, по всем углам странички были нарисованы разрушенные дома. Только в центре – булка. Но он не видел булок, он знал только хлеб, который выпекали в дни блокады.
В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся, мало доступным. Как приходит хлеб на стол. Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе люди долго и упорно потрудились на земле.
Выращивание хлеба.
Веками вырабатывались умение и навыки хлеборобов. Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.) Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет. Сначала землю нужно подкормить удобрениями и вспахать, перемешивая удобрения с землей.
Затем землю нужно пробороновать, чтобы не было комков. (Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.) И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! После посева надо постоянно обрабатывать почву, защищать посев от вредителей. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Но вот зерна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят большие машины – комбайны. Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Муку отправляют на хлебозавод, где и выпекают хлеб.
Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу. Как пекут хлеб. Заглянув в интернет, я узнала, что выпекался хлеб обычно из традиционного сырья – ржаной муки (позже пшеничной, ячменной), воды и соли, а в качестве закваски применялось спелое (кислое) тесто, содержащее молочнокислые бактерии. Национальным хлебом в России всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки. Белый же хлеб появился в России только во второй половине 19 века. Старейшим видом белого хлеба являлся московский калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок. Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич».
Чем полезен хлеб.
В нем нет консервантов, он натуральный на 100% продукт. По подсчетам ученых-медиков взрослый человек съедает в день около 500 гр. хлеба, а при тяжелой физической работе около 800 гр. хлеба. Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках 30 - 40% - в углеводах.Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека получается из хлеба. В нем много минеральных солей и витаминов. Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. Наиболее ценным считается цельно зерновой хлеб, хлеб из муки грубого помола и с высоким содержанием отрубей, так как витамины содержатся в основном в оболочках и зародышах зёрен.
На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Чувство насыщения после небольшого количества хлеба объясняется глютаминовой кислотой, которой особенно богат пшеничный хлеб. Неудивительно, что несколько веков назад люди ели намного больше хлеба, чем мы сейчас. По статистике, в начале 20 века в России потреблялось около килограмма хлеба в сутки на человека, а современный человек обходится 100-200 граммами хлеба. Конечно, нам стали доступны многие продукты, неизвестные людям прошлого века, но с другой стороны, люди намеренно ограничивают потребление хлеба из-за боязни лишних углеводов. Действительно, при неактивном образе жизни можно легко поправиться с помощью хлеба и булок. При физических нагрузках хлеб необходим. Людям, заботящимся о фигуре, рекомендуется обратить внимание на хлеб с добавлением соевой муки, которая содержит больше белков и меньше углеводов. Свежий хлеб, безусловно, вкуснее. Многие не едят даже слегка зачерствелый. Однако надо помнить, что свежий хлеб, тем более еще теплый, отягощает деятельность желудка, плохо переваривается. Его не рекомендуют даже здоровым людям, и он должен быть совершенно исключен из питания тех, кто страдает заболеваниями желудка или кишечника. Им полезен хлеб вчерашний или подсушенный.
Таким образом, в результате проделанных мною исследований мои предположения оказались не ошибочными. Хлеб - это основа нашего питания, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его. Ведь не даром говорят: «Хлеб - всему голова!»
Проведение анкетирования и обработка данных.
В нашей школе было проведено наблюдение, с целью выявления бережного отношения к хлебу. На обед ученикам школы было предложено по кусочку хлеба.
Из 18 человек:
полностью съели хлеб -10 учеников,
по половинке хлеба – 8 учащихся,
0- ребят не притронулись к хлебу.
Исходя из данного наблюдения, можно сделать следующий вывод, что основная часть ребят бережно относятся к хлебу, съедают его, не оставляя.
Анкетирование «Хлеб в жизни человека».
Я провела анкетирование среди взрослых людей и учеников нашего класса. Всего опрошено 26 человек. Цель анкетирования: проанализировать использование, применение, отношение к хлебу.
Вопросы для анкетирования:
Выпекаете ли вы сами хлеб?
Какие другие мучные изделия вы делаете?
Как вы используете черствый хлеб?
Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба?
Какие сорта хлеба вы знаете?
Как часто вы употребляете хлеб?
Результаты анкетирования.
Анкетирование показало, что:
Выпекаете ли вы сами хлеб?
Да-14чел., нет-12 чел.
Какие другие мучные изделия вы делаете?
Пироги, рогалики и т.д. -22 чел., не пекут-4 чел.
Как вы используете черствый хлеб?
Сушат сухари-5чел., покупают столько, чтобы съесть-6 чел., отдают животным (курам, свиньям и т.д.)-15 чел., выкидывают-0 чел.
Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба?
От муки-4чел., от пшеницы-8 чел., от дрожей-1 чел., от выпекания-4 чел., не знают-9 чел.
Какие сорта хлеба вы знаете?
Белый-14 ч., черный-13 чел., бород.-6 чел., не знают-2 чел.
Как часто вы употребляете хлеб?
В небольшом количестве-1 чел., ежедневно-18 ч., несколько раз в день-5 чел., редко-2 чел., не едят-0 чел.
Результаты проведенного анкетирования показали, что ребята не знают процесс приготовления хлеба, различают сорта хлеба, рационально используют хлеб.
2 этап проекта. Исследовательская работа. Участие в эксперименте.2.7. Использование различных технологий для выпечки хлеба. Выпечка хлеба в домашних условиях под руководством взрослых.
Состав хлеба:
Мука – главная составляющая часть хлеба. Пшеничная мука с высоким содержанием глютена используется для приготовления пышного и эластичного теста. Кроме глютена, пшеничная мука содержит водорастворимые белки (альбумин, глобулин). Кроме пшеницы, для выпечки хлеба используются рожь, ячмень, кукуруза, овес, гречка.
В качестве жидкости для приготовления теста обычно выступает вода, но может использоваться и молоко. В некоторых сортах хлеба в качестве добавок используются фруктовые соки и пиво. Количество жидкости для дрожжевого теста обычно в 3 раза меньше объема муки.
Дрожжи – традиционная закваска для теста. Для приготовления теста и брожения алкогольных напитков используется один и тот же штамм дрожжей. Без дрожжей хлеб не будет легким и пористым, так как именно дрожжи превращают сахар и другие углеводы в двуокись углерода. После добавления дрожжей тесто оставляют на несколько часов подняться. Для улучшения вкуса тесто несколько раз сминают и оставляют подниматься снова. В сладкой выпечке роль разрыхлителя играет сода. В промышленности вместо дрожжей используется пекарский порошок. В конце 19 века появилась технология аэрации теста углекислым газом под давлением. Сейчас аэрированный хлеб не выпускается.
Для улучшения вкуса и структуры хлеба используются добавки: животные или растительные жиры, яйца. Для сокращения времени созревания теста используются аскорбиновая кислота и другие вещества.
Большинство современных хлебов выпекается с использованием закваски. Бездрожжевой хлеб используется в сакральных целях в иудаизме и христианстве. Во время спешного исхода евреев из Египта у них не было времени приготовить дрожжевой хлеб, поэтому в память об Исходе на еврейскую Пасху принято есть мацу - без дрожжевой хлеб. В христианских храмах причастие проводится с помощью пресных лепешек, символизирующих тело Христа.
К сожалению, хлеб из магазина не всегда радует нас вкусом. Люди старшего поколения, вспоминая вкус домашнего хлеба, делают сравнения не в пользу современного. Выпечка хлеба в духовке по силам не каждой хозяйке, ведь это требует сноровки и времени, да и современные духовки больше приспособлены для пирогов и кексов, чем для хлеба. Однако, Вильям Похлебкин (историк-исследователь продуктов и кухонь народов мира) считал, что испечь хлеб – самое простое по кулинарной логике действо, доступное каждому. За 10-15 минут можно испечь простейшую лепешку или булку.
Бабушка мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно: Как это сами? И вот с подсказкой бабушки мы решили испечь хлеб в домашних условиях.
Приготовили опару: в посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрела на плите. Дальше в одну посуду мы добавили пшеничную муку. После чего, тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили лист для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог отойти от листа. Выложили тесто на лист и оставили еще на 1 час для того, чтобы оно поднялось. После того, как тесто поднялось, поставила лист в духовку. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки. Подождали, пока он остынет, разрезали его, чтобы убедиться в том, что действительнопропекся. Ах, какой вкусный хлеб получился!!! Оказывается это целое искусство испечь хлеб.
Я поняла, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. Поэтому, надо ценить каждую крошку хлеба и вот почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок.
Несколько лет назад на российском рынке появился интересный прибор – бытовая хлебопечь. По цене хлебопечь ненамного превосходит микроволновку, а домашнего уюта и пользы для здоровья от такого прибора несоизмеримо больше. Хлебопечи легки в использовании, не требуют постоянного нахождения хозяйки на кухне, и очень сильно облегчают жизнь, ведь в них можно не только печь разнообразные хлеба, пироги или запеканки, но и смешивать тесто для пирожков, пельменей и пиццы и даже готовить варенье и селёдочное масло. С хлебопечкой вы можете воплотить в жизнь свои кулинарные фантазии и попробовать хлеб с ликёром, томатами, ягодами, оливками или создать свой авторский рецепт.
Хлебопечи обычно имеют несколько режимов, различающихся по длительности и температуре: для белого хлеба (около 3 часов), для легкого пористого хлеба (до 6 часов), для выпечки (1,5-2 часа), для быстрой выпечки (около часа), для теста, и другие в зависимости от производителя и класса печи. С хлебопечкой можно даже регулировать цвет корочки: светлая, средняя или темная. Некоторые хлебопечки имеют отложенный старт и могут самостоятельно печь хлеб утром прямо к завтраку и будить семью ароматом свежей выпечки. Что касается стоимости домашнего хлеба, он вряд ли будет дешевле магазинного, но ведь хлеб пекут не ради экономии.
Главные причины покупки хлебопечи – вкус домашнего хлеба и уверенность в ингредиентах (ведь вы не будете класть в свой хлеб улучшители цвета, вкуса и консерванты, присутствующие во многих современных продуктах, особенно в тех, где указан срок хранения более 2 суток).
Рецепты хлеба (для хлебопечи).
Особенностью приготовления хлеба в хлебопечи является то, что ингредиенты следует закладывать согласно технологии печи, в рекомендованной производителем последовательности. Режимы выпекания хлеба отличаются в зависимости от производителя, поэтому читайте инструкцию именно к вашей печи. Вот несколько базовых вариантов ингредиентов для выпечки хлеба:
Русский хлеб
2 ст. хлебной муки,
1 ст. ржаной муки,
2 ст.л. патоки,
2 ст.л. растительного масла,
2 ч.л. сухих дрожжей,
1 ст.л. воды,
яблочный уксус, какао – по вкусу.
Но сейчас хлеб на любой вкус пекут тысячи хлебозаводов, пекарни. У нас в селе Александровка также есть пекарня по выпечке хлеба. Чтобы узнать, как выпекают хлеб специалисты, мы отправились в пекарню ОАО «Александровская сельхозтехника» на экскурсию.
Технолог Данилова Татьяна Александровна поэтапно рассказала и показала мне процесс выпечки хлеба: На первом этапе происходит прием сырья (муки, дрожжи, соль, сахар и другие ингредиенты). Затем качественное сырье поступает в производство. Из сырья замешивают тесто в тестомесительной машине. Потом в специальной машине (тестоделитель) тесто делится на определенные массы куски. Затем происходит процесс округления тестовых заготовок - закатка - формовка - расстойка (в расстойке тестовая заготовка увеличивается в объеме и получается форма готового изделия). Перед выпечкой происходит отделка продукта (например смазка, нарезы на батонах, делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой). И, наконец, процесс выпечки в огромных печах, где батоны выпекаются в течение – 23 минут, а дарницкий хлеб – 58 минут. Затем хлеб поступает на участок упаковки, где каждое изделие заворачивается в пакет, но можно обойтись и без упаковки, тогда хлеб укладывают на поддоны и отправляют на прилавки в магазины, где мы его и покупаем.
На хлебопекарне я узнала, сколько весит одна булка хлеба, сколько на хлебопекарне цехов, какое количество времени уходит на изготовление одной булки хлеба, сколько работников работают на хлебопекарне, какие виды и сорта хлеба бывают, какие ещё выпекают хлебобулочные изделия на данной пекарне. А также, мне рассказали, какие этапы нужно пройти для изготовления хлеба.
Полученные ответы на вопросы, которые я задавала:
Сколько весит булка хлеба?
Одна булка хлеба весит: 500±10 г.
Сколько цехов на хлебопекарне и какие?
Цехов на хлебопекарне 6: цех для хранения готовой продукции, цех для хранения и просеивания муки (мучной склад), основной для приготовления изделий, таких как пирожки, рогалики и т.д.; цех для приготовления хлеба - это где тесто замешивают, взвешивают и выпекают.
Каков ассортимент продукции?
На изготовление одной партии хлеба уходит: 12 часов.
Работники на хлебопекарне работают в 4 смены: одна смена – 4 человека. Всего же задействованы –33 человека разных профессий. Виды и сорта хлеба бывают: хлеб пшеничный в/с, хлеб «Дарницкий», «Богатырский», «Купеческий». Также в ассортименте есть: булочки, 5 видов батона (нарезной, отрубной, «Столовый», «Плетенка», «Мраморный», плюшки, пироги с повидлом, с капустой, сайка, ватрушки, тесто дрожжевое, тесто батонное, тесто для курников, тесто пельменное, чак-чак, лапша домашняя и многое другое.
Сколько хлеба в среднем выпекается в сутки?
2000 шт. – пшеничного,
400 шт. – «Дарницкий»,
300-400 шт. – батонов разных видов. И это самый «ходовой» товар.
Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности. В процессе данной работы, я узнала, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы, можно воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу. Как показали результаты исследования, поставленную задачу я выполнила. Я считаю, что собранный мною материал будет полезен многим ребятам. Какой громадный труд проделали многие поколения в течение веков, чтобы получить такой хлеб, какой мы едим ежедневно! Хлеб – полезный продукт, недаром его ставят в центре стола. Нужно не забывать относиться к хлебу бережно, с большим уважением!
На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам:
Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона - требуется более 10 тысяч зёрен. Хлеб народное богатство. Каждому гражданину нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость вовсе не та, что определяется рублями, которые мы платим в магазине, а другая – это цена огромного человеческого труда, затраченного на выращивание зерна и изготовление хлеба.
Заключение.
В заключении мы вывели правила, которым все должны следовать неукоснительно:
1. Берегите хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляйте недоеденных кусков.
3. Никогда не бросайте хлеб.
4. Продлите жизнь черствому хлебу.
5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Хочется надеяться, что все то, что мы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит нас по- новому относиться к нему. Таким образом, в результате проделанных мною исследований я нашла ответы на поставленные проблемные вопросы. Какой громадный труд проделали многие поколения в течение веков, чтобы получить такой хлеб, какой мы едим ежедневно! Хлеб – полезный продукт, недаром его ставят в центре стола. Нужно не забывать относиться к хлебу бережно, с большим уважением!
В результате работы я достигла цель, подтвердила гипотезу и нашла ответы на вопросы, которые я задала в начале работы. Ещё я поняла то, что дети нашего класса уважительно относятся к хлебу. Хочу сказать «Спасибо» всем, кто участвовал в моём проекте и помогал при выполнении работы. Технологу Даниловой Татьяне Александровне, моему классному руководителю Коцаревой Татьяне Васильевне, Оксане Геннадьевне, которая дала нам хлебопечку и помогла испечь хлебушек, детям которые участвовали в анкетирование, своим родителям и моей бабушке Мустафиной Фанузе Мидхатовне.
Берегите хлеб, не выкидывайте его и помните, как ценится каждый кусочек хлеба который лежит у вас столе!
Хлеб - это основа нашего питания, нашей жизни. Чтобы хлеб попал к нам на стол, необходим труд очень многих людей, поэтому мы должны бережно относиться к хлебу и ценить труд людей создавших его. Ведь не даром говорят: «Хлеб - всему голова!».
4. Список литературы:
1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
3. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г 5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.
5.Бертине Ришар. Свой хлеб. Удивительное искусство и простое удовольствие. - Издательство: Астрель, 2011 г.
6. Русские народные загадки, пословицы. Поговорки. - Москва: Просвещение, 2011.
7. Технология по приготовлению хлеба.
8. Круглов Н.А. Педагогический журнал. Внеклассная работа в школе. - Москва, 2006.
9. Интернет источники.