Почему нужно мыть руки?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему нужно мыть руки?

Липенко М.А. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ№5
Малыгина В.А. 1
1МБОУ Одинцовская СОШ№5


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для своего исследования я выбрала тему «Почему нужно мыть руки?» Руки – одна из самых важных частей тела. Нам так часто и в таких разных ситуациях приходится действовать руками, что трудно даже представить, как бы мы обходились без них. Пишем, рисуем, играем на музыкальных инструментах, открываем и закрываем двери и многое, многое другое. Недаром до нас дошло много пословиц и поговорок, про руки: как без рук, золотые руки, на все руки мастер.

Мы часто слышим от родителей и учителей, что нужно мыть руки. Мой классный руководитель ежедневно перед тем, как мы заходим в столовую, напоминает нам о необходимости мытья рук. Когда я прихожу домой со школы или с прогулки родители мне напоминают: «Помой руки». Возникает вопрос: а зачем? Они и так чистые. Мама мне объяснила, что на руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевания. Я внимательно посмотрела на свои руки, но никаких микробов не увидела. А потом на уроке окружающего мира учитель нам рассказала, что микробы очень маленькие, и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, но, попадая в наш организм, они могут вызвать серьёзные заболевания.

В школе, я стала замечать: когда мы идём на завтрак, почему-то моют руки не все. А все ли знают о последствиях несоблюдения правил мытья рук, все ли моют руки правильно? Меня заинтересовали эти вопросы, и я решила провести исследование этой темы.

Актуальность работы заключается в том, что исследование и наблюдение проводились в конкретных условиях жизни автора, образцы для проведения опыта собирались в местах его повседневного пребывания.

Противоречия: все мои одноклассники знают, что руки перед приёмом пищи (и не только) нужно мыть. Но не все соблюдают это правило.

Проблема:

Действительно ли нужно мыть руки, если на вид они не всегда грязные?

Объект исследования: гигиена рук.

Предмет исследования: микробная среда ладоней рук.

Методы исследования:

изучение литературы;

проведение наблюдений за моими одноклассниками и опыта;

библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

наблюдение;

метод анализа и синтеза;

оценка существующей реальности;

обобщение изученного материала.

Этапы исследования:

Опыт.

Наблюдение.

Гипотеза: приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

Цель исследования: привлечь внимание одноклассников к проблеме нерегулярного мытья рук.

Задачи:

Изучить механизм передачи микробов и заболевания, которые передаются через грязные руки;

Подтвердить опытным путем наличие живых микробов на руках, которые кажутся чистыми после улицы;

Составить памятку для моих одноклассников «Уход за чистотой рук».

Тип исследования:

исследовательский

практико-ориентированный

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что многие дети и не только, возможно, обратят внимание на мои советы и правила, и не заболеют «болезнью грязных рук». Работа имеет и практическую значимость, потому что в этой работе я обобщила имеющиеся правила мытья рук, выделила основные моменты и разработала памятку «Уход за чистотой рук».

Результаты исследования:

систематизирован собранный материал;

презентация;

подтверждение теоретических знаний опытным путём;

памятка «Уход за чистотой рук»;

классный час.

Материально-техническое обеспечение исследования

Книги, словари, энциклопедии, печатные издания

Ресурсы интернет

Чашки Петри (для опыта)

Бумага, цветной принтер (для памятки)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Микробы. Какие они бывают.

На грязных руках скапливаются микробы. Но я прочитала в энциклопедии «Живой мир», что они бывают «хорошие» и «плохие». Вот что я узнала из энциклопедии. Микроорганизмы (микробы) - обширная группа в основном одноклеточных живых существ, и их можно рассмотреть только под микроскопом. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы, водоросли, простейшие и иногда к ним относят вирусы. Изучением микробов занимается наука микробиология. Все микроорганизмы делят на патогенные, болезнетворные (плохие), и непатогенные (хорошие).

В нашем организме живёт много бактерий, они нам жизненно необходимы. Живут они на коже, в носоглотке, во рту и в желудке. Я удивилась, когда узнала, что их общий вес в нашем организме может достигать 2,5 кг. Бактерии не просто живут в нашем организме, они работают: создают специальную среду, в условиях которой вредные «плохие» микробы не могут выживать. 

Много «плохих» микробов скапливается на предметах общего пользования: ручки кранов и дверей, поручни в транспорте, тележки в магазинах. Есть они и на личных вещах: мобильных телефонах, компьютерных клавиатурах, одежде и обуви, книжках и игрушках. Все эти предметы мы часто трогаем руками, а микробы, попадая на наши руки, могут вызвать серьезные заболевания.

Микроорганизмы на руках бывают постоянные и временные: постоянные живут и размножаются на коже всегда, а временные попадают на кожу рук при контакте с окружающей средой и могут вызывать разные заболевания, так называемые болезни «грязных рук». К ним относятся более 30 видов инфекционных заболеваний. Инфекционное заболевание - это болезнь, вызванная бактериями, вирусами и паразитами (гельминтами или, так называемыми, глистами).

Как проявляются «болезни грязных рук» и передаются вызывающие их микробы .

«От грязных рук можно заболеть», - говорят взрослые. «Как это происходит?» – задумалась я и нашла ответы, изучив литературу по данному вопросу.

По причине немытых рук человек чаще всего болеет кишечными инфекциями. К ним относятся: дизентерия, сальмонеллёз, холера и другие заболевания. Основные симптомы: боль в животе, повышение температуры, рвота и диарея.

Вирусы вызывают гепатит А. Основные симптомы: тошнота и рвота, болят мышцы и кости. Вирус поражает печень, из-за этого глаза и тело становятся жёлтыми, поэтому в народе эту болезнь называют желтухой.

Гельминты, а точнее их личинки проникают в организм человека через немытые руки после общения с животными или работой в земле. Чаще всего заражаются аскаридами и острицами.

Руки человека загрязняются микробами из окружающей среды. С рук микробы попадают на посуду, еду, игрушки, электрические выключатели и на все, что человек трогал грязными руками, а с них на руки другого человека, если он пользовался этими вещами. Бактерии могут быть занесены в рот, как непосредственно руками, так и при наличии таких привычек, как грызть ногти, карандаши и ручки, облизывать пальцы.

Отсутствие привычки мыть руки опасно не только для самого человека, но и для его окружения, так как он может распространить заболевание в семье или среди друзей.

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Опыт, доказывающий пользу мытья рук.

Все болезни у ребят

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

(Русская потешка)

Когда не видишь микробы, трудно поверить, что они существуют, и нужно обязательно мыть руки.

Для того, чтобы убедиться в необходимости и пользе мытья рук, я провела опыт.

Чтобы микробы было легче изучать, их разводят в питательной среде, поэтому мы с родителями подготовили питательную среду в домашних условиях (сварили мясной бульон, добавил агар-агар для загустения) и разместили ее в двух одинаковых чашках Петри1 (рис.1 Приложение 1). После того, как питательная среда превратилась в желе, мы в одной чашке оставили отпечаток на вид чистой руки после прихода с улицы, а на другой отпечаток руки предварительно помытой теплой водой с мылом. Затем поместили обе чашки в теплом месте. Если бы мы проводили данный эксперимент в лаборатории, то необходимо было бы разместить их в термостате, который поддерживает постоянную температуру 37 градусов, наиболее подходящую для выращивания бактерий. Но дома самое теплое место – это ванная комната, и мы оставили чашки там. Через несколько дней мы оценили результат. На питательной среде, где нами был оставлен след мытой руки, почти ничего не изменилось. На питательной среде, где мы произвели посев микробов с немытой руки, можно наблюдать без микроскопа колонии бактерий черного, серого и белого цвета (рис.2 Приложение 2).

Таким образом, я убедилась в необходимости и пользе мытья рук. Наличие группы микроорганизмов, полученное в результате опыта, наглядно показывает наличие микробов на немытых руках, даже если они на вид кажутся чистыми. А очень незначительное количество микробов при контакте чистой руки со средой, убеждает нас, что размножение бактерий можно остановить соблюдением простых правил гигиены, что имеет немаловажное значение в профилактике большинства инфекций. В целях предотвращения распространения бактерий следует мыть руки после многих совершаемых каждый день операций и прежде всего перед приемом пищи. Это действие имеет большое значение и позволит сохранить здоровье себе и окружающим.

2.2 Наблюдение. Как и когда нужно мыть руки.

Не видали разве

на руках грязь вы?

А в грязи -

живет зараза,

незаметная для глаза.

Если,

руки не помыв,

пообедать сели мы -

вся зараза

эта вот

к нам отправится

в живот.

В холере будешь корчиться,

гореть

в брюшном тифу...

Кому

болеть не хочется,

купите

мыла фунт

и воде

под струйки

подставляйте руки.

Грязные руки

грозят бедой.

Чтоб хворь

тебя

не сломила -

будь культурен:

перед едой

мой

руки

мылом!

В.В. Маяковский

Я провела наблюдение в моем классе, которое показало, что из 33 человек перед завтраком помыли руки без напоминания только 8 человек (Приложение 2 Рис. 1). После напоминания учителя помыли с мылом 18 человек, 6 помыли без мыла, а 6 не помыли руки совсем, 3 использовали антисептики. (Приложение 2 рис. 2).

Итог наблюдения меня удивил. Даже зная, что нужно мыть руки, некоторые ребята всё равно этого не делают. Я заметила, что дети нашего класса, которые забывают мыть руки, часто жалуются на тошноту и боли в животе. Я не исключаю, что это от «грязных рук».

По данным Роспотребнадзора каждый год в мире умирает более 1,4 миллиона детей от диареи или пневмонии. Мытье рук с мылом – эффективный способ предотвратить эти потери. Установлено, что частое мытье рук с мылом способствует снижению смертности среди детей от острых респираторных инфекций и от острых кишечных инфекций.

Я решила убедить моих одноклассников в необходимости мытья рук и помочь им запомнить, как правильно это делать. Для этого сама изучила как и когда нужно мыть руки более подробно.

А ведь руки нужно мыть гораздо чаще, чем многие это себе представляют. Это следует делать:

после посещения туалетной комнаты;

перед приготовлением еды;

после прикосновения к мясу и рыбе;

перед едой;

после чихания и кашля;

после посещения общественных мест и транспорта;

после уборки;

после контакта с домашними питомцами;

после ухода за больными и любого контакта с ними, а также их вещами, ранами, выделениями.

Недостаточно знать, когда нужно мыть руки, нужно еще знать, как делать это правильно и обязательно использовать мыло. Молекулы мыла имеют две части: гидрофильную и гидрофобную2.

______________

2 Ратькин И. В., Дорофеева Е. Д. Исследование наличия микроорганизмов на руках человека // Юный ученый. — 2017. — №5. — С. 86-94 Исследование наличия микроорганизмов на руках человека.

Гидрофильная часть притягивается к молекулам воды, гидрофобная - от них отталкивается, зато хорошо взаимодействует с жирами. Поэтому молекула мыла одной стороной цепляется за жировое загрязнение на поверхности, а за другую сторону её тянут молекулы воды. Вода в итоге оказывается "сильнее" и отрывает молекулу мыла вместе с грязью от поверхности кожи.

Изучив и обобщив основные правила мытья рук, я составила памятку для моих одноклассников:

перед мытьем рук необходимо снять часы и украшения;

вода должна быть комфортной температуры – 37-38 градусов;

мыло обязательно нужно вспенить, после чего растереть между ладонями;

особое внимание необходимо уделить межпальцевым пространствам, отдельно промыть большие пальцы вращательными движениями, потереть руки с тыльной стороны и тщательно промыть под ногтями;

тщательно смыть мыло и насухо вытереть руки.

Если руки моются в общественном месте, то кран лучше закрыть салфеткой, которой вытирались руки, так как открывали этот кран грязной рукой.

Мои одноклассники знали, что я работаю над исследованием и предложили провести конкурс на лучший рисунок к памятке. На уроке рисования мы работали над созданием иллюстрации, и работа победителя представлена на моей памятке.

Заключение

Благодаря этому исследованию я узнала, что руки нужно мыть, даже в тех случаях, когда они кажутся чистыми. Опытным путем было выявлено, что на руках находятся живые микроорганизмы после их контакта с окружающей средой и предметами общего пользования, которые могут вызывать заболевания. Также стало ясно, что эффективный способ предотвращения распространения болезнетворных бактерий – это соблюдение правил личной гигиены. Заботясь о чистоте рук, мы не только уменьшаем риск заболеть самим, но и заразить окружающих.

На уроках окружающего мира в 1 «Р» и в 1 «А» классах , а также на классном часе в своём классе я рассказала ребятам о результатах своей работы, раздала им памятки «Уход за чистотой рук». Одноклассники слушали внимательно, и теперь в нашем классе моют руки все ребята.

Таким образом, цель моего исследования достигнута, задачи выполнены, я доказала необходимость мытья рук. Надеюсь, что ребята моего класса запомнят моё исследование и всегда будут мыть руки.

Будьте здоровы – всегда мойте руки!

Приложения

Приложение 1

Рис. 1 Подготовка питательной среды

Рис. 2 Результат через 3 дня в теплом месте

Приложение 2

Рис. 1.

Рис. 2.

Список литературы.

Волцит П. М. Тетрадь научная. Биология, М.: АСТ, 2017. – 48 с.

Лесли Колвин, Эмма Спиэр Живой мир. Энциклопедия, М.: «Росмэн» 2000. - 128 с.

Ратькин И. В., Дорофеева Е. Д. Исследование наличия микроорганизмов на руках человека // Юный ученый. — 2017. — №5. — С. 86-94 Исследование наличия микроорганизмов на руках человека

Ротенберг Р, Расти здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 2016.- 592 с.

Большая советская энциклопедия http://bse.sci-lib.com

Наука. Общество. Вселенная http://www.krugozors.ru

Польза и вред бактерий для человеческого организма https://probakterii.ru/prokaryotes/for-human/bakterii-v-organizme-cheloveka.html

Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru

Стихи В.В. Маяковского

http://v-v-mayakovsky.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st149.shtml

1Прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого плоского цилиндра, закрываемого прозрачной крышкой подобной формы, но несколько большего диаметра. Применяется в микробиологии и химии. Названа в честь изобретателя — немецкого бактериолога Юлиуса Рихарда Петри.

Просмотров работы: 979