Ландшафтный дизайн территории школьного двора как оазис экологической культуры

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ландшафтный дизайн территории школьного двора как оазис экологической культуры

Кочарян Е.Ш. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 9 г. Сальска
Югринова В.В. 1
1МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе из года в год растет интерес к ландшафтному искусству. И это понятно, так как для восстановления экологической обстановки в природной и искусственной среде люди вынуждены эффективнее использовать растения. В наши дни на первый план в ландшафтной архитектуре выступает экологическое начало. Эстетическая и техническая стороны при всей их значимости занимают второе место. Это обусловлено тем, что сегодня важнейшей областью деятельности ландшафтных архитекторов становится активная защита городской среды от загрязнения и создание для жителей городов здоровой обстановки и комфортной жизни.

Существует старая истина: «Если хочешь жить в городе – саде, выйди и посади сад сам. За тебя это не сделает никто другой». И поэтому после капитального ремонта лицея учителя, родители и учащиеся, приложили немало усилий для создания парковой зоны. Были разбиты клумбы, газоны, завезена новая земля. Высажены более тысячи различных хвойных и декоративных кустарников, роз, и многих других цветов и растений. Мы хотим видеть наш лицей – цветущим садом!

Целью данного исследования является: знакомство с искусством ландшафтного дизайна, рациональная организация и использование школьной территории.

Гипотеза:Модернизация территории лицея позитивно отразится на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения учащихся.

Задачи исследования:

- познакомиться из литературных источников с искусством ландшафтного дизайна;

- познакомиться с принципами ландшафтного озеленения;

- создание цветников, озеленение с учетом природных особенностей местности;

- выбор растений и уход за ними;

- Оценка экологического состояния в социуме лицея №9;

- Формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

Предмет исследования: Ландшафт школьного двора, как центр приобщения школьников к природе, воспитание чувства гармонии с ней.

Объект исследования: Школьный двор лицея

Актуальность проблемы

Грамотно спланированный, засаженный деревьями, декоративными кустарниками, цветниками пришкольный участок может стать оазисом экологической культуры. Вопросы приобщения школьников к природе, воспитание чувства гармонии с ней в данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призвана послужить моя исследовательская работа.

В настоящее время в городах атмосферный воздух загрязняется целым комплексом различных химических веществ. Такая среда способна вызвать у человека различные болезни, расстройства, иные негативные последствия. Что можно сделать для изменения этой ситуации, имея минимум материальных средств, находясь вдали от лесных массивов и парковых зон, но обладая знаниями и желанием изменить окружающий мир к лучшему? Зеленые насаждения пришкольного участка способны поглощать много вредных веществ, тем самым играя роль живых фильтров. Оздоровительная роль растений на пришкольном участке проявляется, прежде всего, в том, что они выделяют специфические вещества фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Зеленые насаждения школьного участка регулируют влажность воздуха. Это особенно важно для микроклимата школьного двора, т.к. влажность воздуха в летние дни, а так же в конце весны и в начале осени бывает очень незначительной. Даже небольшие участки зелени внутри школьного двора создают более благоприятные микроклиматические условия. Важен и противошумовой эффект зеленых насаждений на пришкольном участке. В нашем школьном дворе организованы места для отдыха и занятий. Здесь можно почитать, провести наблюдения за биологическими объектами, расположенными поблизости, организовать занятия натуралистического кружка, наконец, просто отдохнуть. Экоцветники могут служить живым учебным пособием при изучении различных тем курсов ботаники и экологии. Простота стиля позволяет самим создавать композиции, использовать их во внеклассной и учебной работе, видеть красоту родной природы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. История ландшафтного дизайна

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Особой известностью пользовались "Висячие Сады" Семирамиды. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних - кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или "висячих садов", оказалась достаточно плодотворной.

Сам термин «ландшафтная архитектура» впервые появился более 200 лет назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. Религия и философия, наука и политика, национальные традиции и географическое положение территории - всё это наложило отпечаток на подбор растений, архитектурные стили и ландшафтные формы.

1.1. Русское садово-парковое искусство

Ландшафтная архитектура в России имеет давнюю историю. Издавна центром садоводства была Москва. Из московских садов известны кремлевские «висячие» сады, созданные на крышах хозяйственных построек. Уже в первых садах, москвичи использовали привезенные из-за рубежа декоративные растения, (тюльпаны и розы), из древесных предпочитали «свои родные» - сосны, липы, дубы, березы. К жемчужинам русского паркостроения следует отнести: Летний сад, расположенный на левом берегу реки Невы. Сад заложили в 1704-1706 годах. Из растений в саду представлены: липы, вязы, ели, желтая акция, дубы, можжевельник. Шпалеры из стриженых кустарников (около 2-3 м) отделяют аллеи и газоны друг от друга. При Петре1сад использовался не только как место для отдыха и развлечений, - в нем проходили приемы и разнообразные церемонии. Летний сад строили по проектам архитекторов И.М. Угрюмова, Ж.Б. Леблона, К. Росси и другие.

1.2. Садово-парковое искусство зарубежных стран

Ландшафтный дизайн Древнего Рима известен из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, перголы, топиарное искусство (фигурная стрижка), прямые аллеи, разделяющие сад. В Древнем Китае и Японии ландшафтное искусство происходило под влиянием религии и философии. Обязательная часть сада - водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения - беседки, платформы, мосты, веранды, галереи, каменные светильники. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. В эпоху Возрождения изобиловали скульптурные ансамбли, искусственные водоемы с раскидистыми деревьями.

Глава 2. Основы ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн - это озеленение, благоустройство, организация садово-парковых насаждений, горок, газонов, применение малых архитектурных форм в строительстве. Задача ландшафтного дизайна – создание гармонии, красоты с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между формами и природой. Специфика ландшафтного дизайна - использование природных материалов: растительности, воды, камней, земли, включая особенности топографии местности.

2.1.Законы и правила в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайнесуществуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, музыка и поэзия. Эти правила диктует нам сама природа. Контрастное сочетание форм и цвета - один из важных элементов в композиции ландшафтной архитектуры. Таким образом, восхищаясь «натуральностью» или, наоборот, «подчеркнутой искусственностью» тех или иных культурных ландшафтов, следует обратить внимание на основные приемы их объемно-пространственной композиции и многообразие взаимодействия ландшафтных составляющих.

2.2.Организация пространства

Любой ландшафт представляет собой объемно-пространственную структуру, которая состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

планировочных (аллеи, тропинки, площадки и др.);

объемных (формы рельефа, камни, древесно-кустарниковая и травянистая растительность, крупные архитектурные сооружения и малые формы);

плоскостных (водоемы, лужайки, поляны, партеры и др.). Композиционные сочетания этих элементов определяют пространственный характер того или иного пейзажа.

2.3. Стили ландшафтного дизайна

Выбор стиля зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Предлагаю характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений - как классических, так и современных.

Регулярный стиль

Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля - приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада - вода.

Итальянский стиль

Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль

Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад - напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой.

Стиль "модерн"

Стиль "модерн" - это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Ограждения простые, линии строгие. Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки.

Голландский стиль

Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр - хорошо ухоженный газон, по периметру газона - миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля - это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Сельский стиль

Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом - дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок.

Глава 3. Дизайн территории школьного двора

  Красота это плод постоянного вдохновения,

  порожденного упорным трудом. (Делакруа)

«Театр начинается с вешалки, а школа – с ее двора. Когда в школе чисто и уютно, а школьному двору позавидует любой городской сад, тогда и учиться интереснее», - с уверенностью сказала директор нашего лицея Иванченко Ольга Викторовна. И согласны с ней все учителя и ученики лицея».

Что же в нашей школе такого необыкновенного? Лучше конечно на такую красоту самому взглянуть. Но и рассказывать о ней одно удовольствие. На ярко зеленом газоне школьного двора красуются разноцветные клумбы. Каких цветов тут только нет! Астры, бархатцы, петунии, королевские лилии, даже кусты роскошных роз еще не совсем отцвели и радуют глаз своими бордовыми цветами. На территории школьного двора гармонично сочетаются посадки деревьев и кустарников, декоративных трав и цветов, которые окружают зоны отдыха и активных занятий учащихся. Удивительно, но факт – ни профессиональные дизайнеры, ни садовники ребятам не помогали – всю эту красоту они создали сами. За последние пять лет облик пришкольного участка заметно преобразился. Особое внимание было уделено  планировке игровых зон, а также размещению площадки для проведения занятий по таким учебным дисциплинам, как: природоведение, география, биология, трудовое обучение.
    На территории школьного двора находится два здания для старшей и начальной школы. Расположились с востока на запад, поэтому цветочно-декоративные растения по всему периметру школьного двора.  Плодово-ягодные культуры подбирались нами с учетом сортов, районированные в нашей местности. Вокруг всего пришкольного участка создали живую изгородь из зелёных насаждений, а также декоративные кустарники  и плодово – ягодные деревья обрамляют игровые площадки. Все растения высаживали с учётом приспособленности  к разным  срокам цветения и созревания плодов, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые. Самая парадная часть школьного участка - это клумбы. По красоте и четкости они являются образцом декоративного оформления. Основную роль в них играют газоны и цветники с малыми изящными декоративными формами. Мы старались разместить их на газоне, чтобы наилучшим образом  представить цветочные растения. Живые узоры составлялись в геометрической форме. В нашем романтическом царстве есть цветы на любой вкус и самых разнообразных окрасок: белые и жёлтые гордые нарциссы, милые в своей простоте флоксы и сентябрины, разнообразных окрасок астры и циннии, яркие, как солнце, декоративные подсолнухи, радужные георгины «весёлые ребята», великолепные красно-коричневые бархатцы, изящные ирисы, которые вызывают неизменное восхищение. Большую роль в композиции клумб играет ровный, хорошо ухоженный изумрудный газон, который служит замечательным фоном для разнообразных  декоративных растений. Аккуратные сосенки и ели прекрасно себя чувствуют в цветочном царстве. А  стройные берёзки и тонкие рябинки с яркими гроздьями особенно украшают школьные дорожки, которые делят участок на различные ландшафтные зоны.   Все дорожки  и тротуары на территории школы, начиная от центрального въезда, заасфальтированы,  ограждены бордюрным камнем, что придаёт  особое изящество и выразительность разным уголкам школьного двора.  Лиственные породы красуются, благодаря своим листьям, цветкам и плодам в течение весны, лета и осени, а хвойные не дают поблекнуть зелёным  ожерельям в течение зимы. Зелёные насаждения на школьном участке играют не только эстетически-художественную роль, но и имеют большое санитарно - гигиеническое значение. Ведь они способствуют очищению приземного слоя воздуха. Вся территория школы по всему периметру оборудована внешним  освещением. Таким образом, следует отметить, что в течение всего учебного года школьная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности. Учителя начальных классов, химии, биологии, географии, астрономии проводят здесь экскурсии и уроки-практикумы: сезонные наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на благосостояние растений, изучается видовой состав растений, кислотность почвы. Приобрели характер массовые внеклассные мероприятия, которые проводятся на свежем воздухе: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся лицея. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой. Но и в летний период школьный двор не пустует. На его территории проходят школьники трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения. Подобные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности у детей.

 3.1 Дорожки

Дорожки – один из важнейших элементов. Помимо непосредственно практического применения, они используются для разделения участка и могут быть декоративной деталью. С точки зрения безопасности и дизайна центральная часть школьного двора покрыта тротуарной плиткой, которая отличается многообразием фигурных элементов, противостоит скольжению, а дорожки заасфальтированы. Тротуары в ландшафтном дизайне - это твердые покрытия, которые называются мощением. Они являются важным элементом всей композиции садового участка и придают ему индивидуальность. Форма, расположение, изгибы дорожек определяют стиль и характер ландшафтного проекта. Дорожка - один из элементов, которые делают сад единым целым. В идеале, она должна удобно и красиво связывать все уголки вашего участка. Дорожки делятся на главные, второстепенные, прогулочные и рабочие.

  3.2. Зоны отдыха

Обычные беседки, павильоны и беседки из зелени - это садовые сооружения, где можно комфортно отдохнуть на скамейке, полюбоваться садом. Садовая беседка обязательно должна иметь привлекательный вид. Вообще беседка, если давать формальное определение - это небольшая, полностью закрытая, остекленная садовая постройка с дверями, укрывающая от любой непогоды. В 18-19 в.в. беседки именовали миловидами, т.к. из них открывался прекрасный вид. Ставили их обычно в определенных точках пейзажа - чаще всего на возвышении. Беседку лучше расположить в самом дальнем правом или левом углу участка на солнечном месте и соединить с остальной частью сада и домом удобным проходом. Для озеленения ландшафтного дизайна чаще всего беседку "обвивают" изящными вьющимися растениями и "обрамляют" цветниками.

3.3.Спортивные площадки

На территории школы организован  спортивный стадион, он занимает площадь 75×25 м.  На нём оборудовано: поле для игры в футбол и мини – футбол, турники, дорожки для бега на разные дистанции. Устроена также яма для прыжков в длину и высоту, есть пространство (размеченная территория) для метания гранат, турники, баскетбольная и теннисная площадки, спортивное бревно, полоса препятствий.       На территории школы функционирует и детская транспортная площадка для изучения правил дорожного движения и проведения занятий не только с юными инспекторами дорожного движения, но и со всеми обучающимися, разметка для фигурного вождения велосипеда. Границы проезжей части,  и тротуары нанесены на асфальт  белой краской. Площадка используется не только для проведения практических занятий с обучающими среднего  и младшего звена, но и при проведении общешкольных мероприятий: «День Здоровья», «Зарница», «Спартакиада» в осенние  и весенние  периоды.

3.4. Скульптура

На территории школьного двора установлен памятный бюст Володи Ульянова, который был поставлен на средства учителей и родителей в начале 50 годов. На территории лицея множество фигурок малых архитектурных форм.

3.5. Виды цветников

Цветники выполнены как из однолетних растений, так и из многолетних. Однолетние цветы яркими пятнами в миксбордерах, клумбах, вазонах радуют глаз в течение всего лета. Многолетние растения вносят краски в течение всего вегетационного периода. При этом одни цветы сменяют другие. Цветники, сформированные только из многолетников, не представляют интереса. Они обязательно должны дополняться однолетними и луковичными для того, чтобы период цветения был непрерывен.

Клумба представляет собой участок с правильными формами, украшенный однолетними цветами. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелятся по земле; цветочные создают из крупных цветочных растений, чтобы на клумбе всегда были цветущие цветы.

Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий  фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов. Газоны (от французского gazon - дерн) - это густые, однородные, тщательно выровненные искусственные или естественные дерновые покровы. Их основа - газонная трава, состоящая в основном из плотно растущих многолетних злаков. По типу газонов на территории двора подразделяются на две группы - декоративные и специальные. К специальным газонам отнесем спортивные (корты, футбольные поля и др.)

Бордюры - окаймляют отдельные части цветника, декоративно лиственные однолетние или многолетние композиции по контуру, вдоль дорожек, рабаток, газонов, аллей. Бордюры придают композициям законченный вид. Назначение  бордюра  -  подчеркнуть  законченность  того  или  иного  типа  цветочного  оформления,  поэтому  он  не  должен  выделяться  и  быть  слишком  вычурным.   Для  этой  цели,  используют  растения  низкорослые,  растущие  ровно,  плотным  кустиком,  декоративно - лиственные  или  длительно  цветущие,  устойчивые  к  неблагоприятным  условиям  внешней  среды

Партер может включать в себя все вышеперечисленные устройства с применением цветочниц, ваз, газонов, садовой структуры, террас, бассейнов и фонтанов, партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления.   Партеры  создают  из  особо  декоративных  многолетников,  двулетников  и  однолетников  разных  видов. 

Рабатки — это длинные грядки вдоль границ газонов, оформление цветущими или декоративными растениями. Одиночными посадками могут быть крупные цветы, представленные в единичном экземпляре (пион, роза, георгин, гортензия и др.) Группы создаются из цветов одного или нескольких, видов. Миксбордеры (смешанные бордюры)- представляют собой цветочные опушки или ленты на газонах, у зданий с особым подбором ассортимента цветов. Цветение миксбордера не должно прерываться с весны до осени, что достигается посадкой цветов разного периода цветения.

3.6.Дизайн школьного цветника состоит из однолетних декоративных растений, таких как: антирринум большой (львиный зев), петунья, ромашка, сальвия, бархатцы, циния и др.

Однолетники выращиваем по следующей схеме: весна- посев в помещении на рассаду или в грунт на место, посадка рассады на участок или прореживание грунтовых всходов; лето - уход, включающий поливы, подкормки, рыхления, прополки и срезку отцветших цветков или соцветий, при желании - сбор семян; осень - уборка отцветших растений.

Многолетние цветочные растения, или многолетники, могут длительное время расти и цвести на одном месте без ежегодного пересева или посадки, правда время от времени их надо выкапывать и делить, чтобы развившиеся побеги не теснили друг друга. На нашем дворе огромное множество ирисов разных расцветок, хризантем, сентябрин, тюльпанов.

А гордостью лицеистов является большой Розарий. Участок для розария находится на защищенной от ветра и в тоже время солнечный стороне. Большой розарий – создают там, где достаточно места для регулярной планировки, вид розария обязательно должен гармонировать с типом планировки территории. Кусты роз, благоухают с ранней весны и до поздней осени. В жаркую сухую погоду их поливают не менее 1 раза в неделю.

Живая изгородь

Живые изгороди являются неотъемлемым элементом почти каждого сада и парка. Первые «зелёные стены» появились ещё в древнем Риме, а в 16 веке стали неотъемлемой частью паркового дизайна. Особой популярностью они пользовались во Франции, где к тому времени только начался пик развития регулярных садов, и аккуратные стриженые изгороди создавали неповторимую атмосферу изысканности и аристократизма. Сегодня живые ограждения используются повсеместно и могут применяться в качестве фона или шумоизоляции. В качестве материала для живой изгороди мы используем лещину.

Топинарное искусство в ландшафтном дизайне делает из обычного деревца необыкновенные по форме и композиции деревца. К индивидуальному ландшафтному стилю можно подобрать как типичные формы: куб, конус, пирамида, сфера, так и оформление фигур птиц или животных. У нас шаровидные и конусообразные топиарные деревца. У нас шаровидные и конусообразные топиарные деревца.

 

Глава 4. Исследование

4.1. Экологическое состояние нашего микрорайона

Район исследования

Ростовская область, город Сальск, пришкольный участок МБОУ лицей № 9.

С одной стороны лицея расположена главная автомобильная магистраль, с другой железная дорога. На территории школьного двора имеются две спортивные площадки, турники и турникеты, баскетбольная и волейбольная площадки на которых проходят уроки физкультуры в теплое время года, имеются столы для настольного тенниса, зоны отдыха, кустарники, цветники, живая изгородь, множество дорожек по которым гуляют малыши.

Уровень радиационного фона в социуме лицея, на автодорогах - нестабильный. Он колеблется от 4 мкр/час до 7 мкр/час. Мной были сделаны замеры радиационного фона на территории школьного двора, вблизи прилегающих улиц, и можно сделать следующий вывод:

Превышение радиации в социуме лицея объясняется рядом причин:

- наличием интенсивных транспортных магистралей в микрорайоне улиц Железнодорожная и Коломийцева;

- наличием вблизи железной дороги, которая использует как электровозы, так и тепловозы, работающие на солярке.

В целом можно сказать, что радиационный фон на территории лицея №9 стабильный и на протяжении последних двух лет существенных изменений не произошло. Работа по благоустройству школьной территории имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств учащихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Ландшафт территории школьного двора в лицее №9 предусмотрел создание следующих зон:

Зона озеленения (газоны, клумбы, хвойный отдел)

Зона отдыха и досуга (игровые площадки для младших
школьников, малые архитектурные формы)

Спортивная зона (площадка для спортивных игр: баскетбола,
волейбола, беговые дорожки, футбольное поле).

Мною были разработаны предложения для улучшения территории школьного двора под девизом:

«Лицей наш дом, нам заботиться о нем», мы учитывали, как внешний вид двора повлияет на развитие эстетического вкуса учащихся и культуру их поведения».

4.2.Школьный участок как экосистема.

Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы. Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из нас. Экосистема – это единая природная система, образованная живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и неживые составляющие связаны между собой постоянным обменом вещества и энергии. Под экосистемой может иметься в виду как Земля в целом, так и более простые объекты. В моей исследовательской работе в качестве экосистемы я выбрала школьный участок как микро-экосистему нашего города.

4.3 Растительный и животный мир школьного участка

Считаю, что озеленение двора лицея достаточное (сосны, ели, рябины, тополя, и множество кустарников, а так же можжевеловых, роз и цветов). Расстояние между узколистными формами деревьев 5 - 6 м, между широколистными -  8-10 м. Известна роль зелёных насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 - 80 % аэрозолей и пыли. Летом в школе проходит практика. Есть много направлений, и одно из них – работа на пришкольном участке. Лицеисты ухаживают за растениями, кустарниками и клумбами. Для большей заинтересованности учеников в озеленении и уходу за территорией существует рейтинг работы классов на закрепленном участке. Животные нашего школьного участка представлены такими видами птиц: трясогузкой, славкой, воробьями, скворцами, галками, голубями, и насекомыми: муравьями, мухами, пчелами, шмелями, бабочками и др.

4.4. Предложения и рекомендации по реконструкции пришкольного участка моих одноклассников.

По периметру клумб и вдоль дорожек нужно установить декоративные светильники. Донсков Ярослав

Мне бы хотелось видеть красиво цветущие деревья и кустарники: яблони, груши, айву. Цветут они очень долго и красиво. Глущенко Яна

На мой взгляд, наш школьный участок вполне благоустроен, но я хотел бы видеть хоккейную коробку, с поставленными вокруг нее трибунами. Так же нашему участку не хватает альпийской горки. Надеюсь, что в будущем мои пожелания сбудутся. Семкин Даниил

Я хочу, видеть на территории нашей школы искусственные водоемы, т.к. в жаркую погоду живительный островок влаги привнесет прохладу. Сретенская Виктория

Хочу, чтобы на школьном дворе стояли красивые беседки, в них можно было бы укрыться от дождя, а в жаркую погоду от солнца. Кравченко Роман

     Описание предложений по благоустройству школьного двора.
I. Детская игровая зона:
-    построить красивую беседку;
-    установить лавочки с тентом;
II. Зона отдыха

-   вокруг каждой игровой зоны посадить плодово-ягодные деревья и низкорослые кустарники;

- установить альпийскую горку;
IV. Спортивно-оздоровительная зона:
-   разместить рядом с футбольным полем «Шведскую стенку» и турники;
VI. Площадка для проведения занятий по учебным предметам на свежем воздухе:
-    подобрать и установить необходимое оборудование, приборы.

Возможные искусственные водоемы

Возможные конструкции беседок

 
 
 
 
 
 
 

4.5. Социологический опрос

Я опросила родителей, учителей учащихся и жителей микрорайона.

Вопрос, который я задала:

Вопрос 1.Нравится ли вам территория школьного двора?

Вывод: Наши преподаватели считают школьный двор, парковой зоной. Не в каждом школьном дворе можно видеть такое многообразие зеленых насаждений, экоклумб и цветников. Огромное количество хвойников и можжевельников, источающих необыкновенный аромат. А школьному розарию могут позавидовать самые требовательные цветоводы. Мы, учащиеся лицея и наши родители прикладываем много стараний по уходу, посадке, поливу, обрезке. У нас существует много добрых традиций: день древо и цвето насаждений, экологические субботники, квесты и соревнования между классами на лучшую закрепленную территорию. Жители микрорайона гуляют со своими детьми на спортивных площадках, отдыхают в тени сосновых деревьев, делают утренние пробежки. Лицей посещают и гости: бывшие выпускники, учителя-ветераны, дважды была делегация из дружеской Белоруссии с Игорем Лученком. А губернатор Ростовской области, посетив наш лицей, не сдержался от теннисной партии с нашими ребятами.

Заключение

Художественное оформление участка, выполненное руками самих ребят, возможность проведения на его территории уроков естественнонаучного и художественно-эстетического цикла, релаксация после напряженного учебного процесса – все это, несомненно, придает большую значимость роли школьного двора в жизни детей. Я считаю, что наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, эстетическую, функцию проектирования собственной деятельности. Полагаю, что нашей командой лицеистов сможем реализовать все свои способности, интересы и создать идеальную модель маленького мира цветов и обрести опыт жизненного созидательного успеха. Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его общественной деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих чувств, а также эстетических духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства, как и живопи­си, скульптуры, должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на активное положительное воздействие, на него. В течение всего учебного года школьная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности. Сегодня важным фактором становится активная защита городской среды от загрязнения и создание для жителей городов здоровой обстановки и комфортной жизни. Считаю, что территория нашего лицея является оазисом экологической культуры, способной приобщить школьников к природе, воспитать чувства гармонии с ней. Несомненно, это позитивно отразится на развитии эстетического восприятия окружающей среды и культуре поведения учащихся.

Цель своего исследования считаю достигнутой, гипотеза подтвердилась.

Литература

Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000Браун Л., Флейвин Х., Лжекобсон Д.И. и др. Мир 80-х годов/ пер. с англ. –М.: Прогресс, 1989

Акимушкин И. /Причуды природы М. 1992.

Баталин Б.С., Маковецкий А.И. Строим сами: постройки на садовом участке. – Пермь: Кн. изд-во, 1989. – 221 с.

Гребешкова Д. Создаем рокарий // Ландшафтный дизайн Урала. -2005 сентябрь-октябрь

Гусев В.Г. Наши питомцы М. Лесная промышленность , 1987Тарнис Л.Г. Ландшафтное искусство и Фитодизайн. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя, 1998

Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005

Петров В.В. Из жизни зеленого мира М.: Просвещение , 1982..

Просмотров работы: 5018